Импортозамещение стоит недешево
Дата: 01/04/2016
Тема: Экономика


В.Н.Поляков, д.т.н., заместитель гендиректора ФГУП «Крыловский ГНЦ»

Российская экономика переживает не самые стабильные времена. В значительной мере это связано с большой зависимостью ряда отраслей национального хозяйства от зарубежных поставщиков. Поэтому импортозамещение (ИЗ) становится столь актуальным.  Последние 20 лет Россия формировала экономику сырьевого типа: наращивала экспорт минеральных продуктов и металлов (75,5% в 2000, 81,1% в 2014 г. в общем объеме экспорта), импортировала все больше жизненно важных товаров.


За период 2000–2014 гг. объем ввозимой продукции увеличился в 8,4 раза. Самыми высокими темпами импорт рос по следующим категориям:

- продовольствие и товары народного потребления;
- сельхозтехника, станки и оборудование;
- автомобили, пассажирские и транспортные авиалайнеры;
- лекарства;
- новые технологии;
- продукция для ВПК.

В результате Россия оказалась в зависимости от стран-экспортеров. Под угрозу была поставлена безопасность страны. Для разных отраслей экономики доля российского импорта чрезвычайно высока. Например, импорт комплектующих для тяжелого машиностроения составляет 70%, гражданского авиастроения – 80%. В нефтегазовой отрасли 60% оборудования иностранного производства, в энергетике – 50%  (рис.1).


Рис.1 Товарная структура экспорта и импорта в РФ [http://moneymakerfactory.ru/biznes-idei/biznes-na-zameschenii-importa/]
Проблема замены на внутреннем рынке товаров иностранного производства отечественными поднималась периодически. Эффективное импортозамещение целесообразно для оптимизации структуры экономики и развития стратегических отраслей. О необходимости преодоления критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции говорилось в послании Президента РФ Федеральному Собранию ещё в конце 2014 г.  и в ходе "прямой линии" В.В.Путина в апреле 2015 г. Но к разработке целостной политики ИЗ приступили только после введения западных санкций. В Перечне поручений Президента РФ от 14 мая 2014 г. (Пр-1159 о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста) в разделе «Содействие импортозамещению» Правительству РФ было предложено:

1) принять решение о формировании фонда развития промышленности в целях повышения доступности займов на финансирование проектов в соответствии с приоритетами, определенными Правительством РФ;

2) проанализировать возможность конкурентоспособного импортозамещения в промышленности и сельском хозяйстве;

3) определить номенклатуру товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупка которых будет осуществляться исключительно или преимущественно у производителей государств – членов Таможенного союза;

4) разработать и утвердить планы содействия импортозамещению в промышленности и сельском хозяйстве на 2014–2015 гг., обратив особое внимание:
- на разработку целевых ориентиров импортозамещения;
- на определение порядка отбора и мер стимулирования предприятий и организаций, участвующих в реализации планов;
- на определение федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию планов.

5) утвердить поэтапный график создания в 2015–2017 гг. отраслевых справочников наилучших доступных технологий;

6) представить предложения по локализации производства технологического оборудования, соответствующего принципам наилучших доступных технологий.

В августе 2015 г. было принято решение о создании Правительственной комиссии по импортозамещению. По заявлению главы Минпромторга Д. Мантурова, на выполнение программы импортозамещения до 2020 г. потребуется 2,5 трлн руб. частных и государственных средств. За это время  в России должно быть создано производство не менее восьми сотен изделий и товаров, которые снизят влияние западных санкций на российскую экономику (рис.2). В правительстве уже имеется 18 утвержденных Минпромторгом отраслевых планов, включающих 2059 проектов в разных отраслях.



Рис.2 Планы пятилетки импортозамещения

В 2015 г. на проекты по ИЗ сельхозпродукции из федерального бюджета было выделено 265,937 млрд руб., в 2016 г.объем финансирования госпрограммы по развитию агропромышленного комплекса (АПК) должен увеличиться.

По распоряжению правительства фонд на поддержку импортозамещения в 2014 г. получил 20 млрд руб. из антикризисного фонда и еще 13,5 млрд руб. было зарезервировано в бюджете на 2015-2017 гг. Фонд будет выделять займы под 5% годовых для проектов импортозамещения на предынвестиционной стадии: на создание опытных образцов, проектной документации и т. д., срок финансирования — 5-7 лет. После предынвестиционной стадии последуют капитальные вложения. Средства на финансирование этого этапа предоставят банки, ВЭБ или инвесторы.

2 февраля 2015 г. премьер-министр России Д. Медведев подписал  документ о запрете на импорт товаров машиностроения для государственных и муниципальных нужд.

В июне 2015 г. на Петербургском международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге был создан Центр импортозамещения и локализации Северо-Западного региона для оказания содействия промышленным и инновационным предприятиям в совместной разработке и внедрении импортозамещающей продукции, использовании их научно-технического потенциала для нужд государственных заказчиков и акционерных обществ с государственным участием.

Реализация  программы ИЗ для России  – хороший шанс произвести диверсификацию экономики, покончить с нефтегазовой зависимостью и перейти к производству технологичной продукции с высокой добавленной стоимостью.

В каких сферах промышленности РФ вопрос о необходимости импортозамещения стоит наиболее остро? В числе наиболее зависимых от внешних поставок отраслей - станкостроение. В ней доля импорта составляет порядка 90%. В тяжелом машиностроении  - около 80%. Сильна зависимость от импорта также и в легкой промышленности - до 90% (рис.3). В фармацевтике, в пищевой индустрии зависимость сопоставима.




Рис. 3 Доля предприятий в отраслях, столкнувшихся с отсутствием отечественных аналогов оборудования и сырья [Лаборатрия конъюнктурных опросов ИЭП им. Е.Гайдара]

Несмотря на определенные сложности, политика ИЗ в России имеет отличные шансы на успех. Во-первых, у российских предприятий нет проблем с доступом к сырью, природным ресурсам. Во-вторых, производственные издержки при открытии производств в РФ во многих случаях ниже, чем за рубежом из-за относительной дешевизны некоторых природных ресурсов. Также у нас довольно дешевая электроэнергия. Кроме того, у России ещё сохранился ощутимый технологический потенциал. Пока он реализуется в небольшом числе отраслей - в сфере ВПК, в освоении космоса. Но при необходимости военные наработки можно перевести в гражданскую отрасль.

В какой степени власти РФ готовы выполнить столь нужную для экономики страны функцию? В целом Правительство России подходит в вопросу ИЗ достаточно серьезно.
В июне 2014 г. Правительством был разработан новый закон "О промышленной политике в РФ", основные положения которого могут стать базисом для реализации ключевых стратегических направлений в развитии производственной отрасли в стране. Промышленная программа импортозамещения в России, таким образом, будет реализовываться при заметном участии государства. В августе 2014 г. вышло Постановление Правительства РФ о создании Фонда промышленности, ключевая задача которого - предоставление кредитов бизнесам. Условия в рамках этих займов будут выгоднее, чем при обращении предприятия в коммерческий банк.

Импортозамещение - многофакторный процесс. Успешное его осуществление зависит от ряда нюансов, характерных для российской экономики. Прежде всего, это ограниченный доступ российских бизнесов к кредитам. Западные санкции не позволяют осуществлять займы за рубежом, кредиты же внутри России не очень выгодны: ставка рефинансирования ЦБ сейчас - 11%. Развивать рентабельное производство на таких условиях весьма проблематично.  Другой проблемой ИЗ в России является недостаток квалифицированных кадров в ряде производств. В 1990 гг. инженерное дело, рабочие специальности были не слишком популярны. Многие технические специалисты вынуждены были уйти в сервис. В результате во многих сегментах промышленности возник дефицит кадров. Еще одно направление, в котором России требуется импортозамещение – это разработка и внедрение надежных, никак не зависящих от иностранных треволнений и влияний, отечественных финансовых инструментов. Это только кажется, что проблема импортозамещения сегодня будет быстро решена началом производства качественной отечественной продукции. У нас достаточно много принимающих решения чиновников, для которых работа по развитию российской промышленности – большая  головная боль. Куда уютнее было заниматься делами «бумажными»: подписывать контракты с иностранными поставщиками всего и вся.

Еще одним барьером к успешному ИЗ могут стать обязательства РФ в рамках членства в ВТО. Но Россия может воспользоваться правом откорректировать тарифные обязательства для того, чтобы защитить ряд сегментов внутреннего рынка, не нарушив и при этом нормы ВТО.

Из истории современного импортозамещения

Западные санкции для нашей страны не новость, они бывали и раньше. Вот их краткая хронология. 1925 год – страны Запада, включая США, отказались принимать российское золото в качестве платы за оборудование. 1932 год – США ввели запрет на импорт товаров из СССР. 1974 год – поправка Джексона-Вэника (США) об ограничении торговли с СССР. 1983 год – США блокировали воздушное сообщение с СССР. 1998 год – США ввели запрет на поставки из России любых товаров, услуг и технологий ряда российских организаций и учреждений. Но Советский Союз не просил технологии у Запада, он создавал их сам, хотя и не без помощи разведки.

В «переходный период» по разным причинам у нас закрывали не только предприятия, выпускавшие «отсталую продукцию», но и вполне успешные даже на мировых рынках             производства. Такая политика больно ударила, например, по отечественному гражданскому авиастроению. Пару десятков лет назад «Туполевы», «Ильюшины» и другие являлись прямыми конкурентами «Боингов» и «Эрбасов» на мировых авиарынках [Столетие.RU]. Есть информация, что представители авиационной промышленности США специально инструктировали тогдашнего главу правительства России Е.Гайдара и члена правительства А.Чубайса предпринять активные меры по развалу и закрытию крупнейших отечественных авиационных заводов. Подобный урон был нанесен немалому числу отраслей, в том числе, отечественной электронике.

Тему импортозамещения специалисты поднимают как минимум последние десять лет. Но неповоротливость мышления ряда государственных деятелей, а может - в силу прямого лоббирования интересов иностранных компаний, - долго не позволяла стране полноценно двигаться в этом направлении. Только санкции заставили предпринять теперь уже гигантские усилия в создании и восстановлении отечественных производственных мощностей. По результатам проведенного Минпромторгом в середине 2014 г. исследования, самыми перспективными с точки зрения импортозамещения в стране являются станкостроение (доля импорта в потреблении по разным оценкам превышает 90%), тяжелое машиностроение (60-80%), легкая промышленность (70-90%), электронная промышленность (80-90%), фармацевтическая, медицинская промышленность (70-80%), машиностроение для пищевой промышленности (60-80%). В долгосрочной перспективе снижение импортной зависимости возможно за счет инноваций и стимулирования инвестиций в технические отрасли и создание новых производств. При успешной реализации продуманной политики ИЗ, к 2020 г. можно рассчитывать на снижение зависимости от зарубежных поставок по разным отраслям промышленности с 70-90 до 50-60%. А в ряде отраслей возможно и большее снижение.

Импортозамещение в современной России началось после кризиса 1998 г. В результате либеральных реформ в 1990-е гг., которые привели к  развалу системы производственных связей, существовавших в СССР, произошло двукратное падение промышленного производства в РФ. В 1998 г. произошло резкое ослабление рубля, что было выгодно внутренним производителям. В результате роста внутреннего спроса и общей нормализации экономической политики удалось существенно нарастить собственное производство. В 2000-е гг. ИЗ стимулировалось масштабной государственной поддержкой ключевых отраслей. Были созданы новые крупные госкомпании, объединившие значительную долю предприятий: «Ростех» (оборонка и машиностроение), «Росатом» (атомные технологии и энергетика), ОАК (Объединённая авиастроительная корпорация), почти с нуля создана ГК «Роснано» (нанотехнологии). Этим корпорациям государство обеспечило базовый портфель заказов и кредитную поддержку, а прибыль от успешных предприятий была перенаправлена на модернизацию отстающих и создание новых.

Импортозамещение в 1998 г. позволило сократить объем импорта на 20 % (до $74 млрд), в 1999 г. — ещё на 28 % (до $53 млрд). Возросший после кризиса спрос на отечественную продукцию был достаточно легко удовлетворён за счёт незагруженных производственных мощностей. В 1999–2000 гг. фактор импортозамещения оказал благотворное влияние на обрабатывающие производства. Дополнительный толчок отечественному производству дал экономический кризис 2008–2009 г., сопровождавшийся значительным падением курса рубля. ИЗ коснулось отдельных видов пищевой продукции (сахара, мяса, подсолнечного масла), а также автомобилей. Рост российского производства стальных труб, железнодорожных вагонов, компонентов для авиационной и ракетной техники привёл к постепенному сворачиванию их импорта из Украины.

C 2014 г. процесс ИЗ резко активизировалось на фоне украинского кризиса и антироссийских санкций. Россия ввела ответные ограничительные меры. Основной мерой в рамках этих контрсанкций стало российское продовольственное эмбарго, что стало стимулом и благоприятным условием для российского сельского хозяйства.

Что уже сделано в плане замены импортных товаров отечественными?

Согласно отчетам Минфина за 2014 г., в РФ ощутимо выросло промышленное производство - на 1,4%. В то время как ВВП в 2014 г. вырос на 0,6%. Импорт РФ в январе-августе 2014 г. составил 192,5 млрд долл., по сравнению с январем-августом 2013 г. он снизился на 5,5 %. В общем объеме импорта на долю стран дальнего зарубежья в январе-августе 2014 г. приходилось 88,5 %, на долю стран СНГ — 11,5 %. Первые шаги по импортозамещению дали положительный результат. Темпы роста химпрома в 2012 г. составляли 1,3 %, в 2013-м — уже 4,5 %, заметно превысив индекс промышленного производства в целом по стране. Импорт продовольственных товаров из стран дальнего зарубежья в РФ в январе 2015 г. упал на 41,9 % — до 1,474 млрд долл. по сравнению с январем 2014 г. Ввоз свинины упал на 91 %, говядины — на 66,4 %, птицы — на 33,1 %. Импорт рыбы снизился на 58,2 %, молочных продуктов — на 78,4 %, овощей — на 40,6 %, алкогольных и безалкогольных напитков — на 48,9 %. Вырос только импорт табака — на 26,3 %. Импортозамещение по мясу составило 60%.

Президент РФ  указал на необходимость поддержки тех направлений, где отечественные производители могут быть конкурентоспособными. Среди перечня поддерживаемых отраслей названы производство программного обеспечения, радиоэлектронного и энергетического оборудования, станкостроение и продовольственный рынок. Также было объявлено о подготовке запрета на закупки автотехники, продукции металлургии и тяжелого машиностроения импортного производства для государственных компаний, обойти который можно только через лизинг или в том случае, если аналог данной продукции не выпускается в России.

Введение санкций против России и российские ответные меры стали стимулом для развития идей импортозамещения в экономике. Пока, по мнению экспертов, самые крупные успехи можно наблюдать в оборонной промышленности, а самые серьёзные сложности с реализацией стратегии могут возникнуть в нефтегазовой сфере. При этом модернизировать производство российским игрокам мешает недостаток доступных кредитных ресурсов. Поддержка проектов импортозамещения может осуществляться за счёт государственных субсидий на исследовательские и конструкторские работы, техническое перевооружение, а также субсидирование НИОКР в рамках инвестиционных проектов. В 2013 г. государство уже ввело возвратные субсидии. Согласно этому механизму, средства предоставляются на компенсацию затрат на НИОКР в рамках инвестиционного проекта, а результатом по проекту становятся конкретные индикаторы и показатели промышленного производства. Если исполнитель не достигает этого результата, то субсидия или возвращается обратно государству, или накладываются штрафные санкции за недостижение результата. Раньше других отраслей стратегия импортозамещения заработала в оборонной промышленности. В гражданских секторах промышленности в России большой нереализованный потенциал импортозамещения, и реализовать его сложнее, чем в оборонной отрасли, активно поддерживаемой за счёт оборонзаказа. Наиболее серьёзные сложности, согласно исследованию РАНХиГС, могут возникнуть с импортозамещением в области нефтегазовых технологий. По данным экспертов, основной сложностью для реализации масштабной программы по импортозамещению может стать недостаток ресурсов для реализации инвестиционной стратегии.

Импортозамещение не самоцель

ИЗ - это средство для того, чтобы решить ту или иную проблему. В зависимости от масштаба проблем, задачи ИЗ приобретают соответствующие размах, ресурсоемкость, длительность исполнения.

Исторические примеры импортозамещения многообразны. Наиболее масштабно импортозамещение реализовала Германия во время второй мировой войны. Немцы построили целый комплекс заводов по получению жидкого топлива из каменного угля. Но это топливо оказалось дорогим. Оно уступало бензину «сотке», который производился в США, но позволяло самолетам Люфтваффе летать достаточно успешно. Также в Германии было организовано производство искусственных жиров, многочисленных эрзац-заменителей кожи (типа нашей кирзы), деревянных фляжек, эрзац-кофе и пр. Проблема ИЗ в Германии решалась масштабно, и немцы добились в этом серьёзных успехов.

Советскому Союзу также приходилось решать проблему ИЗ. Наша страна была вынуждена двигаться в сторону автаркии. Поэтому нам пришлось создавать отечественное производство в области транспорта и продовольствия, в области энергетики и соответствующих технологий.

Любая проблема становится обозримой и понятной, если в соответствие с правилами системного анализа раздробить её на  элементарные объемы.

Например, транспортная безопасность. Считается, что речной флот, который плавает под флагом конкретного государства по внутренним водным путям, должен иметь тоннаж, позволяющий перевозить 100% грузов, транспортируемых по внутренним водным путям. Перевозить грузы по этим путям может кто угодно, но имеющийся в стране тоннаж должен позволять закрыть 100%-ный объем перевозок.

При осуществлении перевозок через Мировой океан транспортная безопасность страны обеспечивается при условии, если не менее 50% импорта/экспорта может быть перевезено на судах своего национального флага.

История сохранила множество примеров, как различные государства решали эту проблему. Так, англичане инициировали несколько англо-голландских войн, причиной которым послужил «Навигационный акт» Оливера Кромвеля, имевший целью сократить объем морских перевозок, производимых по фрахтовым соглашениям Голландией. Согласно «Навигационному акту» грузы, доставляемые в Англию, должны были перевозиться на судах, построенных на английских верфях. Капитан судна и не менее 30% экипажа должны быть подданными Великобритании. Таким способом англичане ставили барьер перед другими странами, желавшими участвовать в морских перевозках в Англию. И подталкивали своих судовладельцев к строительству соответствующего флота у себя в стране.

Нечто подобное предприняли и американцы. Американский закон о торговом флоте, или закон Джонса существует в США с 1789 г. Этот протекционистский закон требовал, чтобы в малом каботаже работали исключительно суда постройки США, то есть переходы между портами США в Атлантике или Тихом океане производились только на американских судах, построенных на верфях США, с американскими экипажами. Таким образом, американцы пытались увеличить тоннаж своего флота и затруднить остальным странам доступ к этим перевозкам.

Нечто подобное в новейшие времена произошло и у нас. Вице-премьер Аркадий Дворкович поддержал идею Минтранса о том, чтобы с 2020 г. произведенный в РФ СПГ и добытая на российском шельфе нефть перевозились только судами отечественного производства. Предложение Минтранса о том, чтобы обязать все танкеры с экспортными нефтью и газом ходить под российским флагом, было подготовлено еще летом 2015 г., и с тех пор оно обсуждается в правительстве.

Говоря о создании современного российского транспортного флота, необходимо отметить ряд аспектов. Частный интерес заставляет собственника искать варианты, предоставляющие большие прибыли. Чтобы направить собственника в нужную сторону, государство должно продумывать систему законодательных и экономических мер, чтобы сделать правильный выбор выгодным для него.

Выбирая судно для покупки, судовладелец изучает возможные варианты в каталоге судостроителей по соотношению цена-качество. Наиболее дешевые и простые суда предлагают китайские фирмы. Их стоимость можно условно принять за 100% цены. Суда с большим ресурсом производятся японскими фирмами. Наиболее надежные (и дорогие) суда строятся на верфях в Европе. А  во сколько обходится строительство подобного судна на отечественных верфях? По сравнению с китайским судном его стоимость составляет 125%. Может ли патриотизм потенциального судовладельца перебороть такое экономическое противоречие?

Если бы государство думало на перспективу, то отечественным верфям надо было бы предложить 30-35%-ную премию при строительстве такого судна, с тем чтобы на торги оно выходило с ценой 95% от китайского. В этом случае судовладелец, покупая судно отечественной постройки, получал бы выгоду в 5%,  по сравнению с приобретением китайского судна. Государство при этом не выступает в роли благотворителя. С предприятием-судостроителем заключается контракт. Оно получает деньги, закупает оборудование, металл, комплектующие. Персонал верфи обеспечен работой. В их семьях вместо пьянства налажен четкий производственный ритм. Функционируют детские сады, школы, коммунальные службы, потому что выплачиваются налоги, зарплата. С учетом налогов предприятия и конкретных работников, премия верфям в 35% возвращается государству с лихвой. При этом на самом предприятии и в населённом пункте обеспечен здоровый социальный климат. Деньги государству возвращаются, но не сразу. Вот в этом и заключается проблема. Никто из чиновников не хочет ждать 5-10 лет. Что произойдет за это время, какие правила игры будут через 5 лет? Для того чтобы функционировала такая схема, государственные законы должны быть «отлиты в бронзу». И должна быть железная уверенность в их действенности и неизменности.


Продовольственная безопасность

В случае продовольственной безопасности речь, прежде всего, идет о таких продуктах, как хлеб, мясо, молоко, сахар и жиры. Эти продукты являются предметом первой необходимости. Эмбарго в отношении западноевропейских поставщиков сельхозпродукции - активнейший стимул для развития отечественных бизнесов в соответствующей сфере. Российские аграрии получили невиданный шанс для масштабного импортозамещения. Список товаров, попавших под запрет на ввоз, очень широкий. Это и молочная продукция, и овощи, и фрукты, и мясо, и орехи. Рыночная емкость некоторых сегментов торгового оборота между Россией и западными странами в аграрной отрасли оценивается экспертами в миллиарды долларов.

Чтобы активизировать отечественное сельское хозяйство для обеспечения продовольственной безопасности по основным компонентам, предпринимается целый комплекс мер. В первую очередь, речь идет о производстве молока, яиц. делаются определенные шаги в области производства сахара. Ожидается приличный урожай зерна. Россия выходит на первое место в мире по экспорту пшеницы. Наиболее сложно решать проблему импортозамещения по мясу, потому что традиционно нам не хватает кормов. Скотину приходится кормить зерном, а лучше всего её кормить кукурузой, для которой наш климат не очень походит. Но данная проблема решаема.

Распоряжением Правительства от 2 октября 2014 г. утвержден план мероприятий («дорожная карта») по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 гг. Планом импортозамещения предусматривается корректировка индикаторов и ресурсного обеспечения Госпрограммы развития сельского хозяйства, а также реализация мероприятий по таможенно-тарифному регулированию, фитосанитарному и ветеринарному контролю (надзору), земельной политике и международному сотрудничеству. В Госпрограмму внесены изменения, предусматривающие выделение новых приоритетных направлений развития АПК, а также с учетом необходимого импортозамещения дополнительные объемы ресурсного обеспечения в объеме 568,2 млрд руб. на 2015-2020 гг., в том числе 20,0 млрд руб. на 2015 г., что позволит за период с 2015 по 2020 г. заместить объем импортной продукции на сумму 1,3 трлн руб. Выделение бюджетных ассигнований позволит к 2020 г. обеспечить увеличение производства по:

- мясу скота и птицы около 10 млн тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 67,8%;

- молоку до 33,5 млн тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 29,9%;

- овощам до 16,5 млн тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 70,3%;

- плодово-ягодной продукции (без винограда) до 3,8 млн тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 20,0%;

- винограду до 0,7 млн тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 54,6 процента.

По отдельным видам продукции: зерну, картофелю, растительному маслу и сахару уже достигнут необходимый уровень продовольственной самообеспеченности, установленный Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.


Промышленность. Материалы, технологии, оборудование

20 лет не прошли для нашей промышленности без ущерба. Многие производства были утрачены, и сегодня их приходится восстанавливать. Акцент в политике импортозамещения делается на выявление и устранение узких мест в цепочке разработки и производства материалов, компонентов и оборудования, которые создают угрозу планового функционирования в той или иной стратегической отрасли в случае неблагоприятной ситуации с международной кооперацией.

При развитии каждого стратегически значимого направления в стране должен развиваться и соответствующий машиностроительный комплекс по всей цепочке: материалы, компоненты, приборы, машины, системы.

Одной из главных задач, стоящих перед российской промышленностью, является возрождение отечественного станкостроения. Во всех интегрированных структурах необходимо иметь свои сертифицированные центры приобретения станочного оборудования и наладить скоординированную систему закупок.

В том случае если рынок предоставляет широкий выбор поставщиков необходимой продукции различной политической ориентации, проблема ИЗ не стоит. Любое необходимое оборудование можно приобрести в 1,5 раза дешевле, чем производить его самостоятельно. Но когда рынок ограничен двумя-тремя поставщиками: Siemens AG и General Electric, например, - и всё, они могут сговориться друг с другом. Кроме того, эти компании-производители тесно завязаны на свои правительства. При продаже техники данные корпорации решают не только экономические, но и политические задачи.

Когда в 1930-е гг. Советский Союз покупал оборудование для заводов, многие станки американцы продали нам только потому, что в США была Великая депрессия, а Россия покупала станки за золото. Американцы руководствовались принципом: если такое оборудование не продать сейчас, то через 10 лет его уже будет не продать, потому что покупатели сами смогут его производить.

Наиболее типичные решения демонстрируют китайские коллеги. Они что-то приобретают за рубежом, потом копируют, что-то просто воруют. Скандалы по этому поводу периодически возникают по всему миру. Но, имея вторую, а может быть и первую по мощи экономику в мире, Китай по этому поводу не беспокоится, потому что никто не хочет связываться с ним.

Российская экономика входит в десятку мировых экономик. ВВП РФ составляет примерно 2 трлн долл. ВВП всего мира около 80 трлн. Таким образом, удельный вес России в политической жизни находится в районе 2,5%. Поэтому Запад по отношению к нам и ведет себя соответствующим образом, не считая нас серьёзными игроками. Экономически мы для Запада не интересны. Не трудно представить, что было бы, если бы у нашей страны не было атомного оружия. Поэтому проблему импортозамещения нам приходиться решать самостоятельно и решать не дешево.

Для того чтобы в рамках ИЗ страна без особых экономических потерь могла строить всё, что ей необходимо, внутренний рынок страны в пересчете на численность населения должен составлять не менее 250-300 млн человек. С таким платежеспособным населением при решении проблем ИЗ страна может создавать любые производства. При нашей численности населения в 146,5 млн человек нам придется заплатить за ИЗ большую цену. Экономически многие производства будут для нас не выгодны. Если на мировом рынке они стоят 100%, то их цена у нас будет 130-150%. Но на это придется идти, потому что приобрести нужное оборудование мы не сможем.

Необходимость определенной численности населения в 250-300 млн человек осознали европейские политики при создании объединенной Европы. По пути создания Евросоюза они пошли для формирования полноценного рынка, который позволял бы им создавать любые производства. Такой емкий рынок имеют США. Китай почти подошел к  300-миллионной численности платежеспособного населения. Поэтому он и строит всё, что ему захочется. Пока не вся китайская продукция выдерживает мировую конкуренцию, но они довольно быстрыми темпами повышают свой уровень.

На данный момент доля потребления импорта во многих отраслях российской промышленности составляет по некоторым оценкам 70-80 % и выше. Кроме этого, существует внушительный список продукции, где зависимость от импортных поставок составляет 100 %. То есть, большое количество стратегически важного, промышленного оборудования в нашей стране не производится вообще. В частности, речь идёт об энергетическом оборудовании и электроэнергетике. Такая ситуация способствует созданию угрозы национальной безопасности страны, высокой зависимости от курса валют и внешней конъюнктуры рынка, а также снижению конкурентоспособности отечественной экономики в целом.

Для изменения ситуации, доля импортного продукта в российской экономике должна снизиться, как минимум, в два раза, то есть уменьшиться до уровня хотя бы  40%. А список продукции со стопроцентной зависимостью от импортных поставок должен вообще исчезнуть. В случае реализации предложенной политики импортозамещения к 2020 г. можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности до уровня 50-60%. В ряде отраслей возможен выход на более низкие показатели. 18 отраслей российской промышленности должны стать менее зависимыми от импорта. В их числе: металлообработка, автомобильная промышленность, строительство, судостроение. Реализация поставленной задачи обойдется в 1500 млрд руб., и лишь 16% этой суммы выделит государство, остальное предприятия должны изыскать самостоятельно. Некоторые отрасли основываются на государственных закупках, и там государство является основным регулятором и основным покупателем.

Минимальный уровень оснащенности промышленных оборонных предприятий технологическим оборудованием российского производства за ближайшие пять лет должен вырасти с минимальных 10% до 60%.

За последние 4 года в рамках реализации программы развития станкостроения  в России были разработаны свыше 100 образцов новых станков и высокотехнологичного, твердосплавного, сборного инструмента, которые полностью готовы к внедрению в производство. Главным и основным локомотивом обеспечения спроса на эту продукцию станет ОПК, на масштабную модернизацию которого выделяются существенные средства из госбюджета. Сегодня у отечественного станкопрома есть абсолютно все технологические и производственные возможности, чтобы коммерциализировать и внедрить в производство образцы, которые не только соответствуют мировому уровню, но и по ряду направлений даже превосходят зарубежные аналоги.


Импортозамещение в области радиоэлектроники

Для решения вопроса импортозамещения в сфере комплектующих радиоэлектронной аппаратуры необходимо развить производство всей номенклатуры элементной базы, активной и пассивной, соединительных элементов, кабельной продукции.

На территории России должна быть локализована вся цепочка промышленного производства и доставки комплектующих всей продукции военного назначения. Все чувствительные технологии должны быть организованы на территории РФ. В данной геополитической ситуации мы не можем зависеть от настроений наших партнеров.
Системная работа по импортозамещению западных комплектующих изделий и электронной компонентной базы в ОПК должна быть ответом научно-технического корпуса страны на современные вызовы.

При организации отечественного производства радиокомпонентов для высокоточного оборудования, ЭВМ для научных исследований, радиокомпонентов для военной техники сегодня возникает множество проблем.

В своё время Советский Союз вышел практически на самообеспечение в области радиоэлектроники, хотя по массогабаритным параметрам и энергопотреблению отечественные компоненты уступали западным аналогам. К середине 1970-х гг. в СССР была создана крупнейшая микроэлектронная отрасль. Первый планарный транзистор был разработан в 1963 г. в НИИ "Пульсар". Серийный выпуск первых планарных транзисторов начался в 1965-1966 гг. Первые отечественные интегральные схемы (ИС) были созданы в 1965-1966 гг., а первая микросхема на МОП транзисторах была разработана в конце 1960-х гг. в ЦКБ Воронежского завода полупроводниковых приборов. На базе МОП технологии было создано целое поколение отечественных БИС и СБИС. Оптоэлектронные приборы были освоены в нашей стране также без отставания от США. Советские ученые и инженеры внесли значительный вклад в развитие фоточувствительных СБИС на приборах с зарядовой связью. Первые ПЗС были созданы в НИИ "Пульсар" в 1973 г., через четыре года после их изобретения.

С 1975 г. в СССР разрабатывались межотраслевые целевые программы по выпуску интегральных схем. В конце 1970-х гг. в МЭП были разработаны полупроводниковые излучающие диоды, суперлюминесцентные и лазерные диоды, цифровые передающие модули. В начале 1980-х гг. были разработаны волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) различного назначения, в частности, бортовые ВОЛС для самолетов и наземных подвижных объектов.

В 1953 г. под руководством академика С. Лебедева в ИТМиВТ были разработаны высокопроизводительные электронно-вычислительные машины модели БЭСМ, не уступающие западным аналогам. ЭВМ БЭСМ-6 была создана в 1967 г. Элементная база для неё создавалась в Научном центре микроэлектроники в Зеленограде. В 1980-е гг. появилась новая модель супер-ЭВМ - вычислительный комплекс "Эльбрус", который до настоящего времени используется в отечественной оборонной и космической технике. В 1970-е гг. были также разработаны оригинальные мини- и микро-ЭВМ семейства "Электроника". В конце 1980 гг. - 1990-е гг. развитие ЭВМ и компьютеров замедлилось из-за политических осложнений и экономических катаклизмов. Приоритет закупок зарубежной технологической и элементной базы повлек общую стагнацию в электронной отрасли СССР и резко замедлил развитие массовой бытовой отечественной вычислительной техники. 1991 г. стал годом "обвала" электронной промышленности СССР. Предприятия МЭП и оборонной промышленности были лишены государственной и финансовой поддержки для ведения конкурентной борьбы с зарубежной электроникой. К 1998 г. доля отечественной электроники на внутреннем рынке, занимавшей самые привилегированные позиции в экономике страны, значительно снизилась. Наращивать производство отечественная электроника стала в конце 1990 гг. и она даже смогла выйти на внешний рынок. В 2000 г. объем экспорта превысил 100 млн долл. в год. 

 В настоящее время в мировой радиоэлектронике больше 80% идей и идеологии приходят из Силиконовой Долины. В остальных точках земного шара происходит тиражирование этих идей, доведение их до промышленных образцов, что дает возможность американским специалистам диктовать правила. Отечественные производители занимают сейчас только 16% гражданского сектора микроэлектроники, это достаточно мало и создает очевидные риски.

Определенные шаги ряда наших иностранных партнеров в последнее время ставят под угрозу надежность поставок комплектующих изделий и оборудования из-за рубежа. В связи с этим Президент РФ поручил усилить позиции отечественных производителей на национальном рынке. Путин потребовал создать госзаказ на современное производство микрочипов и микроэлектроники отечественными компаниями. Сумма госзаказа к 2022 г. составит порядка 105 млрд руб. Это даст возможность развивать уже существующие предприятия и перейти на новый размерный ряд и новые типы номинала.

Министр связи и массовых коммуникаций РФ провел ряд совещаний с руководителями российских ИТ-компаний и отраслевых ассоциаций по вопросам реализации отраслевого плана импортозамещения программного обеспечения (ПО). Обсуждался проект создания российского Фонда развития информационных технологий. Приоритет для получения займов будут иметь проекты по разработке ИТ-продуктов с высоким экспортным потенциалом, а также прикладного импортозамещающего ПО.

Российская IT-отрасль - одна из самых динамично растущих в экономике. Многие IT-продукты РФ хорошо известны за рубежом. Поэтому наша IT-школа вполне конкурентна.


Цена вопроса

  Наиболее чувствительные области, такие как атомное оружие, всегда обеспечивались отечественной элементной базой. В остальных областях ситуация постепенно исправляется, но стоит это недешево. В 1990-е гг. многие предприятия пошли с молотка. Теперь приходится их восстанавливать. Расходы на решение этой проблемы в полном объеме трудно представить. Самое главное – необходимо, чтобы движение в этом направлении (пусть и не быстрое) было неостановимым. Необходимо постоянно, без пауз получать результат. Программа импортозамещения должна быть длительной, без всяких шараханий. И она должна быть обеспечена соответствующим финансированием. Любые синусоидальные колебания в реализации принятых решений сбивают ритм и существенно замедляют скорость движения.

В стране сложилась парадоксальная ситуация. При дефиците ресурсов число Федеральных целевых программ зашкаливает за разумные границы. Эксперты называют цифру в 300 ФЦП. Такое число ФЦП позволяет расходовать государственные ресурсы без каких-либо уголовных последствий для «заинтересованных лиц».

Вместо 100%-ного финансирования программы, как правило, выделяется 30%. Из них 25% идет «в карман», на 5% - делается что-нибудь. К моменту подведения итогов за первый этап 300 держателей ФЦП объясняют, что за 30%-ное финансирование они и сделать-то ничего не могли: «это не реально!». Получается, что спросить не с кого. Государственные деньги растрачены, а результата нет. И быть не могло. Если бы финансирование осуществлялось на уровне 90%, то к моменту подведения итогов пришлось бы представлять конкретный результат. Для этого потребовалось бы организовывать кооперацию, договариваться с поставщиками, то есть действительно работать. Но большинство акторов ФЦП предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления. И всё это 30%-ное финансирование улетучивается в никуда.

Об этом же говорит и председатель научно-технического совета ГК «Ростехнологии» Ю. Коптева, по мнению которого очень большое количество различных программ, подпрограмм и т.п. не способствует лучшему распределению ресурсов. Назрела задача создать Единую государственную программу развития ОПК с включением в нее остальных организаций. Необходим полноценный директорат программы, который будет эффективно управлять ее жизненным циклом, корректировать, увязывать с другими.

Из-за того, что масштабы российской экономики недостаточно велики, за решение проблемы ИЗ стране приходится платить чрезмерно высокую цену по сравнению с ценами мирового рынка. Поэтому программа ИЗ и реализуется с большим трением. Слишком велика конкуренция на получение госфинансов для конкретных шагов по ИЗ.

Импортозамещение требует государственной мудрости. Программа по ИЗ должна быть комплексной, предусматривающей наличие кумулятивных эффектов, позволяющих достижения в одной области использовать для решения сопутствующих соседних проблем. Для учета всех связей необходимо применять корректные математические модели, объективные многовариантные расчеты.

Проблема в том, что на «бумагу» мы тратим условно 1 рубль, на НИОКР – 10 руб., на организацию серийного производства – 100 руб. Но если не потратишь первый рубль, то не будет и последующих 100 руб. в производстве.  Магия децимальной системы приводит к тому, что мы с уважением смотрим на завод, который тратит 100 руб. на организацию производства, но забываем о необходимости разработки документации и проведении НИОКР. В последние годы постоянно сталкиваемся со срывом выполнения ОКР в связи с тем, что практически полностью прекращена подготовительная работа на уровне НИР. При подготовке новой программы это необходимо. В противном случае колоссальные средства, которые вкладываются в ИЗ, уйдут в никуда. Сегодня промышленность, прежде чем открыть полномасштабные ОКР, оценивает степень готовности технологий. Это необходимо ввести в практику всех военных разработок.

Наглядный пример:

ВМС США оснащены атомными подводными ракетоносцами проекта «Огайо». Всего было построено около 20 лодок этого проекта. В настоящее время в строю остается чуть больше 10 ПЛ. Прежде чем первая АПЛ пр. «Огайо» пришла на Тихий океан, в районе ВМБ (военно-морская база) Китсап-Бангор американцы начали строить детский сад, школу, теннисные корты, жилой городок, ремонтную зону, и только потом пирсы, различные технические службы, арсеналы и пр. Только после того, как была готова база, туда пришла первая АПЛ пр. «Огайо».

В результате доля кораблей, находящихся в море на патрулировании, - т.н. коэффициент оперативного назначения, составляет у американцев (по данным за 2009 г.) примерно 0,6. То есть из 10 имеющихся кораблей 6 лодок находятся в море на боевом дежурстве. Только 60% кораблей представляют полноценную силу, способную нанести ответный удар. Все остальные корабли находятся в базе и могут быть накрыты ракетным ударом потенциального противника.

У нас в стране ордена и медали дают не за военно-морские базы, а за новые ракеты, подводные лодки, надводные корабли и т.д. Мы тоже строим подводные ракетоносцы. Но ВМБ строим существенно меньше. В этом вопросе тоже необходимо реализовывать грамотное ИЗ, но не в сфере материалов, техники, энергетики, а в области методических подходов, идей, правил поведения.

Сколько стоит строительство одной ВМБ? Сооружение военно-морской базы стоит столько же, сколько создание одной серьёзной АПЛ. Можно было бы вместо одной атомной подводной лодки построить одну ВМБ с железной дорогой, в которой можно комфортно жить, служить, растить детей. И иметь высокий коэффициент оперативного напряжения, с лихвой перекрывая одну непостроенную подводную лодку. Но за строительство баз медалей не дают. Хотя сейчас ситуация меняется в лучшую сторону.

По данным канала 5-tv ru на ТОФе в в Вилючинске, где будут базироваться  ракетные подводные крейсеры проекта «Борей», уже не только построена большая часть необходимых инфраструктурных объектов, но и благоустроен жилой городок, в котором можно не только хорошо служить, но и комфортно жить.  И это было сделано до прихода новейшего подводного крейсера «Александр Невский». Тихоокеанская база подводных лодок может похвастаться даже аквапарком и ледовой ареной.

По мнению начальника штаба подводных сил ТОФ С. Рекиша: «То внимание, которое уделяет руководство государства и министерства обороны развитию города Вилючинска, позволяет подводникам с уверенностью смотреть в будущее, существующие условия будут только улучшаться и расширяться». «Александр Невский» недолго будет единственным «Бореем» в Вилючинске. Уже в этом году пару ему составит «Владимир Мономах» – подводный крейсер того же проекта. В будущем количество «Бореев» здесь будет увеличиваться.

Подобного рода идеи ИЗ, методологические подходы имеют место не только в военном деле, но и  в области сельского хозяйства, строительства элеваторов и холодильников для сохранности урожая, консервирования, производства материалов, в области жилищного строительства.

Расходы на обогрев жилья в России в 5 раз превышают расходы на Западе. Мы по-прежнему отапливаем атмосферу. В западных странах действуют чрезвычайно жесткие нормативы при строительстве жилья. У нас же «сифонят» все строительные конструкции. Заняться ИЗ в строительстве было бы чрезвычайно полезно и в экономическом плане. Но для этого необходимо иметь соответствующую индустрию и систему стимулов для строителей. Подобные тенденции уже наметились. Но пока «умные» дома – это экзотика. Очень обидно, что ВНП России имеет энергообеспечение в 2-3 раза больше, чем на Западе. Для того чтобы произвести единицу какой-либо продукции, нам приходится затрачивать в 2-3 раза больше усилий и времени, чем на Западе. Для решения этих проблем требуется импортозамещение на уровне идей, подходов и методологий.

Главное в ИЗ не заместить ножки Буша отечественной курятиной, не заменить масла и смазки для двигателей отечественными аналогами. Самое важное, на мой взгляд, иметь наиболее передовые идеи, техническую идеологию, методологические подходы. И на это требуется затратить не самые большие деньги. Здесь достаточно было бы здравого смысла и готовности думать на перспективу.  И законы, которые должны быть «отлиты в бронзу». Ситуация не безнадежная. Хотелось бы, чтобы она развивалась побыстрей. Чем больше идей подобного рода будет овладевать массами, тем лучше для всей страны.

Импортозамещение делается не для того, чтобы повысить выпуск чего-либо, например, сыра «Российского» с кривыми дырками, а для того, чтобы качественно исправить ситуацию в российской экономике за счет повышения в ней роли обрабатывающей промышленности, производств с высокой добавленной стоимостью.

В сообщении Банка России, отмечается, что развитие импортозамещения и несырьевого экспорта, а также стабилизация настроений экономических агентов свидетельствуют о постепенной адаптации российской экономики к изменившимся внешним условиям. Значит, в будущее можно смотреть с оптимизмом.


По материалам выступления В.Н.Полякова в Доме ученых СПб и обзору тематических сайтов материал подготовила Т.А.Девятова







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=6656