Прорывная импортозамещающая технология строительства АЭС
Дата: 30/01/2017
Тема: Сооружение атомных объектов


В.В.Биктимиров, ветеран атомного строительства, моб. 8 927 687 58 38

Мои старания продолжить развитие и совершенствование технологии строительства, внедрённой и практически проверенной на четырёх блоках Балаковской АЭС, натыкаются на сопротивление Генерального проектировщика АТОМЭНЕРГОПРОЕКТа. При всём при том, что ОН сам также является одним из авторов этой технологии, так как без его ведома не проводилась ни одна операция по производству строительных и монтажных работ.



Отличие Балаковского способа работ заключается в том, что перед началом производства работ был тщательно изучен проект «Организация строительства на АЭС с ВВЭР-1000», предлагаемый проектировщиком, проведён анализ, после чего был придуман новый способ строительства, основанный на применении специального козлового крана, предназначенного конкретно для АЭС. Этот способ исключил неудобный монтаж тяжеловесного оборудования через транспортный коридор и транспортный люк реакторного отделения, позволил максимально укрупнить строительные монтажные элементы и сократить до возможного минимума их количество за счёт увеличения массы от 100 до 270 тонн. В результате мы добились сокращения продолжительности строительства на каждом блоке на 12 месяцев.

Напоминаю, что четыре блока Балаковской АЭС были построены за 10 лет (1981-1990 год, ввод четвертого блока был в 1993 году, но это связано с другими причинами, не зависящими от строительных работ). В то же время Калининская АЭС (начала строиться в 1976 году), и Ростовская (Волгодонская) АЭС (стартовала одновременно с Балаковской в 1981 году) строятся до сих пор. А  первый блок Нововоронежской АЭС-2  строился 10 лет!

К сожалению, после 1990 года высококвалифицированные кадры, сосредоточенные в Балаково, рассеялись по разным направлением, технология «повисла в воздухе» и стала предаваться забвению. А ведь задача, которую поставил перед балаковскими строителями Министр Энергетики и Электрификации СССР Непорожний Пётр Степанович — создать отечественную эффективную технологию для будущих станций, была успешно выполнена.

Но Генпроектировщик, вместо того, чтобы собрать и использовать опыт предыдущего поколения, проходит мимо, молча, не доказывая недостатков апробированного способа, разработанного в производственных условиях сплочённым коллективом, применяя близлежащую к Москве технологию строительства Калининской АЭС.

Комиссия Минэнерго СССР ещё в марте 1985 года провела испытания, приняла козловой кран К2х100(190) в постоянную эксплуатацию и рекомендовала изготовление последующих образцов этого крана для будущих атомных станций.

Генеральному проектировщику трудно было признать «несобственную», но удачную технологию, поэтому она не нашла отражения в последующих решениях по организации строительства для АЭС-2006 и АЭС с ВВЭР-ТОИ.

Сегодня можно констатировать, что мимо прошло уже целое поколение строителей и для молодых специалистов, «не нюхавших пороха», поставленных проектировать ОС и руководить такой серьёзной стройкой, как НВАЭС-2. Очень нелегко охватить такой трудоёмкий производственный процесс, в котором задействованы тысячи рабочих, сотни ИТР, тысячи единиц техники и т.д. и т.п.

В «Балаковской модели» все они подчинены единому производственному процессу, который возможно организовывать, выполнять, контролировать и добиваться нужного качества и сроков.

После очевидного провала строительства НВАЭС-2 и направления технического прогресса на импортозамещающую технологию сегодня в стране альтернативы «Балаковской модели» не существует.

При изучении проекта АЭС с ВВЭР-ТОИ напрашивается следующий вывод: насколько прогрессивные и передовые решения приняты в технологии производства электроэнергии, ровно настолько отсталые технические решения существуют в строительстве АЭС. Прежде всего, это доказывает применение импортных гусеничных кранов и отсутствие обсуждения, анализа и критики работающей технологии на НВАЭС-2.

При более добросовестном и подробном изучении конкретной балаковской технологии каждый специалист самостоятельно может прийти к выводу, что она принципиально подходит для применения к серийной АЭС с ВВЭР-ТОИ.

Труднее всего преодолеть монополию Генпроектировщика. В случае признания эффективности предлагаемой технологии институту придётся много поработать: выполнить проект козлового крана необходимой грузоподъёмности, перепроектировать строительную часть проекта из условия максимального укрупнения элементов, создать условия для 100%-ного совмещённого монтажа технологического оборудования. И всё это с одной целью — сократить продолжительность строительства каждого блока до 48 месяцев.

Для вящей убедительности в справедливости излагаемой темы, не загромождая объём
информации данной статьи, привожу только часть доказательных фотодокументов для сравнения двух альтернативных кранов: козлового отечественного крана г/п 380 тонн и гусеничного импортного крана LIEBHERR, LR-13000 г/п 3000 тонн, предназначенных для одних и тех же операций. 

Фото 1. Балаковская АЭС. Блок 1. Общий вид крана К2х100(190). 1984 г.

Фото 2. Балаковская АЭС. Блок 5. Кран К2х100(190). 2014 г. Масса крана 1100 тонн.

 

Кран LIEBHERR LR 13000 г/п 3000 тонн. Масса 900+750+150+1500=3900 тонн,
(Это — в 11 раз тяжелее корпуса реактора — 330 тонн)

Фото 3. Кран LIEBHERR LR 13000. Верхний оголовок стрелы. 60 нитей для груза-3000 тонн. Для АЭС требуется г/п 400 тонн и всего 10 нитей (см. фото 2).

Фото 4. Кран LIEBHERR LR 13000 г/п 3000 т. Крюковая обойма. Масса 111 т.
Для АЭС - требуется г/п 400 тонн и один двурогий крюк.

Вывод: Применение импортного крана — это «стрельба из пушки по воробьям»!







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=7292