Навигация в море закупок
Дата: 13/11/2013
Тема: Нормы и право


К Форуму поставщиков атомной отрасли

М.А.Бычков, ветеран энергетического строительства, Санкт-Петербург

См. также: http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4835

Решающее условие для успешной навигации – плавучесть судна. Плавучесть обеспечивается профессионализмом, опытом, традицией и совестью. А кроме плавучести нужна цель – нужен курс, нужно направление.  Куда плывём, однако?


Как мы бросились, не споря,
Скопом в рыночное море
«Мы хотим плыть на просторе,
Эй, страна, руби концы!»
И теперь висим на вантах,
Пишем СРО стандарты,
Закупаем контрафакты.
Референтные спецы

Термин «Закупка» тем нехорош, что он цель не определяет. При долгосрочном целеполагании и при целеуказании должны использоваться другие слова. Так что, подвиньтесь-ка экономисты с юристами! Не гости на свадьбе главные. Негоже гостям на свадьбе красивее невесты обряжаться. Напутствия и пожелания и подарки не рублями меряются, а счастливым будущим созидаемой семьи.

Так что там у нас со светлым будущим? Кораблики Росатома, сооружаемые как у Финских хладных скал, у Копорской губы, то бишь, так и на донских берегах, все уже в пробоинах да в непроварах.  Как и куда поплывут?

«На реке могу все мели счесть по пальцам на руке»

Мель первая. Госконтракт.

1. Цена госконтракта определяется по сводному сметному расчёту по окончании рабочего проектирования с учётом норматива непредвиденных затрат. Нас, инженеров, в отличие от «закупщиков», учили именно так. Надо учитывать затраты на проектирование, содержание персонала Заказчика, авторский надзор, сметную стоимость самого объекта, конструкторское сопровождение, ПНР, энергоресурсы, стоимость стройбазы, спецтехники с учётом коэффициента повторного использования и т.д., и т.п. Это будет прогноз поточнее того, что использован на новом поколении АЭС от более дешёвых серийных. Не по киловатту стоимость считают.

2. Устранение дефектов, несоответствий от требований качества должны проводиться, как безусловное правило, в условиях стройплощадки силами подрядчика в безакцептном порядке, исключая случаи неплощадочных технологий. Нельзя поручать заводу устранять свои дефекты на стройке. Бракодел не может быть доминантом при устранении его брака. Это сдвигает график вправо,  санкций не предусмотрено, а виновник – в лидерах! Нонсенс.

3. В случае срыва поставок оборудования по вине Заказчика выплачивать Генподрядчику неустойку за время срыва по принципу средней недовыработки за последние 6 месяцев. Заказчик не в состоянии справиться с приёмкой оборудования и не отвечает за сроки. Заказчик!

4. Запретить взимать с подрядчиков платежи за генподрядные услуги. Генподрядная работа – отдельно оплачиваемый труд. Генподрядчик должен процентовать свои услуги у Заказчика с визой своего подрядчика. Тогда почешутся.

5. Закрепить нормативным документом перечень услуг по генподряду: командировочные расходы, транспорт трудовых ресурсов, связь, промсанитарию, соцкультбыт, рабочие места ИТР, участие в ПНР и т.д.

5. Авансирование работ не должно быть систематическим. Оплату материалов, поставляемых Генподрядчиком, производить по сводной спецификации рабочего проекта по биржевым ценам или по ценам производителя в объёмах годовой потребности строительства. Поставки разбить по кварталам.

6. График сооружения должен иметь детализацию по пусковым комплексам. Пересогласование графика по годам строительства запретить. Не умалчивать в контакте санкции за срыв сроков более 3-х месяцев (замена подрядчика любого уровня, штрафы).

7. Непредусмотренные контрактом в купленном проекте додумки Заказчика оплачивать по двойному тарифу. Пусть ответственно думают, что покупали.

 8. Формирование поставок оборудования (степень укрупнения или наоборот, россыпью, как баки, например) должны решать инженеры, а не гуманитарии и не финансисты.

Список легко дополняется сведениями с площадок.

Мель вторая. Проектирование.

1. Начало сооружения АЭС должно быть запланировано только по завершению рабочего проектирования, а не техпроекта. В противном случае проектировщик захлебнётся, а Корпорация утратит контроль за стоимостью объекта.

2. Проектные решения должны строго согласовываться со всеми четырьмя стадиями организации строительства в части технологического проектирования: ПОС, Организация строительного производства, ПОР, ППР. Для этого избираются единые подрядчики разработки ППР всех стадий по строительным и по монтажным работам, ведущие сквозное проектирование на всех этапах сооружения.

3. Право применить в проекте конкретный тип и конструкцию трубопроводной арматуры, теплообменника, агрегата принадлежит ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО проектировщику, а ни в коем случае не «закупщикам» и не  потребует пересогласования – время дороже, да и конечная стоимость «закупок», как и их качество – небезупречны. То же касается и электроаппаратуры.

4. Проектирования узла, системы можно начинать только по полностью и окончательно согласованным ТУ на изделие, элемент, узел, включённый при этом в базу данных для автоматизированного проектирования. Отрасль не имеет базы согласованных ТУ.

5. Технические задания на изготовление должны полнейшим образом учитывать нужды строительства в части комплектности узла.

6. При оценке проекта запретить требование референтности. Это ответственность конструкторов и проектировщиков.

7. Рабочая документация каждого узла проекта должна содержать техкарты (по подряду) на несложные работы, не требующие разработки ППР и полный комплект исполнительной документации по установленной НТД форме. Экономию почувствуете сразу.

8. Проектная документация должна быть скомплектована по принципу «пускового комплекса» в порядке ввода объектов в ПНР, а не общим чохом.

9. Количество и тип грузоподъёмных механизмов в зданиях должны соответствовать нормативной трудоёмкости работ в них и расчётному сроку производства работ. А не только обеспечения КИУМ.

10. Сводную спецификацию материалов выдать к началу подготовительного периода строительства.

11. Учитывать недоработки и просчёты проектирования предыдущих объектов.

12. Создать структурированную по признакам, определениям, классам безопасности, группам, категориям, типам и видам базы элементов оборудования и трубопроводов для полноценной и эффективной работы в системе автоматизированного проектирования. База данных по элементам САПР должна иметь 85-90%-ный уклон в сторону отечественных продуктов. Недостатки отечественного продукта системно восполнять с помощью конкурсных заданий нашей промышленности с количественным прогнозом на строительство и ремонт.

13. Проектирование систем с закладкой в проект временных элементов для ИФО с последующим восстановлением штатных схем даст сотни миллионов рублей экономии и до четырёх месяцев сокращения сроков ПНР.

14. Авторское сопровождение должно осуществляться по этапам профильными ГИПами: строительство - строителем, монтаж – технологом.

Мель третья. Поставка оборудования.

1. Оборудование должен поставлять Заказчик. А иначе у него нет вообще никаких обязанностей, кроме фарисейства на штабе стройки.

2. Уполномоченные организации ликвидировать, перепоручить работу дирекции АЭС. Непристроенные пусть направляются в сторону заводских накладных расходов. Участие уполномоченных организаций удорожает массовую продукцию промышленности до 250%! Вот это «закупки»!

3. ДЕЗ и дирекция во многом  толкут воду в одной ступе. Заказчик должен заявлять – ДЕЗ закупать.

4. Лоты по закупкам должны формироваться по отдельным АЭС, т.к. этапы работ на разных АЭС разные и насущность поставок разносрочная. Одна АЭС не должна зависеть от другой.

5. ЕОСЗ должна быть лишена права влиять на выбор комплектующих и задерживать проектирование.

6. Во сколько обошлось исправление бракованных деаэраторов ЛАЭС-2 и НВ АЭС-2 по срокам и финансам?

7. Почему в разных лотах идентичное оборудование стоит сначала 30 000 рублей, а через месяц при закупке в том же месте уже 5 000 000 рублей. Это что, «налаживание производственных связей»? В каком месте и в каком виде материализуется разница?

8. Почему мостовые краны изготавливает завод, производящий дорожные мосты и, как следствие, краны вводятся в эксплуатацию не за 2-3 недели, а по полгода и более? Что за специалисты хозяйничали в закупке сей?

По п.п. 6, 7, 8 провести внутреннее расследование и уволить с треском на всю отрасль.

9. Документация на оборудование поставляется в месте №1 в первую очередь! Тогда и «инжиниринг» возможен. А если наоборот, как сейчас, то он уже не нужен. Бардак обеспечен.

Думаю, что по поставкам имеется ещё много других претензий.

*   *   *
Осмотримся на мели №3 - всегда ли прав Заказчик или Кто должен поставлять оборудование.

В прежние времена, когда в год пускалось два, а то и три блока АЭС, поставкой оборудования занимались отелы дирекций строящихся АЭС из 10-12 сотрудников. Плюс отдел курирования работ – 10-12 человек. Плюс АХО, сокращённый состав цехов и директорат – человек 70. Всего - 94 чел. На базах оборудования дирекции не было свободного места. Оборудование дожидалось монтажа.

ППР, оплачиваемый по 12 главе, рассматривался одним-двумя цеховыми специалистами и согласовывался руководством дирекции в течение не более 2-х недель. В ППР, разрабатываемые за счёт накладных расходов, никто носа вообще не совал.

Руководство дирекции присутствовало на штабах, цеховой народ присутствовал на оперативках. Нам, строителям, монтажникам и наладчикам, они задавали один вопрос: «Что необходимо, чем можем помочь, какие действия от нас требуются?». Помощь в оказывалась безотлагательно, что вызывало чувство огромной благодарности. Не хочу врать, что была сплошная идиллия. Ругались, но не мелочам, а по делу. А по делу - значит не вражда. Отношения были естественными и деловыми – воистину производственными. Подозрений в панибратстве, вымогательстве, откатах не было.  Крысу было видно всегда. В такой обстановке крысы самоисчезали, помаячив.

Что сейчас? Численность сотрудников дирекции выросла в пять раз, поставкой оборудования они не занимаются. Ходят тыкают, какают, когдакают, почемукают. А также якают. Затраты на содержание такого количества «свидетелей» процесса никого не возмущают. На ППРах кто только не спал! Все ППРы скопом, не разделяя по хозяйственной ответственности, согласовываются по полгода. Технология строительных работ, охрана труда, пожарная безопасность - законом закреплены за работодателем, юридическим лицом, то есть за вашим подрядчиком. Ваша задача только подтвердить объективность затрат на оснастку и приспособления, если они в проекте обоснованно превышают норматив накладных расходов. Вот в чём смысл согласования ОТДЕЛЬНЫХ ППР с Заказчиком. На Заказчика не возлагалась задача обучать специализированного подрядчика. Вы его просто не нашли. Обучать не умеете. Нашли того, с кем и имеете кучу вопросов. Нашли, чтобы его мучить. ОТПУСТИТЕ ЕГО! БУДЬТЕ ВЕЛИКОДУШНЫ! Замечания в течение нескольких лет, все как будто из-под кальки, и по нескольку десятков. Это не замечания по делу. Это тошные придирки, вываливаемые ради ожидаемой клерками оценки их служебного рвения, это борьба за чин, за стул. Нельзя, например, варить сталь-3 при температуре ниже минус 5º! Куры в конвульсиях от смеха.

На спор могу триста таких анекдотов собрать и предъявить с указанием кода KKS документа. Замечания повторяются и предъявляются по три и более раз, А ЭТО ЗАПРЕЩЕНО. За это в концерне, между прочим, предусмотрено наказание с понижением в должности. А в Уголовном Кодексе вообще статья «Завышение требований с использованием служебного положения». Не читали? КАК? Вы же «заказчички», такие старательные читатели разных страшилок! Вы же такие радетели применения страшилок! А на себя не примерить не хотите? Отчёты Генподрядчика вынуждены превратиться в труды, похожие на отчеты РАНовских институтов по результатам полярных экспедиций. Уведомления и частные разрешения – восхитительный шквал писанины ПОЭЛЕМЕНТНОЙ, а не ПОЭТАПНОЙ, как в НТД. Как сдоба, пышет злоба дня. И это – деятельность Заказчика?!

Статистика по ремонтно-восстановительным работам на Ростовском блоке №2 такова: затраты на содержание УКСа превысили смету расходов на РВР блока. Затраты на проведение обследования состояния оборудования и РВР (ох, какая там обструкция разыгралась!), понесённые подрядными организациями, были урезаны вдвое и выплачены с задержкой в два года. Какое предприятие выдержит такую экономику в легальном налоговом режиме? Убили строителей как класс, а теперь «либерализуют вход иных подрядчиков на объекты Росатома»: заходи комар и муха, я вас горем угощу! Кто же там строительную отрасль воссоздаёт? Много ли воссоздали? И почему в тишине? Регистрация предприятий упрощена до предела. Ах, да! Они же будут аффилированные! Тогда простите, что тишину нарушил. Закупки надо без спешки организовать, без шума и пыли.

 
Мель четвёртая. Нормативная база.

Тут закупки еле успевают за разведкой новых месторождений доходной тематики СРО. Сколько это стоит? Требования Заказчика при приёмке объекта будут предъявляться по изменившимся условиям. Это сдвиг сроков вправо.

На эту тему можно говорить несколько академических часов.

Мель пятая. Планирование. Графики.

1. Ввести допускную систему проверки людей к разработке графиков на предмет серьёзной профпригодности: специальность, опыт, многопрофильность, референтность.

2. График изначально должен быть сформирован по поэтапному сооружению и в принципах пусковых комплексов. Пусковые комплексы должны быть выстроены в сетевой график наглядно. Никакие 3-D модели эту работу не заменят.

3. В каждом пусковом комплексе должны быть определены приоритетные системы в порядке сдачи в ПНР.

4. Графики составлять с учётом физобъёмов и удельных трудозатрат по видам работ, а не по щучьему велению.

Мель шестая. Сооружение.

1. Генподрядчик – тот, кто собственными силами выполняет 60-70% работ. Остальные варианты – блеф.

2. Работы на главном корпусе могут быть начаты только по окончанию подготовительного периода. Оснащение временных сооружений должно быть закончено не позднее начала работ на котловане главного корпуса.

3. Кое-кому надо вспомнить, что уведомления и выдача разрешений предусматривается в НТД на ЭТАПЫ работ, а не на узлы и их элементы. Ростехнадзор не счетоводческая заготконтора, а контролирующий орган. Этапы это - подготовительный период, строительство, монтаж, ПНР, ввод в эксплуатацию. Линейные работники и их организации должны быть освобождены от шквала уведомлений на сотни узлов. Их время дорого.
4. Воссоздать систему специализированных заводов КВОиТ.

Выходцы из «генерации», в том числе впитавшие опыт «сидельцев» на зарубежных объектах по 20 лет, не должны довлеть над процессом.

Должна быть создана, как единица в структуре Росатома, энергостроительная отрасль, причём с минимумом ограничений по ГОСТ Р ИСО 19439-2001 «Интеграция предприятия».

Мель седьмая. Персонал.


Хочу напомнить об одном масштабном нарушении Российского законодательства. В 1682 году царским указом отменено местничество – система назначения на должность с учётом заслуг феодального рода, когда за одним балбесом, спасённым от безвестного существования заботливой роднёй, приходил косой десяток «кентов» и «друганов». Вот и сейчас, как в допетровской Руси, стоит любому «родовитому» безработному устроиться в Концерн или в его филиал, и он автоматически обретает статус обладателя «правоты». Ведь Заказчик «всегда прав», в том числе, в праве творить глупости и плодить дурь.

Послесловие автора

Каждый из насущных вопросов сооружения атомных объектов можно и должно тщательно обсудить и определить лекарство. По самому процессу «закупок» автор критику или замечания давать воздерживается – это ваш хлеб, экономисты с юристами. Написал как инженер, болея за конечный результат.

Правильно ли диагностируют болезни, и какое лечения назначат – зависит не от автора. Может быть, и к сожалению.






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4880