Ленинградская АЭС приступает к восстановлению графита на втором энергоблоке
Дата: 06/06/2014
Тема: Атомная энергетика


Девятого мая на Ленинградской АЭС остановлен на капитальный ремонт энергоблок №2. Здесь по отработанной технологии будет проведена работа по восстановлению ресурсных характеристик графитовой кладки реакторной установки. В прошлом году восстановление ресурсных характеристик графитовой кладки РБМК (реактора большой мощности канального) было выполнено впервые на энергоблоке №1 Ленинградской АЭС. Затем – на энергоблоке №2 Курской АЭС. О тактике ремонта говорим с главным инженером ЛАЭС Константином Кудрявцевым.


– Как вы сделаете этот ремонт менее ёмким по времени и финансовым затратам?

– По объёму работ, по количеству заменяемых технологических каналов ВРХ на энергоблоке №2, возможно, будет таким же, как на энергоблоке №1. Во всяком с лучае, мы готовимся к ремонту консервативно – ориентируясь на проверенный уже объём. По-другому не имеем права себе позволить. Уменьшить время ремонта и затраты на него мы должны, оптимизируя саму ремонтную работу. Сделать это можно несколькими способами.

Во-первых, применив Производственную систему Росатом (ПСР – масштабный отраслевой проект, призванный повысить производительность труда до уровня зарубежных конкурентов Госкорпорации «Росатом» и сократить издержки), оптимизировать существующие процедуры. Проект ПСР мы запустили уже на старте ремонта. Во-вторых, дополнить технологию, с тем чтобы минимизировать количество заменяемых каналов. Мы можем сделать меньшее количество резов графита, но более широких, за счёт чего получим то же свободное пространство, но меньшим количеством вмешательств в кладку.

В части оптимизации самой технологии ВРХ наши наработки и опыт, полученные на энергоблоке №1, были уже применены на Курской станции. Если сравнивать непосредственно массовую работу на реакторе, то и мы, и куряне получили приблизительно один и тот же темп на одних и тех же работах. Сейчас наша задача – поднять этот темп.

Мы закладываем доработку инструмента, чтобы он работал более надёжно, чтобы меньше приходилось тратить времени на его ремонт. Узким местом при ВРХ на энергоблоке №1 был кран: он ни секунды не простаивал – наоборот, простаивали люди, дожидаясь, пока кран освободится. Поэтому мы приняли меры, чтобы заменить старую напольную машину козловым краном, который начали монтировать сразу, как остановили энергоблок, и заказали дополнительно кран-манипулятор.

С одной стороны, это удорожает ремонт, с другой – ускорит работы, и мы выиграем, пустив энергоблок раньше, – тем самым перекроем все дополнительные затраты, которые можем понести, заказывая новое оборудование.

Хочу обратить внимание, что в плановые 180 суток ремонта мы должны выполнить не только восстановление ресурсных характеристик графитовой кладки реактора, а также внутриреакторный контроль, выявление и ремонт дефектных стыков трубопроводов. Все эти работы лежат на критическом пути, поэтому непосредственно ВРХ будет вестись в период с середины июня до середины октября – фактически около 130 дней.

– Какое напутствие вы даёте коллективу станции в начале этого ремонта?

– Овладевать робототехникой, чтобы не зависеть от подрядчиков – своими силами выполнять внутриреакторные измерения и работы с графитом. Это очень дорогая работа. Сейчас вместе с начальником реакторного цеха Сергеем Харахниным составляем программу, подбираем людей, чтобы в ходе ремонта обучать наш персонал и в будущем при желании ни от кого не зависеть.

Владимир Перегуда , директор ЛАЭС:

– Перед коллективом станции стоят амбициозные задачи. На первом блоке мы создали уникальные технологии и доказали их состоятельность, сохранив РБМК, а это – 40% электроэнергии, вырабатываемой АЭС России. Мы сделали эту технологию референтной и передали эстафету на Курскую АЭС. Теперь необходимо поставить эту работу на поток – оптимизировать время ремонта, трудовые и финансовые затраты. Конечно, только с у четом безопасности.

Энергоблок запущен

25 ноября 2013 года на Ленинградской АЭС после завершения работ по восстановлению ресурсных характеристик реактора успешно осуществлен энергетический пуск энергоблока №1. ЛАЭС получила разрешение Ростехнадзора на возобновление работы энергоблока №1 на полной мощности. Разрешение основано на проведенной углубленной оценке безопасности блока, а также на подтвержденном соответствии нейтронно-физических характеристик активной зоны реактора проектным параметрам и правильности функционирования систем управления и защиты реакторной установки.

Пуску блока предшествовали уникальные масштабные восстановительные работы, которые специалисты Ленинградской АЭС и научно-исследовательских и проектных институтов провели в кратчайшие сроки (энергоблок находился в ремонте с мая 2012 года). За это время были научно обоснованы как сама возможность, так и программа проведения ремонта, сконструированы специальные машины и системы измерения, включающие контроль состояния кладки во время работы реактора на мощности.Отработанная на первом энергоблоке технология уже применяется на других энергоблоках с реакторами РБМК. 

Справка

На все исследовательские и восстановительные работы по первому блоку Ленинградской АЭС закладывалось около семи миллиардов рублей, однако станция уложилась в пять. При этом сейчас ОАО «Концерн Росэнергоатом» работает над снижением в дальнейшем цены ремонта до одного миллиарда рублей. Подвиг по созданию технологии стал возможен благодаря тесному взаимодействию всех сил ГК «Росатом», ОАО «Концерн Росэнергоатом» и Ленинградской АЭС.


"Эксперт", 06.06.2014





Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=5350