Особенности инновационного развития атомной отрасли России на современном этапе
Дата: 11/04/2016
Тема: Атомная наука


 Н.В. Никифоров,  к.т.н., Советник РФ 1 класса, академик ВАН КБ, член Комитета ТПП РФ по качеству продукции

В переводе с английского языка Innovation (инновация) – это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов. Качество и эффективность – главные показатели обеспечения конкурентоспособности процессов, продукции, работ и услуг. При этом, инновация должна иметь заинтересованного в ней потребителя и определенную ценность.


Очевидно, что инновация, т.е. введение нового или значительно улучшенного продукта в употребление [1], требует достоверной оценки качества такого продукта.

В атомной отрасли России высокотехнологичным инновациям, которым посвящена настоящая публикация, предшествуют определенные этапы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Сам по себе отдельно рассматриваемый результат НИОКР инновацией не является, т.к. для введения его в употребление требуется подготовка и принятие необходимых условий и мер, определяющих суть инновационной деятельности.

Главным условием инновации является организация и проведение оценки качества НИОКР продукта. В первую очередь, это оценка его показателей по назначению, эффективности, безопасности, конкурентоспособности, соответствия фактических и декларируемых характеристик, серийной пригодности, стоимости и других.

Главной задачей НИР, от качества результата которой зависят поэтапные и конечные результаты инновационного процесса, является формулирование технического задания Заказчика Исполнителю.

Важнейшими этапами НИР являются: патентно-технические исследования, выбор, обоснование и проведение новых направлений прикладных исследований, разработка технического предложения для ОКР. На стадии ОКР – это этапы эскизного и технического проектов и разработка рабочей конструкторской документации (РКД) опытного и серийно-пригодного образцов продукта.

Активное компетентное участие Заказчика в поэтапном контроле и приемке результатов НИОКР является непременным условием достижения требуемого качества инновации.

Оценку качества поэтапных и конечного результатов НИОКР обеспечивают соответствующие меры: – расчеты показателей качества, прямые измерения характеристик, исследования и испытания, предметные экспертизы результатов. Достоверная, объективная оценка показателей качества предусматривает «конструктивный конфликт» интересов и профессиональной компетентности разработчика, заказчика, потребителя и других заинтересованных сторон. Консенсус сторон обуславливает принятие объективного решения об инновации.

Действенным инструментом инновационной деятельности является механизм стандартизации, который является базой профессиональных знаний и обеспечивает единство требований к безопасности и качеству продукции, единство измерений и методов контроля характеристик, порядок проведения НИОКР и постановки продукции на производство. От качества стандартизации зависит достоверность оценки и подтверждения соответствия качества продукции требованиям Заказчика.

Механизм стандартизации был создан международным инженерным сообществом в начале 20-го века в результате электротехнической революции. Изобретения генераторов постоянного и переменного электрического тока, сделанные соответственно Томасом Эдисоном и Николой Тесла в конце 19-го века, положили начало истории мировой электрификации, потребовавшей создания международных стандартов характеристик электротехнической продукции. В этой истории примечателен конфликт коммерческих интересов Т.Эдисона, по проекту которого в 1882 году в Нью-Йорке была построена первая в мире электростанция на генераторах постоянного тока, с изобретением его учеником Н.Тесла, генераторов переменного тока, имевшим величайшее значение для передачи энергии на большие расстояния. Арбитром в разрешении этого конфликта выступило военное ведомство США, которое объективно оценило преимущества использования переменного тока, в частности, перспективы создания беспроводной связи для военно-морского флота [11]. Заметим, что спустя сто лет, в конце 20-го века, на основе развитых высоких военных технологий беспроводной связи, благодаря конверсии, был открыт широкий рынок гражданский мобильной связи.

Данный пример показывает, что наряду с механизмом стандартизации, важнейшим фактором инновационного развития высоких технологий в гражданских отраслей экономики, являются конверсия апробированных военных технологий для гражданского употребления.

Каковы особенности инновационного развития атомной отрасли?

Атомная отрасль России включает в себя ядерно и радиационно- опасные и технически сложные производственные объекты использования атомной энергии (ИАЭ) и поэтому в соответствии с Конституцией РФ находится в ведении государства. Основные виды деятельности участников отношений в области ИАЭ регулируются федеральным законодательством РФ. В аспекте инновационного развития отрасли:

1) Отношения субъектов инновационной деятельности регулирует Федеральный закон от 23.08.1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [1].

2) Систему и механизм стандартизации регулируют Федеральные законы: от 29.06. 2015 г. №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» [2], от 27.12.2003 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» [3], от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» [4] и ФЗ «О саморегулируемых организациях» [5] в области капитального строительства объектов ИАЭ; а также ряд постановлений Правительства РФ, учитывающих при стандартизации особенности регулирования безопасности при использовании атомной энергии [6-8].

3) Особенности инновационной деятельности обусловлены системой государственного управления и регулирования безопасности в области ИАЭ. Систему регулируют федеральные законы «Об использовании атомной энергии» [9], «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» [11] и ряд других нормативных правовых актов федерального уровня.

По сути действующего законодательства государство в уполномоченном им лице некоммерческой организации [10] Государственной корпорации «Росатом» (далее – Корпорации) должно выполнять функции государственного заказчика инноваций для объектов ИАЭ, к которым отнесены [9], в частности, атомные станции (АС). При этом важнейшая особенность функции государственного заказчика АС заключается в том, что в соответствии с международной конвенцией [12 ] и законом [9 ] и вся полнота ответственности за обеспечение безопасности АС, как ядерной установки, канализирована эксплуатирующей организации ОАО «Росэнергоатом». ОАО «Росэнергоатом» является коммерческой организацией под управлением Корпорации и решает задачу извлечения прибыли на рынке электроэнергии.

Государственный заказ на инновационное развитие атомной отрасли предусмотрен, в частности, федеральной целевой программой (ФЦП) «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 -2015 годов и на перспективу до 2020 года» [13 ].

В соответствии с законом [11 , статья 6] при создании Корпорации ей были переданы права и обязанности главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета и государственного заказчика, предусмотренные государственным оборонным заказом, федеральными целевыми программами, межгосударственными программами, федеральной адресной инвестиционной программой, государственным заказчиком по которым ранее было Федеральное агентство по атомной энергии. Следовательно, Корпорация выполняет функцию государственного заказчика ФЦП [13] и распорядителя средств государственного бюджета и иных источников, предусмотренных на выполнение программы.

В частности, к иным источникам отнесена часть прибыли ОАО «Росэнергоатом», получаемая от продажи электроэнергии. При этом ОАО «Росэнергоатом» по отдельным позициям ФЦП [13 ] должно выступать либо, в роли со-заказчика инноваций, либо в роли эксперта, заинтересованного в новом научно-техническом продукте.

Инновации в атомной энергетике являются «штучными» продуктами, не подлежащим оценке их стоимости по общепринятым рыночным критериям. Качество, эффективность и соответственную стоимость инноваций в атомной отрасли необходимо рассматривать и оценивать в комплексе всех аспектов энергетической эффективности, ресурсосбережения, антитеррористической защищенности, различных аспектов безопасности, надежности, долговечности и других показателей качества. Такой подход требует высочайшего уровня профессиональных знаний и персональной ответственности субъектов деятельности в области ИАЭ за конечные результаты нововведений.

Трудности инновационного развития

Во- первых, трудности инновационного развития атомной отрасли на современном этапе обусловлены потерями ответственных и высококвалифицированных научных и инженерных кадров, понесенными во всех производственных, управленческих и надзорных звеньях отрасли:
на первом этапе - после чернобыльской аварии, начиная с 1987 года в течение перестроечных процессов диверсификации, реструктуризации и конверсии организаций Министерства среднего машиностроения СССР и его приемника Минатома России;

на втором этапе – в течение процессов преобразований структуры и функций федеральных органов исполнительной власти, коммерциализации деятельности и акционирования организаций Корпорации.

После чернобыльской аварии в отношении прикладных НИОКР, осуществляемых в отрасли, зачастую наблюдался т.н. «имитационно-процессный» подход, который имитировал процессы инновационной деятельности без получения практических результатов. При отсутствии ответственности за результаты выполнения НИОКР такой подход обеспечивает реализацию личных интересов отдельных субъектов в течение какого-то периода их деятельности и не требует профессиональных знаний и опыта.

Во-вторых, отсутствие эффективной системы государственного инвестирования инновационной деятельности, обуславливает возможности и поощряет стремление недобросовестных производителей интеллектуального продукта безрезультатно и безответственно извлекать сиюминутную прибыль из бюджетных средств и средств различных фондов. Недобросовестные производители сегодня имеют возможность рекламировать и безрезультатно «выполнять» конъюнктурные инновационные проекты. Отсутствие здесь эффективной правовой системы можно сравнить с болотом, в котором тонут инновации и плавают «продукты недобросовестных НИОКР», в основном, выполненных за счет государственных инвестиций.

В этой связи сложился порядок разработки и согласования нормативных документов, регулирующих результаты НИОКР, (от ФЗ до стандартов организаций ) и целевых программ на всех уровнях их принятия (от ФЦП до программ обеспечения качества (ПОК) отдельной организации-исполнителя), который не обеспечивает высокого качества их содержания. Это, в свою очередь, не позволяет объективно оценивать качество результатов выполнения НИОКР.

При планировании НИОКР и выборе исполнителей на конкурсной основе главным показателем стала стоимость работ, а не качество технических заданий.

Отсутствие эффективного механизма оценки качества НИОКР при их приемке государственным заказчиком в системе функций государственного управления в области ИАЭ обуславливает главную трудность инновационного развития отрасли. В частности, на уровне управления ФЦП [13] ее целевые индикаторы и показатели не обеспечены стандартизованной методологией оценки. Например, в частности, установленное в [13] минимальное «количество патентных заявок на изобретения, зарегистрированных технических решений (в год на сто исследователей и разработчиков)» у меня, как бывшего исследователя - разработчика новой техники, вызывает недоумение в двух аспектах.

C одной стороны, если изобретение заявлено в рамках проведения НИОКР по договору с Корпорацией, то право на прибыль от инновации будет принадлежать Корпорации. С другой стороны, если в договоре предусмотрено выполнение заявок на изобретения и регистрации технических решений, то при условии выделения заказчиком дополнительных средств на эту работу профессиональный исследователь-разработчик способен оформить какого-либо заявку без учета ее полезности. Такое положение является тормозом для стимулирования разработок и внедрения новых идей и технических решений исследователями-разработчиками, работающими по государственному заказу в организациях Корпорации за небольшие деньги. Наличие изобретений и зарегистрированных технических решений не влияет также на карьерный рост профессиональных исследователей-разработчиков.

Концепция инновационной деятельности.

Предлагаемая концепция инновационной деятельности основана на стандартизации системы управления, регулирования и контроля качества продуктов НИОКР и связанных с ними процессов закупочной деятельности Корпорации.

На рис.1. показаны нормативные источники требований к составу и содержанию проектной и рабочей конструкторской документации вновь создаваемых объектов капитального строительства (ОКС) и продукции производственно-технического назначения (ППТН).

На рис. 2 представлены основополагающие принципы («три кита») обеспечения качества данной продукции:
1) техническое задание, как содержательная суть характеристик качества продукта, удовлетворяющих требованиям и пожеланиям заказчика- потребителя продукта;
2) технические условия, как содержание требований к материалам, элементам, технологиям, необходимым для использования при создании и применении продукта по назначению;
3) декларация соответствия – доказательная информация о том, что продукт, созданный на определенной стадии, соответствует техническому заданию и техническим условиям.

На разных стадиях жизненного цикла информация технического задания, технических условий и декларации соответствия может содержаться и трансформироваться в различных видах документов НИОКР.

На рис. 3 показаны стандартизованные этапы (стадии) и процессы жизненного цикла и оценки качества двух категорий продукции:
1) ОКС, в частности, объектов ИАЭ;
2) ППТН, в частности, технологического оборудования, предназначенного для объектов ИАЭ.

На рис. 4 показано функционально-техническое представление оценки характеристик качества, в первую очередь, безопасности инновационного продукта в области ИАЭ.


Рис.1. Нормативные источники требований к составу и содержанию проектной и рабочей конструк торской документации



Рис. 2. Три «кита» качества инновационной деятельности



Рис.3. Этапы и процессы жизненных циклов ОКС и ППТН



Рис.4. Оценка качества и безопасности в жизненном цикле ОИАЭ


Экономический механизм стандартизации

Экономический механизм отраслевой стандартизации должен быть основан на государственном принуждении бизнесов в модели корпоративного управления к разработке и принятию стандартов.

Принуждение организаций отрасли к стандартизации может и должно осуществляться путем применения инструмента контрактной системы закупок продукции: «услуг», «программных средств», «технических средств», «перерабатываемых материалов» [14]. В контрактной системе разработка и принятие стандарта на продукцию может и должна рассматриваться как обязательная инновационная составляющая требований к поставке «единой технологии».

Государственные закупки являются одним из основных элементов политики принуждения к обеспечению качества продукции, стимулирования к внедрению и развитию новых технологий. Путем проведения технологического аудита и оценки качества инновационного продукта при осуществлении заказа формируются спрос на него. Эти меры установлены в Федеральном законе о контрактной системе [15].

Конкретные механизмы должны быть определены на уровне стандартов Корпорации, обязывающих организации отрасли и внешних участников процессов разрабатывать и/или принимать стандарты в рамках поставляемой ими продуктов НИОКР. При этом расходы на разработку и внедрение стандартов целесообразно распределять между всеми участниками производственных отношений в соответствии с логической моделью функциональных компетенций субъектов отношений в части того или иного стандарта.

Применение данного механизма в целях стимулирования стандартизации в организациях отрасли требует обновления ряда стандартов Корпорации, к которым, в первую очередь, относятся:

единый отраслевой стандарт закупок (положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденный решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 07 февраля 2012 № 37;

ОСТ 95 18 -2001 Система стандартизации в Министерстве. Порядок проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Основные положения;

ОСТ 95 10185-96 Система стандартизации в Министерстве. Проведение экспертизы конструкторской документации по стандартизации и унификации;

ОСТ 95 10442-91 Система стандартизации в Министерстве. Порядок внедрения и ведомственного контроля за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий;

Суть взаимосвязанных положений, предлагаемых в качестве изменений в названные стандарты Корпорации заключается в том, что ТЗ на поставку любого вида продукции должно включать в себя пункт, содержащий требования к обоснованию достаточности положений стандартов, принятых организацией-поставщиком, или необходимости разработки (обновления) стандартов организации для обеспечения требуемого Заказчиком качества поставляемой продукции.

Материальное стимулирование разработки обновленного (или нового) проекта стандарта организации должно предусматриваться в сметной стоимости контракта на поставку продукции. Это законно соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации [17], по которому в НИОКР технологий атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливным циклом затраты на стандартизацию могут включаться в сметную статью «прочие расходы» с коэффициентом 1,5.

Финансирование разработки стандарта по данной статье стимулирует организацию сокращением налога на прибыль. При этом организация расходует часть своей прибыли на развитие, которое включает обязательный процесс стандартизации, декларирует приверженность международным стандартам ИСО 9000-2004 и ИСО9004-2008 менеджмента качества продукции.

Стандарт организации, разработанный в рамках контракта с Заказчиком за счет расходов организации, включаемых в статью «прочие расходы» рассматривается в качестве интеллектуальной собственности организации-поставщика продукции или совместной интеллектуальной собственности Заказчика и организации – поставщика продукции, авторские права которых требуют специального определения.

Далее, разработанный проект стандарта или принятый стандарт организации принимается Заказчиком (УК дивизиона, или Корпораций), включается в программу отраслевой или национальной стандартизации, и работы по его доработке и принятию финансируются в рамках соответствующих программ.

Данное предложение требует проведения дополнительной проработки, выходящей за рамки настоящей публикации.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 23.08.1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
2. Федеральный закон от 29.06. 2015 г. №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 27.12.2003 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании».
4. Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
5. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2013 № 362 «Об особенностях технического регулирования в части разработки и установления государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области государственного управления использованием атомной энергии и государственного регулирования безопасности при использовании
атомной энергии, и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" обязательных требований в отношении продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции»;
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.03.2013 № 173 «Об утверждении Положения об особенностях стандартизации продукции (работ, услуг), для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции»;
8. Постановление Правительства РФ от 30.12.2012 N 1488 "Об утверждении Положения об особенностях обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии".
9. Федеральный закон от 21.11.1995 №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»
10. Федеральный закон от 29.12.2004 №190-ФЗ «Градостроительный Кодекс Российской Федерации»;
11. Федеральный закон от 01.12.2007 №317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»
12. Книга: «Тесла – человек из будущего».
13. Конвенция о ядерной безопасности, от 17.06.1994 г.
14. Федеральная целевая программа «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 -2015 годов и на перспективу до 2020 года»
15. Руководство ИСО/МЭК 2-2004. Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь.
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2012г. № 96 ≪О внесении изменений в перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5≫.
17. Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=6675