Подводные камни информационно-коммуникационных технологий
Дата: 28/12/2010
Тема: Здоровье



М.Н.Тихонов, с.н.с. ФГУП НИИ промышленной и морской медицины, Санкт-Петербург
niipmm@mail.axon.ru

 М.М.Богословский, д.б.н,,  Военно-медицинская академия им.С.М.Кирова
m2Bog1@yandex.ru
Сегодня трудно назвать такую область производственной или бытовой деятельности людей, в которой не использовались бы ЭВМ. Автоматизированные системы управления (АСУ), оперативные системы представления данных, информационно-справочные системы, АСУ финансово-хозяйственной деятельности предприятий, всевозможные мониторинги, базы данных, автоматические системы сбора и передачи информации, компьютерные сети – вот далеко не полный перечень реалий значимости ЭВМ и информационно-коммуникационных технологий.


Персональный компьютер для многих стал обыденной реальностью. Компьютерные технологии обогатили человечество множеством новых возможностей. Возник целый ряд телекоммуникационных технологий, зачастую с непредсказуемыми последствиями для человечества.

На конец 2001 г. в мире насчитывалось более 530 млн пользователей Интернета [2]. С увеличением числа пользователей и доли Интернет-услуг в мировой экономике, Всемирная сеть начинает оказывать существенное влияние на сложившиеся территориально-общественные системы, хозяйственные и социальные.

Пользователь Интернета ощущает себя неотъемлемым компонентом единого мирового информационного сообщества. Это огромная победа человеческого разума. Но Интернет не только расширяет возможности человека, являясь мощным инструментом коммуникации и поиска информации, но и влияет на психологическое состояние индивида. Человек создает новые информационные технологии, чтобы обеспечить контроль над происходящим, но создаваемые технологии сами начинают контролировать и управлять человеком.

Проблема Интернет-зависимости

Волна компьютеромании с игровой двухмерной жизнью и оторванностью от реальности захлестнула Россию [3]. К концу 2002 г. в Российской Федерации компьютером пользовались по различным источникам [Monitoring.ru, Комкон, Gallup и др.] от 5 до 18 млн человек, и их число ежегодно увеличивалось на 400-500 тыс. В России в 2002 г. пользователями Интернета являлись 8,7 млн человек старше 18 лет, в 2008 г. – 34,4 млн человек, то есть более 20% населения. По числу пользователей Интернета старше 16 лет на 2008 г. Россия занимает второе место в Европе после Германии: в Германии – 46 млн человек, в России – 38 млн человек [Интернет в России, 2008, вып.25].

Интернет плотно вошел в жизнь современного человека. Обыденными стали разнообразные действия, выполняемые в режиме онлайн: онлайн-переводы, онлайн- ТВ, радио, фильмы, совершение покупок, онлайн-новости, резервирование билетов или гостиничных номеров, обмен научной информацией. Образовались разнообразные виртуальные сообщества, раз попав в которые, люди оставались там надолго.

Основными потребностями пользователей онлайн-игр являются, как правило, отдых и развлечение, достижение эмоционального равновесия или наоборот -  возбуждения, преодоление фрустраций, уход от реальности. Онлайн-игры предоставляют возможность реализовать неудовлетворенные желания и потребности, недостаток которых испытывает пользователь в реальной жизни. Это своеобразная попытка выйти за рамки будничной реальности с целью обретения  иного пространства для выживания и ощущения безопасности [4].

Последствия информационной революции двояки. С одной стороны - мощные возможности коммуникационных технологий, с другой - информационно обусловленные эмоциональные стрессы, один из важнейших факторов риска возникновения многих заболеваний [5].

За все достижения научно-технического прогресса общество вынуждено платить. В данном случае речь идет о формировании Интернет-зависимости  [6], которая, в самом общем виде, определяется как «нехимическая зависимость от пользования Интернетом» [Griffits,1996].

Поведение, характеризующееся систематическим повторением действий, сосредоточенных на узконаправленной сфере деятельности, с игнорированием ведущих социальных потребностей, уходом от реальности, приводящее к формированию личности зависимого типа [7], называется аддикцией. Пренебрежение домашними и служебными обязанностями, отказ от социального взаимодействия, изоляция, разрушение связей с внешним миром, общая аутизация и инфантилизация личности – далеко не полный список проблем, обусловленных чрезмерным увлечением Интернетом [8].

Формирование Интернет-зависимости обусловливается личностно-характерологическими особенностями человека. Немаловажную роль при этом играют микро- и макросоциальные факторы [9].

Дополнительными факторами, способствующими формированию Интернет-зависимости, являются присущие Интернету глобальность коммуникации, свободный доступ к информации, его метаперсонифицирующие свойства, особенности сети как культурной, коммерческой, профессиональной среды [2,3,5].

Это пространство анонимности, свободы, вседозволенности. Анонимность и бестелесность делают Интернет привлекательной средой для проявления различных форм девиантного, агрессивного поведения пользователей Интернет-сети [8,9].

Информационный бум привел к возникновению новой формы загрязнения - информационному загрязнению. Электронные и печатные СМИ переполнены сценами насилия, пошлости, непристойности. Особую обеспокоенность вызывает прогрессирующий рост киберпреступлений (мошенничество, сексуальная эксплуатация, вандализм, киберпреследование и пр.) и терроризма.

Интернет активно осваивают экстремистские и террористические организации, различные деструктивные культы. Используя информационно-манипулятивные технологии, они вовлекают в противоправную деятельность огромное число молодых людей. В ходе мониторинга Интернета МВД России в 2007 г. было выявлено 148 ресурсов, содержащих материалы террористической и экстремистской направленности.
Агрессия, эксплуатация, репрессии в Интернете, зачастую, преподносятся как естественные, как само собой разумеющиеся явления. И прогнозы в этом плане не радуют. Масштабы киберпреступлений и техническая изощренность преступников будут резко возрастать [4,5,9].

Виртуальное пространство Интернета предоставляет пользователям неограниченные возможности экспериментировать с собственным Я, создавать виртуальные личности и сетевые идентичности, превращаясь в процесс самоконструирования человека информационной эпохи. Конструируемая виртуальная реальность предоставляет человеку определенные компенсаторные возможности, или  дает принципиально новый опыт.

Актуальность исследования Интернет-зависимости все более очевидна в связи с ростом числа Интернет-пользователей, 5% которых, как правило, становятся Интернет-зависимыми. Поток технологических усовершенствований Интернет-коммуникации неминуемо расширяет типы компьютерных зависимостей.

Интернет-зависимость стала серьезной проблемой не только для США, стран ЕС, но и для «азиатских тигров»: Китая, Кореи, Тайваня, в которых привязанность к INT достигла эпидемических размеров. Компьютерная зависимость формируется намного быстрее традиционных аддикций (курения, алкоголизма, наркомании и игромании). По данным К.Янга, 25% Интернет-аддиктов приобрели зависимость в течение полугода, 58% - в течение второго полугодия, а 17% - через год [10]. Проводящему за видеоиграми более 2 часов в грозит опасность стать Интернет-зависимым.

Став предметом исследований в психиатрии и психологии поведенческих зависимостей 15 лет назад, сегодня проблема этой зависимости широко представлена в философских, культурологических, социально-психологических работах. Из-за более чем скромной истории изучения научное знание об этой проблеме изобилует противоречивыми результатами, альтернативными моделями явления [9]. Целый ряд вопросов, касающихся диагностических критериев расстройства, его нозологической принадлежности, особенностей личностных свойств Интернет-зависимых и факторов риска его формирования остается неизученным. Не исследованы особенности клиники и формирования зависимого поведения среди подростков и юношей. Важным является изучение влияния внутрисемейных отношений на формирование Интернет-зависимости.

Актуальность и необходимость изучения зависимости между Интернет-информацией и рядом типовых патологических процессов и нозологических форм не вызывает сомнения. Воздействие средств массовой информации и, в первую очередь, Интернета, на поведение и психику человека, находит всё больший общественный резонанс.

Виртуальный мир и реальная опасность

Современный спектр теоретических объяснений феномена Интернет-аддикции сводится, в основном, к пониманию соотношения реальности и виртуальности.

Известно, что всё, приносящее удовольствие и отвлекающее от текущих рутинных проблем, потенциально обладает аддиктивными свойствами, то есть может спровоцировать развитие зависимости. Интернет-среда предоставляет такую возможность в силу [9]:

- неограниченного доступа к информации, уникальным возможностям коммуникации в виртуальных группах для самоутверждения социального статуса;

- сверхличностной природы межличностных взаимоотношений и возможности анонимных социальных взаимодействий;

- вуайеристический аспект.

Интернет-среда позволяет удовлетворять значительную часть потребностей человека: физиологические (киберсекс); принадлежность к значимой группе; любовь (виртуальные романы); самоактуализация (возможность самопрезентации и получения актуальной обратной связи).

Стремление к аддиктивной реализации обусловлено желанием избавиться от дискомфортного психологического состояния пустоты, подавленности, раздражения или беспокойства (неприятных мыслей и эмоций) [5]. Неадекватные формы поведения могли бы остаться латентными, если бы не Интернет.

Интернет-коммуникации в силу своих технологических возможностей компенсируют дискомфорт, создаваемый социально-экономической реальностью. Интернет удовлетворяет потребность в новых ощущениях, в безопасности, предоставляет возможность многочисленных вариантов самоконструирования [4,5,8].

Повышенный уровень личностной и социальной тревожности в сочетании с неумением строить межличностные контакты приводит к замещению реальной жизни виртуальным пространством с целью обретения иного пространства для выживания, ощущения безопасности, позволяя отвлечься от социальной тревоги, навязчивых самовнушений и негативных мыслей. Способ аддиктивной реализации из средства постепенно превращается в цель, становится смыслом и стилем жизни. Человек оказывается в ловушке ухода от реальности [12].

Склонные к Интернет-зависимости, как правило, характеризуются агрессивным стилем, характеризующимся импульсивностью и резкостью поведения, демонстрацией собственного превосходства, и в то же время, повышенной тревожностью, уязвимостью и, как следствие, оборонительно-нападающей позицией, исключающей близость в общении [12]. В психологическом плане аддикция формируется с возникновением замещения реальных потребностей новой сверхценной потребностью в аддиктивном агенте. Для Интернет-зависимых характерна асоциальная стратегия поведения, включающая асоциальные и агрессивные действия.

Патологическое (от 20 до 50 ч в неделю) пребывание в Интернет-сети причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, семейному, экономическому и социальному статусу. Физические симптомы Интернет-зависимости: боли в спине, сухость в глазах, мигренеподобные головные боли, синдром карпального канала (онемение и боли в кисти правой руки), пренебрежение регулярностью питания и физическими нагрузками, личной гигиеной, нарушение режима сна-бодрствования.

Психологические симптомы Интернет-зависимости [13,14]: модификация настроения; депрессия, раздражение в отсутствии работы за компьютером; пренебрежение служебными обязанностями, недооценка социальных контактов; потеря контроля за собственным поведением; пренебрежение семьёй и друзьями; проблемы с работой (учебой); ложь работодателям и родным о своей деятельности.

Психотерапевты в качестве основных выделяют следующие черты личности Интернет-аддикта: инфантильность, низкая самооценка, эгоцентризм, низкая общительность, недостаточная ответственность, дефицитарная психика с хронической неудовлетворенностью собой, склонность к аффективным колебаниям [6-15].

Патологическое пользование Интернетом вызывает депрессивные расстройства, в том числе, с суицидальными тенденциями, наносит ощутимый ущерб деятельности в реальной жизни. Более трех четвертей опрошенных из группы Интернет-зависимых связаны со злоупотреблениями алкоголем и наркотиками [14].


 Подростковая Интернет-зависимость

Подростковая и юношеская группы относятся к наиболее вероятным группам риска формирования Интернет-зависимости [15-18]. Компьютерная зависимость подростков является прямым следствием информатизации обучения и быта. Подросток не может быть исключен из компьютерного информационного поля даже при симптомах формирования Интернет-зависимости.

Среди пользователей Интернета детей и подростков больше, чем взрослых. 25% пятилетних малышей имеют опыт хождения по Всемирной паутине. При этом половина детей выходят в Сеть самостоятельно, без контроля со стороны взрослых. 44% уже подвергались виртуальному сексуальному насилию, 28% посещают порносайты.

К 2015-2020 гг., когда практически все российские населенные пункты будут подключены к Интернету (ФЦП «Электронная Россия»), ситуация в нашей стране станет примерно такой же. Для городских детей риск возникновения компьютерной аддикции более высок. Мальчики имеют более высокую степень риска, поскольку они чаще, чем девочки играют на компьютере.

Ощущение огромных возможностей при минимальных физических усилиях – весьма сильное искушение.

Для юношей, склонных к Интернет-зависимости, характерны: эмоциональная отчужденность, неустойчивость эмоциональных проявлений; снижение способности управлять эмоциями и настроениями, находить им адекватное объяснение; конформность поведения; робость в межличностном общении, низкая стрессоустойчивость, повышенная степень озабоченности; склонность к чувству вины; зависимость от группы [6,11,15,16]. У ряда пользователей ПК были выявлены новые признаки расстройств привычек и влечений: бесконтрольность пользования, значительное стрессовое воздействие, сопряжённость с финансовыми проблемами, социальные и учебные трудности, провокация симптомов, характеризующих гипоманию [18].

В молодом возрасте недостаточно развиты механизы сдерживания компульсивного поведения, саморегуляции, контроля эмоциональной сферы. Коммуникативность особо привлекательна на фоне импульсивности и слабости Я, сверхценность ПК-игр и Интернета становится следствием личностной незрелости, инфантилизма подростков [13,21].

Современный ребенок развивается в условиях хронической социальной депривации (недостаток общения в семье и вне её) [17-19]. Поэтому его следует целенаправленно готовить к эффективному взаимодействию с другими людьми (в том числе и со сверстниками) не только при непосредственных, но и электронно-коммуникативных контактах. Это подготовит детей к преодолению языковых и коммуникативных барьеров, к активному конструктивному участию в формировании новой реальности с сохранением своей интеллектуальной индивидуальности.

Отношение к структурированию времени ребенка в семье предопределяет риск развития компьютерной и Интернет-зависимости.

Коррекция зависимого поведения

Речь идет о скрытых личностных механизмах, которые лежат в основе формирования Интернет-аддикции. Психотерапевтическая работа должна фокусироваться на том, каким образом человек может удовлетворять свои потребности в реальном, а не в виртуальном мире.

Терапия должна быть направлена не на конкретную аддиктивную реализацию, а на зависимую личность с целью повышения самооценки и самоосведомленности, усиления контроля над импульсами, увеличения стабильности межличностных отношений, социальной адаптации; обучения целеполаганию, заботе о своем душевном и физическом здоровье [15-19].

При этом используется когнитивно-поведенческий подход, обучающий пациента навыкам самоконтроля и саморегуляции, структурированию времени, релаксационным техникам. Особую роль играет работа с семьей Интернет-зависимого. Как правило, степень семейного уважения к нравственным ценностям и правилам поведения в данных семьях ниже нормативной [22].

Необходимо поощрение вовлеченности Интернет-аддиктов в дела других членов семьи, увеличение длительности их совместного времяпрепровождения. В случаях недостаточности психотерапии может быть использована психофармкорреция антидепрессантами, обладающими антикомпульсивным, противотревожным и антидепрессивным действием.

Для более полного изучения возникшей проблемы необходимо шире привлекать междисциплинарные методы. Предлагается обсудить вопрос о создании Национального комитета по нехимическим аддикциям, который мог бы участвовать в разработке законодательных актов, препятствующих эпидемии распространенности патологических форм поведения, проводить экспертную оценку компьютерных игр, способствовать созданию профилактических программ.

Учитывая масштабность мировых исследований Интернет-зависимости, можно ожидать, что Cyber Disorder - киберрасстройство войдет в Международную классификацию болезней DSM-V.

Литература
1. Игнатьев М.Б. Информационные технологии в микро-, нано- и оптоэлектронике: монография.-СПб.: ГУАП, 2008.-200 с.2. Перфильев Ю.Ю. Пространственное распространение сети Интернет в России как процесс диффузии инноваций //Вестн.Моск.ун-та. Сер.5.География, 2003, №2,с.30-36.3. Кастельс М., Киселева Э. Россия в информационную эпоху //Мир России, 2001,№1.4. Юревич А.В. Нравственное состояние современного Российского общества //СОЦИС, 2009,№10(306), с.70-79.5.Еляков А.Д. Российское общество в информационном измерении //СОЦИС, 2009,№7(303), с.85-94.6. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета //Гуманитарные исследования в Интернете /Под ред.А.Е.Войскунского.-М.: Можайск-Терра, 2000, с.100-131.7. Griffiths M.D. Internet addiction: Internet fuels other addictions//Student British Medical Journal, 1999.Vol.7, p.428-429.8. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета //Психологический журнал, 2004, т.25, №1, с.90-100.9. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития //Ред.-сост. А.Е.Войскунский.-М.: Акрополь, 2009.-279 с.10. Young K.S. Internet addiction: The emergence of a new clinical disorder //CyberPsychology @ Behavior,1998.Vol.3, №1, p.237-244.11. Асмолов А.Г., Цветкова Н.А., Цветков А.В. Психологическая модель Интернет-зависимости личности //Мир психологии, 2004, №1, с.179-193.12. Бодров В.А. Информационный стресс.-М.: ПЕР СЭ, 2000.13. Чудова Н.В. Особенности образа «Я» «жителя» Интернета // Психологический журнал, 2002, Т.23, №1,с.113-117.14. Лисецкий К.С., Литягина Е.В. Психология негативных зависимостей.- Самара: Универс-групп, 2006.15. Пережогин Л.О. Интернет-аддикция в подростковой среде, 2007 [www document] 2.narod.ru/77187.html16. Шайдулина А.Ф. Интернет-зависимость – новая форма аддиктивного поведения у подростков //Сб.материалов Конгресса по детской психиатрии.-М.,2001, с.71-72.17. Белинская Е.П. Человек в информационном мире //Социальная психология в современном мире.-М.: Аспект Пресс, 2002, с.203-220.18.Янг К. Диагноз: Интернет-зависимость //Мир Интернет, 2000, №2,с.24-29.19. Керделлан К., Грезийон Г. Дети процессора.- Екатеринбург: У-Фактория, 2006.20. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Одаренный ребенок за компьютером.- М.: Сканрус, 2003.21. Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Психология жителей Интернета.- М.: Изд-во УРСС, 2007.22. Емельянова Е.В. Кризис в созависимых отношениях.- СПб.: Речь, 2004.23. Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости.- М.: Независимая фирма «Класс», 2005.






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2749