О проекте постановления Правительства РФ по РАО
Дата: 14/03/2012
Тема: Обращение с РАО и ОЯТ


Б.Е.Серебряков, к.ф.-м.н., ВНИПИпромтехнологии

21.12.2011 на сайте Минприроды был выставлен проект постановления Правительства РФ по классификации радиоактивных отходов [1], где приведены:
1. Проект «постановления Правительства….» c подписью Председателя Правительства Российской Федерации В. Путина
2. Приложение 1 к постановлению Правительства Российской Федерации «Критерии отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам»


3. Приложение к Критериям отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации
4. Приложение 2 к постановлению Правительства Российской Федерации «Критерии отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным
отходам и к удаляемым радиоактивным отходам»
5. Приложение 3 к постановлению Правительства Российской Федерации «Критерии классификации удаляемых радиоактивных отходов.

Имеется еще Пояснительная записка к этим документам, которая на указанном сайте не приведена.
Рассматриваемый «проект постановления Правительства….» инициирован принятием Федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами….» [2], критика этого закона была приведена в [3]. Недостатки классификации радиоактивных отходов в России были рассмотрены в статье [4].

Судя по стилю проекта постановления, этот проект вначале создавался в ИБРАЭ РАН, а затем был передан в соответствующий отдел Минприроды. Ни ИБРАЭ, ни отдел Минприроды ранее радиоактивными отходами вообще не занимались, поэтому проект постановления даже не имеет смысла детально критиковать, можно отметить только самые глупые, даже преступные, положения, которые дискредитируют первое лицо государства, которое должно его утвердить.

Создатели проекта постановления совершили «мировую революцию» в области отнесения отходов к РАО, по их мнению - это отходы, способные привести к облучению человека с дозой выше 1 мЗв/год. Такого подхода к классификации РАО нет ни в одной стране мира, и в рекомендациях МАГАТЭ [5] даже не упоминается такой подход.

Самое смешное, что отнесение твердых отходов к РАО предлагается проводить при превышении отходами минимально значимой удельной активности (МЗУА), которая приведена в НРБ-99/2009 [6] и рассчитана для большинства радионуклидов из условия непревышения дозы 10 мкЗв/год, т.е. в 100 раз меньше, чем предел 1 мЗв/год. Величина МЗУА была введена для классификации РАО в ОСПОРБ-99 [7], в статье [4] была показана полная невозможность использования МЗУА для классификации радиоактивных отходов.

Классификация РАО в рассматриваемом проекте во многом соответствует ОСПОРБ-99, например, кроме МЗУА, отнесение твердых отходов к РАО можно проводить по суммарной активности бета и альфа-излучающих радиоунклидов и по активности трансурановых радионуклидов. При этом только не уточняется, как в ОСПОРБ-99, что такое отнесение следует проводить при неизвестном радионуклидном составе. Это положение можно было бы приветствовать, если бы было точно указано, когда можно использовать суммарную активность, а когда МЗУА. Наличие двух пределов приводит к конфликту с надзорными органами, что происходило на атомных станциях.

В проекте постановления используется отнесение твердых отходов к РАО по радиоактивному загрязнению поверхности отходов в соответствии со СПОРО-2002 [8]. Авторы проекта постановления, видимо, решили, что эффективная доза 1 мЗв/год должна как-то проявиться в твердых отходах и установили граничную мощность дозы отнесения отходов к РАО, равной средней мощности дозы естественного фона 0,1 мкЗв/час, хотя в СПОРО-2002 указана величина в 10 раз большая - 1 мкЗв/час.

Жидкие отходы, как и в ОСПОРБ-99, предлагается относить к ЖРО при превышении их активности, равной 10УВ, где УВ – т.н. уровень вмешательства (удельная активность воды, при потреблении которой 800 л в год, доза составит 0,1 мЗв, величина УВ приведена в НРБ-99/2009). В России не допускается сброс ЖРО в поверхностные и подземные воды.

В статье [4] была рассмотрена абсурдность использования величины 10УВ для отнесения жидкостей к ЖРО на примере сыворотки от молока в Брянской области, активность которой иногда превышает 10УВ. Поэтому с сывороткой нужно обращаться, как с РАО: нужно иметь соответствующую лицензию обращения с РАО, нельзя сливать сыворотку в канализацию, а нужно отверждать и отдавать на захоронение.

Еще большие проблемы создает такой небольшой предел активности для отнесения жидкости к ЖРО на атомных станциях, где дебалансные воды иногда не могут быть очищены от трития до уровня ниже 10УВ. Следует отметить, что сброс дебалансных вод с тритием больше 10 УВ в водоемы-охладители дает дозу облучения населения во много меньше 10 мкЗв/год, следовательно, согласно НРБ-99/2009, не должно предприниматься никаких мероприятий по уменьшению активности трития в дебалансных водах. Тем не менее, Ростехнадзор время от времени проводит штрафование АЭС.

В статье [4] предлагалось проводить отнесение жидкостей к ЖРО по уровню 30УВ, для отдельных радионуклидов и отдельных предприятий эту величину предлагалось увеличить до 100УВ. Однако, авторы проекта постановления не идут ни на какие разумные уступки.

Также, как и в ОСПОРБ-99 к газообразным РАО предлагается относить газы, объемная активность которых превышает допустимую объемную активность для населения (ДОАнас), установленную в НРБ-99/2009 и равную активности воздуха при вдыхании которого доза на человека составит 1 мЗв/год.

Следует отметить, что ДОАперсонала  много больше ДОАнас, поэтому персонал может дышать радиоактивными отходами. Кроме того, в проекте постановления не установлена возможность выброса радиоактивных газообразных отходов в атмосферу. В ОСПОРБ-99 согласно п. 3.12.5 допускался выброс газообразных радиоактивных  отходов в атмосферу.

Таким образом, принятие постановления Правительства РФ о РАО могло бы привести к фактической остановке работы предприятий атомной промышленности и энергетики из-за неразумно жестких пределов отнесения отходов к РАО, однако, этого не следует ожидать. Например, судя по активности 90Sr в водоемах В3 и В4 на ПО «Маяк», активность этого радионуклида в сбросных водах превышает 1000УВ, для этого предприятия разработан специальный норматив допустимого сброса, приводящий к радиоактивному загрязнению р. Течи.

Жесткую позицию Минприроды по отнесению отходов к РАО можно объяснить двумя причинами. Первая заключается в том, что из-за не компетенции авторов проекта постановления и их неуверенности в данном вопросе они считают, что лучше перебдеть, чем недобдеть.

Вторую причину можно связать с тесным участием Ростехнадзора в подготовке проекта. Для Ростехнадзора, да и для экологического надзора Минприроды, штрафование предприятий и установление специальных нормативов для сбросов, как, например, для ПО «Маяк», является хорошим дополнительным заработком, т.е. в данном случае можно предположить коррупционную составляющую при разработке проекта постановления.

В Приложении 2, где перечислены возможные причины оставления отходов в месте захоронения, в п.1.в написано: «твердые и жидкие радиоактивные отходы, размещенные в пунктах хранения радиоактивных отходов, на проектную документацию консервации которых до вступления в силу Федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности получено положительное заключение государственной экспертизы»

Первым законодательным актом о градостроительной деятельности в РФ является Закон от 14 июля 1992 года N 3295-1 "Об основах градостроительства в Российской Федерации". Но консервация пунктов захоронения радиоактивных отходов (ПЗРО) проводилась и до 1992 г. Поэтому п.1.в необходимо изменить.

В Приложении 3 кроме классификации по активности отходов зачем-то введены классы отходов по способу обращения с ними, такого нет ни в одной стране мира.

Поражает метод обсуждения данного проекта: Минприроды принимает только предложения и замечания от министерств и ГК «Росатом». Если в министерстве у специалистов нет единого мнения, то министру проще согласиться с проектом Минприроды, чем разбираться в деталях. Почему-то проект постановления не был разослан в головные институты «Росатома», занимающиеся РАО, к таким институтам относятся ВНИПИПТ и ВНИПИЭТ, поэтому не понятно, на чем основана позиция «Росатома». Таким образом, реального обсуждения проекта не было.

Была переписка между специалистами, которые посылали письма и в Минприроды. Сложилось общее мнение, что принятие постановления Правительства…. необходимо отложить, а классификация РАО должна приниматься после детального и свободного обсуждения всеми заинтересованными и компетентными специалистами. Однако, согласно плану постановление Правительства…. необходимо подписать не позднее 30 марта 2012 г.  Поэтому в данной статье приводятся конкретные предложения по внесению изменений в приложения проекта постановления.

Приложение 1.

1. В конце пункта 2 добавить: «Количество радионуклидов и их наименование для каждого вида отходов определяется соответствующими методическими или иными документами». 
2. В статье [4] предлагалось отказаться от МЗУА для классификации РАО, однако, в настоящее время это сделать невозможно из-за большого числа приверженцев к этому параметру. Предлагается откорректировать величины МЗУА для отдельных радионуклидов в соответствии с классификацией США [9]. Минимально значимую удельную активность  бета-излучающих  радионуклидов, учитываемых в классификации США, следует в основном уменьшить в среднем на 2 порядка. Для всех трансурановых радионуклидов установить отечественный предел 1 Бк/г. Предложенные откорректированные величины МЗУА приведены в Таблице.

Радио-
нуклид
3H
14C
59Ni
60Co
63Ni
90Sr
99Tc
129I
137Cs
Все транс-
урановые
нуклиды
Активность,
Бк/г
104
102
102
102
102
101
102
100
102
100

Соответствующие изменения для указанных в таблице радионуклидов внести в «приложение к Критериям отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации». Указанные изменения касаются только использования МЗУА для классификации РАО, в других случаях учитываются МЗУА согласно НРБ-99/2009.

3. После первого абзаца пункта 2 добавить уточнение: «По согласованию с органами Госсанэпиднадзора для отдельных радионуклидов и отдельных предприятий при отнесении жидкостей к жидким радиоактивным отходам допускается увеличение до 10 раз предельных значений удельной активности (жидких отходов)  в «приложении к Критериям отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации».

4. По газообразным отходам следует учесть, что при предложенной величине объемной активности отходов, персонал может дышать радиоактивными отходами, а предприятия могут производить выброс РАО в атмосферу.

Предлагается: для объемной активности газообразных отходов использовать максимальные значения ДОАперс из приложения 1 НРБ-99/2009, а также ввести пункт, аналогичный п.3.12.5 ОСПОРБ-99 для выбросов газообразных радиоактивных отходов.

5. Не следует указывать конкретные величины при сортировке отходов по общей активности, по мощности дозы и по уровню загрязнения поверхностей, т.к. для разных отходов эти величины могут быть разными. Вместо п.3.б и п.3.в написать:

«Для сортировки твердых отходов при соблюдении условий измерения в соответствии с утвержденными методиками рекомендуется использование критериев:
- по уровню радиоактивного загрязнения поверхностей;
- по мощности дозы гамма-излучения на расстоянии 0,1 м от поверхности;
- по суммарной удельной бета и альфа-активности радионуклидов». 

6. Добавить в Приложение 1 положения, имеющиеся в документах США, например, в [9]:
- допускается проводить оценку удельной или объемной активности отдельных радионуклидов непрямым измерением, а по соотношению с другими радионуклидами, если эти радионуклиды измерены в подобных отходах;
- при оценке объемной или удельной активности отходов можно проводить осреднение активности по объему или массе отходов.

Последнее предложение очень важно для практической сортировки отходов.

7. Принятие постановления Правительства приведет к изъятию раздела 3.12 из ОСПОРБ-99/2010 [10]. В статье [4] показано, что кроме раздела 3.12 в ОСПОРБ-99/2010 имеется относящийся к РАО пункт 5.2.9, который, скорее всего, имеет «заказной характер», этот пункт должен быть в обязательном порядке исключен из ОСПОРБ-99/2010, а эффективная удельная активность природных радионуклидов не должна использоваться в классификации РАО.

Приложение 2.

Пункт 1.в дать в следующей формулировке:
«в) твердые и жидкие радиоактивные отходы, размещенные в пунктах хранения радиоактивных отходов,  проектная документация консервации которых до вступления в силу Федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» была выполнена проектными организациями, имеющими право на разработку таких проектов;»

Приложение 3.

Необходимо увеличить в 10 раз границу активности между низкоактивными и среднеактивными радиоактивными отходами:
- для бета-излучающих радионуклидов граница должна быть равна 105 Бк/г;
- для альфа-излучающих радионуклидов – 104 Бк/г;
- для трансурановых радионуклидов – 103 Бк/г.

В таком случае очень низко активные и низкоактивные радиоактивные отходы  могут захораниваться в приповерхностных бетонных могильниках, а среднеактивные радиоактивные отходы в заглубленных могильниках, в соответствии с рекомендациями МАГАТЭ [5].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении критериев отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, критериев отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам, критериев классификации удаляемых радиоактивных отходов» http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=127992
2. Федеральный закон от  11 июля 2011 г. N 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
3. Серебряков Б.Е. «О недостатках закона №190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами…». PRoAtom [27/07/2011].
4. Серебряков Б.Е. «О классификации радиоактивных отходов в России». PRoAtom [03/08/2011].
5. IAEA Safety Standards Series No. GSG-1. Classification of Radioactive Waste. General Safety Guide. IAEA,  Vienna, 2009.
6. СП 2.6.1.799-99  Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99).
7. СП 2.6.1.2523-09 Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)
8. СП 2.6.6.1168-02 «Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами (СПОРО-2002).
9. Licensing Requirements for Land Disposal of Radioactive Wastes: Code of Federal Regulations, Title 10, Part 61, U.S. Nuclear Regulatory Commission, Government Printing Office, Washington, DC, 1987.
10. СП 2.6.1.2612-10. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3637