Перемещение крупногабаритных и тяжеловесных грузов на стройплощадке АЭС
Дата: 15/11/2016
Тема: Сооружение атомных объектов


 В.В.Биктимиров, ветеран атомного строительства, моб. 8 927 687 58 38

Одной из основных проблем при решении максимального укрупнения строительных конструкций в крупногабаритные (КГ), разгрузки тяжеловесного (ТВ) оборудования и совмещённого их монтажа является транспортировка этих изделий внутри строительной площадки, включая строительно-монтажную базу. Эти вопросы в действующих ПОСах атомных станций с ВВЭР-1000 совершенно упущены, поэтому сроки строительства заранее закладываются нереальными.



Тенденция укрупнения строительных конструкций в монтажные в этих ПОСах основана на размещении укрупнительных площадок в зоне действия основного монтажного крана непосредственно в монтажной зоне.

 При таком способе сразу очевидны следующие недостатки:

1. При проектировании Генерального плана АЭС, в частности, размещения главного корпуса с объектами неизменяемой части требования стройгенплана совершенно не учитываются.

Это обстоятельство сильно усложняет решения по организации строительства, так как менять основной проект из условия производства работ уже поздно.

2. УСП (укрупнительно-складские площадки) с необходимым производственным оборудованием (склады металла, мелкие грузоподъёмные краны, станки для резки арматуры, сварочные посты со сварочным оборудованием, мобильные вагончики для бытовок и инструменталок, а также оборудование электроснабжения с временными линиями электропередач и т п ) занимают большие площади и стесняют передвижение автотранспорта и других строительных машин вокруг строящегося объекта. Фактически происходит перенос  основной части производственных функций стройбазы в и без того тесную монтажную зону.

3. Требуется дополнительный мелкий многочисленный автотранспорт для подвозки необходимых разнообразных материалов со складов строительной базы на склады УСП.

4. Продолжительный вынужденный простой основного монтажного крана в ожидании очередного укрупнения монтажного блока, который собирается  при помощи мелких кранов из деталей, изготовленных в цехах стройбазы.

5. Обманчивое ощущение крупноблочного монтажа по той причине, что сборка из отдельных деталей в монтажный блок под монтажным краном на «земле» равносильна этой же сборке на проектной отметке, только в этом случае исключается подъём готового блока снизу вверх.

Это доказывает то, что крупные блоки не предусматривается изготавливать на стройбазе и поэтому нет решения по их транспортировке.

Перечисленные недостатки, которые являются ошибками при проектировании организации строительства, оказывают отрицательное влияние на выполнение, прежде всего, срока строительства и, как следствие, вызывают увеличение финансирования.

После окончательного решения основной схемы механизации монтажных работ непосредственно на главном корпусе, позволяющей монтировать максимально укрупнённые элементы, а их масса, как показал прежний опыт, может достигать от 100 до 330 тонн, появляется возможность изготавливать такие элементы на стройбазе и конвейерным способом доставлять их в монтажную зону по строгому графику.

Разновидности этого способа были внедрены на Запорожской и Балаковской АЭС, что дало возможность добиться сокращения срока строительства на каждом энергоблоке на целый год.

Доказательством этого послужило то, что эти две станции были построены намного раньше, чем Ростовская и Калининская АЭС, на которых подобного не было. В результате, они достраиваются до сих пор. А, поскольку на них сохранилась часть строительных кадров, она и задаёт тон сегодняшним стройкам, считая собственный опыт родным.

А новые проектировщики организации строительства АЭПа, «снимая верхушки» этой отсталой технологии, плетутся в конце процесса, выдавая заведомо непригодную для использования документацию, которую менять, получается, совсем поздно.

Возвращаясь к теме транспортировки крупных элементов по строительной площадке, можно сделать один важный вывод:

                           Транспортные средства должны выполняться на рельсовом ходу.

                           На Запорожской АЭС для этой цели использовались ж/д платформы,             реконструируемые под конкретные укрупнённые изделия.

                           На Балаковской АЭС пошли дальше. Под укрупнённые изделия, которые мог  поднимать монтажный кран, были выполнены самоходные плазы-кондукторы необходимых габаритов, на которых собирались крупные армометаллические блоки на стройбазе и перевозились под кран в монтажную зону по собственным рельсовым путям, на собственных самоходных тележках.

 На фото видны три плаза.

В центре: Общий вид плаза с ОМФ (0бъёмные монтажные фрагменты) стен помещений  гермозоны. Масса  32; 34; 50; 56; 94; 110 тонн.

На дальнем плане: Пустой плаз, вернувшийся из монтажной зоны после снятия с него очередного ОМФ.

Под нами: Плаз с элементами оболочки.

Сборка производится козловым краном г/п 30 тонн по геодезической разбивке отметки 25,7. 

Таким образом, плазы являются кондукторами для контрольной сборки фрагментов между собой при изготовлении. 

Совершенно ясно, что применение данного способа укрупнения, перевозки и монтажа элементов резко уменьшает трудозатраты на монтаже, так как львиный объём работ выполняется на стройбазе, которая для этого и предназначена.







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=7135