Дополнительное образование в сфере государственного управления: основные задачи
Дата: 15/02/2006
Тема: Кадровая политика


А.С.Эпштейн, НИИ теории архитектуры и градостроительства, Москва

Основные задачи дополнительного образования в сфере государственного управления определяются необходимостью выработки у нового поколения управленцев четкого представления о том, как следует думать в процессе постановки управленческой задачи, формулировании альтернативных и конкурирующих вариантов, их количественной оценке, обсуждении и принятии окончательного решения.

Это особенно важно в условиях компрадоризации всех звеньев российского общества в условиях, когда около половины потребностей страны удовлетворяется за счет импорта и когда личное благополучие не менее 1/3 экономистов и юристов, депутатов и чиновников всех уровней напрямую связаны с обслуживанием интересов зарубежных фирм. А это означает разработку и внедрение ими таких, якобы, научных рекомендаций, которые расчищают дорогу зарубежным фирмам, как правило, в ущерб национальной экономике. Вот почему необходимо обучить управленцев методам экспресс-оценки научных рекомендаций, ибо в условиях коммерциализации науки и превращения научных работников в наименее оплачиваемую категорию населения (после работников библиотек) нет ни одной сколько-нибудь оплачиваемой мерзости, которая не была бы освещена какой-либо кандидатской или докторской мантией.

Необходимо выработать у будущих управленцев иммунитет к тому, что по каждому важному вопросу, затрагивающему жизненные интересы общества, им придется столкнуться минимум с семью разными точками зрения, отражающими: 1) прямое предательство национальных интересов; 2) чей-то личный интерес; 3) интерес местного территориального сообщества; 4) интерес регионального территориального сообщества; 5) интересы ведомства на федеральном или территориальном уровне; 6) общефедеральный интерес; 7) глобальный интерес. А будущее управленческое решение должно увязать все интересы (кроме вредительских).

Будущий управленец должен владеть вычислительными технологиями согласования этих интересов на основе оценки их соответствия глобальному критерию эффективности -максимум снижения ресурсоемкости единицы валового внутреннего продукта при ожидаемых ресурсах за счет системной организации производства и расселения в данной местности и по стране в целом.

При этом управленец должен не только понимать, но и уметь доказывать тот не для всех очевидный факт, что от уровня системной организации зависит степень гармонизации взаимоотношений бизнеса, населения и власти, а от нее -- уровень инвестиционной привлекательности данной территории для отечественных и иностранных инвесторов. Особенно важно выработать понимание того, что крупный бизнес в системной организации России заинтересован больше, чем сама власть, ибо основной ущерб от недоиспользования эффекта от системной организации несет, в конечном счете, именно крупный бизнес.

Одновременно у будущих управленцев необходимо выработать безусловный рефлекс необходимости финансирования не только фундаментальных научных исследований, но и методологических основ решения каждой стоящей перед управлением задачи, так как без научно-обоснованной методологии не выявить наиболее эффективные пути системной организации общества и не защититься от сознательных или бессознательных рекомендаций своих консультантов и советников (ведь прежде чем оценивать варианты, необходимо суметь грамотно сформулировать такие варианты, а это можно сделать только при глубокой методологической подготовленности).

Без такой подготовки кадров управленцев неизбежно закрепление сложившейся в современной России ситуации, когда высшей добродетелью управленца является подмена научной технологии мышления его обыденным здравым смыслом и ориентация на принцип двух точек зрения -- одна моя и остальные неправильные. Между тем, на современном этапе эволюции мирового сообщества нет ничего более бессмысленного, чем принятие решений с позиций обыденного здравого смысла, а построенная на его основе личная точка зрения, как правило, является либо ошибочной, либо неточной.

В свете сказанного становится понятным, что сегодня главной и первоочередной задачей является повышение научной квалификации преподавательских кадров в сфере государственного управления. Будучи поставленными современным хозяйственным механизмом в ситуацию борьбы за физическое выживание своей семьи, большинство преподавателей находится в состоянии нравственного и интеллектуального кризиса. Поэтому преподавание нередко сводится к пересказу учебников по рыночной экономике, написанных не про Россию и не для России, представляя собой угрозу национальной безопасности.

Ниже дается перечень основных проблем, на знание которых должна проводиться переаттестация всех преподавательских кадров в сфере государственного управления.

A. Основные черты современной технологии мышления

1. Условия осмысленности авторской позиции и критерий эффективности авторских рекомендаций; требования, которым должна отвечать рекомендация в сфере государственного управления, чтобы ее можно было считать научно-обоснованной.

2. Основные понятия общей теории систем, их практическое значение для решения задач государственного управления и вычислительная схема согласования экономических, экологических и социальных процессов.

3. Фундаментальные свойства демократии, рыночных отношений и рыночной экономики; индивидуальная и общественная стороны рыночных отношений и их взаимодействие до середины XX века (взаимоусиливающие) и в настоящее время (взаимоисключающие).

4. Сочетание экономического, географического, градостроительного и кибернетического видения пространства.

5. Роль математического моделирования в современной России.

6. Причины превращения экономической и юридической наук в непосредственно разрушительную силу общественного развития России.

7. Причины принципиальной неработоспособности советского хозяйственного механизма и современного российского хозяйственного механизма.

8. Требования к технологии мышления при проведении административных реформ, в т.ч. по административно-территориальному устройству и административно-территориальному делению России.

9. Требования к технологии мышления при решении вопросов включения России в глобальные процессы.

Б. Специфика рыночных отношений в современной России

1. Специфика России как экономико-географической системы и ее влияние на эффективность рыночных отношений.

2. Эффективность, экономичность, выгодность и результативность управленческих решений; критерий их эффективности и критерий оптимальности; градостроительный и экономико-географический аспекты эффективности хозяйственных решений и экономический аспект эффективности градостроительных решений.

3. Национальные интересы России и главные внутрисистемные угрозы, препятствующие их реализации на современном этапе.

4. Легитимность и законность законов; единство и прозрачность экономического пространства; права человека и ответственность за нарушение принципа эквивалентности во взаимоотношениях между индивидами, между индивидами и территориальными общностями людей.

5. Условия ускорения темпов экономического роста в России.

6. Условия повышения конкурентоспособности российской экономики и превращения России в самую инвестиционно-привлекательную страну мира.

7. Технология оптимального сочетания государственных, муниципальных и рыночных механизмов регулирования поведения разных слоев и территориальных групп населения при выборе места жительства, места приложения труда и капитала, места реализации результатов своего труда.

8. Рыночные и кибернетические основы проведения налоговой, тарифной, земельной, жилищно-коммунальной, миграционной и демографической политики.

В. Современные технологии снижения социальной напряженности и гармонизации взаимоотношений бизнеса, населения и власти

1. Научные основы гармонизации взаимоотношений бизнеса, населения и власти.

2. Многоуровневая система градостроительного и экономического прогнозирования.

3. Технология ликвидации бедности.

4. Технология снижения социальной напряженности и обеспечения безусловного доверия населения ко всем ветвям и уровням власти.

5. Технология оптимального взаимодействия между государственной властью, местным самоуправлением и территориальным общественным самоуправлением на стадии выработки стратегии социально-экономического развития страны, субъектов РФ и муниципальных образований при составлении проектов годовых бюджетов и на стадии их корректировки в бюджетном году.

6. Технология сокращения социальной базы межнациональных и религиозных конфликтов на территории субъектов Российской Федерации.

Перечисленное является тем минимумом, которым должны владеть все управленцы в Российской Федерации, начиная от преподавателя курсов повышения квалификации и кончая менеджером промышленного, сельскохозяйственного и прочего предприятия, независимо от его формы собственности. И уже на этот минимум следует накладывать специфические знания для каждого звена, уровня и вида управленческой деятельности.





Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=356