Пугающая «сила» диплома
Дата: 08/06/2011
Тема: Кадровая политика


Н.Н.Григорьев, проф. кафедры ТСС  Государственной морской академии им. адм. С.О.Макарова

Во время съемок кинофильма «Кубанские казаки» шел разговор о том, что сюжет картины не соответствует реальному положению дел в колхозах. На это был дан, поистине, «гениальный» ответ: «В фильме показана правда о  жизни в колхозах, но в ее исторической перспективе». Нечто подобное можно сказать и о современном состоянии образования в России.


В телевизионных репортажах из школ на все лады расхваливаются и превозносятся достоинства ЕГЭ. Однако, ожидаемого предоставления «равных» возможностей для выпускников из глубинки и учащихся мегаполисов с введением ЕГЭ не произошло. А иначе, чем объяснить, факты высоких баллов по русскому языку среди тех выпускников, которые учились в национальных школах. Русский язык - это показатель (в простой беседе можно усмотреть несоответствие заявляемым амбициям), но ведь есть и другие предметы, по которым труднее выявить факт незнания не во время экзамена, а при поверхностной беседе. Слабая школьная подготовка выясняется у уже приступивших к занятиям  студентов ВУЗов. Борьба с коррупцией в ВУЗах приобрела менее выраженный характер, поскольку цепочка прохождения взяток стала длиннее, и, следовательно, уровень взяток вырос (ценники на результаты ЕГЭ публикуются в интернете и СМИ).

Равноправие среди абитуриентов не достижимо еще по одной причине. Вряд ли можно представить себе ситуацию, когда ребенок высокопоставленного чиновника не поступил бы в престижный ВУЗ. Для того чтобы заработала система ЕГЭ, как минимум, требуется честность подавляющего большинства всех участников этого процесса. На деле, растет численность наблюдателей над процессом, а, следовательно, численность тех, кто хочет извлечь личную выгоду из него. При этом имеются ввиду не только те, кто торгует результатами ЕГЭ, но и кто придумает все новые «препоны» для борьбы с негативными проявлениями и коррупцией. Предлагалось, например, для участия в ЕГЭ привлекать общественных наблюдателей и, даже, полицию (у российской полиции других проблем нет).   

Но есть иная, не столь явная, опасная для системы образования сторона. Введение ЕГЭ свело функцию образования с творческого процесса приобретения знаний на уровень натаскивания для сдачи ЕГЭ. Казалось бы, введение ЕГЭ облегчило жизнь руководителям ВУЗов, но это только кажущееся облегчение. Ведь впереди годы обучения студента, который не имеет способностей, а, порой, и желания совершенствоваться в «избранной» специальности (одной из пяти возможных, по условиям приемных экзаменов). Сегодня ВУЗ получает «кота в мешке». Неизвестно, какого он цвета и насколько его «пушистость» удовлетворяет требованиям данного конкретного ВУЗа, а в дальнейшем и работодателя.  
  
При прежнем порядке приема в высшее учебное заведение ректор, при желании, мог выяснить, кто из числа преподавателей, привлеченных к приемным экзаменам, злоупотребляет доверием. Тайна, которую знают трое, уже не тайна. Слухи о том, кто причастен к процессу зачисления в ВУЗ незаконными путями, доходят и до администрации. Как правило, эти сведения известны достаточно широкому кругу заинтересованных сторон. Для выявления цепочки незаконного проникновения в число студентов  необходима лишь некоторая статистика за один-два семестра обучения. Ныне же ВУЗ получает абитуриента вместе с неким «сертификатом качества», достоинства которого, порой, вызывают сомнение. Повторное тестирование это неоднократно подтверждало. Предъявить претензии не к кому.
 
Доступность и качество   высшего образования  

С другой стороны, рост численности ВУЗов и ликвидация учебных заведений начального и среднего профессионального образования привели к тому, что высшее образование стало доступным. Наблюдается парадоксальное явление: число выпускников средних школ уменьшается вследствие демографической ситуации в стране, закрываются школы, но при этом число ВУЗов увеличилось. В СССР   функционировало около 600 ВУЗов. В современной России число ВУЗов перевалило за 3000 (точной статистики в Минобрнауки нет). А еще к ним следует прибавить те ВУЗы, которые не имеют соответствующих документов, но ведут подготовку по самым различным направлениям. Потребность в специалистах некоторых из этих направлений вызывает большие сомнения. Коммерциализация высшего образования привела к существенному снижению его качества. Отчисление неуспевающего студента – это потеря денег для ВУЗа. 
 
Снижение качества присуще и бюджетному образованию. Многие государственные ВУЗы начали подготовку специалистов, не соответствующих профилю учебного заведения. В результате, профильные специальности «растворились» в непрофильных, но модных в современном обществе. Из-за отсутствия профессиональной ориентации среди современной молодежи, целый ряд некогда престижных профессий попали в разряд непрестижных, а потребность на эти специальности не уменьшилась или даже возросла вследствие увеличения текучести кадров. Дело в том, что в этих профессиях социально-экономическая отдача (заработная плата, карьерный рост и проч.) не всегда соответствует ожиданиям претендентов.

Причин непрестижности профессии много, и далеко не всегда дело в заработной плате, как обычно это пытаются представить. Целый комплекс причин, в том числе, психологического характера обусловливает непрестижность профессии. Занимаясь популяризацией тех или иных профессий, необходимо четко оговаривать соответствие ожиданий и предполагаемой отдачи. В противном случае возникают конфликтные ситуации, которые приводят к увольнениям или разрешаются каким-либо иным способом. В результате неправильной кадровой политики до 70% выпускников ВУЗов работают не по специальности. Высокая степень автоматизации технологических процессов позволяет работнику быстро приспособиться к выполнению трудового алгоритма, соответствующего минимальным запросам работодателя. А отсутствие контроля качества рабочей силы со стороны государства способствует росту аварийности, что отражает статистика: 80% аварий происходят по причине человеческого фактора.
  
Попытки решить проблему повышения качества образования путем установки интерактивных досок в аудиториях, созданием компьютерных классов бессмысленны. Необходимы методики, способные эффективно включить такой инструментарий, как компьютеры и интерактивные доски (как современные средства передачи и обработки знаний) в учебный процесс. Такая работа под силу только творческим личностям. По мнению известного математика Джорджа Полиа: «Хороших методик ровно столько, сколько хороших преподавателей». Главная причина отсутствия хороших методик – низкая зарплата преподавателей.

Поучителен следующий исторический факт. Периклу сообщили, что его учитель Анаксагор умирает от голода на площади. Придя к своему учителю, Перикл стал его увещевать: «Ты нужен, чтобы давать советы по управлению государством», а в ответ услышал: «Чтобы лампада не угасла, в нее нужно подливать масло». Перикл все понял и дал Анаксагору крупную сумму денег. Как хочется, чтобы российские «периклы» услышали российских «анаксагоров». Российское правительство, к сожалению, не понимает, что именно учитель прививает к дереву перемен ветки новых плодоносных решений. 
       
Депутат Государственной Думы от фракции «Справедливая Россия» Антон Беляков считает, что если по предложению КПРФ казнить взяточников, то государство останется без учителей и врачей. Сильно сказано! Столь нелестный отзыв о самых гуманных профессиях социума, чреват далеко идущими последствиями. Ведь червоточина поражает сердца молодого поколения.

Ловушка для преподавателя

Ситуация в образовании, по крайне мере, в высшей школе несколько иная. Конечно, получение зачетов и сдача экзаменов за определенное «вознаграждение» имеют место. Но это не единственная причина некачественного образования. Преподаватель вынужден ставить положительные оценки ученикам, так как, поставив большое количество неудовлетворительных оценок, он рискует навлечь на себя немилость руководства ВУЗа. В бюджетных учебных заведениях подобная ситуация менее выражена, чем в коммерческих, где отчисленные ученики – это потерянные деньги. На фоне существенного снижения качества образования в средней школе, трудно получить качественный результат в высшей школе. Перед преподавателем стоит проблема, как выйти из такой ситуации? Альтернативой взятке может быть удовлетворительная оценка (тройка) за некачественный ответ. Но не каждый преподаватель захочет переступить через свои принципы. И тогда он прибегает к своеобразной уловке - повторному пересказу учебного материала по заданному вопросу (нечто вроде «расширенной консультации») с последующим выставлением зачета. 
       
Сегодняшнее положение преподавателя таково, что материальное положение, прежде всего, не дает ему возможности находиться на передовых позициях своей дисциплины. Ведь преподавание это не только знание своего предмета. Задача учителя оживить дисциплину, сделать ее яркой, запоминающейся. Это возможно при условии не только прекрасного владения своим предметом, но и наличия знаний в сфере психологии, культуры, искусства. Сочетание этического, нравственного начал в образовательном процессе  позволяет увидеть в ученике индивидуальность, содействовать раскрытию его потенциала.

В данном случае выражение: «деньги – время» подразумевает тот факт, что наличие денег высвобождает из «борьбы за выживание» время для творческой деятельности учителя. Достойная заработная плата позволяет преодолевать тонкую грань, отделяющую близкие понятия: преподаватель и учитель. Преподаватель излагает содержание дисциплины, а Учитель делает предмет интересным и познавательным. В рамках обучения происходит и воспитательный процесс, причем, эффект от  такой работы существенно выше, чем от чтения нотаций.

Специализация «с пеленок»

Пагубной является и предлагаемая  новым образовательным стандартом попытка навязать специальность с первых лет обучения в средней школе. «Нельзя навязывать ребенку специальность, когда он не может еще найти  свои способности. Достаточно высшей школы, чтобы разделить программу по дарованиям. Так, можно объединить образование тех, кто не может сразу обнаружить свои задатки». Эти слова принадлежат великому гуманисту Н.К. Рериху. 

Между тем, в отечественном образовании наметилась именно такая тенденция. Переход на новые образовательные стандарты предполагает выбор профессии на ранних стадиях обучения. Подобные шаги чреваты серьезными последствиями. Авторы предлагаемых проектов, видимо, забыли собственное детство, когда в течение дня могли несколько раз поменять свои профессиональные устремления. Сегодня, когда круг престижных профессий сузился до чисто утилитарных, молодому неокрепшему уму трудно сделать правильный выбор в расчете на далекую перспективу развития и становления своих способностей. Не представляя истинного горизонта возможностей для применения своих врожденных и развитых впоследствии способностей, молодому человеку легко попасть в круг чуждых ему интересов. Помимо недальновидных образовательных стандартов искажению природных предначертаний личности способствует и вмешательство родителей, мечтающих видеть своих детей преуспевающими людьми. Тем более, что ВУЗы в погоне за абитуриентами обещают такую возможность представить.
 
Вследствие непопулярности технических профессий, главным образом, из-за низкой заработной платы ИТР, на переднем плане оказались модные, но не всегда востребованные и не финансово емкие профессии, представители которых являются постоянными героями современных телесериалов. Подлинное искусство способствует развитию общества, а в жизни кроме бандитов и банкиров есть ещё масса профессий, реально влияющих на  состояние экономики государства. Декларируемые заявления о модернизации экономики, инновационных процессах лежат вне поля гуманитарных дисциплин. Между тем, большая часть современных российских ВУЗов имеет именно гуманитарную ориентацию в силу не столь высокой финансово-материальной емкости учебного процесса.

Природные задатки проявляются в различные периоды жизни. Процесс научения имеет индивидуальный характер, поэтому гораздо важнее научить человека учиться. Необходимо вырабатывать навыки самообразования, используя современные методики наиболее эффективного усвоения учебного материала. Недостаточно только запомнить изучаемый материал, требуется развитие навыков его творческого восприятия, позволяющего рассматривать проблему с разных точек зрения для нахождения новых решений с учетом навыков и способностей учащегося. Важно, чтобы учащийся научился рассматривать проблему на стыке наук, ведь именно на «стыках» возникают  прорывные технологии.

«В школах должно быть преподаваемо уважение к произносимому понятию. Ведь попугаи могут бессмысленно устремлять в пространство понятия, часто великого значения. Но люди должны понять, что каждое слово, как стрела громоносная, и слово, как педаль мысли. Утрата истинных значений понятий много способствовало современному одичанию», и снова слова Н.К. Рериха. Вот в чем роль гуманитарных дисциплин, когда преподаватель технической дисциплины, используя широкую палитру речи, доносит содержание «сухого» предмета в нескучных образах. А между тем, понятия, за которыми не стоит никакого значения, плодятся все больше и больше. А, если учесть, что слова, значение которых не до конца ясно, активно используются в повседневной жизни, то объясним рост непонимания в социуме. Собравшись вместе, люди долгие часы говорят о непонятном. Непонятные высказывания облекаются в горы бумаг, еще более непонятных.
     
«Сектант мечтает забрать власть для подчинения всего своему негибкому сознанию» (Н.К. Рерих).

Сектантство стало, чуть ли, не основой современного бизнеса, особенно в сферах, где ожидается бюджетное финансирование. «Гибкость» же в системе образования приобрела извращенные формы. Чиновники от образования, пытаясь отыскать пути возврата к проверенной десятилетиями системе советского образования, признавать этот факт не желают. И вместо привычных терминов, таких как «методика», изобрели термин «новые образовательные технологии». Компьютеры и интерактивные доски являются лишь инструментом, а не методикой. Современные инструменты могут и должны способствовать прогрессу образования, но они не могут заменить преподавателя. Только он способен выстроить сюжетную линию эффективного усвоения учебного материала, иллюстрируя материал с помощью компьютерных технологий. Ну, а сточки зрения процесса научения - построения личной творческой лаборатории,  то, как сказал Пабло Пикассо: «Компьютеры бесполезны; они дают только ответы». Для научения намного продуктивнее уметь ставить вопросы, а не выискивать компьютерные ответы.

Курсовые работы и дипломы, скаченные из Интернета, сегодня вещь обыденная. Доступность информации и лень идивида ч низвели творческий процесс до банального плагиата. В дополнение к привычным обязанностям, преподаватель вынужден теперь еще и выявить источник происхождения «творения» учащегося. И опять возвращаемся к формуле: «Время – деньги». 
  
Истинная наука начинается всякий раз, когда учитель входит в аудиторию. Потенциально существует возможность сделать великое открытие, которое перевернет всю последующую жизнь учащегося. А можно вызвать досаду и разочарование из-за впустую потерянного времени. Учитель может привлечь не столько самим материалом, сколько его изложением. Задача Учителя - пробудить желание учиться, из которого и рожаются навыки и умения, делающие профессию творческой. Чтобы это произошло, разум Учителя не должен быть обременен бытовыми проблемами и житейскими неурядицами. Разрыв в заработной плате между низшими и высшими должностями в России доходит до 60-кратного. В Европе это разница составляет 4-5 раз, а Канаде 2-3 раза. Отсюда и различные уровни сознания: «одни делают вид, что платят деньги,  другие делают вид, что работают».

Правительству России давно пора привести заработную плату преподавателя в соответствие уровню отдачи, необходимому для истинного современного, а не показного образования. Это задача должна быть приоритетной в нашей стране. Пора понять, что, прежде всего Учитель, «является проводником реформ позитивно творящего правительства». «Государство, которое забыло Учителя, не имеет будущего», - Н.К. Рерих.  






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3065