Четыре опоры
Дата: 26/04/2013
Тема: Физики и Мироздание

Д.А.Тайц, к.ф.-м.н.

(продолжение, начало - здесь)

Смешно задавать вопрос: «верите ли вы в третий закон Ньютона?». Ясно, что нелепость подобного вопроса очевидна только определенному кругу и ничего не говорит  несведущим в механике. Третий Закон, дополнивший два других закона открытых Галилеем -  гениальная интуиция Ньютона. Именно этот постулат – тончайший нюанс и одновременно ключевой камень, завершивший возведение здания классической физики, и  одна из основ, вошедшая в науку новой эпохи. Применительно к этому закону невозможно «верю», но – знаю.

И вот, для тех  людей, чьи интересы, интеллектуальные и профессиональные привязанности тяготеют к наукам точного знания, вопрос, содержащий слово «верить», как правило, не совсем уместен, если имеется ввиду вера в Бога.  Слово «Вера» слишком мощно отодвигает и даже отменяет обоснования, проверки, доказательства, чувственное подтверждение (опыт).

В то же время, к счастью, именно в недрах точного проверяемого знания (математика, физика, антропология, биология) можно найти основания для употребления слова «знаю» вместо «верю». Представляется, что только здесь выявляются условия и данные, достаточные для  утверждений – доказательств существования   Первосущности с исходной парадигмой космогонической эволюции и  ментальности.

Озвучить вопрос «веришь ли?» не легко этически. Возникает определенная напряженность между собеседниками. Вопрос на грани бестактности и для современной культуры почти интимный. И если отвергнуть обстановку тусовочно -интеллигентского разговора, то постановка вопроса должна подразумевать в вопрошаемом  знающего великую тайну. Поэтому, отчасти простительно, когда вопрос: «Верите ли…» задается большому, прозорливому мыслителю, который сам не отказывает себе в публичности. Таких величайших мыслителей, безошибочных в существе своих взглядов и прозрений (именно так!), немного: Пифагор, Платон, Кузанский, Декарт, Спиноза Кант, Галилей, Ньютон, Лейбниц, Риман, Гаусс… (Интересно, найдется ли в 21 веке «гений», который отыщет ошибки у кого ни будь из этих «ребят»? В 19-ом и 20-ом такой не нашелся). Как ни странно, но их взгляды ценятся, и имена сохраняются не в качестве  яркого культурно-исторического феномена, но как творцов актуальной науки и метафизических основ современного знания. Знания ни на йоту не устаревшего не только в базовых своих принципах, но и в деталях выводов.

Характерно, что  мыслители, к которым в первую очередь хочется обратить вопрос содержащий слово «вера» не только философы и метафизики, но и  математические гении. Опыт двух с половиной тысяч лет развития знания Европы, да еще пара тысяч -  Вавилона и Египта, показывает, что доВЕРия заслуживают те, кто связан с  математикой, наукой, где исключен обман, а истина доказывается. Почему? Не потому ли, что сама математика нисходит от Того, о чьем существовании хотелось бы твердо знать, а не только верить?

Вопрос со словом, буквы которого здесь, не зная меры, постоянно воспроизводятся (простите эту безвкусицу!), был бы дик и даже провокационен для великих творцов наук из  прошлого. В наше время в нем нет необходимости. Характер культурных связей мира ученых, публичность, практика популяризации и общения с любителями неспециалистами понуждают творцов  науки, самых абстрактных ее разделов самим поднимать такие вопросы.

Известны частые высказывания Эйнштейна, не оставляющие никаких  сомнений в его убежденности в реальности Высшей гармонической творческой Силы, построившей Вселенную. Многочисленны примеры его иронии, в которых он упоминает слово «Бог». Всматриваясь в высказывания, убеждаемся в близости ироничному мыслителю и эстету понятия Личностной Сущности Творящего Мир в его «побивающем» беспорядок совершенстве.  (Непременная ирония при упоминании слова Бог – способ уйти от высокопарной выспренности, ханжеского «вознесения очей к небесам»). В судьбоносных дискуссиях, в драматических спорах об основах квантовой механики, оставаясь в меньшинстве, Эйнштейн апеллировал к Богу как интеллекту, не допускающему «некрасивого» (не лаконичного и несовершенного)  решения.

Выдающийся физик, Нобелевский лауреат Макс Лауэ так вспоминает об Эйнштейне:
«Необыкновенно глубокой была его религиозность (не смешивать с приверженностью к церкви). Для него Мир был созданием творческого духа, который, не смотря на свое высокое превосходство, все же остается понятным людям, хотя это понимание и раскрывается перед смертным только постепенно, шаг за шагом, с большим трудом и при этом никогда полностью». (Статьи и речи. М. Наука. 1969г.).

Гармония и целесообразность, явный «центральный порядок вещей и событий», чудо сил математического провИдения, являются для великих физиков: Макса Планка, Вернера Гейзенберга, Эрвина Шредингера…  признаками действенности Бога, «личностного» Бога, с которым «непосредственно можно вступать в такую глубокую связь, в какую можно вступать с душой другого человека» (Гейзенберг «Часть и целое»). Подобное миросозерцание характерно для многих выдающихся физиков и математиков. Возможность думать и мыслить, говоря проще, без эвфемизмов - свидетельство обогочеловечественности (ух, еле выговорил, 10 слогов, почти хокку!)
Какой медиатор, какой могущественный посредник позволяет обозреть, помыслить, объяснить, даже увидеть в принципе невидимое, бесконечно малое и неохватно великое?

Какой влиятельный Посланник (Ангел), советчик, собеседник, судья строгий и деликатный, расточительно щедрый и скрупулезно точный делится своей конгениальной божественному провиденциальностью, позволяя воспроизводить прошлое и предвидеть грядущее?

Что за нива, порождающая Галилеев и Лобачевских?

Напыщенные, казалось бы избитые, пафосные фразы, около двадцати истертых от неуместного употребления слов… Но здесь, тот редчайший случай, когда эти слова полностью соответствуют истинному значению их адресата: математическому знанию. Именно  прошедшим «аспирантуру» платоновской академии, ощутившим воздействие ее эманации, наиболее явственна Первопричина  любопытствующего сознания, наделенного чудом наблюдать и самого себя.

«Математические точные объекты обитают в другом мире – платоновском идеальном мире математических  понятий. Этот мир состоит не из осязаемых вещей, а из «математических объектов». Этот мир доступен нашему восприятию  не обычным физическим путем, а посредством интеллекта. Человеческий разум контактирует с миром Платона всякий раз, когда открывает математическую истину». (Р. Пенроуз).

Когда строится небоскреб, сооружается космический корабль или томограф, подсчитывают стоимость: материалы, оборудование, вложенный труд и т. п., но никогда не задумываются какую долю в обретенной ценности, в экономии труда, да и в самой возможности реализации привносит - и совершенно бесплатно - математика! Материалы, как и проектантов, можно заменить, но без  анализа (дифференциала-интеграла), без мнимого исчисления не то, что крейсера, даже рулона туалетной бумаги не произвести. Такова природа этой универсальной рабочей силы.

Если принять тезис: математика ниспослана Небом, то неизбежно следует, что через нее и здесь проявляется повседневное участие Высших сил. Еще больше склоняет к этому  то, что «из чисто математических соображений Максвелл предсказал существование огромного класса ранее не известных явлений и, в частности, открыл электромагнитную природу света». (М. Клайн). Наша «электромагнитная» цивилизация – следствие этого божественного дара. Генрих Герц, подтвердивший открытие Максвелла, воскликнул: «Трудно отделаться от ощущения, что математические формулы существуют независимо от нас и обладают своим собственным разумом, что они умнее нас, умнее тех, кто открыл их».

Знаменитый математик и физик (Атомный проект США) Е. Вигнер: «Чудесная загадка соответствия математики законам физики является удивительным даром, который мы не в состоянии понять и которого мы возможно недостойны. Мы должны испытывать чувство благодарности за этот дар». Удивительны и многозначимы эти слова. Называя математику «даром», за который «мы должны испытывать чувство благодарности», искушенный ученый недвусмысленно дает ответ «чудесной загадки» - действенной истинности мира Первосущности и нашего сознания с ней соотнесенного и ею порожденного. Для того чтобы утвердиться в такой системе взглядов, достаточно прочувствовать  нематериальную, провиденциальную,  внеположенную реальность математики, самосознающую единственность своего «Я», но,  пожалуй, самое главное то, что ментальность -  отдельная сущность, хотя и «сцепленная», в нашем случае, с материальным носителем. (Здесь некая аналогия с музыкой. Мелодия, музыка тоже отдельная сущность, но закрепленная на материальном носителе, скажем, виниле,  способна «отделяться от него» при воспроизведении)*.

Ментальное - это то, что поставляет к осознанию некие «эфемерности»: добро, зло, совершенство, безобразие, порядок, противоположность, гармонию …, конструируя  понятия из элементов восприятия. Ментальность – отдельная, не физическая сущность, хотя не может существовать без тела. Она «навешивается», как мы сейчас полагаем, на какие-то «синапсы, нейроны… - «хард структуры», как картины на стены, как краска на холст. Ментальное – не физическое. Зимний Дворец, с точки зрения самой искушенной физики, способной анализировать материальные  объекты от 10-13  см до десятка миллиардов световых лет, не отличим от кучи щебня, кирпича, штукатурки с воздушными полостями и  вкраплениями холстины испачканной окислами металлов.  В этом объекте, единственным образом именно так отображаемым  физикой, ментальность сознания усматривает, совершенно иную сущность -  собственно дворец, (не отрицая видения, на которое способна физика).  Фундаментальная реальность Сущего и генетическое сродство с сознанием в его высшей производной: «я знаю, что я знаю …» - естественный вывод самонаблюдающего «Я». Необходимость принятия Первосущности – источника действующих, эффективно работающих прозорливых идей, например, в формах математического знания – очевидна не только математикам.  К этому же склоняет обретенная ментальность - понятие отличное от сознания, но, тем не менее, его опора («дом» духовной активности -  думать, понимать, сопоставлять, запоминать).

Осознанная духовная работа, произведенная  личностным «Я», не может не быть связанной с сущностной ментальной Всеобщностью. Здесь напрашивается аналогия с глубинной сутью Третьего Закона Ньютона, о «вере» в который мы упомянули в начале: любое механическое действие «закольцовывается» непрерывной цепью реакций на всю Вселенную в целом.

Образ Первосущности, отраженный в локальности личности и ее ментальности,  требует пополнения ключевым фактором всеобщности. Нам необходимо достоверно знать, что наше «Я» вместе с ее Породившим -  вселенская сущность. Физика уверенно и щедро доставляет исчерпывающе данные о таком физическом, напрямую ощутимом единстве. Человек фактически оказывается в геометрическом в центре Вселенной.  (Четырехмерный аналог шара. Каждая точка на его поверхности – ее центр. Луч света, испущенный в любую сторону, возвращается в эту же точку. Мало того, через реальность «принципа Маха» и Третьего Закона, каждый может дотянуться (в прямом смысле) до края Вселенной.)  Но все же вселенское присутствие для локально очевидной Первосущности не сразу выявляется личностью как «экспериментальный» факт. Астрофизический опыт уверенно демонстрирует эффективность математики и применимость законов физики для самых далеких углов досягаемой Вселенной. Казалось бы, этого достаточно для решения вопроса о Всеобщности. Но этого недостаточно. Ментальность, Самосознание, соединение с Миром Идеальных Сущностей не соотносят  себя с Миром  Событий, как включенных в базу между жизнью и смертью, так и вне ее.

Надмирная всеобщность Сущего может быть принята только в ее проявлении Запуском Времени -  цепи событий,  приведших к появлению личности. Мировая, а значит, всеобщая эволюция. (Об этом очень обстоятельно писал праправнук Вольтера Тейяр де Шарден). Тот набор атомов, составляющих наше живое тело и  несущее в себе сознание, был до поры щепоткой невыделенной части бесструктурной мертвой раскаленной материи. Эволюция через бесчисленный, но, как мы видим, целенаправленный поток событий привела к ментальной осознанной личности. Это было бы невозможно, когда бы противоречило законам физики. Значит, в те далекие времена потенция появления сознания уже была предопределена. И это «экспериментально», неопровержимо подтвержденная самим нашим существованием – истина.  Реальность заполучить выигрыш в лотерее существует лишь тогда, когда еще до розыгрыша сам выигрыш действительно покоится в банке. Эволюция к сознанию, ментальности, личности от первоначального не одухотворенного субстрата - неопровержимое свидетельство бытья Творящей  внематериальной Сущности, передавшей долю своей духовной действенности в формы ментальности, (само)сознания и  личностного «Я».

*) Музыка не просто аналогия «ментальности». Собственно музыка как вменяемое сознанию  – чистое явление ментальности,  реальность  бытия нематериальности или  бытия «физического
небытия». В каждый момент прослушивания ее уже нет, как и до, ее еще нет и , в то же время, это конденсированный  образец  вне пространственно-временной реальности.

Это статья PRoAtom