Носители научного интеллекта – «золотой фонд» России
Дата: 24/12/2012
Тема: Интеллектуальная собственность



И.Р. Дубровин, к.т.н., инженер-исследователь,
Санкт-Петербург

Е.Р. Дубровин к.т.н., инженер-исследователь, Санкт-Петербург
Международный авторитет, достоинство, независимость, могущество, позитивное развитие любого государства определяются в первую очередь его интеллектуальным научным потенциалом, то есть числом носителей научного интеллекта (работоспособных ученых и научных кадров), уровнем и качеством их профессиональной подготовки, а также степенью практической реализации в экономике страны результатов их интеллектуальной деятельности. 


Научный интеллект во все времена являлся главным значимым фактором, основной движущей силой научно-технического прогресса, в первую очередь определяющим уровень развития человеческой цивилизации и направления движения мировой истории. Носители научного интеллекта – ученые - постоянно оказывали, оказывают, и будут оказывать самое активное влияние на жизнь человечества, позволяя избегать застоя и деградации. Именно поэтому они являются истинной элитой, гордостью и национальным достоянием каждого народа. Носители научного интеллекта – это  «золотой фонд» любого государства.

Использование научного интеллекта позволило нашей стране в XX в. в кратчайшие исторические сроки перейти от уровня аграрной страны к развитому индустриальному государству, одержать победу в тяжелейшей мировой войне, стать мощной ядерной державой, первой в мире запустить искусственный спутник Земли, построить атомный ледокол, вывести человека в космос. До сих пор многие научно-технические разработки отечественных ученых не имеют аналогов в других странах мира. История знает и другие позитивные примеры использования научного интеллекта, благодаря которому многие страны вышли из глубоких экономических и социальных кризисов. Это довоенные США (конец 1920-х - начало 1930-х гг.), послевоенные Германия, Италия и Япония (конец 1940-х гг.). Сегодня эти страны являются ведущими высокоразвитыми государствами мира.

Научные кадры составляют стратегический резерв государства, а система их подготовки (в том числе и образование), входит в разряд государственных интересов, является одной из основных и важнейших функций любой страны. В связи с этим любое уважающее себя государство несет значительные затраты на подготовку специалистов с учеными степенями. В зависимости от видов научной деятельности и сроков обучения эти затраты могут увеличиваться. По данным зарубежной печати, затраты на подготовку остепененного учёного (от первого класса общеобразовательной школы до защиты диссертации) составляют более 1 млн долл. США, а расходы на обучение военного специалиста в 1,8-2,0 раза больше. При этом сроки подготовки составляют не менее 22-25 лет для гражданского ученого и более 25-30 лет  - для военного. Каждый российский ученый, его научный интеллект представляют собой «штучный товар», поскольку являются результатом уникальной и всесторонней подготовки, присущей только российским общеобразовательной и высшей школам.

В Российской Федерации стоимость, сроки и уровень подготовки научных кадров, в целом, соответствуют общемировым стандартам и нормам. Очевидно, что и использование государством своих подготовленных специалистов, имеющих ученые степени, является одной из основных его обязанностей. Наша страна пока еще способна самостоятельно готовить собственные научные кадры, а вот использовать ученых по профилю их подготовки может не всегда. Индикатором эффективного использования ученых в стране является пресловутая «утечка мозгов» за рубеж. В этом вопросе отечественная статистика неутешительна. За последние годы за рубеж эмигрировали 80% остепененных математиков и 50% остепененных физиков-теоретиков. Сегодня 20 из 23 ведущих математиков США – выходцы из России и стран СНГ. В Израиле более 40% ученых-энергетиков - наши соотечественники. По разным оценкам число ученых, покинувших нашу страну за последние 20 лет, составляет от 200 до 350 тыс. человек. Это во много раз превосходит численность научных кадров, потерянных страной за все предыдущие десятилетия ХХ в.

Между тем за последние годы ни один из иностранных ученых не приехал в Россию на постоянное местожительство для научной деятельности на благо нашей  страны. В разное время Россия безвозмездно «подарила» различным странам мира многих талантливых, выдающихся ученых, ряд из которых стали лауреатами престижных международных премий. Их личный вклад в науку, к сожалению, не российскую, огромен. Так, в США творили известные русские ученые: механик Тимошенко С.П., один из создателей американской атомной бомбы физик-химик Кистяковский Т.Б., первооткрыватель высокооктанового бензина Ипатьев В.Н., изобретатель электронного телевидения Зворыкин В.К., авиаконструктор Сикорский И.И., социолог Сорокин П.А. и другие. Ученые советской/российской научных школ высоко ценятся в мире и востребованы мировым сообществом, как высокопрофессиональные специалисты международного уровня. Большим спросом за рубежом пользуются остепененные специалисты практически всех научных областей. Исключением являются ученые в области юриспруденции, экономики, финансов, управления и ряда других гуманитарных специальностей.

При отсутствии собственных затрат на подготовку научных кадров, доходы стран от использования научного интеллекта ученых, подготовленных в нашей стране, исчисляются сотнями миллиардов долларов.  

Анализ причин негативного процесса «утечки мозгов» за границу показывает, что основными из них являются: 

- невостребованность родным государством приобретенных учеными научных знаний и навыков;

- использование ученых не по профилю их подготовки;

- неудовлетворенность ученых своим социальным статусом и общественным положением;

- трудности в вопросах внедрения и использования результатов своей научной деятельности;

- невозможность использования патентов и открытий отечественных ученых в своей стране;

- незащищенность научной и интеллектуальной собственности отечественных ученых, как внутри нашей страны, так и за её пределами;

- низкая, а порой нищенская оплата интеллектуального труда ученых.

В условиях рыночной экономики у большинства российских ученых нет средств на разработку и изготовление опытных образцов, на опубликование научных трудов, на участие в семинарах и конференциях, на оплату государственных пошлин за подачу и поддержание патентов на изобретения и открытия, на покупку специальной научной литературы, не говоря уже о научных  командировках в другие города и страны. Наиболее ощутимый ущерб для государства наносит невостребованность военных ученых и ученых военно-промышленного комплекса.

Указанные причины становятся доминирующими на фоне отсутствия государственной концепции научно-технического развития России и единой, объективной системы оценки научной деятельности ученых. Такой ситуацией ловко пользуются отечественные и иностранные «бизнесмены от науки»,  предоставляя  свои  услуги взамен на коммерческое использование результатов научной деятельности, извлекая при минимальных издержках ощутимую прибыль. В результате возникает своеобразная, противоречивая ситуация: с одной стороны - государство за народные деньги подготавливает и обучает научные кадры, с другой – приобретенные нашими учеными знания и опыт  используются  кем  угодно, но  не  родной страной. Кроме того, результаты труда ученых совершают удивительные перевоплощения. Некоторые изобретения и открытия, рожденные в России, попадают за рубеж, где без какого-либо изменения сущности облекаются в яркую товарную упаковку, получают красочный ярлык, после чего в виде «новых» (для России) технологий продаются втридорога в Россию, которая выплачивает дивиденды за использование этих «зарубежных» изобретений. При этом ни наше государство, ни тем более ученые-авторы от внедрения и использования результатов своего интеллектуального труда ничего не имеют. Ущерб, причиняемый России не использованием научного интеллекта отечественных ученых, а фактически потерей его для нашей страны, не поддается оценке. Этот ущерб не способны возместить ни налогоплательщики, ни доходы от экспорта полезных ископаемых, ни постоянно повышающиеся цены, тарифы и налоги. Очевидно, что ни одна, даже самая богатейшая страна мира не в состоянии позволить себе подобную роскошь. К сожалению, в этом вопросе Россия «впереди планеты всей». Каждый рубль, вложенный нашей страной в подготовку специалиста с ученой степенью, может и должен обратиться для государства значительной прибылью. И чем больше сроки обучения, тем долговременней должна быть работа ученого на благо и нужды нашей Родины.

К актуальной проблеме современного развития России следует отнести и проблему старения и естественной убыли научных кадров, что требует их воспроизводства и обновления. Сегодня среднестатистический возраст большинства работающих ученых превышает 55-65 лет, то есть это люди предпенсионного или пенсионного возраста. Молодые научные кадры не являются их полноценной заменой. В силу объективных причин молодые люди не идут в науку, не пытаются сделать её смыслом своей жизни. Отдельные молодые люди защищают диссертации, но не для дальнейшей работы в науке, а, главным образом, ради моды, престижности или желания получить высокооплачиваемую работу.

Несмотря на такое положение вещей, российская наука все же существует и развивается. Большинство ученых активно и плодотворно работают, совершенствуют старые и создают новые научные школы, не собираясь покидать пределов России, в надежде на то, что результаты их труда всё же когда-нибудь будут затребованы родным государством. Этот феномен зарубежные эксперты относят к явлению загадочной русской души. Но ничего здесь загадочного нет, просто настоящие  научные  кадры России имеют высокое чувство патриотизма и личной ответственности, профессиональную гордость за принадлежность к своей специальности и желание принести наибольшую пользу своему народу даже в условиях недопустимо низкого финансирования науки или отсутствия такового.

Получив уникальное образование в Высшем военно-морском инженерном училище и в Военно-морской Академии имени Н. Г. Кузнецова (ВМА), защитив диссертации в Ученом совете ВМА, опубликовав более 150 научных работ и статей, получив 20 патентов РФ, реализовав свои технические решения на 15 энергетических объектах, активно занимаясь вопросами энергосбережения, экологической безопасности энергетических объектов, сокращения вредных выбросов, разработки и внедрения безотходных технологий,  авторы  не  понаслышке знают проблемы, стоящие перед российской наукой. По нашему мнению, в нынешних условиях развития страны её огромнейший научно-интеллектуальный потенциал остается не использованным и не востребованным. Отечественный научный интеллект является не только огромным богатством нашего государства и «золотым фондом» России, но и огромным стратегическим резервом для успешного проведения реформ, социального и экономического переустройства общественной и политической жизни страны, поддержания на современном уровне обороноспособности России. Сегодня уже ни у кого не возникает сомнение в том, что развитие современной цивилизации немыслимо без естественных наук (а, следовательно, и без ученых - носителей научного интеллекта). Многие актуальные проблемы современности невозможно решить исключительно административными, юридическими или финансовыми методами. Научные ресурсы страны требует своего использования по прямому назначению, поскольку основная их часть давно подготовлена, сформирована и оплачена. Использование научного потенциала страны должно быть не номинальным, как сегодня это зачастую бывает, а высокоэффективным, что возможно только при максимальной степени практической реализации полученных учеными знаний. Каждый ученый, не смотря на проблемы и лишения, плодотворно трудится лишь тогда, когда ощущает свою социальную значимость и практическую ценность своей деятельности для государства, когда видит реализацию результатов своего труда при своей жизни. Это является для него наивысшей наградой. Ученые нашей страны способны сами заработать себе на достойную жизнь, и как в большинстве стран мира быть преуспевающей и уважаемой социальной группой общества.

По убеждению авторов, научный интеллект ученого не может быть самоцелью, он должен постоянно совершенствоваться, поскольку остановка его развития вызывает сомнение в истинных целях защиты диссертации, компетентности ученого в выбранной области научной деятельности и самостоятельном написании представленной работы. Реальной и объективной оценкой результатов труда ученого, имеющего степень, должна быть его практическая деятельность по избранному направлению научного исследования. Выстрадавший от начала  до конца поставленную научную проблему, самостоятельно решивший её, никогда не оставит научную работу, даже влача нищенское существование.

Если же целью научной деятельности является не дальнейшая работа в науке, а получение ученой степени, удовлетворение амбиций, достижение далеких от научной деятельности целей, такие «ученые» деградируют как специалисты и, как правило, в дальнейшем в науке не работают по причине профнепригодности. Не являясь учеными по своей сути, они, однако, продолжают относить себя к носителям научного интеллекта и щеголять ученой степенью, будучи убежденными в своей принадлежности к интеллектуальной научной элите. 

Существуют и «придворные» ученые, научная деятельность которых заключается в обслуживании политической элиты и «научном» обеспечении сложившейся конъюнктуры, даже если эта деятельность не соответствует объективным научным законам. В своё время академик Пётр Капица решительно отказался от предложения стать «придворным» учёным, остроумно подметив, что «…голодный лев лучше сытого барана». Деятельность таких «ученых» кроме ущерба государству и дискредитации высокого звания специалиста с ученой степенью, ничего другого принести не может.

Да, Россия большая страна и ее ресурсы, в том числе и научно-интеллектуальные, огромны, но не безграничны и, к сожалению, исчерпаемы. Поэтому уже сегодня в неотложном порядке необходимо решать проблемы российской науки, так как завтра может быть уже поздно, поскольку государственная безопасность страны будет ослаблена из-за разрушения её научной и интеллектуальной* составляющих. В результате углубятся кризисные явления во всех областях общественной жизни, что можно наблюдать уже сегодня. Последствия разрушения научной и интеллектуальной составляющих государственной безопасности для нашей страны не предсказуемы и опасны. Срок преодоления этих последствий для России может растянуться на столетия. 

Если Россия хочет стать великой и уважаемой державой, необходимо принять все возможные меры для повышения социальной значимости ученых, создания условий для их плодотворной и эффективной работы, сформировать обстановку уважения и поощрения научной деятельности, поднять общественно-социальный статус носителей научного интеллекта хотя бы до общемирового уровня. В противном случае вообще не стоит тратиться на подготовку и содержание отечественных научных кадров, а на сэкономленные финансовые средства закупать ученых, их интеллект и продукты их научной деятельности за границей. Но при этом необходимо помнить уроки истории и учитывать, что, во-первых, к нам потянутся далеко не лучшие зарубежные научные кадры,  как правило, не нужные в своей стране. Во-вторых, использование заграничных ученых потребует огромных финансовых затрат, что, в конечном итоге, окончательно разорит государственную казну. И, наконец, качество продуктов научной деятельности зарубежных ученых не выше, а во многих случаях даже ниже качества работы отечественных ученых.

История развития нашего государства показывает, что нашей стране предлагаются «современные» зарубежные технологии 15-20-летней давности. Новейшие же, передовые высокоэффективные зарубежные технологии, ни при каких условиях, в России не появлялись, и, по всей видимости, появляться не будут. России следует опираться на свои научные кадры, развивать свои научные школы, активно используя позитивный опыт и достижения мировой науки.

В основе любой научной деятельности и, в первую очередь, научно-технической, лежат научные школы, научные традиции, преемственность различных поколений научных кадров, делающих процесс научного познания последовательным, и непрерывным. Нарушение последовательности и/или разрыв непрерывности не только прекращает дальнейшее поступательное развитие науки, но и  приводит к ее гибели.

По мнению авторов, в первоочередном порядке необходимо провести в жизнь (через Федеральные Законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства и иные нормативные акты) следующие мероприятия, которые поднимут социальный статус, общественную роль и значимость ученых, сделают их труд не только уважаемым и почетным, но и материально выгодным:

1.повысить квалификационные требования к диссертационным работам и к профессиональным знаниям соискателей на ученые степени и звания;

2. провести учет всех специалистов (по их желанию), имеющих ученые степени, по областям их научной деятельности, в том числе, и находящихся на пенсии, взять их на особый кадровый учет с целью использования их знаний и опыта;

3. при участии ученых – носителей научного интеллекта разработать концепцию научно-технического развития Российской Федерации, в соответствии с которой проводить дальнейшую научно-техническую политику государства;

4. создать биржу труда для ученых и единый информационный центр (банк данных) отечественных научно-технических разработок;

5. определить приоритет научных исследований и работ, наиболее значимыми из которых должны стать решения проблем оздоровления окружающей природной среды, ресурсосбережения, повышения эффективности функционирования отечественной промышленности и энергетики, повышения благосостояния граждан, улучшения условий их жизни и труда, снижения тарифов и расценок на предоставляемые товары и услуги; 6. 6. разработать научно обоснованные критерии для объективной оценки научной деятельности отдельных ученых и научных коллективов;

7. фундаментальные исследования проводить силами государственных НИИ, а часть прикладных исследований – силами малочисленных научных групп с полным или частичным бюджетным финансированием; 

8. разработать такой механизм хозяйствования, при котором использование продуктов научно-технической деятельности отечественных ученых было бы экономически выгодно;

9. обязать государственные организации и учреждения использовать специалистов с учеными степенями только по профилю их  научных работ и не менее срока  их подготовки;

10. создать государственный фонд развития и поддержки отечественной науки, ученых и научных кадров, в том числе, пенсионного возраста и молодых.

11. предоставить льготное налогообложение как для государственных и негосударственных научных учреждений, организаций и объединений, так и для отдельных физических лиц, занимающихся научной деятельностью;  

12. ввести ученым-пенсионерам пожизненную надбавку к пенсии за ученую степень;

13. укомплектовывать кафедры государственных высших учебных заведений и отделы государственных НИИ, в том числе военных, только специалистами, имеющими ученые степени;

14. разрешить ученым внедрять свои разработки без лицензий, или бесплатно выдавать лицензии на все виды деятельности, связанные с практической реализацией работ по профилю их научной подготовки и тематикой диссертации;

15. обязать Ростехнадзор, Росстройнадзор и другие федеральные службы автоматически выдавать остепененным специалистам, занимающимся внедрением своих разработок в российскую промышленность, необходимые документы по промышленной, экологической и другим видам безопасности;

16. запретить защиту диссертаций на руководящих управленческих должностях всех уровней, прекратить практику присвоения ученой степени «доктора наук», минуя ученую степень «кандидата наук», и присвоение ученых званий лицам, не имеющим ученых степеней.

Заключение

Социально-политические изменения, произошедшие в России за последние десятилетия, привели многие отрасли к полному развалу. Эти отрасли требуют безотлагательного реформирования и модернизации, качественного преобразования, конечной целью которого является улучшение жизни рядовых граждан страны. Успешное преодоление кризисного состояния экономики, реформирование и модернизация различных сфер общественной жизни даже при наличии значительных финансовых вложений и мощном административном ресурсе не возможны без привлечения широкого круга ученых – носителей научного интеллекта. Двадцатилетнее реформирование Вооруженных Сил, жилищно-коммунального хозяйства, энергетического комплекса, системы образования, медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения являются убедительным доказательством их неудовлетворительного обеспечения, прежде всего, научно-технического. 

Научный интеллект, к сожалению, может не только созидать, но и разрушать. Земная цивилизация сегодня стоит на грани саморазрушения, в связи с чем социальная значимость, общественная роль ученых во всем мире (за исключением России) постоянно возрастает. Кроме ученых никто не может представить масштабы угроз, нависших над человечеством, найти оптимальные научно-обоснованные решения по выходу из создавшейся ситуации. Не использование научного интеллекта приводит к деградации естественной среды обитания человека, нарушает действие объективных законов развития общества, трансформирует экономику страны в хрематистику*, превращает законодательные акты государства, даже самые совершенные и демократические, в пустые декларации и пожелания, вызывает и обостряет частные и общие кризисы. Все это, в конечном итоге, ведет к саморазрушению стран и самоуничтожению человеческой цивилизации.

Человечество живет в условиях постоянных научно-интеллектуальных преобразований, стремительно изменяющих окружающий мир и образ жизни, формирующих современное мышление людей и их отношение не только к той или иной власти, но и к тому или иному государству в целом. Другой альтернативы развития страны, кроме как использование своего научного потенциала и интеллекта его носителей, не существует. Общество, не понимающее этого,  обрекает себя и свое государство на неминуемую гибель.

Научный интеллект ученых должен использоваться на благо государства и служить всем его гражданам.

                     

 

 

 

 



* Человеческий интеллект формируется в строгом соответствии с объективными законами генетики, в связи с чем уместно говорить о генетических корнях интеллектуальной безопасности. Генетика и интеллектуальная безопасность взаимосвязаны: с одной стороны, нарушение интеллектуальной безопасности страны приводит к генетическим последствиям для всего народа и государства в целом, с другой – состояние и изменение генофонда общества оказывает прямое влияние на национальную безопасность государства через её интеллектуальную составляющую.

* Понятие «хрематистика» ввел Аристотель (384—322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный. Под хрематистикой понимается способ хозяйствования, направленный исключительно на получение денег любым путем и их накопление, в тоже время, исключающий производство и предоставление полезных обществу товаров и услуг.  

 

 







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4224