Дайджест за июль 2010 г. от РНЦ ''Курчатовский институт''
Дата: 10/08/2010
Тема: Атом Today Новости


Ростехнадзор переподчинен Правительству

Президент Д.А. Медведев подписал указ о переходе федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в прямое подчинение правительству России. Это сделано «в целях повышения эффективности государственного управления в сфере экологического технологического и атомного надзора».


На Ростехнадзор возложены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере атомного и технологического надзора. Функции Ростехнадзора по проведению экологической экспертизы переданы в Росприроднадзор. Этому же ведомству отошли функции в сфере охраны окружающей среды — по ограничению негативного техногенного воздействия и обращению с отходами.

Ростехнадзор уже был в прямом подчинении правительства, однако в 2008 г. перешел в ведение Министерства природных ресурсов и экологии России.

Новости строительства АЭС

■ Калининская АЭС.

На энергоблоке Калининской АЭС в рекордные сроки завершена сварка главного циркуляционного трубопровода (ГЦТ). Работа выполнена за 127 суток, побит всесоюзный рекорд — 150 суток, установленный на Запорожской АЭС в 1986 г.

Сварка главного циркуляционного трубопровода — один из важнейших этапов монтажных работ при сооружении энергоблоков.

ГЦТ соединяет оборудование первого контура АЭС (реактор, парогенераторы и главные циркуляционные насосы). Протяженность ГЦТ — 200 м, диаметр труб 850 мм, толщина стенки — 80 мм.

Завершение сварки позволяет начать процесс контрольной сборки реактора. Пуск блока намечен на четвертый квартал 2011 г.

■ Ростовская АЭС.

На энергоблоке № 4 Ростовской АЭС в июле заканчиваются работы по бетонированию фундаментной плиты реакторного отделения.

Заливка первого бетона началась в июне. Ростовская АЭС является свидетельством того, что в атомной отрасли России возрождается поточное строительство объектов ядерной энергетики: блок № 1 этой станции с 2001 г. находится в эксплуатации, блок № 2, включенный в сеть в марте этого года, проходит этап энергетического пуска и освоения мощности; на блоке № 3 ведутся полномасштабные строительные работы: продолжается возведение контурных стен реакторного отделения, проводится монтаж колонн каркаса турбинного отделения.

Работу на стройплощадке энергоблоков № 3 и № 4 ведут 43 подрядных организаций с общей численностью более 3000 человек. Пуски блоков запланированы на 2014 и 2017 гг., но возможен их сдвиг на 2013 г. и 2015 г. соответственно.

■ Ленинградская АЭС (ЛАЭС-2).

В июне правительство Ленинградской области предоставило земельные участки общей площадью 118 га для сооружения объектов и инфраструктуры второй очереди Ленинградской АЭС. На выделенных землях будут построены: два энергоблока, полигон по захоронению промышленных нерадиоактивных отходов, автодорожный обход г. Сосновый Бор, железная дорога на участке ст. Калище — ст. Копорье. Начались работы по бетонированию перекрытия здания турбины первого блока на нулевой отметке, которые завершатся осенью текущего года.

Работы ведутся на 55 объектах (39 — на первом блоке и 16 — на втором).

Количество работающих на стройплощадке ЛАЭС-2 — около 2500 человек. Пуск первого блока ЛАЭС-2 запланирован на конец 2013 г., второго — ориентировочно переносится на 2016 г.

■ Нововоронежская АЭС (НВАЭС-2).

При сооружении внутренней защитной оболочки, гермозоны и обстройки здания реактора строительство ведется укрупненными блоками, что позволит сократить его сроки.

Для доставки крупногабаритного оборудования построен причал на реке Дон в Нововоронеже и подъездной путь к нему. Первым крупным оборудованием, которое доставлено водным транспортом для НВАЭС, стали закладные детали транспортного шлюза (их функция — сформировать коридор для доступа в помещение гермозоны здания реактора).

Диаметр наружной закладной детали составляет 10 м, внутренней — 8 м. Вес деталей — более 40 т.

Доставка крупногабаритного оборудования водным путем позволяет избежать дополнительных затрат, связанных с укрупнительной сборкой, необходимой при перевозке железнодорожным или автомобильным транспортом.

Первый блок НВАЭС-2 планируется пустить в конце 2012—начале 2013 г., пуск второго намечен на 2015 г.

■ Балтийская АЭС.

По состоянию на начало июля на строительстве Балтийской АЭС было занято 364 человека и 149 единиц строительной и автомобильной техники.

На июль и третий квартал поставлена задача увеличить количество землеройной и автомобильной техники в связи с возрастающим объемом работ. Предстоит продолжить планировку промплощадки и строительной базы, внутриплощадочных автодорог, строительство автомобильной дороги пос. Лунино—Балтийская АЭС, реконструкцию дороги к поселку Маломожайское, разработку котлована под первый энергоблок. Планируемый срок его пуска — 2016 г.

Россия будет строить первую турецкую АЭС

Парламент Турции 14 июля ратифицировал межправительственное российско-турецкое соглашение о строительстве первой в стране АЭС, подписанное в мае этого года в ходе визита президента РФ Д.А. Медведева в Ангару.

Президент Турции Абдулла Гюль утвердил это соглашение 21 июля.

В соответствии с документом Россия и Турция будут сотрудничать в строительстве и эксплуатации АЭС в Аккую в южной провинции Мерсин. Мощность будущей станции — 4800 МВт — 4 блока с реакторами ВВЭР мощностью 1200 МВт каждый (проект «АЭС-2006»).

Первый энергоблок планируется ввести в течение семи лет с даты выдачи всех документов, разрешений, лицензий, согласований и утверждений, необходимых для начала строительства. Энергоблоки со второго по четвертый вводятся с интервалами в один год после начала коммерческой эксплуатации первого энергоблока.

То, что Турция, страна, ориентированная в экономике прежде всего на ЕС, предпочла российский проект, еще раз подтверждает усиление позиции атомной отрасли России.

Китайский CEFR достиг критичности

По данным национальной ядерной корпорации первый в КНР экспериментальный реактор на быстрых нейтронах (CEFR) мощностью 20 МВт (э) достиг критичности 21 июля.

Он был разработан в Китайском институте атомной энергии под руководством и по технологии российского ОКБМ им. Африкантова с участием ряда предприятий атомной отрасли, в том числе Курчатовского института. Успешный запуск CEFR означает большой прорыв, сделанный Китаем в освоении передовых технологий ядерных реакторов.

В октябре прошлого года китайская сторона подписала соглашение с Атомстройэкспортом о начале предпроектных работ по сооружению в Китае коммерческой АЭС с двумя реакторами БН-800.

Строительство планируется начать в августе 2011 г.

Атомный подводный флот расширяется

В мировой атомный подводный клуб входят США, Россия, Великобритания, Франция, Китай и Индия.

Первой АПЛ мира был «Наутилус» США (1955 г.), затем последовал «Ленинский комсомол» СССР (1958 г.), английский «Дредноут» вступил в строй в 1963 г., французский «Редутабль» в 1971 г. В 2009 г. военно-морской флот КНР отметил 35-летие ввода в строй первой китайской атомной подводной лодки (1974 г.), индийская субмарина «Арихант» спущена на воду в 2009 г.

О своем стремлении в ближайшие 5—10 лет построить собственные атомные подводные лодки заявили Бразилия и Аргентина.

■ Китай*.

В июле 1958 г. Политбюро ЦК Компартии Китая постановило: стране надо самостоятельно создать атомную подводную лодку и баллистические ракеты морского базирования. Председатель Мао прокомментировал это решение в свойственной ему манере: «Мы должны строить атомные подводные лодки, если даже у нас уйдет на это 10 тысяч лет!»

Программа создания атомного подводного флота имела для КНР характер национального приоритета особой важности, сравнимого с созданием собственного ядерного оружия (1964 г.) и выводом на околоземную орбиту первого китайского спутника «Дунфаньхон» (1970 г.).

Если бы не разрыв с СССР, Народно-освободительная армия Китая (НОАК) могла бы обзавестись атомными субмаринами советского дизайна уже в первой половине 60-х годов. Разрыв научно-технических связей с СССР заставил китайцев обратиться за инженерной поддержкой в создании АПЛ к западным фирмам, в первую очередь, французским. Переработанному с участием французов проекту присвоили номер 091, в НАТО субмарины проекта 091 назвали «Хань».

Головная атомная подводная лодка этого проекта — «Чанчжен-1» («Великий поход») была заложена в 1967 г. Из-за причин технико-экономического характера постройка «Чанчжен-1» затянулась на семь лет — в состав ВМС НОАК она была принята только 1 августа 1974 г., да и то с существенными недоделками, которые устранялись в течение ряда лет.

Последующие четыре корабля «(Чанчжэн»-2, -3, -4, -5) передали морякам в 1980—1990 гг.

Первые китайские лодки проекта 091 напоминают как бы увеличенные в размерах французские АПЛ типа «Рубис».

Единственная, построенная по проекту 092, китайская атомная подводная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) — «Чанчжен-6» вступила в строй в 1987 г. В принципе это такая же субмарина, но с врезанным в корпус ракетным отсеком, на Западе для нее принята условная категория класс «СЯ».

Сегодня «Чанчжэн-1» выведена из боевого состава ВМС НОАК. На смену ей уже поступают новые многоцелевые АПЛ проекта 093 (на Западе они отнесены к классу «Шань»), строительство которых началось в конце 90-х. По крайней мере одна лодка проекта 093 к 2005 г. уже отправлялась на ходовые испытания, а к 2015 г. их должно быть шесть.

Шаг вперед по сравнению с субмариной проекта 092 представляют ПЛАРБ типа «Дацынгуй» (проект 094), разработанные с использованием российских технологий. На Западе ее условно относят к классу «Цзин»; отличается более надежной ядерной энергетической установкой, меньшей шумностью, усовершенствованными гидроакустическими и радиоэлектронными системами. Первая лодка начала проходить испытания в 2004 г. Серия включает четыре или пять ПЛАРБ, которые должны быть развернуты в 2015—2020 гг.

Таким образом, КНР в настоящее время реализует программу строительства атомного подводного флота, чьи количественные параметры сопоставимы с английским и французским. Это соответствует общей задаче нынешнего этапа развития национальных ВМС, которые к 2020 году должны контролировать обширную океанскую зону от Курильских до Марианских и Каролинских островов, Новой Гвинеи и Малайского архипелага. В более отдаленной перспективе, к 2050 году предполагается иметь полноценный флот, способный действовать в любых районах Мирового океана.

*По материалам газеты «Военно-промышленный курьер», № 24, 2010 г.

■ Индия.

Первая атомная подводная лодка, самостоятельно спроектированная и построенная в Индии, спущена в 2009 г. Субмарина, получившая название «Арихант», что означает «истребитель врагов», имеет водоизмещение около 6000 тонн, при общей длине корпуса в 104 м; может развивать скорость до 30 узлов и находиться в автономном плавании до 90 дней. Реактор разработан специалистами Центра ядерных исследований имени Бхабха. Ожидается, что в состав индийских ВМС она войдет в 2011 г. после годичных ходовых испытаний в Бенгальском заливе.

■ Бразилия.

В настоящее время в составе ВМФ Бразилии числятся семь дизель-электрических подводных лодок класса Tupi и Tikuna, построенных в Германии. Автономность плавания этих подлодок составляет около 60 суток, глубина погружения — до трехсот метров, скорость до 22,5 узла; вооружены торпедными аппаратами калибра 553 мм.

Первую атомную подводную лодку национальной разработки (по сообщению Space War) ВМС Бразилии получат к 2021 г., если изготовление всех компонентов будет произведено по плану. Создание атомного реактора для бразильской АПЛ завершится в 2014 году. На первом этапе использования бразильский атомный реактор для АПЛ будет работать на уране, обогащенном до пяти процентов. На втором этапе будет использоваться уран со степенью обогащения в 20 процентов. Как ожидается, строительство АПЛ начнется в 2016 году и займет около пяти лет. При создании подводной лодки будут использоваться некоторые наработки, примененные Францией в подлодках класса Scorpene.

■ Аргентина.

Министр обороны Нильда Гарре официально объявила о старте национальной программы по вводу в строй Аргентины кораблей с атомными энергоустановками. Разработка такой установки ведется в стране с 1970-х гг. на основе немецких технологий. Теперь власти заявляют о намерении оснастить этим реактором в 2015 г. либо одну из имеющихся подводных лодок, либо одну из недостроенных лодок, заложенных еще в 1980-х гг.

Аргентинская компания INVAP — национальный лидер в высоких технологиях, в том числе в спутниковой связи, радиолокации, ветровой и ядерной энергетике, может поставить ВМС страны реактор для оснащения первой отечественной атомной подводной лодки.

Речь идет о модели, созданной на основе проекта CAREM — компактного водо-водяного реактора мощностью до 300 МВт, который может быть использован в будущей аргентинской АПЛ. В настоящее время на верфи Almirante Storni ведется строительство двух подводных лодок на основе проекта Thyssen TR-1700. Одна из этих лодок, корпус которой находится в завершающей стадии строительства, после переделки может стать первой аргентинской АПЛ.

Как сообщила министр обороны Аргентины, в 2013 г. должен быть готов прототип реактора CAREM, который затем должен быть интегрирован на корабль совместными усилиями INVAP и оборонного НИИ CITEDEF. Замысел заключается в том, чтобы в 2015 г. корабль с атомной энергоустановкой так или иначе вышел на ходовые испытания. Один из рассматриваемых вариантов реализации этого замысла в том, чтобы переделать в атомоход находящийся сейчас в ремонте ледокол Almirante Irizar (он пострадал от пожара в апреле 2007 г.)

Однако в качестве гораздо более привлекательной для аргентинских властей альтернативы рассматривается возможность установки реактора на одну из имеющихся лодок TR-1700 в дополнительном отсеке либо на одной из недостроенных лодок.

Региональным наблюдателям перспектива установки реактора на лодку, а не ледокол, кажется более вероятной, поскольку ледокол уже ангажирован для амбициозной аргентинской антарктической программы и должен покинуть док уже в 2012 г. А если на него будут ставить реактор, то срок его возвращения в строй спрогнозировать будет невозможно.

С неожиданным стремлением в 2015 г. обзавестись собственной атомной подводной лодкой Аргентина вступает в соперничество с Бразилией, которая планирует построить первую атомную подлодку к 2021 г. Военные расходы Аргентины — одни из самых скромных в Южной Америке, тогда как бразильские военные расходы превышают половину таковых всего южноамериканского региона.

Национальные атомные проекты

Вьетнам

Премьер-министр Вьетнама подписал постановление об утверждении плана развития ядерной энергетики страны на период до 2030 г. Для строительства АЭС определены восемь площадок в пяти провинциях: Ниньтхуа, Биньдинь, Фуйен, Хатинь, Куангнгай. На каждой площадке может быть построено от четырех до шести энергоблоков. Первую АЭС планируется запустить к 2020 г. К 2025 г. общая мощность введенных энергоблоков должна достигнуть 8000 МВт, а к 2030 г. общая установленная мощность 13 энергоблоков достигнет 15 000 МВт, что составит 10% от общего национального электропроизводства.

Вьетнамские власти приняли решение выбрать в качестве партнера по строительству первой в стране АЭС российский Атомстройэкспорт.

Главным фактором, повлиявшим на выбор России в качестве партнера, стала высокая степень обеспечения безопасности российских АЭС. «Российские технологии АЭС — наиболее безопасные, кроме того Россия обещала содействие Вьетнаму в утилизации ядерных отходов», — заявил глава вьетнамского Института атомной энергии В.Х. Тан.

Строительство первой АЭС по плану, утвержденному Национальным собранием (парламентом) страны, начнется в 2014 г.


Материал подготовила И.В. Гагаринская





Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2488