THEORIA
Дата: 01/02/2013
Тема: Физики и Мироздание


                          Падучая звезда, тем паче – астероид
                          на резкость без труда твой праздный взгляд настроит.
                          Взгляни, взгляни туда, куда смотреть не стоит.
                                                           И. Бродский. Пятая годовщина

Макс Лауэ, один из основателей современной физики, в звуке и греческом написании  «теория» усматривает – «видение Бога». Похожий смысл можно уловить в русском звучании этого слова.


Идея Творца и ссылки на материалы Священных Книг не свойственны популярным естественнонаучным публикациям.  Однако, после войны, когда аббатом Леметром (физиком и астрономом) была высказана идея Большого Взрыва, сопоставленная с этапами Творения  Книги «Бытия», ссылки на Библейские тексты стали не редки. Ныне, когда идея возникновения Мира из первоначального Атома подробно разработана и почти безукоризненно подтверждается опытом  земных лабораторий и астрономических наблюдений, ссылки на Библейские версии творения стали обычными.   Однако привлечение параллелей из священных текстов здесь не только не уместно, но, в определенном смысле, дискредитирует достижения астрофизики. Чаще  всего, например, для поддержки научного аргумента, приводится библейское упоминание света как исходной среды сотворения Мира. Психологам хорошо известно, что дети, до определенного возраста, закрывая глаза и, погружаясь «во тьму», уверены, что с этим исчезает мир. Такие переживания характерны для формирующейся личности, как сына шумерского погонщика верблюдов, так и ребенка из семьи стенфордского профессора. Точно также, разделенные тысячелетиями дети лепят фигурки из глины или пластилина («праха земного»), полагая, в какой-то степени их живыми.  Ребенок уверен, что животные созданы для людей, а люди состоят из продуктов земли, т. к. они едят и растут (хотя, 3/5 воды в человеке «дает ему право», скорее полагать себя родней Океана или Посейдона). Устойчивые и независимые от времени психологические этапы формирования личности, естественно не могли не отразиться на языке и образах священных книг. И все же, скупые слова-шифры о творении, которые мы находим в Торе – Книге Бытия, открывают поэтические и даже в отдельных случаях  прямые  основания для использования даже там, где необходимо придерживаться стиля положенного  в «сфере» точной понятийности. 
       
Эта статья задумана для того, чтобы обратить внимание на два удивительных, фундаментальных высказывания, действительно глубоко таинственных, очень далеких от наивности фольклорных оснований  иных других положений Книги Бытия. Эти два утверждения напрямую реализуют существование одухотворенной телесности, ищущей Большой Истины,  удрученной ее недостижимостью и жаждущей Постижения. Тем не менее, материал данного текста естественнонаучный, не в коей мере не претендует на попытку теологической дискуссии. Упоминание некоторых эпизодов из Книги Бытия не ставит цели религиозной апологетики. Эти ссылки нужны как признание факта устойчивых идей, бесповоротно внедренных в сознание человека, независимо от признания их истинности. Поводом выбора такого «смешанного» стиля послужило толкование авторитетным ученым слова «теория». Как же иначе, теории – несущие каркасы наук.     
  
А) Единственное, неизменно, так сказать, «непосредственно экспериментально подтверждаемое» в своей действенности таинство. Это не создание человека из «праха» или глины, что могло, в принципе, обойтись и без вмешательства Высших Сил, это то, что без этой силы немыслимо:

        «…ВДУНУЛ В ЛИЦЕ ЕГО ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ И СТАЛ
                    ЧЕЛОВЕК ДУШЕЮ ЖИВОЮ». Быт.2.7.  

По сути, это и было истинным сотворением Вселенной – осознаваемой и полновесно включенной в мир человека, ибо ничего большего чем то, что загружено  охватываемым пространством сознания, не существует.

Комментатор Торы: «Искусство создания человека подобно искусству создания мира. Иными словами, человек содержит в себе всё деяние мира. Каждый день Творец творит мир для каждого, как ему полагается». «Все, что Творец создал в Своем мире, Он создал в человеке». (Талмуд). Современный философ: «Отражение на сетчатке нашего глаза  становится не прообразом внешнего мира, а  моделью нашего ума, который становится всеми вещами». (Рортри).

По своей сути, сотворение Неба и Звезд реализуется как мир  именно в акте «вдухновения», в акте видения этого сотворенным, в акте исключительно не материальном. В нашем распоряжении единственный факт, подтверждаемый опытом собственного существования: реальность  личного сознания. Нам дан опыт наблюдения обретения личности индивидуальной и уникальной в каждом рожденном «телесном основании», наблюдения становления самосознающей единственности, как бы некоего «индуктивного наведения души» действием универсальной нематериальной силы. Именно это и есть «вдухновение в лице». Телесное, естественно, передается из поколения в поколение через генетическую запись, воспроизведя в каждом, по большому счету, почти одно и тоже. Душа и личная уникальность не связана с конкретностью какой-то половой клетки. Сейчас мы это покажем. 
    
Что, если бы среди миллиона половых клеток участвовал не этот, а другой сперматозоид, родились бы не вы, а ваш, скажем, брат, и вы, как бы, мертвы? То есть, если связывать явление самосознающей личности с конкретной половой клеткой, то рождение вас, как носителя конкретного сознания, невероятно. Если допустить проявление личности в связи с конкретной наследственной клеткой, то надо учитывать наследственную передачу от поколений уходящих в прошлое, при этом, передача вашего «личностного гена» в каждом поколении ничтожна (должен отыскаться именно ваш ген среди миллиардов для каждого акта рождения).  Если продлить цепочку поколений до эпох, когда начиналась письменность, то вероятность проноса «гена вашей личности» до вас  менее 10-300. Известный математик Эмиль Борель дал оценку максимального числа событий, возможных во Вселенной с момента ее образования. В качестве действующих агентов принято число атомов и фотонов 1080, а за событие  -  одно колебание фотона (частота фотона). Число всех событий не превосходит 10200. Следовательно, связывать явление индивидуальной самосознающей собственной личности с генетической ее передачей – абсурдно. Личность «засылается» рожденному не из материнской утробы, но извне, поэтому появляется именно ваше Я, независимо от «успешного» сперматозоида, одного из мирриадов. Например,  однояйцовые близнецы, порожденные из одной клетки, обретают индивидуальные, собственные души, два органически независимые «Я».

Интересно, что наша телесность – продукт «работы» всей цепочки предков, которых всех, в принципе, можно пронумеровать до любой эпохи, скажем, Палеолита, и конкретно «пальцем» указать – «вот твой прародитель». Но их индивидуальные «Я» никому не передаются и уходят, так же, как и являются – в тайне предельной сакральности.

Неколебимая убежденность в своей всеохватной единственности, «неотменяемости собственного существования» (Мамардашвили) – неопровержимый  экспериментальный факт. Не избежать принятия спиритуалистических аргументов в понимании и даже постижении глубинных истоков явленного нам феномена души!
       
Б) В Торе и передающей ее Книге Бытия мы находим события странные, «нелогичные», непонятные, но потрясающие своим предполагаемым глубинным значением. Это Действо, дополняющее «вдуновение», наделение человека «душей», действо и делающего его вечно жаждущим, ищущим познания и лишь ненадолго ловящим успокоение, кажущимся постижением.
   
Посреди Райского сада росли два дерева. Дерево ЖИЗНИ и Дерево ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА. Было категорически запрещено прикасаться к дереву ПОЗНАНИЯ, а тем более, вкушать его ПЛОДЫ. Под страхом смерти.

«Знает Всесильный, что когда поедите от него откроются глаза ваши и вы станете подобно Всесильному, знающему добро и зло… И увидела жена, что дерево хорошо для еды, услада оно для глаз и вожделенно для развития ума (Тора). 
 
Запрет нарушен. Что же они узнали? И что же последовало?... Всего лишь,  что они наги и изгнаны из Рая. Они должны САМИ сотворить себе  одежды. По сути, Всесильный «пинком под зад» создал интеллектуального человека, в противовес беззаботно-дебильному существованию Перволюдей. Но, вкусившие от Дерева Познания  обрели не познание, но вечную жажду познания и возможность одевать, окружать себя вещами – продуктами добытого ими знания. Вообще, если быть последовательным, жажда познать, стремление открыть истину – есть вызов Тому, кто выдворил человека из Рая, где не было ни сомнений, ни вопросов. Ставши самодостаточным, человек осмелился проявить в себе те черты, которые он предписывал Богу – стремление к исчерпывающему познанию и могуществу творения. Неуёмный Познаватель, как бы ни стремился подавить в себе это, ощущает в себе «богочеловеческое» и «богоборческое» начало. Последнее, о, ужас!, награждено Богом в лице Иакова (Израиль – Богоборец).  И, даже если отказать в реальности наличия в Мире ничем не обусловленной Первосущности,  ощущение присутствия частицы этой Сущности в человеческой душе неискоренимо, а признаком, одним из признаков этого – стремление к «всезнанию» при осознании его невозможности. 

«На долю человеческого разума в одном из видов его познания выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, так как они навеяны  ему своей собственной природой; но, в то же время, он не может ответить на них, так как они превосходят возможности человеческого разума.» ( И. Кант. Пролегомены.)

Все великие и плодоносные свершения наук, все системы, претендовавшие на открытие окончательной истины мироздания, вся магическая сила вещей, порождаемая оплодотворенными математикой знаниями, как это ни странно, только убеждают в бессмысленности понятия «Истина мироустройства» и правоте Кенигсбергского Старца.

 Птоломей, Коперник, Кеплер, Ньютон, Эйнштейн, Бор… Польза их открытий, чудесная экспериментальная подтверждаемость не спасают. Все они в своем математическом совершенстве претерпевают судьбу флогистона – полезно, удобно, красиво, но… Мистически гипнотизирующая предсказательность физических теорий на базе изысканной математики уже никого не обманывает. Выдающийся математик Е. Вигнер пишет: «Математическая точность физического описания обескураживающе пугающа! Эта точность неверных теорий лишь подтверждает, что мы познаем не природу, не мир как таковой, а наше понимание себя в этом мире». Теории, которыми мы «объясняем» природу – своеобразный  язык. «Невозможен никакой перевод с научного языка на язык, который репрезентует Мир как он есть.» (Рорти). Все наши теории, весь научный опыт соответствует «Истине» в том же смысле как утверждение: «Снег бел». Он, действительно, истинно «бел», но кому?

Получая эффект от «правильных» теорий, умножая знание, мы примеряем на себя одежду удовлетворенного чувства постижения, уже не претендуя на обретение Истины.

       Начала и концы  там жизнь от взора прячет.
       Покойник там незрим, как тот который зачат.
       Иначе среди птиц. Но птицы мало значат.
                            (И.Бродский. Пятая Годовщина.)

Мы знаем, есть Нечто «с ничейной точки зрения, Нечто вне возможности нашей интерпретации». Начала и Концы действительно скрыты от постижения нашим  разумом. Нам не даны основания претендовать на знание нашей личности нашей души в аспекте ее начала и ее конца. Но нам  дано мучительное  право говорить о том, что не дано знать.

Это награда вкусившего плод Познания.

Это награда – не знать умираем ли мы…
    

(Крестовский Остров – Купчино. Январь 2013)






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4294