Приоритетность нравственных инвестиций в науке. Этика «фриндж» проектов
Дата: 08/11/2012
Тема: Атомная наука


В.Ф.Шарков, физик, Москва

В пограничье между традиционной наукой и так называемой «лженаукой» неплохо работают «фриндж» проекты (FRINGE PROJECTS - «сумасшедшие» проекты). Естественно, и здесь  встречаются  проблемы – большие и не очень, финансовые и организационные.  Деньги, конечно, нужны, но в первую очередь необходимы  нравственные инвестиции с введением жёстких этических критериев отбора людей для работы в отечественных «фриндж» проектах.


Нельзя не отметить, что среди этих  «пограничников» аномально много дилетантов. Давно известно, что дилетанты избирательно и активно осваивают именно те области исследований, в которые официальная наука ступать не решается или делает это медленно и сверх осторожно.  В итоге всякого рода «странные» явления изучают почти исключительно дилетанты. А профессиональные учёные в массе своей мало того, что сторонятся  подобных «подозрительно не научных» явлений, но и никак не помогают их исследовать. Более того, академические учёные подвергают осмеянию и даже гонениям тех немногих профессионалов, кто отважно пытается  изучать необъяснимые феномены – артефакты. Сегодня «партизаны странных наук», отчаявшись защитить «нормальные» диссертации через ВАК РФ,  представляют недостаточно  обоснованные патенты и разрабатывают исключительно  «прорывные пионерские»  технологии. И, что особенно опасно, стремятся непризнанные научной общественностью свои «чудо – приборы» применить безотлагательно и «любой ценой» на практике.  Торопыжничают, в общем….  Медики, например, знают, что  внедрять в массы новые лекарственные средства без длительных клинических испытаний недопустимо. Но у «революционеров – изобретателей» нет времени и, главное, денег на верификацию своих идей. Тем не менее, понять  нетерпеливых изобретателей  можно, а в современных условиях даже необходимо. 

Сегодня быстро нарастает градус противостояния, которое часто переходит в войну между реальными людьми, а не в дискуссию между вариантами развития научной парадигмы. Уместно вспомнить иногда неоправданно агрессивную деятельность комиссии по лженауке, в основном, шельмующую «неправильных изобретателей» без должной верификации их «странных достижений». В такой ситуации любые «фриндж»  проекты оказываются между двух огней. В планетарных вооружённых конфликтах такое положение спасают «миротворческие силы». Но если миротворческие силы ООН должны по определению превосходить мощью воюющие стороны, то силы и возможности «фриндж»  проектов куда как скромнее, чем у хорошо организованных кланов профессиональных учёных. За официальной стороной  административный ресурс и бюджетное финансирование, за «партизанской» - лишь энтузиазм и численность дилетантов. Кстати, социологические исследования показывают, что, как ни странно, за Россией  несомненное первенство по количеству «наколеночных» исследований в областях «нетрадиционных наук». «Партизанское анархическое воинство» по численности уже превосходит регулярную армию академических учёных. Это не нормально, но это реальность. Кто теперь «меньшинство?» Нельзя игнорировать подобные процессы, хотя оные могут и не нравиться многим членам научного сообщества. 

К сожалению, «идейные противники» вместо того, чтобы аргументировано дискуссировать, незатейливо воюют друг с другом. Подоплёка этой войны, как правило, далека от декларируемой борьбы за научную истину. Подобным образом в средние века конфликтовали инквизиция и сторонники истинного христианского учения. В наши дни руководство Российской Академии Наук не только и не столько возглавляет борьбу с «лженаукой», но, главное, старательно оберегает клановые интересы группы академиков. Задачи поиска новой научной парадигмы  не приоритетны и никак не мотивированы.  «Учёные-партизаны»  суетятся и отбиваются тоже далеко не дипломатичными  способами, при этом обе «воюющие» стороны страдают из-за скудности финансирования. В «псевдонаучной» драке, как и в любой другой, через некоторое время становится не до того, кто первый начал. Хуже всего, что вред от такой драки понимается далеко не всеми.

Для  разруливания конфликта интересов необходимо спокойно проанализировать и понять ситуацию. Это, к сожалению, ничего не гарантирует, но создаст предпосылки для первых шагов в решении проблемы. Применительно к развитию  наших «фриндж» проектов можно сформулировать наивное, но искреннее пожелание: «новому отряду нетрадиционных учёных»  надлежит быть спокойными, рассудительными, честными, смелыми и добрыми. Могут  возразить, что доброта и наука - понятия из разных областей миропонимания. Но мы, по сути, не воины, сражающиеся с другими людьми, а более похожи на акушеров, которые помогают рождению нового знания. Врач обязан любить пациента, иначе лечебный эффект пропадёт. И принимать каждого как эксклюзивную личность, не оценивая его по правилам, разработанным некими «уважаемыми записными» прагматиками. Наши принципы предполагают не только обязательное уважение к отдельной личности, но и  глобальное  миропонимание.

Честность учёного – плоть от плоти человеческой честности. То же касается и смелости, и изначального уважения оппонента. В наших проектах недопустимо не просто плохо отзываться об оппоненте, но даже плохо думать о нём. Людей, которые  с нами не согласны, всегда будет много, ибо  нас ещё долго  по привычке будут принимать за сторонников одной из конфликтующих  сторон. Понимание реального дуалистического положения дел, которое обязательно для участников наших проектов, Это само по себе большая сила, которая может помочь в преодолении  упорного сопротивления  «разделяемых сторон». Может, но не гарантирует. Реализация «фриндж» проектов без включения  строгих этических критериев в организации работ абсолютно невозможна.
  
Здесь нужна весьма тонкая маршрутная линия, которую очень сложно или даже невозможно построить чисто логически.  Необходимо отыскать узкую тропинку между двумя концепциями: концепцией мира, управляемого законами, не оставляющими места для новации и созидания, и концепцией, символизируемой Богом, играющим в кости, концепцией абсурдного мира, в котором ничего нельзя понять.

Сегодня перед нашими глазами существуют сразу две очень разные картины – однозначно детерминированный мир и произвольный мир «случайных» событий. Истина, по-видимому, в том, что реальный мир управляется не только детерминистическими законами, равно как и не абсолютной случайностью.

Прокладывая тропинку, избегающую драматической конфликтной альтернативы между однозначными законами и произвольными событиями, мы неизбежно обнаруживаем, что значительная часть конкретного мира вокруг нас до сих пор ускользала из ячеек научной сети. При развитии «фриндж» проектов перед нами открываются новые горизонты, встают новые вопросы, возникают новые ситуации, таящие опасность и риск, но одновременно стимулирующие раскрытие нашего творческого потенциала (sic!). Так открывается дорога к построению будущей научной парадигмы.

Сегодня мы – граждане XXI века, как многие поколения землян до нас,  питаем надежду, что нам удастся правильно пройти очередной перекрёсток на долгом пути развития человечества. Мы надеемся на свой шанс не только найти свою тропинку, но и пройти по ней в гармонии с Природой.

Пока надо просто понять и принять  принципиальное правило:  высокие этические качества участника «фриндж» проектов должны быть абсолютно приоритетными для нас.






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4123