О строительстве в России дирижабля с ядерной энергетической установкой
Дата: 01/08/2012
Тема: Малая энергетика


 Н.А.Ермолов, Обнинск Калужской обл.
 
Необходимость строительства в России дирижабля, оснащенного бортовой ядерной энергетической установкой (ЯЭУ), диктуется  имеющимися угрозами для ее государственной безопасности,  отсутствием надежных транспортных средств, не использующих органическое топливо и отвечающих современным требованиям надежности, ее географическим размерам и объемам востребованных перевозок,  неосвоенностью многих ее территорий, ежегодными лесными пожарами и засухами, приносящими огромные убытки.


Дирижабль с бортовой ЯЭУ должен иметь жесткий корпус. Его подъемная сила будет обеспечиваться горячим воздухом. Грузоподъемность дирижабля должна измеряться тысячами тонн. ЯЭУ дирижабля должна иметь производительность по горячему воздуху, достаточную для того, чтобы компенсировать его потерю при любой возможной пробоине. Выполнение этого требования будет достаточным для того, чтобы дирижабль никогда не рухнул, в отличие от авиалайнеров и атомных подводных лодок (АПЛ). В худшем случае, если нельзя будет в воздухе заделать пробоину, дирижабль может мягко приземлиться.

Дирижабль должен быть оснащен компактными надежными безопасными жидкосолевыми реакторами (ЖСР) с предпочтительной топливной композицией фтористых солей, которая не горит на воздухе и не реагирует с водой. Для обеспечения высокой надежности реактор не должен быть высокотемпературным. Рабочая температура жидкосолевой топливной композиции должна быть близкой к 700 оС. Эта температура соответствует достигнутой на сегодня прочности основных конструкционных материалов, обеспечивающей длительную и надежную работу ядерных реакторов.

При такой температуре давление насыщенных паров жидкосолевой топливной композиции не превышает 1 мм. рт. ст.  Мощность ЖСР при переменных нагрузках можно быстро менять без вреда для него. Высокая ядерная безопасность ЖСР достигается тем, что он обладает мгновенным отрицательным температурным коэффициентом реактивности. Это далеко не все его достоинства. К недостаткам ЖСР принято относить только лишь химическую агрессивность жидкосолевой топливной композиции к конструкционным материалам, но она незначительно   превосходит агрессивность свинца-висмута в СВБР, натрия в реакторе типа БН, и воды в ВВР. Вполне возможен такой подбор компонентов топливной композиции фтористых солей и конструкционных материалов, который позволит использовать все достоинства ЖСР, какими не обладают другие реакторы.

Что касается применений дирижабля в России. Достойной ответной мерой на развертывание блоком НАТО систем противоракетной обороны вблизи западных и южных границ России станет появление в ее воздушном пространстве дирижабля с бортовой ЯЭУ, бронированным корпусом, и оснащённого собственной системой противоракетной обороны. Дирижабль сможет годами находиться в воздушном пространстве России, не пересекая границы, там же будет происходить и смена экипажа. Он будет первым обнаруживать любые угрозы, например, крылатые или стратегические ракеты и уничтожать их при пересечении ими границы России. Возможные запрещающие соглашения надо рассматривать как несостоятельные. НАТО, когда надо, нарушает любые соглашения, не оглядываясь на Россию. Так и Россия должна оставить за собой право иметь в своем воздушном пространстве любой летательный аппарат, который обеспечит ее безопасность.
Под защитой военных дирижаблей в воздушном пространстве России смогут работать дирижабли, предназначенные для мирного применения.

Большинству государств такой воздухоплавательный аппарат не нужен.

Россия же должна создать супердирижабль затем, чтобы не задыхаться от ежегодных лесных пожаров, спасать свои леса и урожаи в засуху. Любой лесной пожар может быть погашен и любые площади сельхозугодий могут быть орошены за короткое время дождевальными установками дирижабля, поднимающего в воздух тысячи тонн воды. При наличии у страны супердирижабля перестанут быть труднорешаемыми проблемами северный завоз, доставка морепродуктов, освоение Северного шельфа и непригодных для постоянного проживания территорий Сибири и Дальнего Востока (строительство дорог и жилья, грузовые и пассажирские перевозки). Осваивать такие территории можно будет вахтовым способом, используя дирижабль в качестве транспортного средства для доставки на осваиваемую территорию персонала, жилья, оборудования и всего остального. Только мониторинг территории с нескольких дирижаблей, зависших на достаточной высоте и обеспечивающих все необходимые виды связи на всей территории страны, позволит предупредить возникновения пожаров, искоренить поджигателей, пресечь неразрешенные вырубки лесов, разработки недр и вывоз их за границу.

Предпосылками успеха в создании супердирижабля являются:
- имеющийся опыт, накопленный страной в дирижаблестроении и строительстве атомоходов и АПЛ. Сейчас мало кто знает, что дирижабль с бортовой ЯЭУ был научной темой в СССР;
- наличие необходимой научно-технической базы, новейших освоенных технологий, новых легких и прочных материалов, и, главное, квалифицированных кадров.

Время на создание первого супердирижабля и необходимой инфраструктуры в нескольких специально построенных аэропортах, должно быть не более 3 лет.






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3940