Искажение данных усугубляет кризис в здравоохранении России
Дата: 26/11/2014 Тема: Здоровье
Г.Э.Улумбекова, д.м.н., председатель Правления Ассоциации
медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского
образования
В Москве 30 ноября состоится вторая массовая акция
профсоюзов против сокращения врачей и медработников. Мероприятие согласовано с
мэрией города. Планируется, что в нем примут участие 1,5 тысячи человек.
Участники пройдут по центральным улицам, а затем проведут митинг. Россияне поддерживают
протесты медиков против реформы системы здравоохранения. Укрупнение больниц,
закрытие некоторых учреждений и сокращение медработников не решит проблемы
здравоохранения, считают 63% участников опроса "Левада-Центра".
Принятый на днях бюджет предполагает абсолютное сокращение
расходов на здравоохранение. По решению правительства, ассигнования на
здравоохранение составят 78% от прошлого года, на стационарную медицинскую
помощь (федеральные клиники) — 60%. При этом очевидно, что ситуация в
федеральных клиниках, где сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, в
прошлом году уже была отчаянной. Тем не менее, врачей увольняют или по
сокращению, или вынуждают уйти по собственному желанию. А с экранов телевизоров
и со страниц газет идет буквально артиллерийский обстрел московских врачей,
которые вздумали возмутиться. И этот обстрел затеян их же коллегами –
руководством московского здравоохранения во главе с вице-мэром Москвы
Л.М.Печатниковым. Особенно прискорбно то, что в процесс разрушения московского
здравоохранения вынудили включиться также главных врачей больниц Москвы.
Даже в относительно благополучной Москве за 2014 г. уже уволены или получили
уведомления более 2,5 тыс. медицинских работников в
6 городских клинических больницах: №6; №7; №11; №19; №54; №72 и
инфекционной больнице № 3. А городская больница №63 уже давно передана в
концессию Европейскому медицинскому центру, где ранее г-н Печатников работал
главным врачом. В 2015 г. запланировано закрытие еще 20
медицинских учреждений Москвы с увольнением более 4 тыс.
чел. (« План-график реализации структурных преобразований сети
медицинских организаций государственной системы здравоохранения Москвы в части
высвобождения имущества» http://rusmedserver.com/wp-content/uploads/2014/10/plan_zdrav_mos.pdf).
Бесконечно жаль медицинских работников, которые остаются один на один со
своими проблемами. И нестерпимо стыдно за ложь со стороны
руководства здравоохранения Москвы и полное безмолвие со стороны федерального
Минздрава, профсоюзов и медицинской общественности. Здравоохранение
любой страны является частью ее национальной безопасности. Эффективно
работающая система здравоохранения является гарантом социальной стабильности.
Поэтому политическое руководство во всех развитых и многих развивающихся
странах уделяет здравоохранению самое пристальное внимание. Президент
В.В.Путин 23 октября на встрече со студентами сказал: «…еще важнее - здоровье
нации… будут выигрывать те {государства}, которые уделяют особое внимание
гуманитарной составляющей: здравоохранение, спорт, наука, образование».
Поэтому очень важно говорить Президенту правду, всю правду и только
одну правду, цена неправды или не всей правды – ухудшение здоровья и потери
жизни наших людей.
О сбалансированности
бюджета
1)
Президенту было доложено: «У нас полностью
сбалансирован бюджет на 2015 год и практически полностью на 2016 год.
Параллельно у нас есть ресурсы для того, чтобы выполнить указы по повышению
заработной платы медицинских
работников».
Это
неверно. В пояснительной записке к проекту федерального закона «О
бюджете федерального фонда ОМС на 2015 г. и плановый период 2016-2017 гг.»
(который находится на рассмотрении в ГД РФ) на стр. 6 написано: “ В 2015 г. с
учетом принятых решений предусматривается увеличение заработной платы
медицинских работников на уровень инфляции – 5,5%, что
потребует пересмотра «дорожных карт»…. В 2016 г. планируемый
рост субвенций {территориальным фондам ОМС} составит всего
5,6%к уровню 2015 г., что также НЕ ОБЕСПЕЧИТ
необходимый рост заработной платы для реализации «дорожных карт». В этой связи
возникают риски недостижения целевых значений размера
заработной платы отдельных категорий медицинских работников”. При этом
государственные расходы на здравоохранение (из всех источников (ОМС,
федеральный и консолидированные бюджеты) в 2015 г. и плановом периоде 2016-2017
гг. не вырастут в постоянных ценах, а по разделу «Кадровое
обеспечение» снизятся в 3 раза в 2015 г. по сравнению с 2013
г.
2) Президенту было
доложено: «Увеличивается программа государственных гарантий
бесплатного оказания медицинской помощи более чем на 306 миллиардов рублей, …..
а в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования – более чем
на 18 процентов {растет подушевой норматив}. У нас
есть, таким образом, все ресурсы для того, чтобы выполнить задачи, поставленные
в Государственной программе развития здравоохранения, и выполнить поручения,
связанные с увеличением объёма высокотехнологичной медицинской помощи…
».
Это неверно.
Во-первых, такое увеличение не реалистично, поскольку
доходы в бюджет ФОМС за счет взносов на неработающее население завышены как
минимум на 100 млрд руб. (их рост предусмотрен на 30%, а реально составит не
более 6,5%). Во-вторых, в системе ОМС появились дополнительные
расходы, которые ранее (2013-2014 гг.) финансировались из
федерального и региональных бюджетов. А именно: высокотехнологичная
медицинская помощь (из федерального бюджета), скорая
медицинская помощь (дотировалась за счет средств из регионального
бюджета, направляемых в ТФОМС, см. часть 5 статьи 51 № 326–ФЗ «Об ОМС в РФ»). А
также появились расходы, связанные с ростом численности населения на 2,4 млн
чел., с приобретением единицы оборудования стоимостью до 1 млн руб. (ранее – до
100 тыс. руб.); увеличением расходов на закупку импортных расходных материалов и
лекарств за счет курсовой разницы (минимум 5 руб. на 1 доллар США в 2015 г. по
отношению к 2014 г.). Причем вышеперечисленные дополнительные расходы не будут
покрыты дополнительными доходами в системе ОМС (за счет ухода от регрессивной
шкалы начисления страховых взносов), поскольку их забирает Минфин.
Кстати, Минэкономразвития РФ также обращает внимание на
дефицит средств в системе ОМС. В последнем «Прогнозе
социально-экономического развития РФ на 2015 г. и плановый период 2016-2017
гг.», который прикладывается к проекту федерального закона «О федеральном
бюджете на 2015 г. и плановый период 2016-2017 гг.», на стр. 282-283 написано:
« Средства ОМС будут формироваться в условиях низких темпов экономического
роста, что не позволит существенно нарастить их объемы… При
этом на бюджет ФОМС налагаются новые расходы, помимо
обеспечения базовой программы ОМС… В связи с тем, что объем расходов ФОМС
не будет обеспечен его доходами сформируется
значительный дефицит средств….. Недостаточность средств
негативным образом будет сказываться на функционировании системы
здравоохранения и приведет к уменьшению доступности бесплатной
медицинской помощи населению РФ и снижению ее качества… Отдельные
ресурсоемкие виды ВМП могут стать практически недоступными для населения…
Сложившаяся ситуация отрицательным образом будет сказываться на
достижении показателей, утвержденных Государственной программой РФ «Развитие
здравоохранения». Комментарии
излишни. О демографии
3) Президенту было доложено:
« … уже сейчас увеличилась продолжительность жизни практически на год
(на 0,8 года) и составила по результатам 8 месяцев 71,6, а была 70,8».
Это неверно. Во-первых, данные по ожидаемой
продолжительности жизни (ОПЖ) предоставляются официально Росстатом
только по итогам года. Во-вторых, этот показатель зависит от
смертности населения – см. определение [1]. Как следствие ОПЖ может расти только в том случае, если
смертность падает. На сайте Росстата опубликована информация о количестве
смертей от всех причин в период январь – сентябрь 2014 г. (за 9 месяцев), см.
табл. 1. Таблица 1
Видно, что за 9 месяцев 2014 и 2013 г. общий коэффициент смертности
(ОКС) в России равен, соответственно – 1 310,7 и 1 312,3 на 100 тыс.
человек. Таким образом, значение ОКС за 9 месяцев 2014 г. по сравнению с
аналогичным периодом 2013 г. осталось практически на одном уровне,
соответственно: 13,11 и 13,12 случаев на 1 тыс. населения. При этом по
итогам 2013 г. величина ОКС равнялась 13,05. Величина
ОКС за 8 месяцев и 9 месяцев 2014 г. практически не менялась и равнялась,
соответственно – 1 310,1 и 1 310,7. Тогда можно предположить, что по итогам 2014
г. величина ОКС останется на уровне 13,1, что несколько выше, чем в 2013 г. В
России в предыдущие годы (с 1990 по 2013 гг.) при уменьшении ОКС на 0,1 пункта,
ОПЖ в среднем увеличивалась на 0,16 года. Соответственно, по итогам 2014 г. ОПЖ
в лучшем случае будет равняться 70,7 года, что несколько
меньше, чем в 2013 году, а не 71,6 года. Это значит, что ОПЖ
упадет на 0,1 года, а не возрастет на 0,8
года, как было заявлено в докладе министра. На рис. 1.
показана зависимость ОПЖ от ОКС в период 2006 – 2013 гг.
Рис. 1. Зависимость ОПЖ от ОКС в России в период
2006 – 2013 гг. с прогнозом по итогам 2014 г.
4) Президенту было доложено :
«У нас хорошие результаты – снижение по всем основным причинам смерти: по
сосудистой патологии смертность снизилась на 12 процентов, при
дорожно-транспортных происшествиях – на 10 процентов, на 20 процентов -
при туберкулезе». Это неверно.
Во-первых, по данным Росстата, смертность от
сосудистой патологии (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь, в том числе
инфаркт миокарда, цереброваскулярные болезни) за 8 мес. 2014 г. составила 562
случая на 100 тыс. населения, за аналогичный период 2013 г. – 617,7 случаев,
т.е. снижение произошло на 9%, а не на 12%.
Во-вторых, смертность от внешних причин за 8 мес. 2014 г. осталась на
уровне 2013 г. (за аналогичный период) – 119,2 случая на 100 тыс. населения, а
не снизилась на 10%. В-третьих, все
вместе это серьезно искажает картину по состоянию смертности в
стране. Посчитаем вместе, если смертность от всех
причин, по данным Росстата, за 8 месяцев 2014 г. по сравнению с
аналогичным периодом 2013 г. практически не изменилась (снизилась максимум на
1%, см. п. 3), то уменьшение показателей смертности: от сосудистой патологии
на 12% и от внешних причин на 10%, которые вместе в структуре общей смертности
составляют большую половину (52%), означает только одно, что за 8 мес. 2014 г.
смертность от других причин должна возрасти как минимум на 10%.
А этого же нет! В-четвертых, что
касается смертности от туберкулеза, то она в России за 8 месяцев 2014 г.
по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. снизилась с 11,4
случаев до 10,1 случаев на 100 тыс. населения, или всего на
11%, а не на 20%, как утверждается в докладе
министрва. Но не это главное! В России в 2014 г.
смертность от туберкулеза (всех форм) по-прежнему ужасающая – 10,1
случаев на 100 тыс. человек. Для сравнения: в «старых» странах ЕС
– 0,4 случая (в 25 раз меньше, чем в России),
в «новых» странах ЕС – 2,4 случая (в 4,2 раза
меньше, чем в России). О главных проблемах
отрасли
Президенту было доложено: «…главные проблемы в
совершенствовании вертикали управления отраслью».
Это
неверно. Сегодня к базовым проблемам отрасли, без которых никакие
другие решения не будут эффективны, относятся: дефицит врачей
первичного звена ( 40% от расчетного норматива),
неудовлетворительное качество медицинской помощи (в 3 раза
хуже, чем в странах ЕС), недостаточное лекарственное обеспечение
населения в амбулаторных условиях за счет государственных средств (в
4,5 раза ниже, чем даже в «новых» странах ЕС), неэффективное
управление (неверные приоритеты и неэффективное расходование имеющихся
бюджетных средств). Вывод
В проекте бюджета на
2015 г. и плановый период 2016-2017 гг. принято, что государственные расходы
на здравоохранение не растут в постоянных ценах. Это значит,
что ключевые проблемы отрасли будут только усугубляться.
Отсюда следует ожидать дальнейшее сокращение доступности и качества
бесплатной медицинской помощи, гарантированной населению статьей 41
Конституции РФ. В результате, к 2018 г. в лучшем случае
сохранится прежний уровень смертности в стране, в худшем – произойдет ее рост
до 13,9 случаев на 1 тыс. населения. Как следствие, в первом случае это приведет
к 380 тыс. дополнительных смертей российских граждан, в худшем
– к 610 тыс., см. рис. 2. Рис. 2. Динамика
общего коэффициента смертности в РФ, «новых» и «старых» странах ЕС. Прогноз
динамики ОКС в РФ к 2018 г. и связанных с этим дополнительных
смертей
[1] ОПЖ – это число лет,
которое в среднем предстояло бы прожить одному человеку из некоего
гипотетического поколения, родившемуся при условии, что на протяжении всей
жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте остается таким,
как в год, для которого вычислен этот показатель. Ожидаемая
продолжительность жизни — наиболее адекватная обобщающая характеристика
соответствующего уровня смертности во всех
возрастах.
|
|