Тайны бюджетного рубля. Продолжение
Дата: 25/05/2012
Тема: Социальная политика


Владимир Долгих, журналист, Северск

Казалось, что тема о бюджетных средствах Северска, исчерпана и говорить больше не о чем. Да, действительно, местный бюджет назвать прозрачным язык не поворачивается.  Несмотря на требования действующего законодательства и слова всевозможных лидеров, проводимые с завидной регулярностью общественные слушания и депутатские интервью. От федерального до местного уровня. Да, из опубликованных текстов городского бюджета «выудить» порой конкретную цифру на опять же конкретную позицию расходов очень непросто. А порой и невозможно. Да, рост расходов на содержание нашего невсенародно избранного мэра господина Шамина и Думы Северска в целом, довольно значителен. Но ряд событий заставляют взглянуть на бюджетный процесс несколько шире.


Во-первых, сайт Администрации опубликовал подробное содержание бюджетов за 2009 и 2010 годы. Сделано это из-за нашей критики или по другим мотивам, не столь важно. Важно, что сделано. И новую информацию обязательно необходимо проанализировать. Во-вторых, предыдущая статья не касалась доходной части городского бюджета. И, наконец, в-третьих, недавно прошли общественные слушания. Рассматривались итоги  исполнения бюджета 2011 года. Правда, отчего-то сам текст на сайтах местной власти вновь опубликован своевременно не был. Тем не менее, услышать оценку и депутатов, и других участников очень хотелось. Как и попробовать затем взглянуть на сам процесс бюджетотворения сквозь призму именно высказанных общественностью мнений. Убедившись хотя бы, насколько обозначенные проблемы близки нашим народным избранникам.

Словом, работа продолжается.


Как повернул, так и вышло

Главный финансовый документ города состоит из двух основных частей. Часть первая содержит перечень доходов, которые планируется получить для исполнения  обязательств, возлагаемых законом на органы местного самоуправления. Во второй части расписывается, на какие направления они будут потрачены. Со времён существования ЗАТО на российских просторах доходы предполагались в виде собственных налоговых отчислений и так называемых «безвозмездных поступлений». Последние включали в себя  помощь бюджетов более высокого уровня. Она предполагалась соответствующими федеральными законодательными  актами, наиболее известным из которых является закон о статусе ЗАТО. Точнее его 7 статья. В частности, она гласит «Проживание и работа граждан в условиях особого режима ЗАТО подлежат социальной общей компенсации» И далее рассказывается, что наше государство подразумевает под этим затёртым, но, тем не менее, недостаточно конкретным  термином. «Общая социальная компенсация включает повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости».

Такова буква закона. Сегодня мы отмечаем его двадцатилетие. За утекшее в безвозвратность время закон не раз корректировался. Но статья о социальных гарантиях осталась нетронутой. При всей ветрености российского законодательного свода, пережитом кризисе и острой критике ЗАТО со стороны господина Путина, прозвучавшей в начале нашего века!

Вот только всегда ли северчане во всей полноте ощущают государственную заботу, включающую и «меры социальной защиты», и «гарантии занятости»!? А о такой норме как «государственное страхование», уверен, большинство и не слышало никогда.

Однако время бросать камни в нерадивого законодателя ещё не настало. Потому как все перечисленные гарантии, государством оплачиваются. Если, конечно, иными актами установлен порядок их предоставления. Оплачиваются, в том числе и в виде упомянутых выше «безвозмездных поступлений». Следовательно, вопросы необходимо адресовать местному законодателю. Ведь именно он в расходной части определяет, на что потратить бюджетный рубль - купить мэру новую «Тойоту» и обустроить кабинеты городского руководства или отремонтировать ветхий дом. Другого пути здесь нет.

Правда, дела финансовые, впрочем, как и всякие другие государственные дела, представить без всевозможных нюансов практически невозможно. К примеру, вспомним ревностное отношение бывшей областной власти во главе с господином Крессом к именно такому принципу формирования бюджетов ЗАТО. Сколько раз мы слышали призывы «выровнять»  бюджетную обеспеченность Северска с другими населёнными пунктами Томской области. И, может не случайно, она была до последнего времени одной из самых низких среди ЗАТО Росатома? Для убедительности, прошу обратить внимание на размещённую ниже таблицу.


Бюджетная обеспеченность ЗАТО Росатома (по данным решений о бюджетах на 2011 год)


Примечание:

Расходная часть бюджетов определена согласно решениям представительных органов ЗАТО (сессий, собраний, Дум) об утверждении бюджетов на 2011 год (без учета последующих корректировок).

Численность населения ЗАТО взята с сайта Росатома (для ЗАТО Северск использованы также данные одного из местных сайтов).

Резонен вопрос, а почему лично Вы, господин Долгих, при имеющихся тогда полномочиях депутата областной Законодательной Думы не довели данную проблему до руководства области?

Отвечу – данный вопрос не раз мною поднимался и на заседаниях Законодательной Думы Томской области, и в письмах на имя прежнего Губернатора области и его первого заместителя госпожи Козловской, и во всевозможные СМИ. Был даже результат. В виде сообщения на пресс-конференции одного из заместителей Кресса господина Феденёва. Сообщение, на мой взгляд, получилось несколько комичным. Потому как при обосновании декларируемых доводов главный финансист от исполнительной власти области так и не удосужился подкрепить их конкретными цифрами. Фамилию лица, с кем собственно и шёл спор, также предпочитали не называть.

К сожалению,  данный факт не стал предметом обсуждения и во властных коридорах Северска. Хотя её вопрос о бюджетной обеспеченности с годами становится всё более актуальным. Обратимся для убедительности к цифрам. Итак, уровень безвозмездных поступлений бюджета 2014 года запланирован в размере 90,1% к уровню 2011 года. А что показал 2011 год,  может быть на Северск пролился золотой дождь? Ан нет - показал он всего 80,6% к ещё более раннему периоду - уровню года 2009. Ожидаемая и существующая инфляция делает абсолютные показатели ещё более скромными. Но этот факт почему-то  беспокоит относительно небольшой круг лиц. Остальные, в том числе и те, кому по должности положено заботится о наполняемости бюджета Северска, по-видимому, надеются либо на благосклонность областного и федерального начальства, либо на оценку с его стороны своей лояльности, продемонстрированной на очередных выборах. Причём последняя из перечисленных категорий «надежд» является плодом выдумки чиновничества. Не стали исключением и прошедшие недавно в стенах Серого дома общественные слушания.

Печальные выводы напрашиваются и при рассмотрении зависимости бюджета Северска от упомянутых перечислений. Опять обратимся к цифрам. Зависимость бюджета 2011 года, если верить опубликованным материалам общественных слушаний, составила 62%  Берём инициативу на себя и с опорой на принятые местной Думой бюджеты последующих лет, считаем далее. Год 2012 – 46,4%, 2013 – 57,6%, 2014 – 57,4%. Согласитесь, в порядке данных  показателей уловить логику очень сложно. Более приходится уповать на поверхностный подход к бюджетному процессу. Упрекнуть местную власть именно в таком подходе было бы не совсем верно. И главный аргумент – мы живём в России, где правила игры, в том числе и на финансовом поле, редко отличаются постоянством. А играть в футбол по правилам регби - это ещё никому не приносило успеха.


Как потопаешь, так и полопаешь

Но, как говорится, на царя надейся, а сам не оплошай. И обратимся к доходам - собственным, учтённым  бюджетными документами разных лет. Картина здесь не менее пессимистическая. Так, если верить разделу «налоговые доходы», то нас ожидает их ежегодный рост всего в размере менее семи процентов. Для сравнения в 2010 году по сравнению с годом предыдущим они возросли на 14%, а в 2011, опять же в сравнении с предыдущим годом на 10 с небольшим. Конечно же, процентов. 

Важна и динамика изменения поступлений от уплаты налога на доходы физических лиц. Это не только важнейший источник налоговых поступлений в бюджет, но и реальный показатель уровня жизни населения. Вырос уровень доходов – и власть может похвастаться своими достижениями в повышении уровня жизни на вверенной ей территории. В среднем, конечно. Зато надёжно.

Какова же картина в Северске? К сожалению, и здесь больше поводов задуматься, нежели торжественно рапортовать. Хотя общая цифра сравнения ушедшего 2009 года с грядущим 2014 выглядит более чем основательно. Нас ожидает рост аж в 32,9%!. Но, разбив этот самый рост по годам, получим всего – то чуть более 5,4% в среднем в год. Рост, можно сказать, незначительный и вот почему. Только за два года, а именно с 2009 по 2011 он составил около 25%. Получается, что далее, до 2014 года, нас ожидают более чем скромные достижения?

Как их тогда сопоставить с планами «земного рая» в виде площадок ТВЗ и иных «зон» и «предзоний», декларируемые местной властью во главе с господином Шаминым? И когда, наконец – то «стартанёт» проект АРГО, о котором с таким упоением говорит бывший педагог, а ныне ведущий северский инноватор и завлекатель инвесторов госпожа Сенникова? Да и сроки становления, данные «аргонавтам» местным мэром  в любом случае истекут к 2014 году. А доходы населения, во имя роста которых, собственно и создавался фонд со столь диковинным названием достаточно немалым бюджетным финансированием, получается так и существенно не вырастут. Впрочем, у властей Северска, возможна и своя логика.

Анализировать остальные статьи бюджета из «доходного» раздела довольно непросто. В первую очередь из-за постоянных изменений правил игры по определению бюджетных отчислений. Сетовать здесь можно только на федеральную власть, которая и меняет их, как модница перчатки.  К примеру «доходы от оказания платных услуг», сошедшие на «нет» после принятия закона об автономных учреждениях. Или доходы другие. Как известно, в городе ещё сохранились предприятия и иные структуры с долей муниципальной собственности. Все они обязаны по определённым правилам делиться с бюджетом своими доходами. Если, конечно, таковые останутся. По размерам отчислений также легко проследить, насколько эффективно руководит муниципалитет своим имуществом.

И вновь нам предстаёт довольно нерадостная картина. Мало того, что отчисляемую в бюджет сумму, иначе, чем смешной, не назовёшь. Как и её изменение по годам. Так в 2011 году она составила 700 с небольшим тысяч рублей. На 2014 местный законодатель определил её фактически в один миллион. Итого показатель скакнул за три года почти на 300 тысяч рублей. Сразу вспомнилась цитата из выступления Жванецкого о борьбе с пьянством. Помните, он тогда сказал, что это не борьба и это не результаты. Слова известного юмориста подходят и к оценке работы по привлечению средств в городской бюджет с помощью самых что ни на есть рыночных методов. Речь идёт о дивидендах и процентах за размещение кредитных ресурсов. Так в 2011 году планировалось по графе «Дивиденды по акциям и доходы от прочих форм участия в капитале, находящегося в собственности городских округов» привлечь в местную кубышку почти три миллиона рублей. Собрали, надо понимать - общими усилиями, три тысячи с небольшим. То ли акции размещали без учёта рыночных преимуществ, то ли формы выбрали не столь эффективные, то ли какие иные напасти неожиданно свалились на плечи, нам неведомо. Ведом только результат. Впрочем, эти данные из последней корректировки бюджета, пришедшейся на конец декабря прошлого года. Вполне возможно, что в оставшиеся до новогодних праздников дни, ситуацию удалось выправить. Но даже если не получилось, горевать не будем. Сумма дохода не такая уж и значительная.

А вот общая доходная часть в будущем должна не на шутку озаботить местную власть. Достаточно сказать, что доход 2014 года запланирован всего в размере 84,6% от дохода, задумайтесь только, кризисного 2009.







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3789