Скальпелем по бюджету
Дата: 25/12/2013
Тема: Социальная политика


Владимир Долгих, журналист, Северск

Волна возмущения, вызванная изрядным урезанием и без того тощего бюджетного пирога, отпускаемого на медицинское обслуживание, докатилось и до Томской области. Жертвой стал город Северск. Более месяца назад новый начальник Счётной палаты России Татьяна Голикова предрекла финансированию медицины из федеральных источников печальное будущее. Точнее его полное отсутствие. Потому как денежки из бюджета в данном направлении  пойдут исключительно по одному каналу под названием Фонд обязательного медицинского страхования.


Оснований не верить главному счетоводу не было вовсе. Она и сама совсем недавно руководила многострадальным здравоохранением, заслужив на этом посту звание «мадам Арбидол».

Поспешай, неторопясь

В том же Северске, объявленном реформаторами полигоном борьбы за одноканальное финансирование, соотношение денег из Центра через ФМБА и Фонд ОМС долгое время составляло примерно два к одному. В пользу, конечно же, федеральной структуры. Каким образом будут компенсироваться «выпадающие доходы», раннее ритмично поступающие из федерального ведомства, осталось за скобками. Не исключалось, что медицина ЗАТО вообще останется только один на один с тощим областным кошельком ОМС. А это совсем не радовало.

Тревогу подогревали вести из других закрытых территорий Росатома. Там уже вовсю занялись подсчётами. Перспективы выстраивались печальные. Так в Снежинске, что в Челябинской области, под нож планировали пустить как минимум 250 ставок. Не лучше разворачивалась ситуация и в соседнем с ним Озёрске. Там, правда, конкретизировать ущерб на стали, но громогласно заявили о фронтальной подготовке «к оптимизации коечного фонда и штатного расписания, к смещению акцентов в сторону амбулаторной медицинской помощи, к развитию дневных стационаров». И на всякий случай предупредили местную прокуратуру.

Не спали и депутаты. В Заречном, что недалеко от Пензы, грядущую напасть обсуждали целую сессию. Апогеем же недовольства стало письмо, направленное главами всех десяти ЗАТО Росатома в самые высокие адреса в конце ноября сего года. В том числе и начальнику ФМБА Владимиру Уйбе. Последний выбранный адрес казывался несколько странным. Потому как само это ведомство не досчиталось в своём бюджете и только на 2014 год 35% средств от года нынешнего. Именно в связи со снятием обязанности кормить медсанчасти и больницы ЗАТО. И о чём не могли не знать высокие подписанты.

Северск и область, между тем, упорно молчали. Исключение составило разве что руководство КБ-81. Но и их действия развивались исключительно в одном направлении – кого отдать в жертву предстоящему «одноканальному реформированию». Депутаты же местной Думы вместе с исполнительной властью тем временем с упоением подводили итоги года, программы социального развития, скрупулезно подсчитывали выполненные и не совсем наказы избирателей, вручали подарки в школах и детсадах. Молчали и депутаты – врачи. В том числе и начальник перинатального центра госпожа Плашкевич. Хотя, если действительно Северск останется без федерального финансирования КБ-81, областному Фонду ОМС «тянуть» два подобных центра будет сложновато. Но, как говориться «Бог не выдаст, свинья не съест».

Интерес к грядущим переменам проявил, однако,  сам губернатор Сергей Жвачкин. Если верить озвученной областной Думой информации, он даже встретился с упомянутым уже начальником ФМБА. Думаю, что кроме  знакомства с высоким чиновником и обмена мнениями, иного достигнуть высоким договаривающим сторонам не удалось. Опять же, по причинам, упомянутым выше.

А вот для спикера Думы, если верить брошенной ею на заседании областного парламента реплики, ситуация оказалась полным откровением. Во всяком случае иных заявлений, не говоря уже о действиях, со стороны Оксаны Витальевны пока не замечено. Хотя, если верить декларируемым намерениям реформаторов от финансирования медицины, существенно подтянуть ремни, возможно, должны не только КБ-81 Северска, но и все медицинские центры федерального подчинения, находящиеся в области.

Прояснить ситуацию могли бы и «томские лоббисты» - депутаты Совета Федерации  и Государственной Думы от Томской области. Если верить соответствующим сайтам, за бюджет и Виктор Кресс, и Игорь Чернышев, и Елена Ушакова голосовали дружно «за».  Обвинять их в неискренности при освещении своей работы было бы неверным. Вспомним, к примеру, как тот же Виктор Кресс делился с томичами планами по оказанию помощи в трудоустройстве в Первопрестольной бывшего мэра Томска Николая Николайчука. А вот о проблемах российского бюджета мы так ничего и не услышали.

Москва слезам не верит

Впрочем, возможен исход, когда наконец, то о слове «реформа» на российских просторах будут вспоминать исключительно цензурными выражениями. Ведь намерения её устроителей чисты и благородны. Они заключены в довольно простой формуле «Деньги должны идти за пациентом». То есть приняло лечебное учреждение больше пациентов – больше получило средств из фонда ОМС. Хорошо лечите, завоёван авторитет – деньги вам. Плохо лечите, не идёт народ – либо исправляйтесь, либо замок на клинику вешайте. А беспристрастным арбитром станет фонд ОМС, которому отдадут все финансовые средства вместе с контролем. Надо понимать для своевременной оплаты и эффективного регулирования. Такова вот задумка, нашедшая своё развитие в том числе и в недавнем Послании Президента России Владимира Путина нашим парламентариям из двух палат.

Тогда к чему возмущения, письма протеста, тревожные ожидания неминуемых сокращений и крах светлой мечты  зарплатного повышения? Пусть даже на уровне инфляции. Ведь работа идёт не только исключительно в рыночном русле, но и под пристальным оком российского Президента. Причина самая что ни на есть банальная. В уже ставшем хроническим противоречии гениальности задуманного и бестолковости исполнения. Сдобренного, к тому же, стремлением федеральных властей из-за известных проблем с экономикой, не дать вконец расползтись «тришкиному кафтану» государственного бюджета. Чтобы убедиться в столь банальном выводе в дополнение к словам Татьяны Голиковой достаточно даже бегло ознакомиться с прениями, развернувшимися в стенах Госдумы России при принятии бюджета на 2014 и последующие годы. Благо, современные коммуникации позволяют нам без проблем заняться этим.

Ведь та же Голикова не в одиночку готовила  предстояшие коллизии. Её активно поддерживал Сергей Калашников, председатель комитета Госдумы по охране здоровья и другие его коллеги. Главная претензия заключалась в отсутствии механизма перехода на одноканальное финансирование. Говоря проще, канал вырыли, а вот как заполнять его водой (или в нашем случае деньгами), определить забыли. Подобное ротозейство, если не сказать иначе, изрядно затянулось. Особенно, если учесть, что до начала нового, 2014 года, когда «одноканалие» начнет действовать, осталось всего ничего. Поэтому и тревожны сегодня ожидания на местах, поэтому и идут письма в высокие инстанции.

Но Москва, на сей раз в худшем смысле этого слова, верить слезам  упрямо не желает. «Подсластить» пилюлю пытался министр финансов России Антон Силуанов, заявивший об отсутствии всяких вопросов с финансированием медицины. И, действительно, расходы того же Фонда ОМС, пусть и как хотелось, но по сравнению с 2013 годом выросли. Подобное планируется и на последующие годы. Так, немного, на около десяти с небольшим процентов.  Но если подобные «темпы» пусть и с большими сомнениями смогут сгладить инфляцию, то откуда правительство возьмёт деньги, чтобы позволить ОМС полноценно компенсировать выпадающие доходы в бюджетах лечебных учреждений, образовавшиеся в результате неполучения ими денег из иных источников? Напоминаю, в 2009 году (к сожалению, иных сведений нет) КБ-81 Северска получала по линии ФМБА  896 млн. рублей, а из Фонда ОМС всего 428 млн. Где Фонд возьмёт деньги, чтобы общая сумма финансирования клинической больницы осталось на прежнем уровне? Тем более что бюджет его на будущий год вместе с тарифами уже утверждён.

И ещё одна загадка. Возникла она после сравнения расходов на медицину, озвученых руководителем Фонда ОМС и министром финансов. Получается, что они разнятся по годам в два, а то и больше раза. Так общая сумма на 2014 год по ОМС составляет 1 трлн.240 млрд., а из уст господина Силуанова звучит уже 2 трлн. 508 млрд. Хотя с чего такая разница, если  громогласно объявлено именно об «одноканальном» финансировании? То есть, через один источник - Фонд ОМС.

По каким «каналам» и за каким «пациентом» направится разница в более чем триллион рублей российского бюджета, выяснить не удалось. Остаётся одно - писать коллективные письма, возмущаться и жить надеждами.







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4980