Разбор «полетов во сне и наяву»
Дата: 14/08/2012
Тема: Атомная энергетика


Комментарий Б.И. Нигматулина  на интервью А. Суперфина «Строительство АЭС «Аккую» выгодно и для Турции, и для России», опубликованное в портале SmartGrid.ru 08.08.2012г. На примере интервью А.Суперфина попытаюсь ЕЩЕ РАЗ! внести ясность в тему строительства АЭС Аккую, обратить на него внимание специалистов. Считаю своим профессиональным долгом разобрать те ответы интервью, в которых просматриваются заблуждения, некомпетентность или, что еще хуже, желание ввести в заблуждение общественность. Итак, вопрос – ответ – комментарий:


SG: Расскажите поподробнее о принципах строительства станции по схеме «строй-владей-эксплуатируй». Почему был выбран этот механизм?

– А.Суперфин: Сама по себе модель «строй-владей-эксплуатируй» не нова и достаточно популярна в мировой практике. Она используется уже в течение нескольких десятилетий во многих странах, где энергетическая отрасль была полностью или частично приватизирована и находилась в частных руках. Например, в Турции эта модель давно применяется в отношении тепловых электростанций.

 В пояснительной записке по АЭС «Аккую»  я отмечал, что схема инвестирования «Строй-владей-эксплуатируй» («Built–Own–Operate» - BOO) применительно к сооружению АЭС никогда не использовалась в мировой практике и впервые применена именно к АЭС «Аккую». Там же показано, что, некоторое время назад иностранные инвесторы участвовали в сооружении ТЭС по схеме BOO, но в очень короткое время, в процессе строительства или после завершения строительства этих ТЭС, они продали свои доли в пользу турецких компаний.  Почему схема BOO не использовалась при строительстве АЭС? Потому что она несет огромные риски для инвесторов.

В конце ответа на тот же вопрос: С точки зрения российской стороны, несмотря на действительно колоссальные капиталовложения, проект является выгодным. В результате эксплуатации этой станции проектная компания планирует получать до 4 млрд долларов в год. Если принять во внимание долгосрочность проекта, который рассчитан на 60 лет, то можно посчитать совокупную выручку и оценить приток средств в российскую казну. Действительно, срок его окупаемости большой, но такова специфика атомных проектов. Эксплуатироваться АЭС тоже будет очень долго, и это тоже нужно принимать во внимание.

Здесь имеет место нестыковка с ответом А.М. Локшина в мой адрес (www.proatom.ru – ссылка за июль), где по поводу строительства АЭС «Аккую» было отмечено, что 50% выручки будет равняться 1,5 – 1,7 млрд. $ в год, тогда 100 % составляет максимум 3,4 млрд. $ в год, а не 4 млрд.$, как утверждает Суперфин.

Теперь относительно притока средств в российскую казну.

Проектной компании уже в конце 2011г. выделено 21,872 млрд. руб. из федерального бюджета. А вообще, Росатом согласовал с Минфином суммарный объем финансирования 119 млрд. с ежегодным графиком выделения средств до 2019 г. (на 2013г. Росатом просит выделить 36 млрд. руб.). При этом до сих пор нет схемы возврата средств от Проектной компании обратно в бюджет. На строительство АЭС «Аккую» выделяется  даже не беспроцентный кредит, а проводятся финансовые вливания просто в уставной капитал «Росэнергоатома», т.е., по сути дела, грант – деньги федерального бюджета отдаются вообще без возврата. Это подтвердили в Департаменте бюджетной политики в сфере инноваций промышленности гражданского назначения, энергетики, связи и частно-государственного партнерства Министерства Финансов Российской Федерации.

SG: Какие обязательства в рамках данного проекта взяла на себя турецкая, какие – российская сторона?

– АС: Российская сторона берет на себя большую часть обязательств. Это, прежде всего, инвестиции, а также проектирование, строительство и эксплуатация станции. При этом понятия несколько смешиваются, потому что, когда мы говорим «российская сторона», мы подразумеваем «проектная компания». Однако с формальной точки зрения проектная компания является юридическим лицом Турции, но сформированным на деньги российских акционеров. В дальнейшем предусмотрена возможность участия в ее капитале иностранных инвесторов, в результате чего, по сути, проектная компания перестанет быть полностью российской.

Обращаю внимание на финансовое состояние акционеров Проектной компании: ОАО «Росэнергоатом» (более 92,85% участия), ЗАО «Атомстройэкспорт» (3,47%), ОАО «Атомэнергоремонт» (0,1%), ОАО «Атомтехэнерго» (0,1 %), «Интер РАО ЕЭС» (3,47%). Первые четыре компании – полностью государственные, а у «ИнтерРАО ЕЭС» более 70 % акций принадлежит государству. У каждой из этих компаний нет свободных средств на финансирование АЭС «Аккую». Поэтому пока они будут идти, как я уже говорил выше, за счет, по сути дела, безвозвратных грантов из федерального бюджета. У ОАО «Росэнергоатома» наступает вообще тяжелейшее финансовое положение в связи с перспективой в ближайшие 5 лет снятия с эксплуатации до 5-ти блоков РБМК (на Ленинградской и Курской АЭС) и, в связи с этим, резким возрастанием дополнительных затрат, непредусмотренных в программе строительства АЭС, и также необходимостью форсированного строительства замещающих мощностей на Ленинградской АЭС-2, Нововоронежской АЭС-2, Курской АЭС-2, Смоленской АЭС-2. В ближайшее время выйдет мой экономический анализ по этому вопросу. 

В строительстве АЭС «Аккую» возможно участие иностранных инвесторов, однако в этом случае  проектная компания перестанет быть полностью российской. Это значит, что доходы от эксплуатации АЭС будут поделены между учредителями, а ответственность все равно останется за Россией, как организатором проекта.

В Пояснительной записке по АЭС «Аккую» и в Послесловии 2 к Пояснительной записке по Балтийской АЭС представлены два возможных сценария:

Первый: Иностранные инвесторы не будут найдены. В этом случае финансирование проекта из федерального бюджета будет проходить уже до конца строительства. Российская сторона становится заложником в этом проекте, т.к. чтобы не потерять уже затраченные средства, мы будем финансировать все до завершения строительства, т.е. не только 119 млрд. руб. на первом этапе, но и оставшиеся 481 млрд. руб. на все строительство. 

Второй: Иностранные инвесторы будут все-таки привлечены. Скорее всего, это будут турецкие банки. А я уже подробно разбирал ситуацию со стоимостью и возвратом кредита от турецких банков (Послесловие 2 Пояснительной записки к Балтийской АЭС). Там показано, что не менее 2/3 объема средств, возвращаемых на инвестиции из оплаты на электроэнергию, уйдут турецким банкам, а менее 1/3 остается Проектной компании. Однако из этой суммы, в отсутствии схемы возврата средств в федеральный бюджет, собственно в бюджет не будет возвращено ни одной копейки.

В продолжении ответа на этот же вопрос А.Е. Суперфин говорит: «Поскольку проект использует российскую технологию, большая часть российских обязательств также связана с изготовлением критического оборудования – ядерного «острова» и соответствующей инфраструктуры. Кроме того, обязательством российской стороны является вывоз ОЯТ и обеспечение станции свежим топливом. В Турции на сегодняшний день не существует атомной или «околоатомной» инфраструктуры, есть только небольшой исследовательский реактор. Мы будем способствовать ее созданию».

Добавлю – и снятие с эксплуатации, о котором Суперфин скромно умалчивает. Приведение территории АЭС «Аккую» после снятия с эксплуатации к состоянию «Зеленой лужайки», на котором, конечно, будет настаивать турецкая сторона, потому что иного не зафиксировано в Межправсоглашении. К тому же станция находится между быстроразвивающимися курортными зонами Анталия-Алания, с одной стороны, и зоной Мерсин – с другой  (http://www.rusmersin.com/index.php/dostoinstva-mersina; http://mersinrt.ru/page-o-mersine.htm) – см. Приложение в конце интервью.

Это означает, что стоимость снятия с эксплуатации будет равна примерно стоимости строительства АЭС, включая затраты на полигон радиоактивных отходов, хранилище ТРО, транспортировку и т.д., а это еще не менее 20 млрд. $ (в ценах 2010 г.). Где их взять?

В одном из ответов Суперфин утверждает: «Факторов, влияющих на экономику проекта, – масса. Это и цены на нефть, и темпы развития энергопотребления в регионе, и рынок, потому что кроме атомной станции есть еще другие источники энергии. Все это принималось во внимание и учитывалось при построении сегодняшней модели. На сегодняшний день она показывает, что проект весьма рентабелен, срок его окупаемости колеблется от 17 до 19 лет. Для обычного проекта это много, но для атомного проекта – при продолжительности его жизни 60 лет – это является приемлемым результатом».

Получается, что из 60 лет эксплуатации станции: около 20 лет Россия будет возвращать средства инвесторам (в лучшем случае,  турецким банкам, а не российскому бюджету), потраченные на строительство; потом всего 20 лет – станция будет генерировать прибыль (если она будет, конечно), из которой 20% мы будем отдавать турецкому бюджету, (Пояснительная записка по АЭС «Аккую»), а оставшиеся 20 лет надо будет собирать средства, повторяю, около 20 млрд. $ в ценах 2010 г., на снятие ее с эксплуатации. И это в идеале, если в течение этих 60 лет не произойдут какие-нибудь инциденты, или иные, например, политические обстоятельства, которые станут причиной остановки работы АЭС. Так как за все отвечает Проектная компания, это значит, федеральный бюджет, т.е. все убытки будет покрывать Россия или, что то же самое, мы, простые налогоплательщики. Думаю, Суперфин избежит этой неприятности, поскольку является гражданином США.

В конце вопроса Суперфин утверждает: «Мы ведем свою работу, основываясь, в числе прочего, на турецкой нормативной базе, поскольку обязаны следовать стандартам и нормативам страны-хозяина. В Турции также должны будут создаваться инфраструктурные организации атомной отрасли, видимо, с обязательным участием российской стороны. Кроме того, турецкая сторона принимает участие и будет в дальнейшем помогать нам в охране объекта. Турция обязуется способствовать нашей деятельности во многих аспектах. Это достаточно широкое понятие, но наши турецкие партнеры выполняют свои обязательства. В данном случае куратором проекта является министерство энергетики и природных ресурсов Турции, и оно осуществляет связь со всеми остальными госорганами».

Но кто же отвечает за физическую защиту? Если, например, произойдет инцидент или террористическая атака на АЭС?  Из международных договоров и Межправсоглашения следует, что за физическую защиту АЭС «Аккую» должна отвечать эксплуатирующая организация или, что то же самое, Проектная компания, это значит, и юридически, и финансово, и политически отвечает российская сторона. Проектная компания и российская сторона несут колоссальный риск, связанный с ядерным и радиационно-опасным объектом в чужой стране, в Турции – ареной незатухающего межнационального конфликта с курдами. Нам это нужно? В мировой практике такой ответственности, связанной с гражданским ядерным объектом никогда не было.

SG: Какие предполагаются затраты на реализацию проекта? Как они распределены между партнерами проекта?

– АС: Ориентировочно стоимость проекта составляет около 20 млрд долларов. Однако, скорее всего, она будет меньше этой цифры.

Затраты между партнерами проекта распределены следующим образом. На данный момент финансирование ведется исключительно за счет российской стороны, причем все средства идут исключительно из уставного капитала проектной компании, то есть расходуются средства акционеров. Мы уже начали, и будем интенсифицировать работу по привлечению инвестиций – рассматриваются частные инвесторы, банковские кредиты, другие механизмы и инструменты, существующие на финансовых рынках. Это процесс небыстрый. В ближайшее время мы наймем финансовых консультантов для помощи в этом вопросе. Прямо скажем, в условиях затянувшегося экономического кризиса, который сейчас в самом разгаре в Европе, мы понимаем сложность этой задачи. Тем не менее, мы убеждены, что этот процесс будет осуществлен, потому что мы говорим не о коридоре «сегодня-завтра», а об отрезке времени в год-два. И за это время мы проведем достаточно большую работу по привлечению финансирования.

Откуда такая уверенность у человека, который сам не несет материальную ответственность за проект, не является его инвестором? Ведь все зависит от стоимости кредитных ресурсов и стоимости страхования рисков инвесторов в проект АЭС «Аккую». Частные инвестиции в строительство атомных станций во всем мире считается высоко рискованным. Однако в проекте АЭС «Аккую» имеется существенная преференция для частных иностранных инвесторов – это минимум половина финансирования проекта (10 млрд. $) из российского бюджета, который, повторяю, предоставляет деньги в проект практически в виде гранта, т.е. без возврата. Поэтому я не исключаю, что найдутся деньги частных инвесторов на тех условиях, на которых я анализировал финансовую модель возврата средств от продажи половины произведенной электроэнергии по фиксированной цене 12,35 центов США, в течение 15 лет после пуска каждого из блоков. Но для российского бюджета – это абсолютный убыток.

Не могу оставить без комментария вопрос Smart Grid. 

SG: Согласно заявлениям эксперта Булата Нигматулина, соглашение о строительстве АЭС «Аккую» в части возврата средств предусматривает фиксацию цены на электроэнергию 12,35 центов США за кВтч на 25 лет. Таким образом, по его мнению, не учтена возможная инфляция, изменение курсов валют и стоимости электроэнергии. Почему была зафиксирована именно такая цена? Не отразится ли на реализации проекта то, что мировая цена на электроэнергию может существенно вырасти по сравнению с зафиксированной в контракте?

– АС: Во-первых, цена на электроэнергию зафиксирована не на 25, а на 15 лет. Это существенная разница.

Чувствуются проблемы с арифметикой! В подписанном Межправсоглашение в 2010 г. черным по белому  зафиксирована цена продажи электроэнергии 12,35 центов США за кВтч. в течение 15 лет после пуска каждого из блоков (1, 2 блок продает 70 % электроэнергии по этой цене; 3, 4 блок – 30 %). Таким образом, именно в 2010 г. была зафиксирована цена продажи 12,35 центов США за КВт.ч, которая, естественно, остается та же и к моменту пуска блоков. В идеале, в соответствии с заявленной программой, 4-ый блок АЭС «Аккую» будет построен в 2021г. Плюс 15 лет период возврата средств по фиксированной цене. Итого: возврат средств будет завершен в 2036 г. Тогда, 2036г. – 2010г. = 26 лет. Выходит, что я еще ошибся на 1 год.

Далее: Кроме того, как записано в межправсоглашении, по фиксированной цене будет покупаться не вся электроэнергия, а 50%. Другая половина будет продаваться по рыночным ценам с первого дня работы АЭС. Конечно, если бы мы продавали всю электроэнергию за 12,35 цента, то проект был бы значительно менее рентабельным. За счет продажи половины электроэнергии по рыночным ценам проект резко повышает свою экономическую обоснованность. Предсказать, какой будет рыночная цена через 25-40 лет, очень сложно. Мы можем только прогнозировать и строить финансово-экономические модели. Но, пользуясь существующими сегодня типовыми методами подсчета, мы приходим к тому, что проект экономически целесообразен.

Во-первых, это голословное утверждение.

Во-вторых, есть ли результаты анализа известных авторитетных консалтинговых организаций, которые могут подтвердить представленные расчеты? Если есть, то почему они не опубликованы? Проект публичный.

В-третьих, мной сделан технико-экономический анализ сопоставления стоимости электроэнергии, произведенной на газовых ТЭС Турции и Германии. И показано, что стоимость электроэнергии в Турции от амортизированных ТЭС будет находиться в диапазоне 5 – 6 центов США достаточно длительный период времени, масштаба 15 – 20 лет. Где обоснованная критика моего анализа? Если ее нет, на каком основании  утверждается, что рыночная цена электроэнергии в Турции на оптовом рынке будет выше 12,35 центов США, а не меньше в два и более раз?

SG: Как будет продаваться вторая половина энергии, вырабатываемой АЭС «Аккую»?

– АС: Энергетический рынок Турции на сегодняшний день является одним из самых динамичных в мире. Потребление электроэнергии в стране в среднем растет на 6% в год. Даже если предположить, что произойдет какое-то замедление экономики, этот показатель может несколько снизиться, но хороший здоровый рост, тем не менее, останется. По прогнозам уже с 2014 года в Турции будет дефицит электроэнергии в пиковом режиме. Уже сейчас здесь иногда проводятся веерные отключения потребителей из-за нехватки электричества в пиковые моменты. Это говорит о том, что для них реализация проекта является критически важной, и с точки зрения развития страны то количество электроэнергии, которое может дать АЭС «Аккую», просто необходимо. Это также открывает перспективы для продажи электроэнергии на свободном рынке.

Самый выгодный режим работы АЭС – это базовый режим, когда имеет место максимальный КИУМ, среднемировой уровень которого достиг 86 – 87 %, а в странах, передовых с точки зрения атомной энергетики (США, Финляндия, Чехия, Швеция, Китай, Южная Корея, Япония (до аварии на АЭС «Фукуссима»), Германия – до принятия решения о выводе своих АЭС из эксплуатации др.,) – в среднем составляет около 90 –  92%.

В Турции, где доля АЭС в общей выработке электроэнергии к 2020 – 2025 гг. планируется не более 5 – 7 %, для того, чтобы была максимальна выработка на АЭС «Аккую», КИУМ ее блоков должен составлять около 90%, иначе уменьшится выручка от продажи электроэнергии и, соответственно, уменьшится объем средств, необходимых для возврата инвестиций. Использовать аргументы о необходимости строительства АЭС в связи с дефицитом электроэнергии в пиковом режиме неграмотно! Для пиковых режимов строят парогазовые или газотурбинные блоки. Например, В Уэльсе, Великобритания, одновальный парогазовый блок мощностью 500 МВт, построенный по проекту General Electric, запускается за полчаса. Одним из руководителей пуска этого блока был мой племянник – Тагир Нигматулин.

Далее, в этом же ответе следует: «Кстати, еще одно из обязательств Турции в рамках данного проекта – предоставить инфраструктуру для выдачи всей вырабатываемой АЭС энергии, то есть построить несколько ЛЭП для подсоединения АЭС к электросетям. Это очень важно».

Чувствуется непонимание проблемы в целом. В данном случае, слово «обязательство Турции» подразумевает наличие соответствующих юридически обязывающих документов. Они есть? И какие санкции несет турецкая сторона по отношению к Проектной компании в том случае, если ЛЭП будут построены не в срок?

Если такие документы отсутствуют, то это опять же показывает непрофессионализм в организации проекта. Ведь уже пошли реальные затраты российского бюджета на этот проект. В конце прошлого года из российского бюджета выделено 21,872 млрд.  руб. Можно ли гарантировать, что турецкая сторона построит всю необходимую инфраструктуру в срок?

SG: Как будет обеспечиваться безопасность станции?

– АС: Сложность заключается в том, что в Турции нет определенного законодательства и навыков в деле обеспечения защиты АЭС. В настоящее время эти вопросы также прорабатываем совместно. Что касается охраны станции во всех плоскостях и измерениях – с воздуха, с моря, с земли и из-под земли, – здесь, безусловно, будут использованы не только российские, но и мировые принципы современной охраны аналогичных объектов. Мы будем использовать лучшие мировые практики и в консультациях с турецкой стороной выбирать те критерии, которые больше устраивают нас в текущей ситуации.

Но и это утверждение голословно. Ведь за физическую защиту АЭС, как я уже выше отметил, отвечает Проектная компания, а не турецкая сторона. Что делать, если произойдет инцидент или случиться угроза террористической атаки? Ведь в этом случае станция может быть просто остановлена. Будут,  в лучшем случае, заморожены, а в худшем – потеряны средства российского, а не турецкого, бюджета. Кто возместит убытки российскому бюджету?

В заключение отмечу, что общее впечатление от беспомощных и необоснованных заявлений Суперфина осталось крайне негативным. Возникли сомнения в уровне компетенции руководства проекта «Аккую». Очень подозреваю, что на таком же уровне рассуждает и высший менеджмент ГК Росатом. Прежде чем давать подобное интервью, и, уж тем более брать на себя ответственность по руководству столь рисковым проектом, следовало бы разобраться во всех его тонкостях, взвесить все возможные осложнения. Все доводы, приведенные в защиту строительства этой АЭС, негодны. Теперь Александр Суперфин будет ассоциироваться с этим проектом, и соответственно, его репутация, как специалиста и топ-менеджера, будет испорчена. Очень вероятно,  что в дальнейшем это будет мешать его карьерному росту.

Проект «Аккую» принят впопыхах, кулуарно и непрофессионально, и потому требует серьезных обсуждений, проработки и корректировки. Только после этого можно ожидать выгоды для России, а также возможное геополитическое значение и перспективы в энергетическом балансе региона. В нынешнем виде – это провальный проект, участие в котором подорвет репутацию как организаторов, так и России.

 

Приложение.

Описание курортной зоны Мерсин, по данным сайтов Группы компаний «Континент», а также Группы компаний «Форма недвижимости».

Мерсин - это жемчужина Турции, не зря его называют «турецким раем». Поистине целебный воздух с гор Торос и Средиземного моря, круглый год сухой и теплый климат Мерсинского побережья, запах цитрусовых садов делают жизнь человека райской.

Город Мерсин, столица одноименной области, который круглый год купается в лучах горячего средиземноморского солнца. Десяток тысяч лет истории расскажут Вам об ушедших цивилизациях, в которых Александр Великий, Антоний и Клеопатра оставили свои следы.

Сохранились остатки некрополя, театра, аркады, храма и термии с 525 года н.э., церковь Джамбазли в Канлидиване, уникальные ущелья Рай и Ад, Скит Девы Марии и т.д. Эта местность является местом рождения Святого Павла, где в его честь был создан храм. Кроме того, здесь самый сейсмически безопасный район Турции, недаром первый небоскреб (177 метров, 52 этажа) в Турции был построен именно в этом городе в 1987 году. 

О сейсмической опасности. Мерсин - это спокойный и безопасный город, так же что касается и землятресений.

 

Сейсмическая карта Турции

Природные красоты горной гряды Торос, защищающие город от северных ветров, цитрусовые сады, чистый воздух придают особую красоту и прелесть средиземноморскому городу.

300 дней в году Мерсин находится под лучами солнца.
Море здесь почти всегда голубое и красотой соперничает с зеленью природы. Можно сказать, что здесь существует только три сезона раннее лето, лето и летний сезон. Пляжи и пески побережья отличаются чистотой, а преобладающая солнечная погода дает возможность проводить длительные каникулы.

Годовая температура варьируется от +15 градусов зимой и + 30 летом. Морской бриз в первой половине дня идет с моря в горы, где влажность конденсируется и в горах может идти дождь, после обеда прохладный воздух движется с гор в сторону моря. Такая циркуляция воздуха обеспечивает отсутствие высокой влажности и зноя в летние месяцы.

Достоинства Мерсина

Правительство Турции демонстрирует явный интерес в увеличении потока приезжих, открывая для любопытных глаз самую сокровенную из своих провинций, Мерсин, расположенную на юго-восточном побережье Средиземного моря. Этот уютный город еще совсем недавно был скрыт от приезжих, считался «райским уголком» для отдыха местных жителей. А сейчас он радует туристов пляжами с чистым и мелким песком, новейшей набережной и торговыми комплексами.

В отличие от остальных курортных городов Турции, таких как Анталия, Мармарис и Бодрум, купальный сезон Мерсина начинается в апреле, когда вода прогревается до +18С, воздух до + 20С, и длится до ноября (температура воды + 25С, воздуха - +21С). Климат здесь более мягкий: летом нет изнуряющей жары, зима не знает снега, напоминая российский апрель.

Этот город активно развивается и строится. Количество строек впечатляет и даже ошеломляет.

Современные дома с бассейнами поражают красотой и комфортом. У каждго дома своя зеленая зона, где можно теплой ночью послушать трель кузнечиков, которая убаюкивает и зовет в детство, а цветущие цветы и сады дурманят пьянящим ароматом. Есть придомовая парковка, место для детских игр.

Квартиры - 300 кв. м, с высокими потолками, с потрясающей планировкой, где есть место для столовой с большим семейным столом, кухни, где может одновременно готовить не одна хозяйка, гостиной, уютных спален, террас с видом на море, оно завораживает… да и вообще здесь очень похоже на Европу: чистота, комфорт, респектабельность… даже немного не хватает Азии, ну, это в старых районах Мерсина, и эти районы по-своему очаровательны.

Провинция Мерсин – уникальное место, где соседствуют древнейшие храмы и высочайшие небоскребы, это точка соприкосновения сразу нескольких эпох. Для отдыха покупают квартиры в пригороде Мерсина, например, Чешмели.







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3965