Проблема надежности человека-оператора
Дата: 31/12/2014
Тема: Безопасность и чрезвычайные ситуации


Н.Н.Григорьев, проф. кафедры«Технических средств навигации» ГУ морского и речного флота им. адм. С.О.Макарова; А.П.Двинин, проф. кафедры «Менеджмента» Российский новый университет; М.М.Наконечный, к.д.п., зам. ген. директора ККЦ «Арктика»

Человек-оператор – специально обученный субъект трудовой деятельности, осуществляющий управление объектом или его отдельными параметрами посредством органов управления и на основании информационной модели, сформированной по данным средств отображения информации (СОИ).


Как следует из определения и анализа разновидностей деятельности  человека-оператора в морском судоходстве, повышение его надёжности требует комплексного подхода к исследованию и практическому решению. При этом важен сам процесс, по которому выстраивается взаимоотношение человека и механизма; насколько  затратным для здоровья и психики  оказывается это взаимодействие для человека-оператора.

Результат такого взаимодействия зависит от множества факторов: технической и психологической готовности к такому взаимодействию, способности человека-оператора длительное время пребывать в состоянии диалога «человек – механизм», сохранять должную устойчивость и переключаемость  внимания при выполнении  функции параллельного контроля нескольких источников СОИ. Одним из основных профессионально важных  качеств человека-оператора является способность эффективно выполнять все элементы алгоритма работы с информационными потоками (приём, декодирование и др.),анализ информации (включая сравнение с требованиями и обстоятельствами ситуации операторской деятельности), принятие решения, его кодирование, передача этого решения (или самостоятельное выполнение), контроль обратной информации.

 

Взаимодействие «человек– механизм» на примере судоходства

 По данным страховой компании P&I ClubUK, причины аварийности в мировом флоте распределяются следующим образом: 25% - по вине вахтенного помощника капитана, 7% - из-за ошибок, допущенных лоцманом, 2% - по вине вахтенного механика [1].

Как видим, влияние на аварийность существенно отличается у вахтенного помощника и вахтенного механика. По технической насыщенности машинное отделение превосходит ходовой мостик, но эта насыщенность носит детерминированный информационный характер.

Действия вахтенного механика  воспринимаются безальтернативно по отношению к принимаемому управленческому решению. Динамика ходового мостика - это непрерывная череда реакций в условиях альтернативных ситуаций,  реализация каждой из которых влияет на последующие решения в виде более интенсивного процесса накопления усталости.При этом сам процесс накопления усталости носит нелинейный характер.Переменчивость графика, характеризующего этого процесс, будет зависеть от множества факторов: интенсивности судоходства в районе, погоды, времени суток, продолжительности рейса,чередования работы и отдыха и прочих условий каждого конкретного плавания.

Еще раз отметим, что динамичность принятия альтернативных решений во время несения вахты на ходовом мостике – это основная причина более высокого процента аварийности по вине вахтенного помощника капитана.

Другая причина аварийности - перемещение области деятельности вахтенного помощника капитана с крыльев ходового мостика на, собственно, мостик, туда, где находятся РЛС, GPS, и другие  приборы СОИ современной навигации.

 Как это повлияло на принятие управленческих решений? Исследований в этом направлении не проводилось. Однако  факты подтверждают,что с появлением на судах радиолокационных станций аварийность резко увеличилась, вопреки ожиданиям обратного эффекта. Это происходило потому, что во внимание не принималась относительность движения судов.  Между тем, формирование восприятия  ситуации, а, следовательно, и принятие управленческого решения все более базируется на данных, полученных из виртуальных источников информации. При этом важно понимать, что виртуальный формат имеет свои ограничения, заложенные математической моделью прибора, его функциональными возможностями. Например, поведение гироскопического и магнитного компасов в зависимости от условий плавания. Недостатком виртуальной модели является ограниченность информации. И хотя человек так же ограничен в выборе информации своими «естественными фильтрами», у него есть возможность«перенастраивать» фильтры в зависимости от изменения ситуации, наличия профессиональных навыков и личных психических особенностей.  «Фильтры» человека динамичны, в то время как«фильтры» техники статичны. Только в последнее время стали появляться самоадаптирующиеся авторулевые, способные осуществлять выбор параметров управления при изменении условий плавания, например, погоды или загрузки судна. 

Даже в обыденной жизни на каждого человека  непрерывно обрушивается огромный поток информации. Но из всего многообразия информации фильтры пропускают только 5-9 факторов,самых важных для обеспечения безопасности, на которые нужно активно реагировать. В профессиональной деятельности для принятия управленческого решения человек осуществляет отбор наиболее важных факторов  в зависимости от выполняемых функций и имеющегося опыта.

Неполнота информации вследствие виртуального обзора требует непрерывного наблюдения, как за внешней обстановкой, так и за показаниями приборов. Именно оценка ситуации только на основании показаний приборов является новой и не до конца изученной проблемой во взаимоотношениях человек-машина. Здесь многое зависит от индивидуальных психических особенностей человека, как природных, так и приобретенных в процессе теоретической и практической подготовки. Всё более широкое применение современных технологий ведет ко всё большему смещению оценки ситуации от субъективного восприятия к объективному, однако, к такому переходу человек должен быть подготовлен психологически. «Слепое» доверие  и восприятие поступающей информации от прибора чревато серьезными последствиями.Человек-оператор должен уметь анализировать поступающую информацию на предмет ее адекватности сложившейся ситуации. Так,  в открытом море GPS выдает координаты судна с высокой степенью точности, чего нельзя сказать при следовании, например, Норвежскими шхерами. 

«Объективная» информация несет в себе субъективный фактор конструкторского решения  

Классические способы навигации требуют от судоводителя не просто понимания происходящих процессов, но и их анализ. Автономность средств навигации, таких как магнитный компас, лаг, навигационный секстан, судовой хронометр требуют от судоводителя не только понимания принципов их работы, умения обращаться с приборами, но и определения и минимизации погрешностей. При таком подходе судоводитель видит проблему безопасности мореплавания «изнутри», он способен воздействовать на сам процесс,выбирая способы определения места судна в зависимости от ситуации. Например,маневрируя, судоводитель знает, что у гирокомпаса возникает инерционная девиация, которая  в высоких широтах значительна, поэтому не рекомендуется определять место судна по пеленгам, а предпочтительнее по радиолокационным расстояниям. Несоблюдение требований по эксплуатации этих приборов чревато серьезными последствиями, угрожающими безопасности мореплавания.

Научно-технический прогресс вносит существенные коррективы и в сферу судоходства. В результате чего информация, направленная  на повышение безопасности мореплавания, все больше формируется не в судовых условиях, а привносится извне в виде, например, готовых координат места судна, выдаваемых GPS. Такой подход формирует у человека пассивный образ деятельности в отличие от активного,каким он был ранее. Чувство ответственности при этом притупляется, так как человек переносит ответственность на технику. А некачественная теоретическая и практическая подготовка и вовсе способствуют отстраненности от происходящего,что и приводит к формированию безответственного поведения.      

Транспорт, по определению, является мобильным родом деятельности, и, соответственно, источником транспортных происшествий.Применительно к морскому флоту уровень аварийности по причине человеческого фактора распределяется неравномерно и зависит от объема взаимодействия специалиста с навигационными приборами и судовыми механизмами.

Заметим,что речь идет о ходовой вахте  в штатном режиме. Почему же столь велика разница во влиянии на аварийность, в зависимости от выполняемых обязанностей.

С точки зрения психологии труда [2] группа операторского труда включает в себя: технолога, манипулятора, наблюдателя, исследователя и руководителя. 

Оператор-технолог непосредственно включен в технологический процесс, работает по четкой инструкции.                                                             

Оператор-манипулятор  управляет различными механизмами -манипуляторами, где машина является усилителем мышечной энергии.                                     

Оператор-наблюдатель (вахтенный помощник капитана, вахтенный механик) работает в реальном масштабе времени, в режиме ожидания выполнения необходимых действий.

Оператор-исследователь использует различные образно-концептуальные модели; это пользователи вычислительных систем,дешифровщики изображения.

Оператор-руководитель управляет не техникой, а людьми,в том числе и через специальные технические средства и каналы связи.

Как видно из приведенного перечня, каждый из операторов имеет свои функциональные обязанности, требующие вполне определенного набора профессионально важных качеств (ПВК).

Перечень ПВК человека-оператора

Общая структура ПВК определяется классом системы«человек-машина» и классом операторского труда. Выделяют следующие ПВК унифицированного человека-оператора:
- способность к работе в режиме ожидания;

- физическая выносливость к воздействию факторов среды обитания    (свет,шум, сигналы, атмосферные факторы и т.п.);

- помехоустойчивость к помехам: релевантным и иррелевантным,

- стрессоустойчивость;

- психологическая готовность к экстренному включению в работу;

- хорошая долговременная память;

- хорошее оперативное мышление;

- хорошие показатели внимания (устойчивость, переключаемость);

- хорошие психомоторные показатели (точность,скорость движений);

- способность к представлению;

- хорошие речемыслительные способности;

- интернальная (внутренняя) ответственность;

- технологическая дисциплинированность;

- перцептивная бдительность (избирательность внимания в сочетании с его концентрацией на необходимой для выполнения оперативных функций  информации.


Надежность человека-оператора 

Надежность человека-оператора (англ. reliability of human operator) подразумевает: 

- безотказность, безошибочность, своевременность действий   человека-оператора по решению профессиональных задач в процессе взаимодействия с техникой и другими работниками;  

- способность человека-оператора выполнять профессиональные задачи   в установленном диапазоне технологических требований   без утраты для  состояния здоровья и психики.

Понятие «надежность человека-оператора» было введено по аналогии с понятием «надежность технических средств», однако,  по своему содержанию оно неизмеримо сложнее. Надежность человека-оператора рассматривается в связи с устойчивостью физиологических и психических процессов,определяющих работоспособность человека.


Разновидности  надежности человека-оператора

Профессиональная надежность – это безотказность, безошибочность и своевременность действий оператора, направленных на достижение конкретной цели в заданных условиях при взаимодействии с технической системой, другими специалистами.   Критерии оценки профессиональной надежности:

- качество функционирования в технологическом процессе;

- точность и своевременность действий;

- безошибочность действий;

- наличие резервных возможностей,обеспечивающих  эффективную деятельность в нештатных условиях.

Функциональная надежность – это относительная устойчивость профессионально важных качеств и обеспечивающих функций организма,определяющих надежное выполнение операторских задач в течение определенного времени с заданным качеством.

 Проблема функциональной надежности   включает в себя следующие вопросы:

- исследование работоспособности человека-оператора;

- исследование влияния измененных функциональных состояний на работоспособность (метеозависимость, дисстресс, хронобиологическая обусловленность);

- структура личностных свойств как фактор функциональной надежности (ответственность, воля, целеустремленность);

- влияние особенностей командной работы на функциональную надежность (срабатываемость, совместимость, лидерство);

- влияние факторов среды обитания.


Профессиональная деятельность человека-оператора

Факторы снижения  надёжности человека-оператора:

- ограничение времени, отведённое для выполнения задания;

- неблагоприятные факторы среды обитания (качка,и проч.);

- недостатки освещения (неправильно организованное, недостаточное);                

- недостатки в организации групповой  совместной деятельности;

- длительное ожидание изменения контролируемых и регулируемых параметров (работа в режиме «ожидания»); 

- нарушения в информационном обеспечении человека-оператора (скачкообразное увеличение или уменьшение информационной нагрузки, появление нерегламентированной  информации и др.);

- психические состояния человека-оператора,неадекватные требованиям профессиональной деятельности (дезадаптация,переутомление, хроническая усталость, озабоченность личными проблемами, страх,скука, сонливость и т.д.);

- не сложившиеся отношения между членами коллектива оперативно-диспетчерского состава; 

- недостаточность профессионально важных качеств человека-оператора (недообученность, неразвитость,  личностные особенности).

    
Показатели   надёжности человека-оператора:

- безошибочность - надежность, точность работы(определяется как вероятность безошибочной работы в рамках отдельной операции,блока операций, всего периода несения вахты);

 - быстродействие(определяется временем прохождения информации);

- своевременность выполнения операции - способность выполнять необходимые действия в плановом и нештатном режиме в диапазоне предусмотренного времени обеспечения эффективной  работы;

- готовность к экстренному действию (способность к выполнению необходимых действий  в любой период несения вахты);

- устойчивая умственная работоспособность при работе в режиме ожидания;

- стрессоустойчивость (сохранение адекватной реакции на не ожидавшиеся  сигналы и непредвиденные обстоятельства);

- восстанавливаемость работоспособности (определяется как способность к обеспечению самоконтроля и саморегулированию  состояния профессионально важных функций);

- устойчивость состояния здоровья, профессионально важных качеств  к действию факторов среды обитания (вибрации, шуму, температуре, и т.п.);

- безопасность труда – оценивается вероятностью безопасной работы по количеству и тяжести травм, психических расстройств  и аварий;

Степень автоматизации - относительное количество информации, переработанное техникой.

Основные направления обеспечения надежности человека-оператора

1.     Комплексный (в т.ч. психологический) отбор персонала на должность человека-оператора [3];

2.      Обеспечение непрерывной системы повышения квалификации;

3.     Профессионально грамотное комплектование экипажа, обеспечивающее психологическую совместимость и сработанность;

4.     Предрейсовый психофизиологический контроль нервно-психического состояния операторского персонала [1,2,3];

5.     Эргономически обоснованный режим труда и отдыха [1,2].

Заключение

С учетом повышения интенсивности деятельности во многих отраслях действия «человека-оператора» сказываются на вопросах личной и экологической безопасности человека и природы. Для снижения негативных последствий, связанных с психофизиологическими параметрами человека-оператора на результаты его деятельности, требуется проводить исследования и мониторинг по выявлению этих параметров у кандидата на занятие должности, требующей не только профессиональной, но и психологической подготовки к выполнению обязанностей, сопряженных с высокими рисками от последствий принимаемых управленческих решений.


Список литературы

1.   Григорьев Н.Н., Двинин А.П., Яловенко А.В. Фактор риска в морском образовании // Морская биржа, 2006 -№ 2(16).

2.   Двинин А.П. Психология труда. – СПб.: ООО «Береста», 2007, 204 с.
3.    Двинин А.П., Романченко И.А. Современная психодиагностика. Учебно-практическое руководство.- СПб.: Речь, 2012, 283с.






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=5767