Силоамская купель для российского образования
Дата: 14/03/2017
Тема: Кадровая политика


Н.Н.Григорьев, проф. каф. Технических средств навигации Госуниверситета морского и речного флота им.адм.С.О.Макарова

В бытность министром образования А.А.Фурсенко на ежегодном молодежном форуме на Селегере 23 июля 2007 г. назвал советскую систему образования костной, обосновав свое умозаключение следующим образом: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».



В ежегодном послании Федеральному Собранию в декабре 2016 г. Президент РФ В.В. Путин, по сути, призвал вернуться к этой «костной советской  системе»: «Нужно развивать самостоятельное мышление школьников, умение работать индивидуально и в команде, добиваться поставленных целей и уметь ставить их. Уметь решать нестандартные задачи».

Интересно, как «квалифицированному потребителю» удастся решать нестандартные задачи. Для этого требуются «нестандартные мозги». Вырастить человека с нестандартным образом мышления в «стойле» системы менеджмента качества невозможно. Возник явный диссонанс с прежней стратегией советника президента РФ по науке А.А.Фурсенко.

Но вопреки ожиданиям, «силоамская купель» (вода которой обладала чудесным свойством исцелять больных, Евангелие от Иоанна гл. 9, ст. 7), эффекта оздоровления в сфере образования пока не дает, в очередной раз, подтверждая справедливость фразы О.Уайльда: «В России нет ничего невозможного, кроме реформ».

 

«On-line» образование 

В последнее время активизировалась кампания по продвижению дистанционного «on-line» образования. Апологеты очередного нововведения усматривают выгоды дистанционного обучения в том, что оно позволит привлекать к чтению лекций только высококвалифицированных преподавателей, материалы которых будут читаться в режиме on-line либо видеозаписи.

Ректор НИУ ВШЭ Я.Кузьминов доложил об успехах в этой области В.В.Путину, и, судя по реакции президента, эта идея получила одобрение.  Как побочный, но весьма значимый для бюджета результат - снижение расходов на образование. А они - расходы и так весьма скромные, о чем постоянно говорят представители образования и общественности, например, академик В.И.Арнольд на парламентских слушаньях 2002 г. Уже тогда он предостерегал от следования западным вариантам «инновационного образования», приводя убедительные примеры пагубности западных стандартов.

Преждевременные восторги по поводу ожидаемых побед мы испытывали неоднократно. Одна «инновационная» кампания сменяет другую, оставляя неизменным желание чиновников «оптимизировать» расходы на образование. 

На Западе, который нам постоянно приводят как пример «прорывных образовательных технологий», прогрессивность on-line обучения поставлена под сомнение. Американский специалист в области квантовой физики Фритьоф Капра в книге «Паутина жизни» пишет: «Духовное обнищание и утеря культурного разнообразия в результате чрезмерного использования компьютеров приобретает серьезный характер, особенно в области образования». И приводит слова американского философа ХХ в. Нила Постмана: «Когда для обучения используется компьютер, меняется смыл обучения». «Применение компьютеров в системе образования часто превозносится как революция, которая, в конечном счете, преобразит все грани учебного процесса. Применение компьютеров в школах основано на устаревшем представлении о человеческих существах как о процессорах; тем самым укрепляются ошибочные механистические концепции мышления, познания и коммуникации. Информация представляется как основа мышления, тогда как в реальности человеческий разум думает посредством идей, а не информации. В компьютерной модели обучения знание рассматривается как свободное от контекста и системы ценностей и основанное на абстрактных данных; на самом же деле всякое содержащее смысл знание контекстуально, причем большая часть его не вербальна и имеет эмпирический характер. После тридцати лет господства в области исследований мозга и познания, после построения живучей и до сих пор распространенной технологичной парадигмы, миф об обработке информации, в конце концов, стал подвергаться серьезным сомнениям. Критические сомнения выдвигались еще на заре развития кибернетики. Скорее, мозг функционирует на основе сплошной связанности, хранит информацию в распределенном виде и проявляет способность к самоорганизации, которая совершенно отсутствует в компьютерах. Однако эти альтернативные идеи были оттеснены на периферию в интересах господствующего компьютерного мировоззрения» [Н. Постман «5 вещей, которые мы должны знать о технологических переменах», Денвер, Колорадо 1998]. 

Практикующий психотерапевт, нейропсихиатр Тео Кампернолле в книге «Мозг освобожденный: Как предотвратить перегрузки и использовать свой потенциал на полную мощь», пишет: «американские дети демонстрируют самый низкий уровень знаний и навыков среди всех школьников развитых стран. Многие студенты, в первую очередь мужского пола, уже не в состоянии  прочитать одну экранную страницу».   

Пора бы и нам признать, что дальнейшее компьютерное реформирование в сфере образования несет угрозу национальной безопасности и требуют вмешательства на правительственном уровне.

 

Проблема хорошего учителя

Проблема качественного образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней существует и другая проблема – проблема хорошего учителя. Сократ считал, что «самые трудные профессии: учить, лечить и судить». Из этих трех самой трудной следует считать профессию учителя, которому приходится и учить, и лечить, и судить. 

В российском современном образовании навыки преподавания достигли критической черты. В свою очередь, дефицит профессиональных лекторов сказывается на качестве образования. Несомненно, что главной отличительной чертой преподавателя является его методика. Специфичность методики заключается в том, что чужую методику можно изучить, но нельзя копировать - штампованный продукт не жизнеспособен. «Хороших методик столько, сколько хороших преподавателей» [Джордж Полиа, математик]. Несомненно, хороший преподаватель - штучный продукт. По-видимому, чиновники от образования догадываются об этом. По их мнению, использование современных «образовательных технологий» позволит «тиражировать» хороших лекторов. 

В период перестройки и распада Советского Союза из вузов ушли молодые, наиболее способные преподаватели, число же самих вузов стремительно выросло, а вакантные места заполнили люди, зачастую случайные.

Необходимо учесть, что даже крупные специалисты своего дела далеко  не всегда способны преподавать лекции. В своих мемуарах академик А.Н.Крылов вспоминал, что член-корреспондент Петербургской АН И.П.де-Колонг, крупнейший специалист в области уничтожения девиации магнитного компаса, совершенно не умел читать лекции. «Жаль, что философию права читал Бершадский – как горох из мешка сыпал», в своё время напишет Н.К. Рерих. Свое пребывание в Кембридж писатель В.В. Набоков запечатлит словами: «По утрам молодцы эти, схватив в охапку тетрадь и форменный плащ, спешат на лекции, гуськом пробираются в залы, сонно слушают, как с кафедры мямлит мудрая мумия, и, очнувшись, выражают одобренье свое переливчатым топаньем, когда в тусклом потоке научной речи рыбкой плеснется красное словцо».

 

Не забывать своё будущее

Чтение лекций – это дар, которым обладают немногие. Помимо владения словом, необходимы хорошие методики, которые не продаются в супермаркете. Сама же профессия преподавателя стала не престижной. Причина тривиальная – заработная плата. Если не вернуть профессии преподавателя статус самой престижной, самой значимой с точки зрения национальной безопасности профессии, то все начинания по восстановлению российского образования обречены на провал.

«Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищете. Стыд тем, кто знает, что детей их учит бедствующий человек. Не только срам народу, который не заботится об учителях будущего поколения, но знак невежества. Можно ли поручать детей человеку удрученному? Можно ли считать учительство ничтожным занятием? Можно ли ждать огней сердца, когда молчит дух? Так говорю, так повторяю, что народ, забыв учителя, забыл свое будущее» [Н.К.Рерих].   

Сочетание непрестижности профессии и «удрученности» преподавателя не способствует формированию у аудитории возникновения такого явления, как синергия – признак успешности обучения.

Лектор должен уметь эффективно стимулировать и раскрывать потенциал учеников. Сделать это в условиях, когда образование сведено к стандартам пресловутого ЕГЭ, а Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает разработку «стандарта учителя», невозможно.

 

«Знать нравы человеческие»

Учащимся должна передаваться увлеченность лектора. В «Кратком руководстве к красноречию» М.В.Ломоносов пишет: «Доводов иногда недостаточно, чтобы привлечь слушателя на свою сторону.  Чтобы с успехом приводить в действие силу красноречия, надо знать нравы человеческие». Великий русский ученый, философ призывает учителя понять, как и от чего рождается страсть у слушателей в процессе обучения. Но проявить тягу к знаниям у тех, кто пришел в вуз не за знаниями, а за дипломом, не возможно.

Чиновники от образования стремятся решить проблему повышения качества образования инновационными методами. Страсти вокруг новых образовательных технологий, бушевавшие в последние двадцать лет, несколько поутихли. Использование компьютеров и интерактивной доски лишь инструмент для улучшения процесса преподавания, но отнюдь не инновации в образовании. Сторонники же инновационных технологий в очередной раз активизировались вокруг идеи on-line образования.

Ограничивая круг лекторов, легче «вылепить» стандартного преподавателя, который придется по душе чиновникам. Но при этом забывают про душу учащегося. Вожделенный стандарт породит жесткую конкуренцию, главную роль в которой будут играть не талант преподавателя, а внешняя атрибутика, привнесенная компьютерными эффектами.     

По данным профессора кафедры биологии и экологии человека Северного Арктического федерального университета Людмилы Соколовой, исследовавшей психофизические основы чтения, эффективность выполнения заданий у школьников при чтении печатных книг на 7% выше, чем при использовании электронных гаджетов. Активность симпатической нервной системы, возбуждающей деятельность сердца, гораздо сильнее выражена при чтении бумажной книги, так как ее уровень повышается на 31,68%. Электронное издание стимулирует нервную систему почти в два раза слабее. То есть текст в печатном варианте воспринимается значительно ярче, а сопереживание героям становится более глубоким.

Кейт Гарленд (Университет Лестера, Великобритания) поставил следующий эксперимент. Он предложил студентам-психологам разобраться в трудном тексте по непрофильной дисциплине - экономике. Оказалось, что студентам, изучавшим фундаментальную статью в печатном варианте, понадобилось перечитывать ее меньшее число раз, чтобы разобраться в сути вопроса. Кроме того, спустя несколько недель, они лучше воспроизводили главные аргументы и тезисы публикации.

Простой эксперимент провели специалисты исследовательской компании «Nielsen Norman Group». Добровольцам было предложено прочитать короткий рассказ Э.Хэмингуэя на разных носителях. Быстрее всего (среднее время - 17 мин. 20 сек.) выполнили задание те, кому досталась бумажная книга. На 6,2% времени больше потратили пользователи планшетных компьютеров iРad. На чтение рассказа в электронной книге было затрачено времени на 10,7% больше.

В книге «Квантовая психология» Роберт А. Уилсон, американский философ, психолог пишет: «К счастью, этот Век Тупости не может продолжаться очень долго. В конце концов, чтобы мы не опустились до уровня стран третьего мира, элита просто вынуждена будет разрешить более качественное образование для американской молодежи». «Верхи постараются предотвратить будущие всплески радикального утопизма намеренным “отуплением” системы образования. Мы получили, так называемое “Поколение Икс”, которое я бы назвал не только самым невежественным, но и самым параноидальным и депрессивным поколением за всю историю нашей страны. Эти дети не только ничего не знают — они даже не хотят знать.  Они лишь смутно сознают, что кто-то их чего-то лишил, но у них не хватает то ли смелости, то ли злости, чтобы попытаться выяснить, кто именно и чего их лишил». И это говорится об американском образовании, которое мы столь истово и недальновидно копируем. Отечественные школьные учителя-новаторы считают, что ЕГЭ и его производные пройдут  как насморк, но ведь насморк может быть и хроническим.

О качестве советского образования, морского в частности, свидетельствует такой факт. При создании атомного подводного флота США при  Массачусетском технологическом институте была создана специальная школа для подготовки офицеров-подводников. Понимая значимость проблемы подготовки грамотных кадров, «отец американского подводного флота» адмирал Х. Риковер отправляется в Советский Союз изучать нашу систему образования. Возглавляет делегацию вице-президент США  Р.Никсон. На заседании специальной Комиссии Конгресса, в докладе по итогам поездки Х. Риковер заявил: «Будущее принадлежит хорошо образованным нациям, так пусть это будет наша нация».

 

Как кардинально повлиять на учебный процесс

Учитель-новатор - вот кто способен кардинально повлиять на учебный процесс. Стремление чиновников «оптимизировать» учебный процесс (понимая под термином «оптимизировать», снижение объемов финансирования образования) продвигает новое веяние. В статье «Российское образование уходит в on-line» [«Ведомости», 17.04. 2015 г.] говорится следующее: «С запуском Национальной платформы открытого образования некоторые педагоги могут остаться не у дел (курсив авт.)». Ректор МИСиС А.Черникова утверждает: «Мы не рассматриваем проект по открытому образованию как коммерческий. Мы рассматриваем любой образовательный проект не с точки зрения его прибыльности, а, прежде всего, как расширение возможностей формирования индивидуальной образовательной траектории для каждого обучающегося». По представлениям ректора, эта инновационная платформа - возможность для университетов продемонстрировать свои уникальные конкурентные преимущества и разработать качественные курсы от лучших преподавателей страны по тем направлениям, в которых вузы традиционно сильны. On-line курсы, по мнению их создателей, смогут разгрузить педагогов, предоставив им больше возможностей для научной деятельности.

Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина считает, что «появление Национальной платформы приведет к жесткой конкуренции между педагогами (курсив авт.), чьи традиционные лекции могут быть замещены on-line курсами». По ее представлению, педагогам отечественных вузов теперь предстоит бороться за студентов друг с другом. И.Абанкина не исключает вероятность того, что во многих вузах может произойти замещение целых направлений on-line обучением, что может быть не только качественнее, но и гораздо дешевле (курсив авт). По убеждению А.Черниковой, «качественные образовательные on-line курсы значительно расширяют спектр возможностей получения образования по самым высоким стандартам. Студенты сами смогут выбирать, в каком университете им изучать тот или иной курс, получат возможность обучения у лучших преподавателей страны».

В романе «Женщина в песках» японский писатель Кобо Абэ описал стиль жизни сообщества «стандартных» учителей: «учителя ведут своеобразную жизнь, все время отравленную грибком зависти. Год за годом мимо них, как воды реки, текут ученики и уплывают, а учителя, подобно камням, вынуждены оставаться на дне этого потока. Они говорят о надеждах другим, но сами не смеют питать надежду, даже во сне. Они чувствуют себя ненужным хламом либо впадают в мазохистское одиночество, либо становятся пуристами, к другим проникаются подозрительностью, обвиняют их в оригинальничание. Они так тоскуют по свободе действий, что не могут не ненавидеть свободу действий».

Что можно добавить? «Грибков зависти» станет больше. А победят те, кто придумает более «трескучие» термины для ублажения слуха чиновника.  

В on-line системе образования студент, так или иначе, должен использовать экран телевизора или компьютера. По данным исследований западных ученых, телевидение является одной из причин снижения интеллектуальных способностей человека. Немецкий ученый Райнер Пацлаф, изучавший воздействие телевидения на физиологию человека, пришел к выводу: чем больше времени человек затрачивает на просмотр телепередач, тем меньшим объемом знаний он обладает. Цепочка визуального ряда телесюжета лишает зрителя необходимости конструктивно мыслить, а организм во время просмотра телепередач впадает в состояние некоего анабиоза. В качестве доказательства Райнер Пацлаф приводит следующие факты: «Если мы просто лежим на кровати и отдыхаем, то расходуем энергии на 14% больше, чем в том же положении, но просматривая телепередачи. Пульс при этом замедляется на 10%».

 

«Компетентностые принципы» и безопасность

Под «благими» намерениями – добиться повышения качества образования, были внедрены «стандарты образования» и «компетентностые принципы». Это поветрие, скорее всего, надуло с торгового морского флота, где «для снижения издержек» судовладельцы в качестве рабочей силы зачастую прибегают к использованию специалистов низкой, а точнее, сомнительной квалификации. К аналогичным мерам обратились и в области российского образования, когда несостоятельность реформ стала очевидной.         

Между тем, вопросы компетентности в области мореплавания кратко, точно и образно сформулировал еще академик А.Н.Крылов: «Морские науки без практики - бесплодны, морское дело без теории - пагубно». О пагубности применения практики без теории свидетельствует возросшая аварийность на морском транспорте, не смотря на стандарты безопасности, усердно внедряемые Международной морской организацией (ИМО). О том, что международное судоходство сдало свои позиции в области безопасности мореплавания, в дипломатичной форме признал в 1996 г. Генеральный секретарь ИМО Уильям О’Нил: «За последние пятнадцать лет уровень морских перевозок в мировой торговле достиг 70%. В то же время, сорок лет влияние ИМО распространялось, в основном, на морские державы, располагавшиеся в северном полушарии. Сегодня флот этих держав сократился, появились новые судоходные нации. Большая часть судов управляется теперь моряками не из Европы и Северной Америки, а из Азии. Эта тенденция будет сохраняться, будет расти активность судоходства развивающихся стран. Вместе с тем, многие развивающиеся нации испытывают недостаток в хорошем морском опыте и традициях. Мы должны признать, что тот «морской мир», в котором выросло большинство из нас, завершает свое существование. Мы должны стремиться к таким отношениям, когда безопасное мореплавание станет предметом гордости.

По имеющимся данным, сегодня 15% судов могут быть определены как субстандартные (не отвечающие стандартам безопасности мореплавания), а возможно, этот процент даже выше. Анализ проблемы показывает, что мировое сообщество имеет все предпосылки для управления безопасностью и развития культуры безопасности в морской индустрии. Среди причин, которые будут способствовать усилению ответственности за подготовку судового персонала и безопасное укомплектование судов экипажами, - это внедрение новых требований Кодекса ПДНВ – 95. К сожалению, эти стандарты не соблюдаются должным образом. В настоящее время больше правит культура уступчивости, чем культура безопасности».

Замена культуры безопасности культурой уступчивости – результат нарушения баланса теории и практики. Экономия на образовании дорого обойдется России.  Теория, и тем более практика, преподнесенная on-line - «издалека», может быть только пагубной. Читая лекцию с экрана, преподаватель лишен доверительного общения, которое позволяет отойти от канонов, прибегнуть к аналогиям и метафорам, при возникновении проблем в понимании излагаемой темы аудиторией.

Единение преподавателя (который к великому счастью студентов не является «стандартом») и учащихся, блистательно описал А.П.Чехов в рассказе «Скучная история»; герой которой - нестандартный преподаватель. Вот как он сам оценивает свои способности, как лектора: «Я знаю, о чем буду читать, но не знаю, как буду читать, с чего начну и чем кончу. В голове нет ни одной готовой фразы. Но стоит мне только оглядеть аудиторию (она построена у меня амфитеатром) и произнести стереотипное «в прошлой лекции мы остановились на...», как фразы длинной вереницей вылетают из моей души, и - пошла писать губерния! Говорю я неудержимо быстро, страстно и, кажется, нет той силы, которая могла бы прервать течение моей речи. Чтобы читать хорошо, то есть нескучно и с пользой для слушателей, нужно, кроме таланта, иметь еще сноровку и опыт, нужно обладать самым ясным представлением о своих силах, о тех, кому читаешь, и о том, что составляет предмет твоей речи. Кроме того, надо быть человеком себе на уме, следить зорко и ни на одну секунду не терять поля зрения (курсив авт.). Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю. Предо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя - победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти. Другой мой противник сидит во мне самом. Это - бесконечное разнообразие форм, явлений и законов, и множество ими обусловленных своих и чужих мыслей. Каждую минуту я должен иметь ловкость выхватывать из этого громадного материала самое важное и нужное, и так же быстро, как течет моя речь, облекать свою мысль в такую форму, которая была бы доступна разумению гидры и возбуждала бы ее внимание, причем надо зорко следить, чтобы мысли передавались не по мере их накопления, а в известном порядке, необходимом для правильной компоновки картины, какую я хочу нарисовать. Далее я стараюсь, чтобы речь моя была литературна, определения кратки и точны, фраза возможно проста и красива. Каждую минуту я должен осаживать себя и помнить, что в моем распоряжении имеются только час и сорок минут. Одним словом, работы немало. В одно и то же время приходится изображать из себя и ученого, и педагога, и оратора, и плохо дело, если оратор победит в вас педагога и ученого, или наоборот».

 

«Во что обойдется невежество»

Закон Бока гласит: «Если считать образование чрезмерно дорогостоящим - попробуйте, во что обойдется невежество». Российское образование уже столкнулось с этим, только чиновники признать это упорно не хотят.  В результате плодятся новые искусственные приемы, хотя ясно, что советская система образования была одной из лучших в мире. Это признавали даже наши недоброжелатели. Широко известны слова Джона Кеннеди: «Мы проиграли русским космос за школьной партой». Сегодня жизненность советской системы образования демонстрируют Китай и Индия.

Профессор Царскосельского лицея  А.П.Куницын считал: «Наука только тогда имеет совершенный вид, когда все положения оной составляют непрерывную цепь, и одно объясняется достаточно другим». Для обеспечения непрерывности цепи необходима связь всех звеньев, что могут обеспечить гуманитарные дисциплины. Но при этом важно не впасть в крайности. «Можно обогащать язык новыми определительными, но бессмысленный свист не принесет пользы. Каждая буква, по звуку своему, означает вибрацию центров. Нелепо без пользы нарушать созвучие» [религиозно-философское учение Агни-Йога]. Вслушайтесь в лишенные смысла слова и фразы: КИМы (контрольно-измерительные материалы), новые образовательные технологии, образовательные стандарты третьего поколения, образовательные конгломераты – типичные образы «бессмысленного свита».

Для того чтобы все положения науки составляли непрерывную цепь и одно достаточно объяснялось другим, требуется не только словарный запас, но и нечто большее – умение распорядиться мыслеобразами так, чтобы принять решение, а более того - донести суть до других. Сделать мысль понятной для ее воспроизведения в других ситуациях, допуская при этом разумную интерпретацию, при которой сама суть останется неискаженной. Это возможно только при условии, что люди вполне понимают друг друга на обыденном или профессиональном уровне. Выражая мысли через многообразие чувств, необходимо контролировать восприятие информации. Без этого лекция теряет смысл. В противном случае приходится сталкиваться с «отчаяньем», описанным В. Набоковым в  одноименном рассказе: «Я глядел на вывески, находил слово, таившее понятный корень, но обросшее непонятным смыслом».

 

Плато на кривой обучения

В психологии есть термин «плато на кривой обучения», фиксирующий ситуацию в процессе обучения, когда ученик, вроде бы и учит, а результата нет. Р. Хаббард следующим образом комментирует это явление: «Единственная причина, из-за которой человек бросает учебу или сбивается с толку, либо становится неспособным к обучению, заключается в том, что он пропустил слово, которое не было понято. Случалось ли с вами, что, прочитав страницу, вы осознавали, что ничего из прочитанного не помните? Где-то на этой странице вы пропустили слово, значения которого вы не поняли или поняли неправильно».

В рассказе А.П.Чехова «Свадьба с генералом»  отставной контр-адмирал Ревунов-Караулов рассуждает о службе на морском флоте: «Всякое незначительное слово имеет, так сказать, свое таинственное... ээ... недоумение». В этот момент и важно, чтобы слова Учителя обретали смысл, которого они лишены в словаре.

В книге «От мечты к открытию» Нобелевский лауреат Г.Селье рекомендует: «Включайте в лекцию лишь «сливки» своих познаний, оставляя себе для маневра широкое и безопасное поле накопленных знаний – тот резерв, куда вы могли бы отступить либо под воздействием собственной речи, либо, руководствуясь реакцией аудитории». Но, учитывая нынешний провал в образовании, лектору все больше приходится спускаться на уровень популяризации. Но и это требует способности маневрировать, руководствуясь реакцией аудитории.

 

Отрасли, способствующие  росту экономики и обороноспособности государства

В Агни-Йоге сказано: «Преступление противу знания самое тяжкое. После него молчит милосердие». Особое «милосердие», нужно в отраслях образования, которые способствуют  росту экономики и обороноспособности государства. К ним относятся земледелие, промышленность, информатика и транспорт, которые приносят бюджету страны существенные средства, из которых финансируется и фундаментальная наука. В связи с этим возникает вопрос, правомерно ли включать транспортные вузы в четвертую - последнюю категорию, предусматривающую финансирование по остаточному принципу? Престижность вузов и профессий должна определяться целесообразностью деятельности специалистов, которые придут в отрасли народного хозяйства.

Что же касается «on-line образования», оно может использоваться «в плюс», но не вместо традиционного классического образования. И принесет оно пользу только тем, кто поставил перед собой цель приобрести знания, а не купить диплом.  







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=7360