Стратегия развития работ по обеспечению ядерной и радиационной безопасности
Дата: 31/10/2006
Тема: Безопасность и чрезвычайные ситуации


А.Б.Малышев, А.М.Агапов, Федеральное агентство по атомной энергии;
Л.А.Большов, Р.В.Арутюнян, И.И.Линге, С.В.Казаков, Г.М.Владыков, ИБРАЭ РАН


1. Обеспечение ядерной и радиационной безопасности как элемент государственной политики

Обеспечение ядерной и радиационной безопасности всегда было приоритетной и важной задачей не только для отрасли, но и для государства, в целом. Утверждёнными Президентом Российской Федерации программой развития атомной отрасли Российской Федерации и Основами государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности (ЯРБ) установлено, что обеспечение ЯРБ России соответствует наиболее приоритетным задачам социально-экономического развития и является одной из важнейших составляющих обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Целью государственной политики в области ЯРБ является последовательное снижение до приемлемого уровня техногенного воздействия на население и окружающую среду при использовании атомной энергии и снижение до допустимых норм воздействия природных источников ионизирующего излучения.

Основными принципами государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, которые непосредственно относятся к сфере деятельности Росатома, как органа по управлению использованием атомной энергии, являются:

• обеспечение ядерной и радиационной безопасности как непременное условие осуществления любой деятельности в области использования атомной энергии;

• гарантированное государством соблюдение допустимых пределов радиационного облучения, получаемого гражданами от всех источников ионизирующего излучения, запрещение всех видов деятельности в области использования атомной энергии, при которых получение положительного результата не компенсирует риска возможного вреда;

• обеспечение комплексной защиты ядерно и радиационно опасных производств, объектов и материалов от всех возможных негативных воздействий, в том числе от террористических угроз;

• обеспечение обоснованной доступности информации о состоянии ядерной и радиационной безопасности;

• поддержание в постоянной готовности сил и средств ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с использованием атомной энергии.

Принятие Президентом Российской Федерации решения об ускоренном развитии атомной энергетики усиливает важность решения задачи обеспечения ядерной и радиационной безопасности при текущей деятельности предприятий и делает необходимой интенсификацию работ по решению ранее накопленных проблем в сфере обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

Среди основных функций федерального агентства по атомной энергии, как уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по проведению государственной политики в сфере обеспечения ядерной и радиационной безопасности, можно выделить такие важные как:

• нормативно-правовое регулирование;

• оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере использования атомной энергии,

• обеспечение безопасного функционирования атомной энергетики, ядерного оружейного комплекса и предприятий ядерно-топливного цикла;

• обеспечение нераспространения ядерных материалов и технологий;

• осуществление международного сотрудничества в сфере обеспечения ЯРБ.

В последние годы Росатомом предпринимаются значительные усилия по реализации последовательной социально-ориентированной государственной политики в области обеспечения ЯРБ. Среди важных шагов можно выделить них можно выделить развитие системы экологической безопасности на основе принятого программного документа «Основы экологической политики Минатома России» (утверждены приказом Министра РФ по атомной энергии №67 от 19.02.2003 г.) и Общественного экологического совета. Основы экологической политики Минатома России определяют цель, основные принципы и направления деятельности Министерства в обеспечении экологической безопасности, охраны окружающей среды и устойчивого развития при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях в настоящее время и на долгосрочную перспективу.

Другим примером является решение коллегии Агентства от 06.04.2005 г. о необходимости формирования государственной системы обращения с радиоактивными отходами, являющейся принципиальным условием дальнейшего развития атомной энергетики и промышленности. При создании данной системы необходимо учитывать различные факторы, в т.ч. возможное увеличение себестоимости продукции или услуг предприятий Росатома вследствие применения специальных технологий обращения с РАО, многовариантность способов обращения с РАО в зависимости от их удельной активности, физико-химического состояния, радионуклидного состава, объёмов, токсичности, условий безопасного хранения и захоронения.

Важным элементом практической реализации государственной политики в сфере обеспечения ядерной и радиационной безопасности является широкое информирование общественности о текущей безопасности основных производств, объектов и технологий, состоянии безопасности персонала предприятий отрасли. Важным инструментом для такого информирования выступают ежегодные отраслевые отчёты по безопасности Росатома.

2. Федеральные целевые программы – как основной механизм реализации работ в сфере ядерной и радиационной безопасности

Федеральные целевые программы являются одним из важнейших средств реализации целенаправленной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти, к которым, безусловно, относится задача обеспечения ЯРБ на долгосрочную перспективу.

Реализация мероприятий в сфере повышения ядерной и радиационной безопасности России посредством механизма федеральных целевых программ обусловлено:

• общегосударственной значимостью задачи обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

• необходимостью создания условий для функционирования и развития атомной отрасли и расширения использования атомной энергии в других отраслях хозяйства;

• необходимостью межведомственной координации работ, концентрации усилий и ресурсов (в том числе бюджетных и внебюджетных средств) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и эксплуатирующих организаций на приоритетных направлениях обеспечения ЯРБ;

• необходимостью повышения эффективности расходования государственных средств выделяемых на обеспечение ЯРБ посредством использования программно-целевого метода;

• ответственностью государства за своевременное решение накопленных в результате прошлой оборонной деятельности проблем в сфере обеспечения ЯРБ.

В то же время, выполнение требований, предъявляемых к разработке федеральных целевых программ («Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 и др.), осложняется спецификой реализации программных мероприятий по обеспечению ядерной и радиационной безопасности в части решения накопленных проблем, которая проявляется в:

• наличии неопределенностей в оценке состояния ряда объектов ядерного наследия, связанных с отсутствием опыта и технологий проведения работ по обращению с ОЯТ и РАО ряда типов и переводу в безопасное состояние сложных объектов ядерного наследия и как следствие, необходимостью проведения значительного объема прикладных научно-исследовательских и проектных работ;

• длительностью процесса перевода в безопасное состояние, вывода из эксплуатации и (или) ликвидации ядерно опасных и радиационно опасных объектов;

• характером расходов, связанных с выводом из эксплуатации;

• наличием потенциальной угрозы радиоактивного загрязнения окружающей среды с трудно оцениваемым ущербом при непринятии соответствующих действий.

Тем не менее, ФЦП не является единственным инструментом реализации работ в сфере обеспечения ЯРБ, а представляет собой комплекс мероприятий, закладывающий необходимую базу для дальнейшего запуска рыночных механизмов для предотвращения накопления ресурсно необеспеченных проблем.

3. Основные результаты реализации ФЦП «Ядерная и радиационная безопасность России» на 2000-2006 годы

До конца 2006 года продолжает действовать федеральная целевая программа «Ядерная и радиационная безопасность России» на 2000-2006 годы, которая была разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 11 декабря 1996 г. № Пр-2214, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2000 г. № 149 и в которую были внесены изменения постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2005 г. № 371.

Цель Программы на 2000-2006 годы определялась как «комплексное решение проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности государства, направленное на снижение до социально приемлемого уровня риска радиационного воздействия на человека и среду его обитания объектов использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения».

Особенностью периода формирования программы (середина 90-х) являлось то, что в указанный период ещё имелась возможность дальнейшего откладывания решения накопленных проблем без значительного роста угроз, в результате чего в условиях сильной ограниченности бюджетного финансирования в Программе изначально не ставилась задача комплексного решения накопленных проблем.

Фактическое финансирование Программы на 2000-2006 годы было начато в 2001 году. В течение 2001-2004 годов ее бюджетное финансирование не превышало 28 % от запланированного уровня. Финансирование мероприятий по обеспечению ядерной и радиационной безопасности в рамках Программы на 2000-2006 годы составляло менее 2 % от суммарных затрат эксплуатирующих организаций на данные цели. Таким образом, Программа на 2000-2006 годы не могла существенно повлиять на уровень обеспечения безопасности текущей деятельности и, тем более, обеспечить начало работ по решению накопленных проблем ядерного наследия.

Среди совокупных результатов деятельности эксплуатирующих организаций и государства в области обеспечения ЯРБ в период 2000-2006 годы в целом следует выделить следующие:

• Ядерная и радиационная безопасность Российской Федерации в течение последних лет была обеспечена – были соблюдены допустимые пределы эксплуатации реакторных и других ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, дозовые пределы облучения персонала и населения, а также уровни допустимого радиационного воздействия на окружающую среду.

• Проведена, главным образом в рамках Программы на 2000-2006 годы, большая работа по оценке и анализу ситуации с обеспечением ЯРБ, результаты которой нашли отражение в «Основах государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» (далее - «Основы государственной политики»), утвержденных Президентом Российской Федерации 4 декабря 2003 г. Пр-2196.

• Получили ограниченное развитие отдельные государственные системы обеспечения радиационной безопасности, такие как система учета радиоактивных веществ и РАО, система автоматизированного контроля радиационной обстановки и ряд других.

Таким образом, реализация Программы на 2000-2006 годы позволила достичь определенного прогресса в решении общих проблем обеспечения ЯРБ России, но практически не изменила ситуации с накопленными проблемами и не создала условий для их эффективного решения в будущем. Более того, в период действия программы продолжилось нарастание накопленных проблем.

Ход и результаты реализации Программы в целом широко и подробно освещены в 20-ти выпусках открытого информационного бюллетеня «Ядерная и радиационная безопасность России», представленных УЯРБ Росатома совместно с ФГУП «ЦНИИАТОМИНФОРМ» в рамках информационного сопровождения Программы.

4. Стратегия развития работ в рамках ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года»

Растущий дефицит производства электроэнергии и мощностей генерации в стране делает задачу развития атомной энергетики приоритетной государственной задачей. В 2005 году текущее потребление электроэнергии превышало оптимистичный вариант Энергетической стратегии (958 млрд. кВт•ч против 930 млрд. кВт•ч), а в ряде регионов (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Тюмень) сложилась катастрофическая ситуация в обеспечении электроэнергией. Долгое время новые мощности генерации не вводились, резервом были существовавшие мощности, незагруженные вследствие стагнации ряда отраслей экономики. Реальный рост энергопотребления в России в период 2000-2005 гг. на 50% выше запланированного в Энергетической стратегии, при запланированном приросте в 46-50 млрд. кВт•ч, фактический составил 73 млрд. кВт•ч.

Исчерпание прежнего резерва роста генерации, растущее потребление электроэнергии и необходимость обеспечения энергетической безопасности России на ближайшую и долгосрочную перспективу объективно обусловили начало активной разработки и обсуждения программ перспективного развития атомной отрасли. В 2005 году Президентом Российской Федерации была поставлена амбициозная задача — довести к 2030 году долю электроэнергии, вырабатываемой на АЭС, до 23-25% от суммарной выработки, что возможно только в условиях интенсивного развития отрасли.

Это объективно заложило предпосылки для коренного пересмотра стратегии обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации. Конец 2005 года ознаменовался принципиально важным в условиях курса на ускоренное развития атомной энергетики переходом к новой концепции финансирования работ в сфере ядерной и радиационной безопасности. На смену представлениям о Программе как об инструменте решения исключительно неотложных задач обеспечения ядерной и радиационной безопасности с ограниченными предельными объемами финансирования за счет средств федерального бюджета, пришло понимание того, что на базе новой федеральной целевой программы необходимо проводить комплекс мероприятий для решения накопленных проблем, согласованный с развитием ядерно-энергетического комплекса Российской Федерации. Необходимо как решение накопленных проблем, так и создание системы обращения с ОЯТ и РАО и синхронизация работ с мероприятиями программы по развитию атомно-энергетического комплекса.

5.1. Характеристика современной ситуации

В настоящее время накопленные проблемы и отложенные решения могут быть кратко охарактеризованы следующим образом:

• Отсутствуют государственные стратегические решения по обращению с ОЯТ и РАО, не созданы организационно-правовые механизмы экономически эффективного обращения с ОЯТ и РАО, сопровождающими текущую хозяйственную деятельность.

• Остановлены, но окончательно не выведены из эксплуатации, ядерно и радиационно опасные объекты Росатома (4 блока АЭС, 10 промышленных уран-графитовых реакторов и свыше 110 ядерно опасных и радиационно опасных объектов иного назначения), Роспрома, Росморречфлота и других ведомств (до 50 объектов). Поддержание безопасности этих объектов в режиме останова требует постоянно увеличивающихся затрат.

• Промежуточные хранилища РАО не рассчитаны на обеспечение надежной изоляции радиоактивных отходов от окружающей среды в течение нескольких десятилетий (более 1170 пунктов хранения). Требуется существенная модернизация действующих хранилищ и создание новых пунктов окончательной изоляции РАО.

• Большие объемы РАО не изолированы от окружающей среды – Теченский каскад водоемов, бассейны-отстойники и хвостохранилища предприятий ядерного топливного цикла. Безопасность их содержания требует значительных постоянных усилий.

• Накоплено свыше 18 500 тонн ОЯТ. Близкое к критическому заполнение хранилищ отработавшим ядерным топливом на АЭС с реакторами типа РБМК, ЭГП-6, пристанционных хранилищ РАО ставит под вопрос дальнейшую эксплуатацию этих станций.

• Источники ионизирующего излучения используются в более чем 15 000 организациях различных ведомств и форм собственности, что существенно повышает их уязвимость в отношении террористических угроз.

• Не получили законодательного, нормативного и технологического решения проблемы реабилитации объектов, образованных ядерными взрывными технологиями (объекты мирных ядерных взрывов).

• Не реализуются в полной мере некоторые требования Конвенций в области ядерной и радиационной безопасности, ратифицированных Российской Федерацией.

Уникальность ситуации состоит в том, что сейчас потенциал дальнейшего откладывания решения проблем исчерпан. Риски возникновения серьезных инцидентов, связанные с физической деградацией элементов и систем, исчерпанием ресурсов инженерно-экологических защитных барьеров, созданных 40 и более лет тому назад резко увеличиваются, что может привести к существенному увеличению стоимости работ в будущем по приведению таких объектов в экологически безопасное состояние – см. рис. 1.


Рис. 1. Прогноз снижения надёжности систем обеспечения ядерной и радиационной безопасности для объектов «ядерного наследия».


Рис. 2. Прогноз развития ситуации с активным вмешательством государства (ФЦП) и без участия государства.

В условиях отложенных решений риски при обращении с ОЯТ и РАО и выводе из эксплуатации неизбежно возрастают – см. рис. 2.

5.2. Формирование нового подхода

Проблеме формирования нового подхода был посвящён интенсивно-проблемный семинар «Разработка контуров программы обеспечения ядерной и радиационной безопасности функционирования и развития ядерных технологий», проведённый 8-11 февраля 2006 г. в лечебно-оздоровительном комплексе «Колонтаево» в соответствии с приказом Руководителя Агентства. Одной из целей проведения семинара был всесторонний анализ мероприятий, необходимых для обеспечения ядерной и радиационной безопасности на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

Суть нового подхода заключается в том, что ФЦП необходимо рассматривать как основной инструмент решения накопленных проблем и непременное условие обеспечения развития энергопромышленного потенциала страны. Постановка вопроса о развитии атомной энергетики не может не вызывать обеспокоенности широких слоёв населения в условиях отсутствия решения накопленных в сфере обеспечения ядерной и радиационной безопасности проблем. В этой части задачей ФЦП является не только обеспечение текущей безопасности, но и создание предпосылок для развития атомного энергопромышленного комплекса посредством решения накопленных проблем.

Основанием разработки новой федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» стало Поручение Президента Российской Федерации от 16 марта 2006 г. № Пр-415.

Данная ФЦП лишь по форме является продолжением ФЦП ЯРБ 2000-2006, но по содержанию представляет собой совершенно новую программу, отражающую новый подход к проблемам обеспечения ЯРБ.

Целью ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» является приведение в безопасное состояние объектов ядерного наследия и обеспечение государственных гарантий ядерной и радиационной безопасности на долгосрочный период.

В основу ФЦП были положены следующие базовые подходы:

• Практическое решение накопленных и текущих проблем, в том числе 100% выполнение задач, связанных с реализацией Основ государственной политики в области ЯРБ (на период до 2010 года).

• Дальнейшее откладывание решения накопленных проблем неприемлемо (угроза существенного роста техногенных рисков и расходов будущих периодов).

• Эффективное решение задач в текущий период времени и оптимизация затрат будущих периодов.

• Учет технологических ограничений (исчерпание ресурсов инженерных систем, отсутствие технологий и др.).

• Увязка с программой развития атомного энергопромышленного комплекса России.

5.3. Основные направления работ

Целью ФЦП является приведение в безопасное состояние объектов ядерного наследия и обеспечение государственных гарантий ядерной и радиационной безопасности на долгосрочный период. При этом для эффективного достижения указанной цели, при которых ядерная и радиационная безопасность обеспечивается на долгосрочную перспективу, а расходы ближайших и будущих периодов оптимизируются, необходимо:

• наличие всех необходимых элементов государственной системы обращения с ОЯТ и РАО, включая решения по окончательной изоляции РАО – как основного инструмента предотвращения накопления проблем в области ЯРБ;

• поэтапное решение накопленных проблем, связанных с наличием прошлой оборонной деятельности и отложенными решениями за счет приведения объектов в безопасное состояние;

• надёжное функционирование государственных систем обеспечения ЯРБ (контроля, учёта и физической защиты ядерных материалов, радиоактивных веществ и РАО, обеспечения режима нераспространения ядерных материалов и предотвращения несанкционированного использования источников ионизирующих излучений, контроля радиационной обстановки и доз облучения населения и др.);

• научно-техническая обоснованность текущего и прогнозируемого уровня ЯРБ, отвечающая потребностям развития общества и государства.

• наличие современной правовой базы обеспечения ЯРБ.

В связи с этим в Программе определены следующие основные направления работ:

Направление 1. Создание элементов инфраструктуры системы обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами. В рамках направления предусмотрены следующие мероприятия:

Комплекс научно-исследовательских работ по разработке и сопровождению системного проекта создания государственной системы обращения с ОЯТ и РАО. Необходимо проведение увязки и взаимосогласования различных требований к ОЯТ и РАО, к пунктам хранения (временного, долговременного) и захоронения, средствам транспортирования, разработки схемы размещения и функционирования объектов временного хранения ОЯТ и РАО, оценки необходимости изменения существующей нормативно-правовой базы и ряда других работ.

Создание опытно-промышленных объектов окончательной изоляции РАО. Планируется выработать методологию и критерии выбора геологической среды для захоронения остеклованных ВАО и неперерабатываемого ОЯТ и приступить к практической реализации создания первоочередных объектов окончательной изоляции РАО (Красноярский край, Остро-Канский массив) ФГУП «ГХК». Финансирование предпроектных и проектных исследований, а также строительства объектов осуществляется за счёт средств федерального бюджета. Строительство промышленных объектов окончательной изоляции в будущем будет осуществляться преимущественно за счёт средств накопительных фондов и будущих отчислений от текущей деятельности предприятий.

Создание объектов долговременного хранения ОЯТ – строительство сухого хранилища на 38 тыс. тонн ОЯТ на ФГУП «ГХК» (что обеспечит потребности атомной энергетики до 2025 года), а также обеспечение безопасного обращения с ОЯТ проблемных видов (типа ДАВ-90 и ОЯТ АМБ).

Создание и реконструкция объектов долговременного хранения РАО, включая работы по глубинным хранилищам ЖРО, реконструкции объектов временного хранения и преобразованию их в региональные объекты приповерхностного захоронения РАО, а также модернизации спецкомбинатов «Радон» (государственный заказчик работ по комбинатам – острой).

Создание объектов переработки и транспортирования ОЯТ и РАО, в том числе опытно-демонстрационного центра по переработке ОЯТ на основе инновационных технологий (на ФГУП «Горно-химический комбинат»).

Решение указанных задач позволит запустить эффективную систему обращения с ОЯТ и РАО, которая в будущем снимет бремя….

Направление 2. Решение накопленных проблем, связанных с прошлой деятельностью. В рамках второго направления предполагается:

Проведение комплексного инженерно-радиационного обследования ядерно и радиационно опасных объектов, определение текущего и прогнозируемого состояния безопасности, разработка технических решений по обеспечению безопасности объектов на период до 2015 года и дальнейшую перспективу (инвентаризация);

Выполнение работ по переводу в безопасное состояние (включая вывоз и переработку ОЯТ, РАО, других опасных материалов), выводу из эксплуатации и (или) ликвидации остановленных ядерно и радиационно опасных объектов Росатома, включая объекты ФГУП «ПО «Маяк», ФГУП «ГХК», ФГУП «Сибирский химический комбинат» и др., Роспрома, Росморречфлота, Роснауки, Рособразования, других ведомств, РАН, РАСХН, а также объектов, не имеющих в настоящее время отраслевой или иной принадлежности;

Обеспечение безопасности объектов мирных ядерных взрывов;

Реабилитация загрязненных территорий, зданий и сооружений;

Утилизация отработавших радиационных установок и источников ионизирующего излучения (РИТЭГ и др.).

Направление 3. Создание государственных систем обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности. Предусмотрено создание и совершенствование:

Единой автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации (ЕГАСКРО) (государственный заказчик Росгидромет). Развертывание федерального уровня системы планируется проводить за счет средств федерального бюджета. Создание пилотных (типовых) систем для регионов расположения крупных ядерно и радиационно опасных объектов и их сопряжение с ЕГАСКРО – на паритетной основе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета. Сопряжение локальных (объектовых) АСКРО с ЕГАСКРО и АСКРО территориального уровня – с привлечением средств эксплуатирующих организаций.

Системы учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (государственные заказчики – Росатом, Роспром и др.). Развертывание федерального и ведомственных уровней системы учета и контроля планируется проводить за счет средств федерального бюджета. Создание типовых средств поддержки территориальных уровней и объектовых систем – в основном за счет внебюджетных источников, в том числе с привлечением средств субъектов Российской Федерации.

Системы контроля и учета индивидуальных доз облучения персонала ядерно и радиационно опасных объектов (государственный заказчик ФМБА России). На уровне предприятий и организаций учет доз облучение обеспечивается за счет текущей деятельности. На федеральном уровне - за счет средств федерального бюджета.

Автоматизированной системы непрерывного мониторинга ядерно и радиационно опасных объектов (грузов) и материалов, в том числе при их транспортировке всеми видами транспорта (государственный заказчик – Росатом). Её развитие планируется за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.

На аналогичных принципах финансирования будут сформированы мероприятия по совершенствованию и созданию:

• РСЧС для предотвращения и ликвидации ЧС с радиационными последствиями (МЧС России);

• материально-технической базы специализированных сил для ликвидации радиационных аварий;

• обеспечению аварийной готовности специализированных сил и средств для ликвидации последствий ядерных и радиационных аварий.

• систем физической защиты объектов использования атомной энергии.

• системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

Основной объем работ по созданию систем планируется завершить в период до 2010 года.

Направление 4. Повышение защищенности персонала, населения и окружающей среды от радиационного воздействия.

В рамках направления предусмотрено совершенствование системы медицинского обслуживания персонала ядерно и радиационно опасных объектов и когорт лиц из населения, подверженных повышенным уровням радиационного воздействия и проведение радиационно-эпидемиологических исследований. Государственный заказчик основных мероприятий по направлению – ФМБА России. Работы предусмотрено проводить в основном за счет федерального бюджета. Также запланированы работы по повышению уровня радиационной безопасности при добыче, переработке и использовании минерального сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов.

Направление 5. Научное и информационно-аналитическое обеспечение государственной политики в области ЯРБ. Оно предусматривает:

Комплекс работ по разработке методов и средств анализа и обоснования безопасности ядерно и радиационно опасных объектов и их воздействия на человека и окружающую среду;

Анализ и повышение эффективности нормативно-правового регулирования вопросов ядерной радиационной безопасности с учетом международных требований и зарубежной практики;

Определение основных направлений обеспечения ядерной и радиационной безопасности России на период после 2015 года;

Мониторинг деятельности в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, формирование научно обоснованных долгосрочных прогнозов с учетом перспектив социально-экономического развития страны, информационно-аналитическую и экспертную поддержку управления реализацией Программы;

Информационную деятельность по вопросам реализации Программы и состоянию ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации.

5.4. Варианты решения проблем и этапы

Программа разработана на вариантной основе исходя из объёмов требуемого бюджетного финансирования и интенсивности решения накопленных проблем. Были рассмотрены три варианта стратегии:

• Отложенных решений;

• Обеспечения развития;

• Интенсивного решения накопленных проблем.

В стратегии отложенных решений (вариант № 1) программа рассматривается как инструмент принятия неотложных (противоаварийных) мер обеспечения ЯРБ с ограниченными предельными (прогнозными) объемами финансирования за счет федерального бюджета.

Основной целью в рамках этой стратегии является реализация неотложных мер по предотвращению возникновения аварий и аварийных ситуаций на ядерно опасных и радиационно опасных объектах России.

Стратегия обеспечения развития (вариант № 2) предусматривает начало решения накопленных проблем с учетом развития атомной энергетики.

Целью второго варианта является приведение в безопасное состояние объектов ядерного наследия и обеспечение государственных гарантий ядерной и радиационной безопасности на долгосрочный период, то есть создание условий и механизмов, при которых ЯРБ обеспечивается на долгосрочную перспективу, а расходы будущих периодов существенно сокращаются.

В рамках стратегии интенсивного решения накопленных проблем (Вариант № 3) основной Целью Программы на 2008-2015 годы является создание всех необходимых условий и механизмов реализации мероприятий, при осуществлении которых ядерная и радиационная безопасность обеспечивается на долгосрочную перспективу, с учётом потребностей ускоренного развития ядерно-энергетического комплекса.

Вариант № 3 представляет собой развитие варианта № 2 в части ускорения решения накопленных проблем, создания системы обращения с ОЯТ и РАО и синхронизации работ с мероприятиями федеральной целевой программы по развитию атомного энергопромышленного комплекса. Вариант учитывает интенсивный процесс интеграции России в мировой ядерный топливный цикл с усилением международного режима безопасности.

Таблица 1. Степень выполнения мероприятий направлений по вариантам.

Направление
Выполнение по вариантам, %
I
II
III
1
Создание инфраструктуры безопасного обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами с учетом окончательной изоляции.
40
70
80
2
Решение накопленных проблем, связанных с прошлой деятельностью, в том числе вывод из эксплуатации ЯРОО
30
60
80
3
Создание и совершенствование систем обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности.
100
100
100
4
Повышение защищенности населения и окружающей среды от радиационного воздействия.
100
100
100
5
Научное и информационно-аналитическое обеспечение.
100
100
100


Ориентируясь на вариант №2 Программы, сформирован поэтапный план решения задач по обеспечению ЯРБ Российской Федерации.

На первом этапе на период 2008-2010 годы:

• проводится оценка проблемы ядерного наследия за счет инвентаризации состояния ядерно опасных и радиационно опасных объектов;

• выполняются предпроектные и проектные работы по переводу объектов в состояние, обеспечивающее долгосрочную экологическую безопасность;

• обоснованно уточняются необходимые объемы финансирования работ на период до 2015 года и дальнейшую перспективу;

• выполняются неотложные работы по обеспечению текущей безопасности остановленных ядерно опасных и радиационно опасных объектов;

• завершается создание и обеспечивается функционирование основных государственных систем обеспечения безопасности, в том числе создаются основные элементы инфраструктуры системы обращения с ОЯТ и РАО.

На втором этапе (2011-2015 годы):

• поддерживается функционирование и плановое развитие основных систем обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

• выполняются предпроектные и проектные работы по переводу сложных объектов в состояние, обеспечивающее долгосрочную экологическую безопасность;

• проводится основной объем работ по переводу остановленных ядерно и радиационно опасных объектов в безопасное состояние;

• работы по созданию объектов окончательной изоляции радиоактивных отходов переводятся из фазы НИОКР и ПИР в фазу проектных работ. Вклад внебюджетных источников финансирования работ по созданию этих объектов на данном этапе возрастает.

После 2015 года обеспечивается безопасное содержание остановленных объектов, практическое создание объекта (объектов) окончательной изоляции радиоактивных отходов и работы по ликвидации объектов и временных хранилищ РАО. Вклад внебюджетных источников финансирования работ по созданию и эксплуатации объектов окончательной изоляции со временем становится доминирующим.

Таким образом, в рамках Программы создается основа для долгосрочного функционирования атомной энергетики и промышленности на период до перехода на новую технологическую платформу.

5.5. Мероприятия программы и источники финансирования

Всего поступило предложений предприятий на сумму более чем в 150 млрд. рублей, в том числе:

• промышленные предприятия с ядерно и радиационно опасными объектами свыше 200 предложений;

• научные организации свыше 100 предложений;

• управления Росатома и корпоративные структуры – свыше 200 предложений.

Из общего объёма предусмотренных в Программе средств 62% расходуется на финансирование капитальных затрат, 13,3% НИР и ОКР и 24,5% относятся к статье «прочие расходы».

Отличительной чертой подготовленного перечня мероприятий Программы является его сфокусированность на ключевых объектах и проблемах – см. рис. 3. Из представленного рисунка видно, что на объекты капитального строительства категории «свыше 500 млн. руб.», доля которых в общем числе объектов составляет около 13%, приходится более 75% всех расходов программы по статье капитальные вложения.


Рис. 3. Распределение финансирования капитального строительства по категориям объектов.

5.6. Государственные заказчики Программы

Государственным заказчиком – координатором Программы на 2008-2015 годы выступает Федеральное агентство по атомной энергии, а государственными заказчиками мероприятий программы Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство по энергетике, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Участие в разработке Концепции ФЦП помимо перечисленных государственных заказчиков приняли РАН, РАМН, РАСХН и др.

От государственных заказчиков Программы поступили предложения по включению в Программу 200 мероприятий на период 2008-2015 годов на сумму более 35 млрд. руб.

5.7. Ожидаемые результаты

Оценка объемов финансирования программных мероприятий в зависимости от варианта концепции Программы на 2008-2015 годы и оценка эффективности реализации Программы в виде снижения затрат будущих периодов, вытекающих из отложенных и вновь возникающих проблем, приведены в таблице 1.

По приведённым данным видно, что в рамках основного варианта (№2) общий объем расходов предприятий на обеспечение ЯРБ будет расти, а накопление отложенных проблем в области ЯРБ будет остановлено. В целом ожидается, что внебюджетные расходы на обеспечение ЯРБ составят порядка 250 млрд. руб. Оцененный объём финансирования из средств федерального бюджета по данному варианту Программы на 2008-2015 годы составляет 105,386 млрд. руб. В горизонте планирования 2016-2025 гг. ожидается дальнейшее увеличение внебюджетных расходов на обеспечение ЯРБ (до 300 млрд. руб.). При этом дополнительные расходы федерального бюджета в период 2016-2025 гг. резко сократятся в сравнении с вариантом 1 и составят около 150 млрд. руб. без учета затрат на создание национального объекта (объектов) окончательной изоляции высокоактивных отходов, что говорит о высокой эффективности выбранного варианта.

Оценка объёмов финансирования из внебюджетных источников проведена с учётом прогнозных объёмов отчислений предприятиями отрасли, а также организациями других отраслей, эксплуатирующих и ядерно и радиационно опасные объекты, в резервы по обеспечению ядерной и радиационной безопасности в соответствие c «Правилами отчисления организациями, эксплуатирующими особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности ядерных и радиационно-опасных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития», утверждёнными постановлением Правительства от 21 сентября 2005 года № 576.

Таблица 2. Объемы финансирования программных мероприятий по различным вариантам реализации Программы на 2008-2015 годы (млрд. рублей)
Вариант (сценарий)
решения проблемы
Оценка объемов финансирования
на 2008-2015 гг.
Оценка затрат будущих периодов
(2016-2025 гг.)
ФБ*
внебюдж. источники
ФБ
внебюдж. источники
№ 1 (стратегия отложенных решений)
31,3
175
1000
200
№ 2
(стратегия обеспечения развития)
105,386
250
150**
300
№ 3
(стратегия интенсивного решения накопленных проблем)
150
265

50**
310


• Приведение объектов в безопасное состояние может быть вновь отложено, но затраты будущих периодов при этом неизбежно возрастут. В случае отсутствия в 2008-2015 гг. действий со стороны государства по решению накопленных проблем затраты на период 2016-2025 гг. оцениваются в размере 1000 млрд. руб. без учета возможного ущерба от серьезной аварии с радиологическими последствиями.

** Без учета затрат на строительство объекта (объектов) окончательной изоляции высокоактивных отходов.

Литература:
1. Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности РФ на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом Российской Федерации, 4 декабря 2003 г., Пр-2196).
2. Основы экологической политики Минатома России (утверждены приказом Министра РФ по атомной энергии №67 от 19.02.2003 г.)
3. Отчёт по безопасности, Федеральное агентство по атомной энергии, Москва, 2005.
4. Федеральная целевая программа “Ядерная и радиационная безопасность России” на 200-2006 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2000 года №149).
5. Концепция федеральной целевой программы «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2006 г. N 1019-р).
6. Проект концепции федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года».

По материалам Международной конференции «Стратегия безопасности использования атомной энергии»






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=693