Росатом ужесточает требования к поставщикам
Дата: 10/04/2017
Тема: Нормы и право


В госкорпорации поделились секретами эффективности системы закупок

Владимир Полканов, «Независимая газета»

Росатом принял участие в форуме Общероссийского народного фронта «Госзаказ – за честные закупки»: предприятия атомной отрасли представили свою экспозицию на выставке, а директор по закупкам, материально-техническому обеспечению и управлению качеством Роман Зимонас в рамках состоявшейся дискуссии рассказал о выстроенной госкорпорацией системе закупок. Эта система фактически была признана образцовой: почти все выступавшие представители госкомпаний так или иначе сравнивали свой опыт с наработками Росатома.



Госкорпорацию можно считать одним из крупнейших заказчиков: в атомной отрасли ежегодно заключается около 70 тыс. договоров на сумму более триллиона рублей. На электронных площадках зарегистрировано около 85 тыс. поставщиков, которые постоянно работают с Росатомом. При этом 99% конкурентных закупок проводится через электронные торги. В среднем количество участников крупных закупок на один лот достигает семи, увеличившись с 2011 года в два раза. «Мы прекрасно справились с размещением заказа в 2016 году. Весь план выполнен. Причем нам удается все крупные торги разыгрывать как минимум в первом полугодии – это позволяет больше времени отводить на исполнение заказов», – рассказал Роман Зимонас.

Управление закупочной деятельностью Росатома состоит из нескольких основных элементов. Прежде всего это единая методология: все 395 компаний, которыми управляет госкорпорация, проводят закупки по единым правилам. Все закупки размещаются на сайте Росатома и дублируются на государственном сайте. Вот уже семь лет действует автоматизированная система управления закупками: все планы закупочной деятельности и конкурсная документация приводятся в едином электронном виде, полностью обеспечивая поддержку и отчетность, связанную с закупками. Несколько лет в Росатоме успешно действует так называемая категорийная система управления заказами – объединение заказов на несколько лет для увеличения интереса рынка. Используется и система закупок с двумя победителями: для сложных поставок, которые во всем мире могут обеспечить единицы, такая система позволяет повысить конкуренцию – в случае победы одного поставщика есть риск, что в дальнейшем он сможет диктовать цены.

Для контроля цен создана внутренняя система управления ценообразованием: стоимость всех товаров и услуг поставщиков фиксируются, и расчет новых контрактов проводится с учетом того, по какой цене закупки проводились ранее. При этом коммерческие предложения, которые могут привести к повышению цены, используются очень редко.

В обязательном порядке используется система контроля за возможными нарушениями. Это и внутренний арбитраж (рассматривает около 800 жалоб ежегодно, причем примерно 300 признается обоснованными), и горячая линия по борьбе с хищениями и мошенничеством (информация с нее ежедневно поступает гендиректору), и меры взыскания за допущенные нарушения (бонус и сама работа в Росатоме всех ответственных за закупки сотрудников зависит от того, насколько качественно проведены эти процедуры). Арбитражный комитет порой принимает даже более жесткие решения, чем Федеральная антимонопольная служба (ФАС), а если дело начинает приобретать уголовный оборот, служба экономической безопасности уполномочена сообщить об этом в правоохранительные органы – ежегодно таким образом формируется около 15–20 уголовных дел.

Кроме того, создана система мероприятий для поставщиков и общественности, включающая в себя обучение, проведение тематических форумов, формирование общественных площадок для обсуждения и улучшения правил, а также работу Совета по прозрачности деятельности. Экономический эффект работы комплекса всех этих мероприятий достигает 10%.

Дополнительные 5% ежегодно дает переторжка – процедура, предполагающая добровольное изменение первоначальных ценовых предложений участниками закупки. Например, в конкурсе на поставку установки переработки сбросных вод на Белорусскую АЭС цена заявки составила 731 млн руб., а после переторжки сократилась на 40% до 437 млн руб. Применяются и дозапросы недостающих документов: часто поставщики допускают мелкие ошибки, которые привели бы к снятию их заявки – в таких документах Росатом разрешает вносить корректировку. Так, в конкурсе на поставку частей мостовых электрических кранов на АО «Русатом Сервис» из 11 участников шесть формально не соответствовали критериям, но после дозапроса пятеро из них были допущены к торгам. В результате цена поставки была снижена на 69% – до 0,8 млн долл.

Вся эта система позволяет поддерживать малое и среднее предпринимательство (МСП): установленная законом доля закупок у МСП перевыполняется. Так, в 2015 году поставки осуществляла 21 организация МСП на общую сумму 28,2 млрд руб., в этом году поставщиками по плану будут уже 39 организаций, а сумма их контрактов составит 47,8 млрд руб. Для мелких и средних поставщиков ходовой продукции действует «Электронный магазин» – упрощенный механизм, в рамках которого от участника достаточно разместить в электронной системе свою оферту по цене и объемам без траты времени на подготовку документации, ожидание вскрытия и т.д.: заказчик, выбрав наилучшее предложение, может сразу же заключить с поставщиком электронный договор.

«Мы достигли колоссальных успехов по открытости, конкуренции и равноправию поставщиков по сравнению и с 90-ми годами, и с нулевыми. Созданы новые инструменты, демонстрирующие большую эффективность. Но есть ощущение, что нет прогресса в области управления и исполнения договоров, – отметил Роман Зимонас. – Законодательно очень слабо или почти не регулируются вопросы качества и сроков исполнения заказов. При этом ФАС очень негативно стала относиться к тому, что мы предъявляем дополнительные требования к поставщикам по опыту, ресурсам и лицензиям. Сейчас заказчик остается один на один с поставщиком, и единственная возможность решать какие-либо споры – это арбитражный суд. По времени это занимает месяцы, быстро и оперативно работать не получается».

Один из примеров – закупка циркуляционного насоса и комбинированных затворов для Нововоронежской АЭС. Поставщик декларативно объявил о готовности выполнить заказ, но его реализация затянулась на 80 месяцев, причем поставленное оборудование провалило испытания. Другой пример – изготовление и поставка трубопроводной арматуры машзала для Белоярской АЭС. На исполнение контракта было потрачено около 40 месяцев, и техника снова подвела. Все, что можно отсудить у поставщика, – несколько миллионов рублей, а простой станции обходится гораздо дороже – десятки миллионов рублей ежедневно. Никакие штрафы несопоставимы с этими потерями.

Некачественное выполнение договоров порой приводит к трагедиям. Так, при выполнении работ по строительству комплекса общестроительных организаций для Курской АЭС-2 обрушилась часть каркаса строящегося цеха, что повлекло гибель работника субподрядчика. А при сооружении комплекса по переработке радиоактивных отходов для Курской АЭС было выявлено неудовлетворительное состояние заявленного башенного крана, потребовалась его замена. Декларативного подтверждения выполнения технических требований на этапе закупки не достаточно, убеждены в Росатоме.

Чтобы решать возникающие проблемы, до сих пор в госкорпорации допускали возможность работы с каждым подрядчиком в ручном режиме. Но сейчас это становится невозможным: по плану уже к 2023 году Росатом должен построить шесть блоков АЭС, пять из которых – за рубежом (Индия, Венгрия, Финляндия) – это слишком большой объем, который надо начинать реализовывать уже сейчас. В случае срыва работ будут не только финансовые потери в виде штрафов, но и значительный ущерб для репутации всей страны.

При этом зарубежные заказчики не допускают российских поставщиков к заказам, пока они не прошли финансово-экономический и технический аудит. Кстати, такая же практика применяется всеми мировыми конкурентами Росатома. Пока заказчик не убедится, что у поставщика есть своя производственная линия, соответствующая тем параметрам, которые он заявил, никакие деньги ему перечислены не будут. На слово никто не верит – и в этом большое отличие от российской системы, построенной на декларативных заявлениях поставщика.

«Пришло время очень серьезно обсуждать введение в законодательство обязательных требований к поставщикам по наличию опыта, ресурсов и лицензий, возможность проведения аудита изготовителей, подрядчиков и субподрядчиков со стороны заказчика, – подчеркнул Роман Зимонас. – Мы, конечно, ведем речь только об уникальных, опасных или технически сложных работах – естественно, аудит поставщиков, к примеру, продуктов питания, не нужен. При этом все правила и методика закупки должны быть заблаговременно опубликованы, в ее отношении должна быть предусмотрена процедура обжалования. Необходимо составлять протокол, в котором отражалось бы, что не нравится заказчику, и участник должен либо согласиться, либо обжаловать его. Это важно не только для заказчиков, но и для поставщиков – они смогут развиваться в правильном направлении». Такую схему Росатом обязательно будет вводить, хотя она и не предусмотрена (но и не запрещена) действующим законом – иначе возникнут проблемы с выполнением планов, сообщил Роман Зимонас. А также Роман Зимонас предложил присутствующим органам власти рассмотреть целесообразность и возможность законодательного закрепления предлагаемых механизмов. 


«Независимая газета», 10.04.2017







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=7413