Капкан российского образования
Дата: 06/03/2013
Тема: Кадровая политика


Н.Н.Григорьев, проф. каф. Технических средств навигации Госуниверситета морского и речного флота им.адм.С.О.Макарова

В медицине, когда все возможности терапии исчерпаны, прибегают к последнему средству спасения пациента  – хирургии. Российскую науку средствами «терапии» уже не спасти, остается единственное средство спасения  - «хирургия». Суть же «хирургического вмешательства» в сфере российского образования - выявление и закрытие «неэффективных вузов». При этом «хирургическое вмешательство» должны осуществить чиновники Минобразования, где специалистов в этой области, похоже, нет.


Пути выявления неэффективных вузов вполне предсказуемы – это назначение критериев неэффективности и ужесточение контроля над бумагооборотом в вузе. Отчетность в образовании дело не новое, особенно в коммерческих вузах. Для них это основной критерий выживания. Обилие отчетной документации приводит чиновника в священный трепет. Именно в отчетах казуистического трактования можно выявить нестыковку в формулировках, и тем самым проявить свою «компетентность». «Скрупулезность» оформления  документов, вероятнее всего, станет главным критерием выявления неэффективных вузов. При этом сам учебный процесс окажется вторичным. Что, собственно, уже и существует и хорошо отработано во многих вузах.

Перед российским образованием стоит, прямо скажем, не простая задача. Предстоит, по сути, вернуться к прежним ценностям советского образования, когда уровень подготовки специалиста соответствовал требованиям работодателя.  
             
«Хирургическое вмешательство», как правило, приводит к отсечению какого-нибудь органа, из-за угрозы смертельного исхода. Перед российским образованием встала дилемма, в какой  роли себя воспринимать.

По первому сценарию, надо признать, что российское образование, подобно лисе, попавшей в капкан, «переломит ногу в самом том месте, где она сжата капканными дугами, перетрет кожу и, оставив свою лапу в капкане, всегда повыше первого позвонка, — преблагополучно уходит. Псовым охотникам случалось затравливать лис о трех ногах, которые бежали очень резво» [Из записок охотника].

По другому сценарию, российское образование можно уподобить ящерице, которая попавши в опасную ситуацию, отбрасывает хвост. «При отбрасывании хвоста, происходит конвульсивное автоматическое сокращение мышц. Хвост отскакивает в сторону, дергается и любыми способами пытается отвлечь недоумевающего любителя полакомиться ящерицами. В это время бывший обладатель хвоста стремительно «делает ноги». Думается, не одному поколению ящериц, это спасло жизнь».

При  первом варианте, главная угроза направлена на коммерческие вузы, которые закроют, а государственные будут находиться в поле строгого контроля, вряд ли эффективного, по крайне мере, на начальной стадии.  

Второй вариант также возможен. Большинство коммерческих вузов закроют, но затем, избирательно, будут давать разрешение на образовательную деятельность. «Хвост у ящерицы» начнет вновь отрастать, но, по закону жанра, он будет меньших размеров.  Яркий тому пример тому  ЕГЭ. Фактически сразу же после его введения два вуза получили особый статус, позволяющий проводить приемные экзамены по прежней схеме. И каждый год список таких вузов пополняется (закон «распространяется» на всех без исключения).  

Ситуация в сфере высшего образования зашла в тупик. Стандартного выхода из сложившейся ситуации нет, да и быть не должно, требуется дифференцированный подход в каждом конкретном случае. Просматриваются два реальных критерия оценки образовательной деятельности вуза: востребованность и качество подготовки специалистов. Но и здесь необходим индивидуальный подход с участием и при должной ответственности работодателя.

В 1990-е гг. сложилась благоприятная ситуация для создания коммерческих вузов, непрофильных специальностей в государственных вузах, создания многочисленных их филиалов. Низкие заработные платы профессорско-преподавательского состава привели к уходу из вузов молодых ученых. Столь распространенная форма сотрудничества с промышленностью, как хоздоговорные темы, прекратилась, а ведь именно хоздоговорная деятельность кафедр давала вклад в научные разработки. Что касается госбюджетной тематики, то, скорее всего, она носила второстепенный характер и по сути была профанацией научной деятельности.

Философский закон перехода количества в качество не конкретизирует степень обретаемого качества. В сфере российского образования рост числа вузов привел к снижению качества подготовки. Коммерческая  составляющая выросла стремительно, фактически, при полном отсутствии контроля со стороны Министерства образования. Для многих видов образования последствия снижения качества подготовки специалистов носят отсроченный характер, а для некоторых эти последствия сказываются незамедлительно чередой аварий.         

Бумажный пресс

Сценарий «выявления» неэффективных вузов вполне предсказуем. Он уже прописан и является универсальным средством во всех проблемных ситуациях, возникающих в России, будь то авария или иное резонансное происшествие – это усиление контроля. Процедура выявления неэффективных вузов также уже прописана и была опробована, но, как водится, требует корректировки. Критерии эффективности огульно перенесли на все вузы вне зависимости от их социального предназначения. Вновь прибегли к единообразию, что в демократическом обществе по определению неприемлемо. Но, с другой стороны, под маской  многообразия может скрываться сектантство, требующее к себе определенного внимания, иначе, откуда возьмутся последователи – источник процветания? В российском образовании расплодилось неимоверное число авторских школ, суть которых в большинстве случаев различается денежными возможностями родителей.

В сложившейся сложной ситуации в российском образовании начинать нужно со школьного образования. Прежде всего, с пресловутого ЕГЭ. Стройный хор чиновников от образования по-прежнему поет дифирамбы ЕГЭ, вопреки мнению большинства населения. На вопрос: «Вы довольны качеством образования в вашей школе», 82% петербуржцев ответили отрицательно [«5 канал» ТВ, 17.01.2013 г.]. В то же время, председатель комитета по образованию Ж. Воробьева утверждает, что в Санкт-Петербурге большинство школ - хорошие. Перечень аргументов против ЕГЭ бесконечен, об этом писали много. Вразумительных аргументов в пользу ЕГЭ от его сторонников нет. В стране, где коррупция угрожает устоям государства, делать ставку на «социальную справедливость» при поступлении в вуз, по меньшей мере, абсурдно.  
             
Выявление неэффективных вузов будет продолжено. Наиболее успешными, по-видимому, окажутся вузы, администрация которых обеспокоена налаженной отчетностью, а не реальным образованием.

По большому счету, реальную оценку могли бы дать работодатели, но это  возможно в том случае, если бы они  оплачивали подготовку специалистов. Вряд ли компании станут вкладывать средства в неэффективные учебные заведения. Поэтому проблему неэффективных вузов можно решить только через работодателя. Для этого требуется их конкретное участие в формировании образовательных программ. Но полностью формулировку критериев неэффективности учебного заведения возлагать только на работодателя нельзя, иначе стандарты образования будут сужены до уровня конвейерной компетенции. Широта общеобразовательной подготовки, особенно в школе, должна быть сохранена. У выпускника вуза должно быть поле для маневрирования для карьерного роста. В настоящее время широкую практику приобрела система дополнительного или второго высшего образования. Имеются случаи, когда депутат Госдумы с высшим образованием обучается еще в трех вузах одновременно. Дипломы он, конечно, получит, но каковы будут знания?  

Надо «вкалывать»

Д.А.Медведев неоднократно призывал всех: «вкалывать!». Но вкалывать, особенно в сфере образования, не надо. Нужно эффективно работать. Если вместо нормальной работы человек начинает «вкалывать», наступает профессиональное психологическое выгорание, низводящее все его усилия на нет. Исторический пример: Николай Островский «вкалывал», что закончилось инвалидностью, но он сумел стать писателем. А сколько комсомольцев-добровольцев стали инвалидами и остались за бортом жизни? В условиях современной российской «демократии» воспитывать Павлов Корчагиных не реально. Так что лозунг с призывом «вкалывать!» на фоне зарплат фигурантов дел, подобных «Оборонсервису», вряд ли найдет отклик у работников образования.            
 

Стандарты образования

Стандарты образования вещь лукавая. В прежние годы о них и речи не было. Выпускник школы мог выбрать одно из трех направлений карьерного роста. Главным критерием выбора было качество полученного школьного образования. Наиболее подготовленные выпускники могли поступить в вуз. Для других были открыты двери средних профессиональных  учебных заведений или начального профессионального образования. Большинство учебных заведений отвечало высоким стандартам образования, что поддерживалось гордостью за профессию со стороны как государства, так и всего общества. Число не престижных профессий было минимальным. При этом всегда сохранялся шанс изменить свой социальный статус, продолжив образование. Как в муравейнике – каждый был при своем деле.

Качество образования являлось доминирующим. В настоящее время, при реализации принципа подушевого финансирования, в том числе, и в высшей школе, количество будет доминировать над качеством, ведь отчисления неуспевающих скажется на зарплате преподавателей, и может привести к их сокращению. 

Даже в  трудные предвоенные годы подобные решения были не приемлемы. Лингвист-востоковед Т.Шумовский вспоминает, что на первый курс Ленинградского государственного университета вместе с ним поступило пятнадцать человек, а к третьему курсу он остался один. О том, что кого-то из преподавателей университета уволили, не было и речи.

Процент отчислений в Ленинградском высшем инженерном морском училище им. адм. С.О.Макарова составлял 20-25%. Качество образования в морских учебных заведений сомнения не вызывало. Подготовка специалистов велась таким образом, что с приходом на судно выпускник допускался к несению самостоятельной ходовой вахты без каких-либо стажировок. 

Перестройка в стране началась с перестройки в головах: «Совесть пропала вдруг почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг ничего! Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть. Оставалось только смотреть на божий мир и радоваться: мудрые мира поняли, что они, наконец, освободились от последнего ига, которое затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили воспользоваться плодами этой свободы. Люди остервенились; пошли грабежи и разбои, началось вообще разорение» [М.Е Салтыков-Щедрин,  1869 г]. Увы, подобное явление для России не ново. История повторяется!

Но «мудрые мира» 1990-х гг., обогатившись и насытившись, вдруг поняли, что процесс зашел слишком далеко. Началась цепная реакция во всех слоях общества. Нравственные позиции дольше всех удерживало образование, но под натиском грозящей нищеты дрогнуло и оно. Пострадало всё образование, но наибольшему разрушению подверглось высшее образование – оно стало общедоступным. Вопрос получения вузовского диплома стал вопросом времени и денег. Коммерсализация высшего образования пошла по двум направлением. Государственные вузы начали срочно открывать коммерчески малозатратные, но модные специальности. Коммерческие вузы исходно сориентировались на модные специальности. В дополнение к «классическим» университетам, появились «универы» с суррогатным образованием.           
      
Для исправления тупиковой ситуации решили создавать университетские комплексы. Студентов и преподавателей «неэффективных» вузов успокаивают тем, что статус их диплома вырастет за счет присоединения к «эффективному» вузу. Аргумент весьма сомнительный! Скорее, выпускники «неэффективного» вуза получат диплом вуза эффективного, а знания «неэффективного» вуза. В результате, на кадровом рынке статус ранее эффективного вуза понизится.           

«Прокол» с религией

Метания в сфере образования, вызванные некомпетентностью чиновников и руководителей некоторых вузов, привели к тому, что в светских вузах стали появляться кафедры теологии. Один глубоко верующий психолог сказал: «Богу все равно, верит человек в него, или нет, главное, чтобы он жил по его заветам» («братки» жертвуют деньги на храмы, но в то же время и на терроризм). Религия - дело частное. Включать религиозные программы, в светское образование, по-видимому, излишне.  
  

Как обустроить образование России

Для выхода из сложной ситуации в качестве панацеи   избрано «новое» веянье в области российского образования - переход к стандартам третьего поколения, предусматривающим так называемый компетентностный подход, который включает в себя такие компетенции как «знать» и «уметь». 

Что подразумевается под этими компетенциями? Нового в этом ничего по сути нет. В статье «Теория и практика» академик А.Н.Крылов в своё время писал: «Оба слова греческие, по-русски ближе всего, не вполне переводимы словами: «обсуждение» и «действие». Отсюда ясно общее соотношение между теорией и практикой. Можно обсуждать не действуя, но гораздо хуже действовать без обсуждения. Теория без практики мертва или бесплодна, практика без теории невозможна или пагубна. Для теории нужны главным образом знания, для практики, сверх того, и умение».    

Переосмысление М. Е. Салтыкова-Щедрина

«Родной наш город Глупов, производя обширную торговлю квасом, печенкой и вареными яйцами, имеет три реки и, в согласность древнему Риму, на семи горах построен, на коих в гололедицу великое множество экипажей ломается и столь же бесчисленно лошадей побивается. Разница в том только состоит, что в Риме сияло нечестие, а у нас - благочестие, Рим заражало буйство, а нас - кротость, в Риме бушевала подлая чернь, а у нас – начальники. …

Был в древности народ, головотяпами именуемый, и жил он далеко на севере, там, где греческие и римские историки и географы предполагали существование Гиперборейского моря. Головотяпами же прозывались эти люди оттого, что имели привычку "тяпать" головами обо все, что бы ни встретилось на пути. Стена попадется - об стену тяпают; Богу молиться начнут - об пол тяпают.

Вспыхнула во Франции революция, и стало всем ясно, что «просвещение» полезно только тогда, когда оно имеет характер непросвещенный. …

Самая природа перестала быть благосклонною к глуповцам».

Печально, но факт.






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4368