Приглашаю к диалогу Генподрядчика
Дата: 06/02/2014
Тема: Сооружение атомных объектов


В.В.Биктимиров, инженер, ветеран энергетического строительства

Прежде всего, хочу поблагодарить неизвестных, но приятных коллег за вопросы и комментарии к злободневной теме. Это говорит о неравнодушном отношении и к своей работе, и к тому, что творится в строительной отрасли РОСАТОМа. Хорошо, что Вы «смотрите в корень». Полезно  было бы привлечь к нашему производственному диалогу ответственных руководителей, ну, например, заместителя Генерального директора ОАО АТОМЭНЕРГОПРОЕКТ — это и есть ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПОДРЯДЧИК. Мы бы внесли свой вклад в создание  правильной, эффективной, серийной, конкурентноспособной, отечественной, единственной для всех будущих атомных станций технологии строительства.


Кроме проектных документов, которыми я руководствуюсь в дискуссии, у меня находится единственный экземпляр журнала «Энергетическое строительство» №2,1986 года, 80 страниц, (адрес редакции: 109017, Москва, Кадашевская наб,6/1).   Этот номер, полностью посвящённый строительству Балаковской АЭС, который, по моему убеждению, должен был лечь в основу решений ПОСа в проекте АЭС-2006 и ВВЭР ТОИ. Но Московский АЭП априори игнорирует «Балаковскую модель». Там размещены статьи, написанные ответственными профессиональными специалистами, о процессах, выполненных и проверенных «в натуре», и профильтрованные не менее авторитетными руководителями, входившими в Редколлегию под руководством Заместителя Министра Э и Э СССР САДОВСКОГО С.И. Советую найти, по возможности, это издание, которое можно изучать и руководствоваться практическими положениями в своей работе и проектировщикам, и строителям, и тепломонтажникам.
  
Теперь — ответы.
   
Первому гостю.

Никакого «текущего» опыта пока нет и быть не может, так как проект АЭС ТОИ застыл на стадии «П». Искусство проектирования монтажа укрупнёнными блоками, как раз и заключается в том, чтобы это было учтено в  строительной части основного проекта с включением в спецификацию номенклатуры транспортных и монтажных укрупнённых блоков. Транспортные блоки должны изготавливаться в заводских условиях централизованного атомостроительного комбината (АСК). Монтажные блоки должны собираться из транспортных блоков на плазах- кондукторах, размещаемых  на укрупнительно-сборочных площадках строительной базы и по рельсовым путям подаваться в зону монтажа под козловой кран. Таким образом были построены четыре блока Балаковской АЭС. При этом, не дожидаясь установки кругового крана, были смонтированы все тяжеловесы, включая круговой кран в полном сборе, до закрытия купола. И пока этот  в полном смысле СОВМЕЩЁННЫЙ монтаж был выполнен только на одной станции. Этот способ дал возможность сократить продолжительность строительства каждого энергоблока на 12 месяцев.


Фото 1. Общий вид плаза с монтажным фрагментом оболочки.


         
Фото 2. Установка на место карнизной части оболочки. Масса 245 тонн.


Фото 3. Подъём кругового крана, полностью  собранного «на земле»,

Второму и третьему гостю.
    
Автором проекта единственного козлового крана марки К2х100(190) действительно был Харьковский ЭНЕРГОМОНТАЖПРОЕКТ, который затем по новому техническому заданию, учитывающему дополнительные требования, выполнил проект усовершенствованного крана К400У. Изготовил кран Кх100(190) Запорожский механический завод.
    
По собранной мною информации сегодня подобный кран может запроектировать УКРКРАНЭНЕРГО (бывший Харьковский ЭНЕРГОМОНТАЖПРОЕКТ).

Проектые проработки по аналогичному крану имеются в институте ВНИИПТМАШ.
    
Изготавливать козловые  краны могут те же заводы, которые делают круговые краны, да и комплектовать ими каждую стройку может АТОМЭНЕРГОПРОМ,    поставляя его в первую очередь и  в составе основного оборудования,  называя это -  заводское монтажное приспособление. В любом случае, стоимость кранов подобного типа будет намного меньше, чем предлагаемый генпроектировщиком «мастодонт»  LIEBHERR LR 13000, г/п 3000 тонн, который к тому же не может выполнять тех функций, которые заложены в возможности козлового крана. Теперь насчёт «попилить». По опыту работы на Балаковской АЭС, он там   «пилил», как папа Карло, так как способен кататься с любым грузом, когда надо и куда надо.
Он, кроме своей основной работы, спокойно разгружал и складировал тяжеловесы, исключая их стаскивание с железной дороги  лебёдками, как предусматривалось проектом. Монстром его обижать нельзя. Ввиду грамотного и рационального решения конструкции самого крана на фоне здания главного корпуса АЭС он выглядит очень изящно, как будто собран из детского конструктора. Дизайнеры хвалят.


Фото 4. Балаковская АЭС. 1-й Блок. Общий вид козлового крана. Зима 1984 г.

Четвёртому гостю.
    
Почему «опять»? Это не «опять», а снова. Есть такой документ, слава богу, ещё неотменённый, называется:  ОТП-86, «Обязательные Технологические Правила строительства атомных электростанций».  
    
Этот документ, в частности, приказывает  проектировать строительные объекты с учётом укрупнения конструкций и производства совмещённого монтажа строительной части и технологического оборудования, чтобы сократить время. 
    
Максимальное укрупнение в армоблоки — в максимальные армоблоки по массе и 100%-ный совмещённый монтаж тепломеханического оборудования было достигнуто ТОЛЬКО на Балаковской АЭС и ТОЛЬКО благодаря грузоподъёмности козлового крана до последней операции — установке купола. В это время в гермозоне уже заканчивались тепломонтажные работы по первому контуру. И кран своим ходом, без демонтажа-монтажа,  по перпендикулярным путям переезжает на следующий энергоблок.
    
Только сочетание укрупнения и совмещённого монтажа  с предварительной сборкой монтажных элементов в стороне от объекта даёт желаемый эффект ускорения строительства.
Достигнутое в Балаково усовершенствование способов и методов строительного производства должно распространится и овладеть сознанием нового поколения строителей.

Фото 5. Подъём армокаркаса стен внутригерметичной части помещений. Масса 206 т.


Фото 6. Последний подъём. Установка купола со спринклерной системой. Масса 270 тонн.

 

Фото 7. Балаковская АЭС. 5 блок. 2013 год.


Фактор организационного воздействия на производственный процесс, к сожалению, является вторичным. Организация работ эффективна, когда есть вразумительная технология, понятная и руководителю, и рабочему, и она оснащена всеми техническими и материальными ресурсами, позволяющими  выполнять работу качественно и в срок. Предлагаемая и апробированная на четырёх блоках технология, основанная на применении козлового крана, позволяет создать поточно-скоростной строительный конвейер, состоящий из специализированного атомостроительного комбината, на котором изготавливаются укрупнённые транспортные армоблоки, из укрупнённо-сборочных площадок, на которых размещаются передвижные плазы-кондукторы для сборки монтажных армоблоков и перемещения их в монтажную зону под кран, с помощью которого они устанавливаются в проектное положение.







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=5065