Чему учить сорокалетних
Дата: 27/10/2015
Тема: Время и судьбы


Памяти Михаила Александровича БЫЧКОВА (родился 11 июня 1958 г., трагически погиб 17 августа 2015 года)

Николай КУДРЯКОВ, Институт ядерной энергетики, г. Сосновый Бор

Создавать литературный портрет Михаила Бычкова – на это я ни имею ни морального права, ни практических возможностей. Я попытаюсь рассказать о деле, к которому он был причастен.

С 2012 года, т.е на протяжении последних трех лет, Михаил Александрович Бычков участвовал в постановке и в проведении курсов повышения квалификации строительно-монтажных кадров атомной отрасли. Разговор на эту тему назрел давно, и статья об этом должны была писаться с его участием. Поэтому я попытаюсь поразмышлять об этом так, чтобы прозвучал и его голос, его мысли, а главное – показать в деле его самого, его личность, его талант. Думаю, что это – не самый плохой способ отдать дань его памяти.

*   *   *
Послужной список инженера Бычкова – это участие в монтаже, наладке и ремонте тепломеханического оборудования более чем на 300 объектах, в том числе – 30-ти турбоустановок на 12 тепловых и 8 атомных электростанциях.

Бычков был инженером, который вырос на производстве, знающим и понимающем «железо» и умеющим с железом работать.



В послужном списке Михаила Бычков – участие в монтаже и наладке 30 паротурбинных установок на 12 тепловых и 8 атомных станциях.

У Андрея Платонова в романе «Чевенгуре» был такой персонаж – машинист-наставник железнодорожного депо. Этот машинист «больно и ревниво любил паровозы» и считал, что «машина — нежное, беззащитное, ломкое существо: чтоб на ней ездить исправно, нужно <…>, все заботы из головы выкинуть, свой хлеб в олеонафт макать — вот тогда человека можно подпустить к машине, и то через десять лет терпения!»

«Боже мой, боже мой, — молча, но сердечно сердился наставник, — где вы, старинные механики, помощники, кочегары, обтирщики? Бывало, близ паровоза люди трепетали…  Я, бывало, когда что чуть стукнет лишнее в паровозе на ходу, что-нибудь только запоет… — так я концом ногтя не сходя с места чувствую, дрожу весь от страдания, на первой же остановке губами дефект найду, вылижу, высосу, кровью смажу, а втемную не поеду…»

Насмотревшись, наслушавшись и проникшись к паровозу любовью и трепетом, главный герой «Чевенура» приходит в депо.

«Особые странные люди ходили по путям: умные и сосредоточенные — стрелочники, машинисты, осмотрщики… Кругом были здания, машины, изделия и устройства.

Захару Павловичу представился новый искусный мир — такой давно любимый, будто всегда знакомый, — и он решил навеки удержаться в нем».

Окружающий нас мир - это  «здания, машины, изделия и устройства», это свет, тепло, горячая и холодная вода, и поддерживается этот мир благодаря людям особым, умным и сосредоточенным: механикам и электрикам, мастерам и прорабам.

Это целая культура, и Михаил Александрович Бычков был замечательным представителем этой культуры, одним из этих особых, умных и сосредоточенных людей, был представителем технической интеллигенции – в лучшем и подлинном смысле этого слова.

Последнее место его работы – Санкт-Петербургский «Атомпроект». Пока СПбАЭП был Генподрядчиком сооружения ЛАЭС-2, он был начальником группы основного оборудования турбинного острова. В его ведении находилось 36 объектов на площадке и технологическое оборудование общей массой св. 10 тыс. т., включая турбину; технологические трубопроводы,  металлоконструкции и прочее, и прочее.

Функции возглавлявшейся им группы – это выявление в технологической документации несоответствий требованиям ядерной и промышленной безопасности, согласование технических условий на поставку оборудования, курирование монтажных работ, стыковка информации для смежников (проектантов, строителей, монтажников, шеф-инженеров с заводов); контроль параметров турбогенераторной установки и её вспомогательных систем во время испытаний и пусконаладки, контроль выполнения графиков работ, их физических объёмов и качества, корректировка графиков, проверка разработки ППР и прочее, и прочее, и прочее.

В одной из своих последних анкет, в графе «Наименование рабочих групп (тематик), в деятельности которых желали бы принять участие» он написал: «Корректировка проектов организационных стандартов СМР. Повышение квалификации руководящих работников и специалистов». Он знал себе цену; он понимал, что является носителем уникального опыта – и считал, что в его карьере и в жизни наступает период подлинной человеческой и профессиональной зрелости, когда человек обретает обязанность готовить смену. Приглашение в Институт ядерной энергетики в качестве преподавателя на курсах краткосрочного повышения квалификации он принял с достоинством и с благодарностью.



«…концом ногтя не сходя с места чувствую … вылижу, высосу, кровью смажу, а втемную не поеду…» Ленинградский металлический завод. Контрольная сборка турбины для Ленинградской АЭС-2. Михаил Александрович Бычков.



«Особые люди, умные и сосредоточенные»

Чему учить сорокалетних

Осенью 2012 года, мне, сотруднику Института ядерной энергетики, было поручено заняться подбором преподавателей для курсов повышения квалификации работников предприятий-членов СРО «СОЮЗАТОМСТРОЙ».

Рассудив, что в повышении квалификации главное – это не просто преподаватели, но преподаватели, имеющие производственный опыт, я явился в Санкт-Петербургский «Атомэнергопроект». Пришел склонять к сотрудничеству бывших коллег, прошедших не через одну атомную стройку. Конкретно я ехал к Владимиру Алексеевичу Жолобову, ветерану Бушера и Куданкулама, тот вовлек к разговор турбиниста Бычкова, а Владимир Владимирович Рогожкин, металловед, прислушавшись, присоединился к разговору сам.

Дальше было совсем интересно. Я направился к руководителю Управления пусконаладочных работ СПбАЭП и сказал, что под его началом трудятся люди, которые согласны выступить с лекциями перед монтажниками – как бы их откомандировать к нам в Сосновый Бор? Тот попросил меня сделать официальный запрос, а от себя пообещал выделить служебное авто, которое и привезет людей в Сосновый Бор, и вернет их в Санкт-Петербург. Выделение транспорта для привлеченных преподавателей их же предприятием оказалось первым и последним на моей памяти случаем. Когда такой случай станет нормой - увидим, но этот первый и пока единственный случай впечатление произвел. Со стороны руководителя это было проявлением уважения к тому делу, на которое он отпускал своих людей.

Другой руководитель своё понимание и своё уважение выразил, сказав, что, начав подбирать контингент преподавателей из специалистов отрасли, наш Институт формирует неформальное экспертное сообщество. Забегая вперед, скажу, что мысль об экспертном сообществе спустя два года воплотилась в создании территориальной экспертной группы (ТЭГ) по квалификации.

Третий руководитель сказал мне, что если человеку сорок и более лет, то учить его чему либо бесполезно. Один не руководитель в ответ на приглашение почитать лекции ответил: я работаю. То есть он работает, а те, кто преподает – нет. В общем, сохраняет свою актуальность фраза из «Сказки о тройке» - «здесь вам не богадельня и не курсы повышения квалификации».

Вся наша деятельность по сию пору состоит в чередовании встреч с руководителями, одни из которых нас понимают и поддерживают; а другие – считают последипломное образование если не богадельней, то как минимум излишеством.

Хочется сказать всем, кто считает, что учить других может только тот, кому нечего делать на работе – помните, коллеги, Мишу Бычкова, его послужной список и  его последнюю анкету, где он написал о желании преподавать.

Впервые в качестве преподавателя он вошел в аудиторию Института ядерной энергетики 23 октября 2012 года. И сказал: коллеги, разве мы ходим на работу только для того, чтобы работать? Нет, коллеги, на работу мы ходим еще и для того, чтобы учиться.
 
Из отзывов слушателей: «Отметить хочу г-на Бычкова, профессионала в своей области, специалиста, в полной мере владеющими вопросами монтажа тепломеханического оборудования. Его лекции – это скорее передача актуального опыта. На мой взгляд, этот метод наиболее эффективен. Приходько Александр Николаевич, ОАО «Силовые машины», ведущий инженер. Октябрь 2012 г.»



Сосновый Бор, Институт ядерной энергетики. Занятие ведет М.А. Бычков.

Одним из ключевых эпизодов в своей карьере он считал своё обучение в ВИПКе Минэнерго в 1984 году –  три года спустя после окончания вуза. По результатам защиты выпускной работы «Организация монтажа оборудования АЭС с применением АСУ» он был зачислен в резерв управления кадров Минэнерго СССР.

Так где же вы, старинные механики?

13 октября 2015 г. в рамках VII Международного форума поставщиков атомной отрасли «АТОМЕКС 2015» состоялось расширенное заседание Комитета по образованию саморегулируемых организаций атомной отрасли (СРО АО) - союзов АТОМСТРОЙ, АТОМПРОЕКТ и  АТОМГЕО.

Обсуждалось развитие Образовательного проекта СРО АО. Со своими результатами и со своим видением от Соснового Бора выступили Галина Анатольевна Цалкова, начальник отдела дополнительного образования Института ядерной энергетики, и Ирина Анатольевна Нестеренок, заместитель начальника отдела технической инспекции АО «КОНЦЕРН ТИТАН-2». Присутствие И. А. Нестеренок, представителя производства, на заседании Комитета по образованию, как раз означало, что Сосновый Бор – это та площадка, где участие предприятий в подготовке образовательного процесса стало реальностью. Официальный статус И.А. в организации образования – председатель территориальной экспертной группы по квалификации. Группа эта была образована в 2014 году с подачи начальника отдела специальных проектов СРО АО Александра Владимировича Стамбулко, и последний  результат работы этой группы – предложения по составу образовательных программ, необходимых для Соснового Бора, и в первую очередь для площадки строительства ЛАЭС-2.

К подготовке материалов от Соснового Бора был причастен и автор этих строк.

Таблица 1. Распределение лекционной нагрузки и контингента преподавателей по предприятиям в 2014-2015 учебном году.

Предприятие
Часов лекций
Число
преподавателей
АТОМПРОЕКТ
100
13
АТОМТЕХЭНЕРГО
44
3
АТОМЭНЕРГОПРОЕКТ
16
2
ВНИИАЭС
2
1
Институт ядерной энергетики, ИЯЭ
176
6
ЛАЭС
24
3
ЛАЭС-2
20
2
Ленстройинжсервис
88
1
НИТИ им. А.П. Александрова
24
3
Севзапэнергомонтажпроект
60
1
Санкт-Петербургский Государственный политехнический университет
16
1
«Следящие тест-системы» , СТС
4
1
КОНЦЕРН ТИТАН-2
244
11
Центр оценки и консалтинга Санкт-Петербурга
44
1
Центр-СГЭМ (Спецгидроэнергомонтаж)
8
1
ЦКТИ им. Ползунова
4
1
ВСЕГО
874
51
    

В течение 2014-2015 учебного года в ИЯЭ было проведено обучение 24 учебных групп по 16 специальностям из образовательного проекта СРО АО. Общий объем лекционной нагрузки составил 874 часа – без учета оргмероприятий и аттестации. К преподаванию были привлечены 51 человек от 16 предприятий. На первом месте по часам учебной нагрузки оказался ТИТАН-2: 244 часа. На втором – наш Институт (ИЯЭ): 176 часов. На третьем – Санкт-Петербургский «Атомпроект: 100 часов. На первом месте по преподавателям - «Атомпроект»: 13 человек. На втором – ТИТАН-2: 11. На третьем – ИЯЭ: 6.

Три предприятия обеспечили 60% состава преподавателей и 60% учебной нагрузки. Это означает, что сложилось системообразующее ядро.

Дали почти 50% преподавателей и закрыли почти 40% учебной нагрузки Генпроектировщик и Генподрядчик. Не следует ли из этого такая мораль: одной из функций Генпроектировщика и Генподрядчика становится обеспечение последипломного образования квалифицированными преподавателями?

Если поначалу привлечение сторонних преподавателей выглядело вынужденной мерой, – то сегодня это наше огромное преимущество. Наши привлеченные преподаватели не только преподают. Они участвуют в определении номенклатуры учебных программ, учебных планов и графиков. Если кто забыл– именно с выявления потребностей и начинается системный подход к обучению.

В Сосновом Бору нужно, в идеале, освоить и преподавать ВСЕ программы, которые необходимы работающим на здешних площадках – и не только ЛАЭС-2 -проектным, строительно-монтажным и пуско-наладочным организациям. И это возможно только с привлечением к обучению самих этих предприятий.

*   *   *
Последипломное образование специалистов атомстроя приходится возрождать совершенно в иных условиях, нежели это было в СССР в 70-х – 80-х годах. Некоторые аспекты тогдашней организации обучения кажутся недостижимыми. Я сам в том же, что и Бычков, 1984 году проходил обучение в ЦИПКе Минсредмаша, учился я тоже два месяца, и писал выпускную работу - программу на ФОРТРАНЕ, которая потом вошла в состав ПО тренажера Смоленской АЭС. Двухнедельным был стандартный курс краткосрочного повышения квалификации - 72 часа очных занятий, и не по 8 часов в день, как сейчас, а по 6 - и чтобы позаниматься самостоятельно, посидеть в библиотеке. Когда мы вернемся к подобной практике?

А пока необходимо отказаться от представления о дополнительном образовании как об услуге, которую предприятия заказывают, а учебные заведения – оказывают. Предприятия должны стать полноценными участниками образовательного проекта, со своими функциями, со своими задачами. Вопрос в том, как выстроить взаимодействие между площадками строительными и площадками учебными.

В качестве примера общей работы, которую не сделают ни предприятия без учебных площадок, ни учебные площадки без предприятий, можно назвать формирование учебных фото- и видеоматералов с пооперационным отображением работ по строительству и монтажу.

Необходимо создавать аудио- и видеотеки с лекциями ведущих специалистов.

Особый вопрос - методическое обеспечение. Хороший специалист- не всегда хороший преподаватель. Есть специалисты, обладающие явно выраженными способностями к преподаванию, умеющими хорошо построить учебный материал и умеющих его преподнести, увлечь слушателей. Для нас замечательными примерами в этом отношении являются Анатолий Васильевич Школа (АТОМПРОЕКТ), Валерий Федорович Березкин (СЗЭМП), Анатолий Петрович Семенов (ЛАЭС-2). 

Некоторым бывает трудно подобрать необходимый материал именно из-за того, что этого материала очень много. Как выразился один работник ЛАЭС-2: вы нам напишите лекцию, а мы её прочитаем. Лекции писать мы, разумеется, не будем, а будем составлять методические рекомендации по структуре и содержанию занятий.  О составлении таких рекомендаций нас в последнее время просят сами привлеченные преподаватели. Как оказалось, ни учебно-тематический план, ни даже программа полноценным методическим руководством часто служить не могут.

Наконец, скорее всего только совместными усилиями предприятий и учебных площадок могут быть созданы современные издания учебников, учебных пособий и справочников по строительству и монтажу оборудования АЭС, что особенно актуально в связи с подготовкой зарубежных специалистов. Необходимо продолжить работу по подготовке нового издания ОТП -  «Обязательных технологических правил» сооружения АЭС с ВВЭР, -  актуализированного под проект АЭС-2006, а с этим мы припозднились лет на десять. ОТП-2006 начали было создаваться силами ВНИПИЭТ – но сегодня это, извините за натурализм, замерший плод.

*   *   *
Методика – дело наживное. Тому, что Николай Иванович Пирогов называл «педагогическим инстинктом», научиться, видимо, нельзя.

Осознать в себе этот дар как обязанность – это зависит уже от человека. Поэтому давайте помнить, коллеги, Мишу Бычкова. Когда СПбАЭП был лишен полномочий Генподрядчика, он переживал и досадовал - в том числе лично за себя. Но лично себя он при этом осознал – и этим однажды поделился – втройне обязанным делиться со строителями ЛАЭС-2 своими выводами, наблюдениями, предложениями. На планерках, на совещаниях, на лекциях, в статьях. И продолжал работать – как инженер, как эксперт, как исполнитель. С огромным интересом и надеждой он воспринял попытку реанимации созданного в СПБАЭП проекта АЭС средней мощности с реактором ВВЭР-640.



Давайте помнить его неравнодушие, его, простите за высокий стиль, гражданственность, его нетерпимость к халтуре и безграмотности. Как выразился один из коллег, для Бычкова не существовало авторитета должности.

Для Бычкова существовал авторитет умения и опыта. Вот выборка из его списка «референций», которые должен предъявить человек, претендующий на роль руководителя.

- Количество и список зданий и оборудования, построенных и смонтированного бригадами под вашим руководством в качестве мастера, закрывавшего наряды, подписывавшего процентовки, обеспечивавшего мылом, спецодеждой, молоком, материалом, инструментом, составлявшего сметы, подписывавшего акты исполнительной документации, инструктировавшего персонал по ОТ и ТБ.

- То же, в должности прораба;

- То же, в должности начальника участка, цеха;

- Оборудование каких классов безопасности вы монтировали, ремонтировали, налаживали?

- Умеете вы определить необходимое количество трудовых ресурсов для выполнения графика?

- Были ли вы членом аттестационной комиссии предприятия?

- Участвовали ли вы в приёмочных инспекциях оборудования, входном контроле?

- Были у вас несчастные случаи с подчинёнными на производстве?

- Назовите наилучший результат выполнения норм выработки вашим подчинённым подразделением.

- Сколькими изменениями проекта, улучшающими свойства объекта, вы можете гордиться?

- Есть в вашем «багаже» работы, выполненные вашим подразделением по ППР, который разработали лично?

Слово «референции» он употреблял с издевкой, подобно таким словам, как «концепт»; и говорил, что в энергетическом строительстве сейчас работают волнистые попугайчики, способные запоминать и воспроизводить разные слова.

Список этот – из его статьи. Он был одним из самых читаемых и самых уважаемых авторов журнала «Атомная стратегия», его статьи – пример подлинной гражданственности, профессиональной и человеческой честности.

*   *   *
Человеческому неравнодушию, чувству долга – этому человека учат воспоминания детства, мама с папой, умные книги, школьные и институтские педагоги, свои растущие дети. Есть фотографии – Михаил Бычков в стенах Краснодарского политехнического института тридцать лет спустя после выпуска Вот он распахнул руки на фоне макета парового котла. Вот он с совершенно счастливым видом сидит за столиком в студенческой столовой. Вот этим он и отличался от влюбленного в железо платоновского машиниста-наставника – тем, что видел, понимал и любил жизнь во всех её проявлениях. Любил родных, любил дочерей. В первый свой приезд он заворожил наш учебный отдел рассказом о своих предках-казаках.

В течение нескольких лет он вынашивал мечту – посадить дубовую рощу в низовьях Волги. Это он и сделал минувшей весной. Саженцы из проросших желудей он вырастил у себя на даче. И если бы я хотел и мог рассказать только о Бычкове, то заголовок у меня был бы такой: «Человек, посадивший дерево».




Приложение.
Статьи М.А. Бычкова на сайте «PROATOM.RU» и  в журнале «Атомная стратегия»:
1.      О голых королях, Кащеях Бессменных и о национальных особенностях управления. 30.11.2102 http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4170
2.      Колобок.05.06.2013  http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4559
3.      О языке. Заметки на обороте типовой формы ТЗ. 11.07.2013 http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4658
4.      Навигация в море закупок 13.11 2013 http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4880
5.      Полководец 05.12.2013  http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4937


Автор благодарит Елену Евгеньевну Бычкову и своих бывших коллег по СПбАЭП: Андрея Ивановича Алексейчука, Михаила Ивановича Высоцких, Владимира Алексеевича Жолобова, Михаила Леонидовича Сизоненко, Сергея Викторовича Шеянова и Анатолия Васильевича Школу.






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=6331