Советы метролога маркетологу
Дата: 22/09/2006
Тема: Маркетинг, PR, бренд


С.В.Сэпман, ВНИИМ им. Д.И. Менделеева

Метрология играет важную роль в научно-техническом прогрессе, в производстве товаров и услуг, в разработке и эффективном производстве конкурентоспособной продукции. Ее применение повышает качество промышленной продукции и процессов производства, оказывает фундаментальную поддержку здравоохранению, мониторингу окружающей среды.

Метрология обеспечивает также доверие к торговым операциям на внутреннем и международном рынках. Вот почему, на мой взгляд, метролог имеет право давать советы не только маркетологу, но и производителю, и потребителю продукции.

Заслуги метрологии перед мировым сообществом очень велики. В 1875-м году в Париже 17 государствами, в том числе и Россией, была подписана Метрическая конвенция для обеспечения международного единства и усовершенствования метрической системы мер и создано первое научное метрологическое учреждение – Международное бюро мер и весов (МБМВ).

В 1960 г. на XI Генеральной конференции по мерам и весам была принята Международная система единиц (сокращенно – СИ). Очередным этапом установления единства измерений в международном масштабе явилось принятие на XXI Заседании Международного Комитета по Мерам и Весам (МКМВ), которое состоялось в Париже 14 октября 1999 г., "Соглашения о взаимном признании национальных эталонов и сертификатов калибровки, выдаваемых национальными метрологическими институтами". В настоящее время соглашение подписали уже более 50 стран. Соглашение распространяется на ряд видов измерений, в частности, на измерения ионизирующих излучений. Принципиальной основой Соглашения является порядок установления эквивалентности национальных эталонов путем проведения их ключевых сличений под руководством Международного Комитета Мер и Весов. Эквивалентность эталонов, в свою очередь, является основой для подтверждения измерительных возможностей национальных метрологических институтов и взаимного признания измерительных сертификатов, выдаваемых ими по результатам калибровки средств измерений производителям продукции и услуг.

В силу интеграционных процессов в мировой экономике назрела необходимость принципиальных изменений в метрологии, которая все больше и больше становится экономической категорией и в международном масштабе, и в масштабах национальных экономик.

Международное соглашение по взаимному признанию сертификатов и калибровок готовилось очень тщательно. Первые четыре года устанавливалась эквивалентность национальных эталонов, и разрабатывался перечень метрологических услуг по каждому виду измерений. В результате по измерениям ионизирующих излучений были созданы таблицы калибровок и иных измерительных услуг. Наши таблицы передавались на рецензирование в другие национальные метрологические институты. Эти данные не неизменные, в них можно вносить дополнения. В России статус Национального института в области метрологии радионуклидов закреплен за ВНИИМ им. Д.И. Менделеева (хотя часть эталонов по единицам ионизирующих излучений находится во ВНИИФТРИ). Последние десятилетия ВНИИМ успешно участвует в международных сличениях эталонов. По итогам ключевых сличений результаты ВНИИМ находятся в группе результатов ведущих национальных лабораторий.

Для достижения единства в области измерений активности радионуклидов необходимо обеспечить передачу размера единиц средствам измерений от государственного эталона на основании государственной поверочной схемы. Рабочие средства измерений подвергаются поверке в соответствии с требованиями поверочной схемы и правилами, излагаемыми в нормативно-технической документации. Государственную поверочную схему упрощенно можно рассматривать как пирамиду, в вершине которой находится государственный эталон, а в основании – рабочие средства измерений.

ВННИМ осуществляет поверку радиометров, дозиметров, спектрометров альфа-, бета-, гамма- и нейтронного излучения для исследовательских лабораторий, центров Госсанэпиднадзора и контрольно-измерительных лабораторий предприятий, производящих или использующих радионуклидную продукцию. К другим видам деятельности ВНИИМ относятся проведение испытаний радиометрической, дозиметрической и спектрометрической аппаратуры с целью утверждения типа в Госреестре СИ РФ и аккредитация лабораторий радиационного контроля в системе САРК: оказание технической и методической помощи при подготовке к аккредитации.

Итак, рассмотрим по порядку, чем метролог может помочь маркетологу и производителю приборов на этапе проведения испытаний для включения в Госреестр СИ. При проверке метрологических и технических характеристик, заявленных фирмой-изготовителем, наши специалисты подробно исследуют прибор, корректируют описание типа, разрабатывают методику поверки и редактируют руководство пользователя. Уже на стадии составления описания типа прибора мы пытаемся помочь маркетологу, который будет продавать этот прибор. Описание типа важно для тех, кто ищет, с помощью каких приборов можно решить ту или иную задачу, а также для тех, кто продает приборы. Мы стараемся максимально расширить сферу применения приборов. Дорогие многофункциональные приборы способны решать большое количество задач. Рекомендую маркетологам, продвигающим свои приборы на рынок, проводить испытания во ВНИИМ им. Д.И. Менделеева и совместно составлять оптимальный вариант описания типа прибора. Перед испытанием приборов составляется программа испытаний с целью проверки всех метрологических и технических характеристик.

К иностранным приборам часто должны прилагаться радионуклидные источники. Провезти их через границу практически невозможно, поэтому необходимо заказать изготовление аналогичных источников российским фирмам. Образцовые источники высоких активностей производит фирма «Ритверц», дочернее предприятие Радиевого института им. В.Г.Хлопина. Фирма «РИМЭКС» производит любые альфа-, бета-, гамма-источники для спектрометров, радиометров, объемные источники различного радионуклидного состава. Маркетологи должны заранее позаботиться и заказать источники у соответствующих организаций. Очень важно, чтобы прибор был обеспечен методически и имел действующее свидетельство о поверке. Методику поверки мы разрабатываем очень тщательно, максимально приближая методику первичной поверки к реальным задачам потребителя. Межповерочный интервал составляет, как правило, один или два года. Желательно, чтобы приборы отечественных фирм снабжались контрольными источниками, необходимыми для регулярной проверки правильности работы аппаратуры. Например, спектрометры петербургской фирмы «РАДЕК» всегда калибруются при изготовлении и обеспечиваются контрольными источниками и руководством пользователя.

Еще одна рекомендация производителю – привлекать метрологов для консультации еще на стадии разработки нового прибора. В качестве положительного примера хочу привести фирму «Атомтех» (директор Кожемякин), с которой мы тесно сотрудничаем со времен Советского Союза. Показателен также пример фирмы «Аспект», известной своими спектрометрами и мониторами «Янтарь». На стадии разработки нового прибора «РСКВ-02» – радиометра-спектрометра контроля воды, специалисты фирмы «Аспект» консультировались с ВНИИМ им. Д.И. Менделеева и ЦИКВ (Центр исследований и контроля воды). В ходе проведения испытаний был выработан ряд совместных рекомендаций, позволивших улучшить чувствительность радиометра. Полученные экспериментальные данные послужили основой для разработки методик выполнения измерений. Первый вариант радиометра был поставлен на опытную эксплуатацию на одной из водозаборных станций Санкт-Петербурга. Все вышеперечисленное способствовало тому, что когда Санкт-Петербургский Водоканал решил приобрести еще пять аналогичных приборов, то, несмотря на активность западных фирм, предпочтение было отдано фирме «Аспект».

Примером хорошего методического обеспечения является использование низкофонового планшетного счетчика альфа-, бета-излучения LB770. Первый такой прибор был куплен Санкт-Петербургским Центром исследования контроля воды, сотрудники которого разработали для него 10 методик выполнения измерений. Все они были аттестованы во ВНИИМ. Благодаря хорошему методическому обеспечению прибор стал лучше раскупаться.

Второй пример – жидкосцинтилляцинный радиометр «Трикарб», принадлежащий Центру информационных процессов и технологий ГУП МосНПО «Радон». Для этого прибора сотрудники Центра разработали 12 методик выполнения измерений и уникальное программное обеспечение. Благодаря этому, прибор приобрел новое качество и дополнительные возможности для завоевания рынка.

С международными стандартами ISO 9001-2000 любая фирма, производящая приборы, знакома и ориентируется на эти стандарты. Но еще не всем известен стандарт 17025, определяющий систему качества менеджмента и услуг. Его задача – не допускать выпуска некачественной продукции, определять, на каком этапе и кто нарушил регламент и должен нести ответственность за это.

Приборный рынок в области измерений радиоактивности достаточно ограничен. Пользователи приборов встречаются друг с другом на конференциях, на отраслевых производственных совещаниях, обмениваются информацией по электронной почте. Поэтому недостатки и достоинства того или иного прибора становятся быстро известны, так же как и некорректные приемы менеджеров, что сказывается на репутации фирмы и объеме ее продаж. Поэтому мой совет маркетологу – работать честно. В любой отрасли надо работать честно, а особенно в метрологии, задача которой позволять людям получать достоверный и правильный результат с помощью разных приборов, в разных условиях и по различным методикам.

Сегодня люди тонут в море информации, захлестываемые огромным ее потоком. Фирмам, занимающимся рекламной деятельностью, нужно комплектовать информацию строго по задачам, структурировать ее. Во-первых, делать общий диск и проспект, а также небольшие, компактные проспекты под каждую отдельную задачу. Это очень бы помогло простому пользователю и расширило потенциальный рынок.

Конференции и презентации – чрезвычайно важный элемент маркетинга. Возникает живой контакт, люди могут задать вопросы, посоветоваться. Презентации и конференции помогают пользователям ориентироваться в море информации.

На презентациях новых приборов в качестве рекомендованных слайдов целеесообразно представлять не только метрологические и технические характеристики, но и положение среди аналогов, номера сертификатов в Госреестре РФ, а также, если есть, Украины, Белоруссии, Казахстана и т.д., перечень методик выполнения измерений для данного прибора, количество проданных приборов, названия организаций, в которых прибор эксплуатируется.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что метрология является связующим звеном между производителем и потребителем, поэтому метрологическое обеспечение средств измерений (приборов и радионуклидных источников) должно являться активным инструментом маркетинга.





Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=648