Есть вещи…
Дата: 04/04/2014
Тема: Физики и Мироздание


Д.А.Тайц, к.ф.-м.н. 

Есть вещи, о которых размышляют тысячелетиями из поколения в поколение. Неизменно повторяется поиск ответа на одни и те же вопросы, а точнее, вопрос. Такая непременность, не то что напоминает, но в действительности проявляется, как вмонтированный в коллективный разум  тест на зрелость   самосознающих субъектов. Мифы, религии, проповеди, писания, поэмы, философские и, даже, политические системы – вариации ответов  на  непременный вопрос.  Этот извечно и навсегда запрограммированный экзаменационный билет, не вытянуть который невозможно,  – проявление некоего трансцендентного, назовем это так, вопрошающего «Сфинкса», запредельной сущности не безразличной и не отделенной от нашего сознания.


Именно эта внеположенная данность, даже если принимать сказанное выше просто фигурой речи, индуцирует и притом неотвратимо «запредельные»  вопросы и, главное, требует ответа,  невыводимого только из природы самого человека.  Основной, возможно,  главный и, чаще всего, бессловный: «Что, заставляет задавать вопросы и  порождает возможность находить на них ответы?». 

Любое  полученное знание не может претендовать на безоговорочную истинность,  даже на относительную, но за  одним исключением. А именно: ««Я» есть та самая «вещь», которая часто может сомневаться в реальности всех остальных предположительно присутствующих в её сознании объектов, является личностью, знающей, что факт её собственного существования не может не быть ни в малейшей степени поколеблен возможностью ошибки или заблуждения». ( Д. фон Гильдебранд). Знание « Я существую и мыслю» - абсолютно достоверное, высоко интеллигибельное постижение. В силу этого, особая наука, порождаемая спецификой  самоустановки, «самозаточки» ума,  дающая сознанию не опровергаемые  критерии достоверности, обладает наибольшим правом считаться истинной, в той же степени, какова истинность самого сознания.

Эта особая наука – математика. Как никакое другое знание, оно предельно удалено от человеческой специфики и, как это ни парадоксально, тем не менее оказывается чистой эманацией  «антропного ума». Чудо. Это «холодное», безразличное знание, не связанное контактным чувственным восприятием, как никакое другое  постоянно доказывает и подтверждает свою эффективность и неисчерпаемую пользу. Но в данном случае мы здесь говорим  о математике  не в связи с её мощным воздействием на материальную цивилизацию (А. С. №83 окт. 2013), но как о феномене духа. Феномене неоспоримой действенности трансцендентной  сущности  основания и источника внешнего и внутреннего бытия.  

Характер этой сущности может быть лучше или явственней всех ощущал Платон. Великие физики и математики во все времена испытывали благоговейное чувство перед платоновским пониманием  Сущего. В определенной степени,   сродство  теоретических наук с платоновской концепцией знания, в наше время  даже  более ярко выражено, чем это признавали в эпохи близкие  Платону. Возглавляющий кафедру математики в Оксфорде сэр Роджер Пенроуз: «Я не могу отделаться от ощущения, что в случае математики, вера Платона в высшее вечное существование, по крайней мере, для наиболее глубоких математических концепций имеет значительное основание». Этот выдающийся теоретик не раз говорит о математических понятиях, как о «Богом данных».

Математик и физик, нобелевский лауреат Юджин Вигнер в знаменитой статье «Непостижимая эффективность математики в естественных науках» пишет: «Чудесная загадка соответствия математического языка законам физики является удивительным даром, который мы не в состоянии понять и которого мы, возможно не достойны». (Последние слова этого высказывания, я бы изменил: «…которым мы возможно удостоены»).  

«Непостижимость» - ударное, исключительно веское  слово.  Непостижима тайна математики, столь же непостижима загадка сознания, которое эту науку произвело.  Не чудо ли, карандашная цепочка связанных между собой значков, нанесенных на бумагу Георгием Гамовым, позволила описать и представить процесс образования Вселенной, начиная с 10 -35 с. Через семь лет астрофизические наблюдения блестяще подтвердили эту «дикую», почти «голую» математику. Обнаружены предсказанные необычайные следствия и явления. Количественные, числовые показатели подтверждены  с  поразительной точностью.

В 1983 г. опубликована таблица, включающая 16 пунктов следствий и параметров, подтверждающих теорию. Трудно сдержать  удивление. Почему математика работает? Теорема Пифагора, числовые законы и т. п. могут быть успешно применены даже к анализу  «еще не существующего», почти  «ничто»!  Затравочный кристалл утонченной математики выкристаллизовал из «перенасыщенного раствора» математической физики структуры и события, связанные с рождением и возмужанием  нашей Вселенной. Математика «парит» над миром! Или, даже не «над», если мира еще нет, она зиждется где-то «вне», во… Внемирности!

Самих по себе способности к знанию и  наличия разумного поведения, самого изощренного, недостаточно для того , чтобы сделать вывод и убедиться в действенном  реализме «внематериальной» исходности Первосущности, обуславливающей разум.  Мы наблюдаем умное поведение животных и даже усматриваем как бы  «разумность» в природных явлениях в формах, похожих на проявление воли и цели. Об этом говорил, например, Макс Планк. Свидетельство о необходимости исконной причины  переживаемого, например, нами личностного существования следует не из факта знания, а из   факта «высшей производной» - знания о знании. Такого рода конструкция как бы отделяется от носителя знания. Она «восходит» к некоему родству с платоновским миром вечных истин вне физического мира. Того мира, которому никак невозможно отказать в высшем сверхреальном существовании носителя самой явленности «знания о знании». Эта интеллигибельная  сущность определяет возможность явления сознания  тогда, когда даже атомов не существовало. Личностная самоконстантация, мироощущение  (что мы бесспорно свидетельствуем)  появились только потому, что  потенциально допускались  «Прото»состоянием, предшествующим  образованию мира. Оно-то,  невообразимое, описывается математикой (которой, казалось бы, за отсутствием материи не за что зацепиться!), но не как чувственное или эмоциональное - вещами специфически данными человеку для контакта с внешним миром. Уместно привести высказывание Канта (основополагающий аргумент его учения):

  «Всякое наше созерцание есть только представление о явлении, что вещи, которые мы созерцаем, сами по себе не таковы, как они нам являются, и если бы мы устранили наш субъект или же только субъективные свойства наших чувств вообще, то все свойства объектов и все отношения их в пространстве и времени и даже само пространство и время исчезли бы: как явления они могут существовать только в нас, а не в себе». 
                
Вне нас… В том, что мы созерцаем и изучаем и в том,  из чего мы «получены и сделаны», нет ни «красного», ни «холодного», ни «сладкого», ни «прекрасного». А что же есть и при том, несомненно? А есть то, что делает нас наблюдателями и созерцателями думающими. «Думающая Субстанция», пронизывающая Мир, произвела нас не долею, но отпрыском, не оделенным  ее сути, но подобно осколку зеркала, способного  отразить все, что дано целому.  И в то же время мы «исполнены» объектом, неотличимым по составу от Мира, только поменьше, всего из 10 32 протонов-нейтронов и столько же электронов. А если конкретнее, то конгломерат-состав  нашего тела не так уж далеко ушел от материальности цемента или даже больше  – железобетона (это не афоризм!). Полноценная, но ничтожная его доля!

Так что же, он такой же «цементный», лишен сознания, а мы нет? Картину мира мы рисуем палитрой нашей формы чувствования. Обладающий другой организацией, например, воспринимающий магнитное или инфразвуковое поле, а вместо окраски  что-то параметрически необычное, непредставимое нами, построил бы мир совершенно непохожий на наш.

«Вещь сама по себе» - нечто существующее, но в «ничейной точке зрения». Она многообразна (много образна) и допускает только одну объективную форму представления своих свойств -  математическую. Она отвечает на вопросы на единственном универсальным языке, например, в виде корней дифференциальных уравнений «по запросу» граничных условий. Язык, открываемый разумом, язык, воспринимаемый «вещью в себе», - кровная связь, свидетельство родства и единения разума наблюдателя и представленного ему мира. Эрвин Шредингер так выразил свое убеждение в общности мира и сознания («Разум и материя» 1956 г.): «Готовы ли мы поверить, что поворот к сознанию мог не произойти и мир не осветился бы его светом? Не случись это остался бы мир спектаклем перед пустым залом, не существующим ни для кого и, таким образом, вполне корректно говоря, несуществующим».
        

Иммануил Кант почти за полтора века до этого выразил мысль о единении мира и сознания («Конец всего сущего» 1794 г.) «Существование мира, как подсказывает людям разум, имеет ценность лишь постольку, поскольку разумные существа соответствуют в нем конечной цели своего бытья; если же последняя оказывается недостижимой, то сотворенное бытие теряет в их глазах смысл как спектакль без развязки и замысла».

Несмотря на афористичность, это веские заслуживающие доверия авторитетные высказывания, как мне кажется, о неоспоримом: спиритуалистическом единстве мира и личностного сознающего  бытия. Духовное содержание или основание Сущего, не возникающее, но исходное. Нет первичного его состояния, «точки возникновения». Эволюционирующий мир, из какого бы протоничтожного, «примитивного», не структурируемого состояния он не развивался, – изначально объят, охвачен, наполнен некоей спиритуалистической (духовной ?, ментальной?) потенцией появления разумеющих (разум имеющих!) наблюдателей, и наполненных той же «спиритуалистической кровью». Личностных «монад», вмещающих Мир, и наделенных даром понимать и осваивать язык, воспринимающийся и  материей, и духом.   Возможности нашего разума, нашей личности, «заселение души», доступа к пониманию уже включены как потенция, творения.
 
Потенциальная возможность реализации напоминает  коллизию «желудь». Желудь «содержит в себе» гигантский, мощный дуб, но никакой самый изощренный ум не разглядит это потенциальное творение в двухграммовом содержимом скорлупы.

В великолепном романе Марка Твена «Янки при дворе короля Артура» механик из промышленного штата Коннектикут попадает в Англию шестого века.  Благодаря творческому потенциалу механика, появляются телеграф, паровозы, и даже…табуретки. Появление этих вещей разрешено природой, того времени, хотя они вышли из19 века. Это пример  платоновского «железного реализма» мира идей и его вневременности.

Можно привести пример нелитературного «путешествия»  идеи в прошлое. В 1670 Пьер Ферма открыл одну из фундаментальных математических истин, характерных еще и тем, что она предельно не очевидна и являет собой дерзкий вызов здравому смыслу. Триста лет светочи наук пытались подтвердить правоту Ферма. В 1970 г. известный голландский математик и историк Д.Стройк объявил: «За последующие три столетия напряженных исследований доказательство не удалось получить. Надежнее допустить, что даже великий Ферма иногда ошибался». Ферма не ошибался! В 90-х Истина, открытая Ферма, безоговорочно  подтверждена. Доказательство «возвращено» в прошлое. Есть высказывание: «Сегодняшняя физика всего лишь история для физики завтрашней». О математике это сказать невозможно. Ее положения и теоремы не устаревают. Более того, нынешняя математика, работающая с идеями Пьера Ферма, – история по отношению тому, что делал этот гений. 

Приведем другой, менее афористичный, пример принципиально реализуемого мощного «умного материального продукта», который может быть воплощен  только после и в результате распознавания  системы  знаков, которыми творцы отобразили свое творение.  

Возьмем не вызывающий сомнения в своей реализуемости объект творческой потенции разумного сознания. Современный самолет, скажем «Боинг». Каждая деталь без исключения, вплоть до мельчайшей, была описана, размещена и установлена в соответствие со строгим предписанием математически – инженерной схемой. Каждая деталь – продукт скрупулезных расчетов и математической, и экспериментальной оптимизации, отраженных в документах. Все использованные материалы получены по строго зафиксированным  в документации  технологиям. Абсолютно все, без исключения, параметрические показатели любого элемента, включая допуски, описаны и отражены в документах. Ядро невероятнейшего по объему информационного материала инженерии самолета взаимно увязано принципиально без пропусков. В свою очередь, от этого массива идут ветви к сотням заводов, поставщиков элементов конструкций, свойства и технология которых фиксируются математизированным описанием. Так или иначе, вся вместе документация представляет генеральный исчерпывающий массив информации для сооружения («рождения») самолета. Я думаю, что весь этот материал, даже в бумажной форме, может уместиться в стандартном контейнере. Он для нашей метафоры соответствовал бы «оболочке» желудя, а содержимое – ядру с информацией, в нем зашифрованной, т. е. тому самрому «дубу», которому предстоит вырасти. Конечно, это растение долго могло бы ожидать, пока мир технологий и соответствий промышленного уровня позволит пустить ростки этому «растению».     Точно так же, семя явления нашего сознания исходящего оттуда, где не отыскать даже намека для привязки к материи, обрело свою почву, когда явились условия.

There are more things in heaven and earth, Horatio …







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=5206