Как разваливают атомную промышленность. Другой взгляд
Дата: 22/06/2015
Тема: Реформы и диалог с обществом


С.А. Сачков, мастер участка сборки ТВС РБМК, к.189, ц.55, ПАО «МСЗ»,

Прочитав две части статьи Карташова В.Н. «Как разваливают атомную промышленность» не могу остаться равнодушным и не ответить как её автору, так и читателям. Здесь под словом «ответить» я имею в виду «опровергнуть», «оспорить» то, с чем я не согласен.



При этом оспорить хочется почти каждую фразу, потому как в вышеназванной статье частицы здравого смысла, цифры и факты  объединены с личным мнением автора и его выводами в стройную и логичную, казалось бы, систему. Но на самом деле вся статья Карташова В.Н., на мой взгляд, является одним большим софизмом.

Чтобы было понятно – что я имею в виду, напомню что такое «софизм». Софизм (от греч. σοφισμα) – ложное высказывание, которое, тем не менее, при поверхностном рассмотрении кажется правильным.

Приведу примеры софизмов:
Для того чтобы видеть, не нужны глаза. Ведь, если закрыть правый глаз, мы видим, и, если закрыть левый глаз – тоже видим. Других глаз, кроме левого и правого, у нас нет. Значит, чтобы видеть, глаза не нужны.

Это софизм, но его легко «раскусить». Есть же такие утверждения и высказывания, ошибочность которых лежит далеко не на поверхности. Например:
Представьте, что вы стоите в вагоне движущего поезда. Для того, чтобы переместиться из одного конца вагона в другой, вовсе не обязательно никуда идти. Достаточно просто несколько раз высоко подпрыгнуть вверх. Пока вы находитесь в воздухе, поезд ведь продолжает ехать. Следовательно, вы, зависая в воздухе, тем самым перемещаетесь по вагону.

Ребёнок, или человек уверенный в своей правоте, или, напротив, несведущий, неосознанно может подменять понятия и делать из верных предпосылок ложные выводы. Такие, как в приведённых выше софизмах. Приёмы, которыми пользуются для достижения своих целей политики, общественные деятели, недобросовестные конкуренты достаточно интересно и подробно описаны здесь: http://www.tinlib.ru/uchebniki/sovremennaja_delovaja_ritorika_uchebnoe_posobie/p13.php
Статья, о которой идёт речь, отчасти именно из таких высказываний и состоит. Приведу несколько подобных противоречивых мнений и выводов, чтобы не быть голословным:

«На предприятии уникальное оборудование с различными циклами обработки. Однако приезжает команда ПСР из Росатома во главе с консультантом Тойоты, идет вдоль линии и указывает, что на накопителях не должно быть больше 3-5 твэл (тепловыделяющий элемент). Это приводит к простоям всей линии при неисправности одной установки. На попытки дискуссии следует один ответ: вы не умеете работать, таким место за забором». – Цитата из первой части статьи Карташова В.Н.

К простоям всей линии при неисправности одной установки приводит не то, что Суэцугу (консультант Тойоты, а речь видимо о нём) указал, что на накопителях должно быть не больше пяти твэлов, а поломка этой самой установки. Скажу больше: к остановке всей линии рано или поздно приведёт поломка одной единственной установки, даже если на накопителях будет сто твэлов, или двести. Подход Тойоты в данном случае прост: большое количество твэлов на линии это не только замороженные деньги, но и невыявление проблем с работоспособностью оборудования. Сокращение уровня незавершённого производства (НЗП) на линии изготовления твэлов высветит проблемы и заставит разработчиков оборудования, а также  ремонтные службы как можно более оперативно реагировать на поломки и неисправности.

Кто сможет поспорить, что сокращение НЗП – это здравый смысл? Просто не нужно доводить до абсурда рекомендации консультантов, тем более что с ними вполне можно дискутировать, и у меня есть такой положительный опыт. 3-5 твэлов не догма – это повод для обсуждения. Про то, что хоть один из японских консультантов сказал «таким место за забором», мягко говоря, верится с трудом.

Следующая цитата:
«За последнее время численность персонала на участке уменьшилась почти в 2 раза при выросшем на 30% плане, однако зарплаты остались на прежнем уровне. По существующим нормативам на участке должно быть в 2 раза больше персонала. Очевидно, сэкономленные средства идут на содержание структуры ПСР».

Даже если поверить, что численность персонала и правда сократилась в два раза, а план возрос на 30% (что стоило бы подтвердить цифрами), откуда становится очевидным то, что сэкономленные средства идут на содержание структуры ПСР?

Разве повышение эффективности производства и, как следствие, конкурентоспособности выпускаемой продукции это не цель коммерческого предприятия.

Здесь же хочется поинтересоваться – а кого сократили с помощью ПСР со времён начала её внедрения? Хотя бы с десяток фамилий?

Пропуская рассказ о рязанском герое соцтруда и литературном творчестве Дж. Оруэлла, прокомментирую то, что громко озаглавлено «Итоги деятельности ПСР. Начало конца».

Перечисляется: разгерметизация кассет и коррозия твэлов в реакторе, задержки с поставками и ухудшение качества комплектующих. Читателю предлагается сделать вывод: эти проблемы – есть результат внедрения ПСР. Где доказательства? ТВС могут разгерметизироваться из-за десятка причин, не связанных с браком производства, а связанных, например, с условиями эксплуатации или браком материала.

Автор статьи, видимо из-за недостатка фактического  материала, не смог не «притянуть» проблемы с ТВС БН-800 к внедрению ПСР на предприятии. Он не нашел времени, чтобы у специалистов, занимающихся этой проблемой, выяснить, что проблема связана с конструктивным недостатком, и к заводскому производственному процессу отношения не имеет.

А пока, пропуская Босха и Кафку, можно перейти ко второй части статьи.

После малопонятной, по крайней мере мне, цитаты из Евангелия (кто кем одержим?), следует пример о четырёхстах сварных швах, которые нужно сварить сварщику за смену. Говорится о том, как много нужно этому сварщику сделать подготовительных работ, сколько отслеживать параметров и оформлять документов…

«Сварщик и так еле успевает все это делать, а тут приходят дилетанты и хотят, чтобы он делал в 2 раза больше, причем на разном оборудовании, разнесенном на полтора десятков метров. Что это - безумие или диверсия? Ответ за вами».

А ответ такой – сварщик успевает производить сварку и на двух автоматах. С огромным трудом, с помощью минимум двух товарищей по линии, которые «прикрывают» его (следят за процессом) пока он идёт ко второму автомату, с помощью грамотной организации своей работы, но – успевает. Без потери качества. Это называется перебалансировкой работы, которую осуществляют сами рабочие. Знаю, потому как сам два года назад был таким сварщиком.

Так называемые «дилетанты» (консультанты ПСР), понимают это за пару часов наблюдений за рабочим процессом и предлагают пути решения. Иногда грамотные, иногда, надо признать – не очень. При этом, упадёт сварщик в конце рабочей смены от усталости или нет, зависит не от «ПСРщиков», а от реализации предложений самого сварщика, его товарищей или тех же консультантов.

(Например, неплохо бы поставить микроомметр на рабочее место рядом со сварочным автоматом (а сейчас он находится за 10 минут ходьбы быстрым шагом), сократить документооборот, чтобы оформление техпаспорта и журналов занимало не 20% времени от сварки одного твэла, а для начала хотя бы 10%, упростить отбор, изготовление, анализ шлифов и ожидание его результатов...).

Проблема не в идее осуществлять сварку одним сварщиком на двух сварочных автоматах. Проблема в том, что дальше идеи дело не пошло, и потому здравая идея выставляется бредом. А ведь с такими идеями (и с грамотной и обдуманной их реализацией!) можно и себестоимость снизить, и конкурентоспособность завода повысить на мировом уровне…

Почему этого не понимает технолог В.Н. Карташов, проработавший много лет на предприятии – остаётся загадкой.

Наконец, о комплектующих.

«…поставлять по одному комплекту решеток для сборки кассеты каждые 34 минуты. Цех сборки находится за полтора километра. Закупили даже небольшие контейнера в Леруа Мерлене. Для осуществления этого гениального замысла требуется непрерывное курсирование электрокара, а зимой – машины, работа двух кладовщиков: выпуск приемка. Решетки занимают очень маленький % объема производства; когда это распространится на все, машин на всех не хватит».

Читаю и удивляюсь – какой же бред предложили эти «ПСРщики»-диверсанты. Потом вспоминаю, что речь-то о моём участке. Ещё вспоминаю – как было год назад, когда решётки ещё не возили комплектами в контейнерах (действительно, кстати, из Леруа). А возили их в деревянных ящиках, объёмом, который требуется на две-три недели или даже больше. Надо сказать, что на одну ТВС требуется 2 решётки одного исполнения, и 18 решёток другого. Что было на складе? Всё, что угодно! 20 решёток одного вида и 150 другого; 38 и 111, 1 и 250, 2 и 0. Я не утрирую и не преувеличиваю. Мастеру (то есть мне) приходилось постоянно контролировать остатки на складе, чтобы участок был обеспечен комплектующими.

Со склада на участок комплектующие доставлял непосредственно тот работник, который потом из них же и собирал ТВС. Данные в компьютерную программу по учету хода производства заносил кладовщик. При этом периодически возникали проблемы: не те детали внесли в программу, не те скомплектовали в изделие (на бумаге, конечно, – не физически), не тот паспорт распечатали… Технологические паспорта приходилось переделывать, и очень хорошо, если один раз в смену.

Ещё одна проблема была в том, что сменное задание для участка с большой частотой менялось. Изготавливать в день требовалось от 10 до 16 ТВС. При централизованном планировании обеспечение участка  комплектующими деталями не всегда соответствующим образом согласовывалось с текущей потребностью.

А что теперь? А теперь для участка ТВС РБМК организовано производство дистанционирующих решёток (ДР) на принципах «тянущей системы». Например, сегодня (16.06.15г.) было изготовлено 11 ТВС РБМК. Сколько комплектов решёток было поставлено на участок? Ровно одиннадцать. В комплекте 2 и 18 решёток. Рабочий работает – собирает ТВС. Комплекты ДР привозит на участок логист – работник, ранее высвобожденный кстати, с моего же участка. Почему-то не сокращённый «ПСРщиками». Упущение с их стороны.

Сколько будет изготовлено ТВС завтра, и сколько комплектов заказывать? А какая разница?! Сколько будет израсходовано, столько и будет восполнено. С инвентаризацией или учётом остатков проблем не осталось. С транспортировкой проблем не появилось. Ни о каких 34-х минутах речи нет. (Откуда такая информация вообще взялась?) Решётки доставляются один раз в смену электрокарой, а зимой – машиной. Решётки действительно «занимают очень маленький % объема производства, и когда это распространится на все» комплектующие электрокара будет загружена, и перестанет ездить порожняком, успевая обеспечивать участок всеми деталями.

Очень надеюсь, что обеспечение остальными комплектующими на этих принципах мы сможем «победить» до конца июня 2015 года.

И, наконец, последнее, о чём хотелось бы сказать г-ну Карташову В.Н. Можно много говорить о развале атомной промышленности «посторонней» организацией с помощью японских консультантов. Но ведь, в конце концов, решение о внедрении каких-либо новшеств принимает производство, завод, а не «ПСРщики» или японцы. Они консультируют, дают рекомендации, решение же – принимать эти рекомендации, внедрять их в жизнь или нет – остаётся за нами. А профессионалов и здравомыслящих людей на заводе всегда было намного больше, чем дилетантов.

…Прочитав всё вышесказанное, может сложиться впечатление, что Производственная Система Росатома (в современном её варианте на июнь 2015 года) – это лучшая производственная система в мире, и не понятно – почему у нас до сих пор остались конкуренты.

Это в настоящий момент, к сожалению, пока не так.

Попытки хвататься за все проблемы сразу не способствуют решению этих проблем, но могут лишь привести к возникновению новых. Возможно, улучшения могли бы быть более серьёзными, если действовать более последовательно, продумано и не пытаться осуществлять нововведения, не решив некоторые известные проблемы заранее, как говорится, «на берегу».

Считаю, что ПСР в настоящее время находится в стадии развития и самосовершенствования, а консультанты и представители нашего завода (и других предприятий) – в стадии обучения. Думаю, что в ближайшее время допущенные и исправленные ошибки, полученный опыт, и пройденное обучение позволят вывести ПСР на качественно новый и высокий уровень.






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=6074