Десять технологических прорывов, которые преобразили мир
Дата: 17/07/2017
Тема: Время и судьбы


Александр Просвирнов

В 1972 году Ф.Д.Медоуз  издал книгу «Пределы роста» [1], которая была представлена на очередном собрании Римского клуба. Основным предупреждением автора было предотвращение экспоненциального роста, который, по его мнению, приведет к истощению невозобновляемых ресурсов, деградации окружающей среды и, как следствие, к снижению уровня жизни и численности человечества. Основным решением проблемы автор предлагал  концепцию ограничения человеком своего потребления в разумных пределах, которая получила название концепции “нулевого роста”, что явно вступало в противоречие с принципами общества потребления.



«Мы хотим установить тот уровень, на котором стремление к росту остается совместимым с размерами нашей небольшой планеты и с основными потребностями формирующегося мирового сообщества от снижения социальной и политической напряженности до повышения уровня жизни каждого человека» (http://www.studfiles.ru/preview/3911777/)

Через 45 лет можно констатировать, что эти предупреждения не были восприняты всерьез, так как действительно противоречили принципам индустриального общества, общества потребления, которое видит весь смысл своего существования в росте потребления, а значит в экспоненциальном индустриальном росте.

В 1997 году Эрнст фон Вайцзеккер, Эймори Б.Ловинс, Л.Хантер Ловинс представили Римскому клубу доклад [2] «Фактор «четыре». В два раза больше богатства из половины ресурсов», в котором предположили, что проблемы ограниченности ресурсов могут быть решены за счет качественного улучшения используемых технологий, которые могут предоставить человечеству приемлемые условия жизни при уменьшении удельного потребления ресурсов.

В работе рассматриваются примеры, иллюстрирующие как низкую эффективность использования ресурсов, так и потенциальные возможности экономии материалов и энергии, открываемые новыми технологиями, вводится понятие эффективности с включением в нее экологической составляющей, предложения, сводящиеся к жесткому экономическому воздействию на производителей с целью ограничения потребления ресурсов.

Авторы отметили два важных момента. Во-первых, экономический индикатор ВВП не удовлетворяет современности и необходимо более широкое использование нового комплексного показателя, называемого ими индексом устойчивого экономического благосостояния (Index of Sustainable Economic Welfare— ISEW), который разработан в начале 90-х годов неправительственной экологической организацией New Economic Foundation (NEF). Необходимость его применения иллюстрируется на примере того, что с начала 80-х годов показатели ВВП и ISEW характеризуются не только низкой корреляцией, но даже разнонаправленной динамикой.

Во-вторых, центральной практической мерой, предлагаемой авторами, является прогрессивный налог на использование ресурсов, средства от которого могли бы направляться на осуществление первоочередных природоохранных мероприятий. (http://iir-mp.narod.ru/books/inozemcev/page_1596.html)

Ну и наконец, признанный во всем мире гуру инноваций Тони Себа (Tony Seba) издал книги "Чистый прорыв энергетики и транспорта" (Clean Disruption of Energy and Transportation), "Солнечные триллионы" (Solar Trillions) и "Победители получают все" (Winner Takes All). Работа «Чистый прорыв …»  посвящена последним тенденциям в области технологий, которые ведут к глобальным переменам. Новая эпоха существенно ближе, чем мы думали. Андрей Поздняков, наш соотечественник, перебравшийся в Силиконовую долину,   в пересказе автора работы [3] осветил основные положения книги Тони Себа.

Что такое технологический прорыв? По определению Тони Себа [3]: «Это комбинация технологий, которые дают возможность предпринимателям или компаниям создавать новые продукты и сервисы, с двумя характеристиками. Первая  - они создают новые рынки, вторая - уничтожают или радикально изменяют существующие отрасли индустрии.  Внедрение инноваций и развитие рынков подчиняются общей закономерности. Сначала новые технологии имеют ограниченное применение и не влияют на массовые рынки, но со временем становятся доступными и в определенный момент наступает прорыв, когда они быстро трансформируют общество и экономику.»  Самое опасное для нас – это уничтожение отраслей индустрии, которое мы не смогли предвидеть. Конечно, нет ничего хорошего, если мы профукаем и новые рынки, так как это будет означать только то, что мы плетемся на обочине развития человечества.

В то же время, интересно проследить, как человечество проходило эти качественные скачки (прорывы) в своем индустриальном развитии. Технологический прорыв вводит новый технологический уклад,  и при этом убивает старый, и здесь важно не проморгать прихода нового «убийцы».

Можно предположить, что индустриальная эпоха началась с первого прорыва - изобретения паровой машины. Этот качественный прорыв занял полвека, пока паровая тяга не вытеснила паруса. «Когда один из создателей ранних пароходов Джон Фитч высказал в присутствии группы предпринимателей пророческую мысль, что придет время, и пароходы, особенно пассажирские, будут предпочитать всем другим транспортным средствам, один из участников этого собрания шепнул другому: "Бедняга! Как жаль, что он свихнулся!" А один из крупных ученых начала XIX века Дионисий Ларднер вполне авторитетно заявил, что пароход никогда не сможет принять на борт такого количества топлива, какое необходимо для пересечения океана, и поэтому создание парохода, работающего на линии Нью-Йорк - Ливерпуль, - это такая же нелепость, как путешествие из Нью-Йорка на... Луну.» (http://scbist.com/blogs/admin/408-par-protiv-parusa.html ). Вам это ничего не напоминает? Мне почему-то напоминает лепет нашей комиссии РАН по лже-науке.

Вторым качественным прорывом стала нефть, которая напрочь убила целую отрасль, занимавшуюся поставками китового жира. С другой стороны, можно сказать, нефть спасла китов от полного уничтожения человеком.  «Из-за повышенного спроса, охота на китов к середине XIX века привела к почти полному вымиранию этих животных. Но благодаря более дешевому керосину, получаемому в процессе перегонки нефти, и открытию безопасного использования его в качестве источника освещения, спрос на китовый жир начал резко снижаться. В китовую индустрию были вложены сотни миллионов долларов, китобойный флот США, например, в 1846 г. состоял из 735 судов, а к 1879 г. их осталось всего 39. В конце концов, охота на китов практически полностью прекратилась, так как потеряла какой-либо экономический смысл.» (http://vseonefti.ru/neft/10-faktov.html ) Пришла нефть, и отрасль умерла. Самое интересное, что тогда побочный продукт производства керосина бензин стоил баснословно дешево, так как не имел сбыта и сливался многими фирмами в отходы. Но именно бензин и стал топливной базой четвертого технологического прорыва после изобретения двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Третий прорыв - электрификация переменным током Николы Тесла. Да, фирма Томаса Эдисона пыталась электрифицировать мир постоянным током, но видимо это было преждевременно, Эдисон не уловил дух времени. «Томас Эдисон осуждал Николу Теслу за его исследования в области переменного тока, считая их бессмысленными и бесперспективными. Именно эта критика послужила поводом для того, чтобы пути двух изобретателей разошлись навсегда. Пока Тесла был безработным и перебивался на случайных заработках, он не мог собрать средства для создания собственной компании. Прошлые успехи привлекли к его работам внимание Джорджа Уэстингхауса, инженера и бизнесмена. Он выкупил все патенты Николы Теслы, связанные с переменным током.

Поворотным моментом в истории электричества можно назвать тендер на установку освещения Всемирной выставки в Чикаго в 1893 году, в котором участвовали фирмы Эдисона и Уэстингхауса. Первый предложил электрифицировать экспозицию за 554 тысячи долларов, а второй обещал сделать это за 399 тысяч долларов, что и дало ему победу и контракт, а затем и успешное воплощение обещанного в жизнь, тем самым обеспечив переменному току светлое будущее. И снова благодаря великому гению Николы Tеслы» (http://www.publy.ru/post/20270#i-10) А сейчас уже невозможно себе представить жизнь современного общества без электричества переменного тока. И опять отметьте, что лучшие умы, например, Эдисон не уловили будущего прорыва в изобретении переменного тока. Очень часто лишь сам изобретатель может понять глобальность ценности изобретения. Тесла был гением глобального уровня, а вот Эдисон, увы, нет. Но каким провидцем оказался Джордж Уэстингхаус, надо отдать ему должное.

Рис. 1 Фото улицы Нью-Йорка в 1900 году [3]

Четвертый прорыв - автомобилизация. Сравните два фото [3] на рис. 1 и 2. Понадобилось всего 13 лет, чтобы с улиц Нью-Йорка автомобили полностью вытеснили конные повозки, можно сказать, что спасли города от засилья конского навоза, но сильно подпортили воздух своими выхлопами. «Например, в Нью-Йорке на рубеже XX века насчитывалось 200 тысяч лошадей, которые оставляли более 2-х тысяч тонн навоза в день. Ежедневно и без перерыва. Дождливая погода превращала улицы в болото и реки грязи. В 1894 году в газете Times of London приводилась оценка, что к 1950 году каждая улица города будет покрыта конским навозом слоем толщиной почти в 3 метра. В Нью-Йорке в 1890 году было подсчитано, что к 1930 году слой лошадиного навоза на улицах города будет доставать до окон третьего этажа.» (http://vseonefti.ru/neft/kak-neft-spasla-ot-loshadei.html )

Рис. 2 Фото улицы Нью-Йорка в 1913 году [3]

Но ДВС убил не только конную, но и паровую тягу. Казалось, что паровозы были доведены до совершенства, имели непревзойденные удельные характеристики, но установки с более высоким кпд (ДВС) и переход на электротягу на железной дороге убили паровозы и теперь вы сможете их увидеть только в музеях.

Но и эпоха автомобиля на базе ДВС, продлившаяся более 100 лет, угасает. На смену автомобилям приходят электромобили - пятый прорыв.

Существует несколько проблем, которые делают автомобиль с ДВС неконкурентоспособным:

·        выхлоп вредных газов, отчего современные города уже не приспособлены для нормальной жизни, а у электромобиля нулевой выброс;

·        Эффективность двигателя внутреннего сгорания не более 20%, а в пробках и еще меньше, в то время как кпд электромотора 90-95% (некоторые современные образцы имеют кпд до 98%);

·        невозможность организации регенерации энергии при торможении, в электромобилях это стандартный режим;

·        стоимость топлива на 1 км поездки на порядок превышает стоимость требуемого электричества для электромобиля, особенно с учетом разницы в ночном тарифе, а при использовании собственных фотопанелей или других возобновляемых источников энергии (ВИЭ) вообще бесплатно;

·        Обслуживание автомобиля становится дороже его приобретения, в автомобиле 2000 движущихся деталей (см. рис. 3), в электромобиле всего 18 [3], поэтому обслуживание электромобиля ничего не стоит;

·        Большие затраты на создание автопилота автомобиля, для электромобиля в этом нет никаких проблем.

·        Шумность, хотя это может считаться и преимуществом в целях безопасности.

·        Безопасность. Например, электромобиль Tesla Model S в 2013 году получил наивысший рейтинг безопасности из всех автомобилей, когда-либо протестированных в США.

·        Собственно стоимость. Прошли те времена, когда электромобили стоили огромные деньги. Ранее батареи были очень дорогими, но при массовом производстве их стоимость снижается.

В то же время пока и у электромобилей имеются недостатки:

·        Неразвитая инфраструктура. Станций для подзарядки несравненно меньше бензозаправок. Однако важно понимать, что в потенциале каждое домовладение - отдельная станция подзарядки.

·        Время перезарядки. Для полной зарядки электромобиля требуется около 8–10 часов. Но этот минус очень скоро уберется технологическим прорывом.

·        Ресурс батареи. Пока он не превышает 10 лет.

·        В зимнее время повышается расход энергии аккумулятора на обогрев салона, щеток и фар. [3].

Годовой объем производства автомобилей приближается к 100 млн. в год, а общее количество бегающих авто - около 2 млрд. автомобилей. Колоссальный рынок.

Сейчас электромобили составляют всего одну десятую процента от всех автомобилей в мире. Пытаясь определиться с перспективами нефти, ОПЕК прогнозирует, что электромобили будут составлять всего лишь 1% от всех автомобилей в мире к 2040 году. Как это наивно! Как сладостно слышать нефтемагнатам прогнозы, которые они бы хотели услышать! А услужливые аналитики готовы в том числе и шефам атомной отрасли петь в уши подобные дифирамбы о перспективности АЭС. Но законы прорывов неумолимы, скорее всего, в 2040 году автомобили с ДВС будут уже раритетом, как паровозы сейчас. Очередная ошибка аналитиков на два порядка.

За год продажи электромобилей выросли почти на 60 процентов по всему миру. Именно такой темп роста помог Model T компании Ford обогнать в популярности лошадей и повозки в 1910-е годы. Для сравнения, продажи солнечных панелей демонстрируют примерно такой же годовой темп роста (50%), продажи ламп LED растут почти на 140%  ежегодно.

Tesla Motors Элона Маска менее чем за десять лет с нуля создала мировой рынок электромобилей, но конечно, усилиями одной Tesla вытеснить с рынка авто с ДВС невозможно. Но Тесла показал пример, и гранды автопрома ринулись заполнять нишу электромобилей.

Форд объявил о вложении $4.5 миллиардов в электромобили. Они переносят туда практически все развитие. Они еще и собираются стать компанией мобилити сервисов. Форд собирается не только производить электромобили, но и стать чем-то вроде Uber.  В 2017 году GM под брендом Chevrolet планирует начать массовые продажи модели Bolt стоимостью всего 35 тыс долларов. Audi в 2018 году готовит запуск серийного электрического внедорожника e-tron Quattro. Президент Audi ожидает, что электромобили будут составлять 25% от общего объема продаж Audi в 2025 году. Может и ошибиться в меньшую сторону. BMW запустила в серию две модели электромобилей: хэтчбек i3 и спортивный седан i8. С 2010 года продано более 100 тыс. электромобилей Nissan Leaf, которые уже используются службами такси. У Volkswagen есть свой электрический хэчбек e-Golf по цене – 36,3 тыс долл, пробег на одном заряде – 200 км. Таким образом, собственные модели электромобилей имеют все ведущие немецкие автомобильные бренды: Mercedes, BMW, Audi и Volkswagen.

Более того, законодатель моды в автомобилестроении, Германия решила запретить продажу дизельных и бензиновых автомобилей с 2030 года. Это приведет к перестройке всего колоссального автопрома Германии в сторону электрификации и внедрения новых бизнес-моделей. Парламенты Нидерландов и Норвегии собираются запретить продажи новых авто с двигателем внутреннего сгорания уже с 2025 года.

Тони Себа предсказывает, что уже через 14 лет двигатель внутреннего сгорания окончательно изживет себя.[3]  Автомобили с двигателем внутреннего сгорания ждет судьба конных повозок.

«К 2025 все новые автомобили будут электрическими. Все новые автобусы, грузовики и тракторы будут электрическими. Все, что движется на четырех колесах, будет на электроприводе к 2025. Во всем мире, не только в Штатах.»[3]

Рис. 3 Более 2-х тысяч движущихся деталей автомобиля [3]

Конечно, все сразу начнут возражать, что проблему эффективности аккумуляторов, их стоимости (одна треть электромобиля) и быстрой зарядки еще не решили. Решат и быстрее, чем вы сможете спрогнозировать.

Чтобы сделать Model 3 действительно массовой, в июле 2016 Илон Маск запустил первую очередь "Гигафабрики 1" производства литиевых батарей в Неваде, а 8 ноября 2016 года анонсировал создание интегрированного производства Tesla в Европе. Местоположение второй гигафабрики будет определено в 2017 году.

"Гигафабрика 1" будет производить 500 тыс. автомобильных аккумуляторов ежегодно, из которых 400 тыс. – для Model 3. Проект общей стоимостью 5 млрд. долларов значительно увеличит мировое производство литиевых батарей и снизит их стоимость на 30%.

Стоимость Li-ion батарей  падает на 16% каждый год. « Тесла получила порядка миллиарда долларов предзаказа за первые две недели после анонса Power Wall (настенное устройство хранения электроэнергии на 10 кВТ на базе Li-ion батарей ). Так что, Гигафактори, которая сама по себе уже должна удвоить мировое производство батарей, теперь будет расширена еще на 45% только для обслуживания запросов на хранение энергии». [3]

Такая вот метаморфоза. Потребности в дешевых аккумуляторах для электромобилей создали  новую отрасль устройств аккумулирования электрической энергии для замкнутых и локальных сетей. Еще 10 лет назад в статье [4] мы предсказывали необходимость разработки систем аккумулирования энергии, указывали на потенциальные возможности «Росатома», как владельца патентов по высокооборотным центрифугам. Можно было бы создать на базе этих знаний устройства с уникальными свойствами хранения электроэнергии. Фирма Beacon Power, продает такие устройства уже серийно,  процветает и выходит на европейский рынок. За 10 лет можно было бы уже догнать и перегнать.

«Но Тесла не единственная компания, кто делает аккумуляторы. BYD строит фабрику почти такого же размера. Foxconn, LG Chem, Samsung SDI – большая группа компаний массировано инвестируют в производство Li-ion батарей. Полгода назад LG Chem объявила о закрытии нефтехимического проекта на 4.2 миллиарда долларов в Казахстане. Эти средства направляются в аккумуляторы. Огромные средства изымаются из других направлений и вкладываются в батареи, потому что именно там ожидается серьезный рост. В результате новых инвестиций кривая стоимости будет еще уменьшаться, быстрее 16% в год.»[3]

В 2016 году группа ученых из Финляндии изобрела более эффективный метод производства чистого лития, который является ключевым сырьем для производства батарей. Новая технология переработки минерального сырья позволит получать литий высокой степени чистоты с меньшими затратами энергии. Промышленное применение этого метода значительно сократит стоимость аккумуляторов и электромобилей. Также активно развиваются технологии глубокой переработки старых аккумуляторных батарей, которые позволят создать закрытый цикл. (https://ecotechnica.com.ua/stati/1890-ilon-mask-prikhodit-na-smenu-genri-fordu-na-poroge-postindustrialnoj-energeticheskoj-revolyutsii.html )

Но и литиевые батареи могут быть убиты новыми технологиями, например на базе графена. Компании Sunvault Energy Inc., совместно с Edison Power Company удалось создать крупнейший в мире графеновый суперконденсатор емкостью 10 тысяч Фарад и она обещает повысить ее еще больше, чтобы накопленной в конденсаторе энергии хватало для электроснабжения целого дома, то есть – Sunvault готова выступить прямым конкурентом Элона Маска. Преимущества графеновой технологии конденсаторов - быстрая зарядка (в 100-1000 раз быстрее аккумуляторов), дешевизна (литий-ионные батареи стоят порядка 500 долларов за 1 КВт-ч накапливаемой энергии, то суперконденсатор – всего $100), компактность и плотность энергии, (в сто раз компактнее использующихся ныне конденсаторов на 1 Фарад), безопасность и экологичность (аккумуляторы греются, содержат опасную химию, а иногда и взрываются), простота новой технологии получения графена. Фирма работает над тем, чтобы графеновые накопители энергии можно было изготавливать обычной печатью на 3Д-принтере. (http://scorcher.ru/journal/art/art2359.php )

Испанская компания Graphenano с инвестиционной компанией Chint из Китая построили завод по производству графен-полимерных аккумуляторов, которые должны позволить электромобилям иметь запас хода на уровне бензиновых двигателей. Удельная емкость нового аккумулятора составляет 1000 Вт*ч/кг при напряжении 2,3 В (у литий-ионных емкость приблизительно составляет 200 Вт*ч/кг). Графен-полимерный аккумулятор может заряжаться за пять минут. По расчетам компании, электромобиль Renault Zoe, оснащенный графен-полимерным аккумулятором взамен литий-ионного, сможет проехать без подзарядки 637 км вместо 210 км, Tesla Model S – 1013 км вместо 334 км. (https://cont.ws/@boltnews/233328 ) .

Был еще прорыв в коммуникационных технологиях (радио, телевидение). Можно перечислять много технологических прорывов в электронике, которые убили устаревшие технологии, например,  LED технологии убили телевизоры с электронно-лучевой трубкой, и можно считать уже убили лампочку Эдисона-Яблочкова. Эффективность по свету у них в 10 раз выше, чем у ламп накаливания. Во многих европейских странах производство ламп накаливания прекращено.

Шестой технологический прорыв – изобретение компьютера и интернета. Это изобретение полностью перевернуло среду обитания человека, оказало влияние на все отрасли индустрии и создало новый нематериальный «виртуальный мир», в который почему-то человек окунулся с головой. Вообще, с внедрением цифровых технологий сформировался куст прорывов. Цифровая фотография убила пленочную фотопромышленность за 2 года. На очереди аналоговое ТВ и кино, так как качество цифрового сигнала не идет ни в какое сравнение с аналоговым. Скорее всего, в будущем все ТВ перейдет на вещание через интернет.

Интернет-торговля рано или поздно убьет обычные магазины. Скорее всего, останутся только выставочные павильоны, где можно будет «потрогать» и «пощупать» товар. Хотя, если смотреть на прогресс в 3-D визуализации, выпуске всевозможных гаджетов, то недалеко такое время, когда будут передаваться и запахи, и ощущения и любые всевозможные «связи» человека с внешним миром. Мир коммуникаций преображается стремительно.  Прорыв, связанный с бурным ростом компьютерной и цифровой техники более полно описан в работе [5].

Цифровые технологии и изобретение лазера подготовили седьмой прорыв – аддитивные технологии. Рано или поздно 3-D печать  или «аддитивные технологии» убьют станкоинструментальную промышленность. Технология «убирания» лишнего материала от заготовки умрет, ей на смену придет технология синтеза, наращивания как в биосистемах. Не будет токарных, фрезерных и других станков, вся продукция будет «синтезироваться». И это коснется всех отраслей, включая строительство.

Любой прогноз может оказаться слишком консервативным, так как предсказать прорыв пока не удается. В 1985-м году фирма Маккензи и Кo по заказу крупнейшей телекоммуникационной компании мира AT&T предсказала рынок мобильных телефонов в ближайшие 15 лет и ошиблась более, чем в 100 раз. Ошибка стоила  баснословно дорого. AT&T не пошла на рынок мобильной связи и осталась со своим бизнесом проводной связи.

«Если вы посмотрите на стоимость бизнеса топ 15 компаний, которые туда пошли, то это почти 2 триллиона долларов. То есть для AT&T это была потеря потенциальных возможностей в триллионы долларов».  [3]

 А фирма Фраматом, проектирующая французские АЭС, наоборот и выжила только из-за того, что вовремя занялась совершенно непрофильным для нее бизнесом мобильных телекоммуникаций в период застоя строительства АЭС.

Можно уже считать, что восьмой прорыв – мобильная сотовая связь убила проводную, скоро спутниковый мобильный интернет убьет сотовую связь. Уже сейчас на смартфоне основная услуга – это интернет, который предоставляет и видеосвязь (WhatsApp, Viber, Skype  и т.д.). Кому будет нужна голосовая связь, если доступна видеосвязь? Некоторые телекоммуникационные компании, например, Теле 2, сразу нацелены только на смартфоны с поддержкой стандарта 4G (3G) и делают упор на предоставлении услуги интернета.  

Девятый прорыв: беспилотники (если обобщать на другие отрасли – просто роботы).

«Другая сторона также очень важная в прорывах», пишет автор работы [3], – «инновации в бизнес-моделях. Скажем Uber – это прорыв в бизнес-модели. Они используют автомобили, смартфоны, облако – инфраструктуру других людей, вырезают неэффективных посредников и, вот он – прорыв. Airbnb (дешевый отель или квартира по обмену в путешествии) – это тоже прорыв в бизнес модели».

Уже сейчас готов к запуску проект аэротакси без водителя на базе квадрокоптера [5]. Google-автомобиль без шофера уже наездил более 5 млн. километров. Уже сейчас понятно, что профессия таксиста умрет лет через 10, если не раньше.

В существующей системе эффективность использования автомобиля не превышает 4%, так как большую часть времени он стоит либо в гараже, либо на стоянке, у некоторых зимой вообще не выезжает. Это означает, что 96% ресурсов (металл, пластик, редко –земельные элементы, затраченное электричество на его производство) не используется. Вот резерв ресурсосбережения, о котором забыли авторы работы [2].

«Этот прорыв обеспечивается всеми технологиями, которые поддерживают друг друга –  беспилотники+каршеринг+авто-как-сервис и эффективность этого прорыва –  использование авто не 4%, а 60-80% времени. Прорыв в эффективности использования автомобиля (электромобиля). GM вложила 500 млн долларов в Lyft, в марте 2016 года купила за миллиард стартап Cruise Automation, разрабатывающую беспилотники. И, что более важно, начала пилотные проекты, собрав все три технологии — электромобили, плюс беспилотники, плюс автомобиль (электромобиль)-как-сервис. Когда это случится, мы получим тот же уровень сервиса за 10% цены владения собственным автомобилем». [3]

Переход с парадигмы «свой автомобиль» на «беспилотный электромобиль как сервис» приведет к поразительным результатам: общее количество легковых автомобилей (электромобилей) упадет на 80%, 90% паркингов, особенно в центре города уйдут в прошлое (парковки не понадобятся, так как беспилотники всегда в пути), автосервис умрет, умрет понятие «гараж», освободятся площади, сейчас занятые уродливыми гаражными строениями прошлой эпохи, очистятся дворы от автомобилей, стоимость за километр пробега упадет в десять раз, коэффициент использования электромобилей-беспилотников будет определяться только временем зарядки и замены батарей.

Шведская компания Einride уже в 2020 году собирается начать выпуск беспилотного грузовика T-Pod без кабины, что позволяет высвободить дополнительное место для груза. Стоимость устройства окупится очень быстро, так как автопилот работает 24 часа в сутки и 7 дней в неделю и заменяет пятерых водителей, работающих по 8 часов в день. (http://webnovosti.info/новости/страдания-дальнобойщиков-скоро-их-вытеснит-автопилот/)

Автор блога (http://muz4in.net/news/50_predskazanij_chto_izmenitsja_kogda_avtomobili_perestanut_nuzhdatsja_v_voditeljakh/2016-09-20-41978 )  предсказал 50 следствий внедрения беспилотных электромобилей. Вот наиболее интересные:

1. Люди перестанут владеть автомобилями. Транспортные средства будут поставляться в качестве сервиса, а не товара.
2. Компании производящие программное обеспечение будут владеть большим куском мировой экономики. В их числе, скорей всего будет Uber и Google. Масштабность и эффективность компаний станет главным фактором успеха, что превратит IT-рынок в рынок монополистов.
4. Транспортные средства (будучи электрическими) станут дополнительным источником энергии.
6. В будущем не будет никаких парковок или парковочных мест на дорогах или около зданий. Гаражи будут переориентированы в мини-погрузочные станции для людей и грузов. Принципы строительства жилых и коммерческих зданий изменятся под влиянием отсутствия необходимости хранить личный транспорт в то время, когда он не востребован.
7. Дорожная полиция кардинально изменится. При 100-процентной автоматизации процесса передвижения исчезнет необходимость в контроле за дорогами с помощью патрульных транспортных средств.
8. Исчезнут гаражные мастера, автодилеры, авторынки, магазины автозапчастей и даже АЗС. Автострахование также сойдёт на нет, так как монополисты рынка будут заключать прямые договора со страховыми компаниями.
9. Дорожные знаки и светофоры перестанут быть нужными. Транспортные средства с автопилотом могут даже не иметь фар, потому что сенсоры видят всё вокруг лучше человеческих глаз.
10. Энергосистема изменится. Электростанции станут расти как на дрожжах. Экологически чистой энергии точно не хватит и поэтому в мире увеличится количество Атомных Электростанций.
11. Большие транспортные средства (например, грузовики с огромными батареями) станут выполнять роль линий электропередач в отдаленных районах, и, возможно, будут использоваться для зарядки других транспортных средств, когда другие источники электроэнергии будут недоступны.
12. Традиционные нефтепродукты, используемые для создания топлива для современных транспортных средств, станут гораздо менее ценными, хотя и будут востребованы как топливо на электростанциях, которые в свою очередь начнут диктовать стоимость перевозки в конкретном регионе.
13. Старые автомобили, рано или поздно, будут признаны небезопасными для передвижения по трассам для автомобилей с автопилотом.
15. Изменится понимание багажника, как составляющей части автомобиля, что в свою очередь может повлечь за собой появление автомобилей-трансформеров, которые будут иметь возможность изменять свою колесную базу, увеличивать, или уменьшать количество посадочных мест и объем багажника.
16. Общественный автотранспорт в форм-факторе автомобилей-автопилотов, кардинально снизят стоимость перевозок. Уже сегодня UBER ставит на колени рынок такси.
17. Спрос на такси и водителей грузовиков будет снижаться, и, в конечном счете, придёт к нулю.
19. Вероятно, что на рынке будет 2 или максимум 3 крупных игрока, которые будут контролировать 80% клиентов обратившихся на рынок транспортных услуг.
20. Решатся проблемы с прогнозированием поставок по дорогам общего пользования, так как большинство алгоритмов будет автоматизировано.
21. Дороги значительно разгрузятся, так как автомобили станут меньше в размерах и будут двигаться согласно оптимизированным алгоритмам, которые будут направлены на уплотнение потока автомобилей. Скорей всего, люди забудут о том, что такое пробка, а строительство новых трасс станет результатом анализа потока транспортных средств, который будет производить специальное программное обеспечение.
24. Возможно, с удешевлением стоимости передвижения на такси-автопилотах, произойдут кардинальные изменения в характере физической активности жителей городов, которые будут иметь больше комфорта и больше сводного времени.
26. Рестораны и бары будут продавать больше алкоголя, так как понятие "пьяный водитель" исчезнет с исчезновением водителей.
27. У нас будет меньше личного времени/жизни, потому что заказы, маршруты, передвижение будет отслеживаться сразу после того, как вы зарегистрируетесь в этой системе. Внешние камеры на автомобилях, вероятно, также будут записывать окружающее их пространство, в том числе людей. Это может оказать положительное влияние на уровень преступности, но откроет множество проблем связанных с неприкосновенностью частной жизни.
29. Междугородные перевозки станут дешевле и выбор перед пользователем, скорей всего, будет стоять между недорогим такси-автопилотом и автобусом-автопилотом, проезд на котором будет оплачиваться по абонементу.
30. Машины скорой помощи будут быстрее перевозить людей. То же самое можно сказать и о военных транспортных средствах.
31. Езда на велосипеде и ходьба станет безопаснее, так как трассы и дороги будут полностью отделены от пешеходной зоны.
32. Все больше людей будет участвовать в гонках, чтобы заменить эмоциональную связь с привычкой вождения автомобиля.
33. Резко сократится количество аварий и погибших на дороге.
34. Мобильность пожилых людей и людей с ограниченными возможностями будет значительно увеличена.
35. Транспорт для детей станет доступнее, и следить за перемещением своего ребенка родители смогут в реальном времени.
36. Автоматизация многих процессов перевозки и доставки сократит количество рабочих мест, что станет негативным фактором для экономики и социальной сферы.

Вполне возможно, что в будущем и недвижимость по большей части будет предоставляться «как сервис». Сейчас очень часто многие вкладывают финансы в недвижимость, как защиту от инфляции. При этом миллионы квадратных метров жилья не сдаются в наем, и пустуют. Это приводит к колоссальным потерям от неэффективного использования материальных ресурсов.

Десятый прорыв: возобновляемые источники в энергетике (ВИЭ –от солнца, ветра, воды, земли, биомасс и низко-энергетических ядерных реакций (НЭЯР)).

Начало 2017 года ознаменовалось неким переломным моментом. Впервые  в США возобновляемые источники энергии потеснили атомный сектор. Доминирующее положение в энергетической структуре США занимает природный газ, затем - уголь, ВИЭ, атомный сектор. Возобновляемые источники оттеснили атомные – так происходило два месяца подряд: в марте 2017 года их доля составляла 21,6%, атомной энергетики – 20,34%,  апреле 2017 года – 22,98% возобновляемой, 19,19% атомной. И это, несмотря на законодательную поддержку «мирного атома» с помощью налоговых льгот и преференций, в рамках развития «безуглеродной энергетики» и сокращения выбросов углекислого газа. (Bloomberg ATOMINFO.RU)

 Cлужба ядерной информации и ресурсов (Nuclear Information and Resource Service) заявила, что половина АЭС США убыточны. Средняя себестоимость производства электроэнергии на американских АЭС – 35 долларов за МВт×ч. Цена атомного электричества в США составляет сейчас 20-30 долларов за МВт×ч. Более 30 атомных станций США работают в настоящее время в убыток. Объемы выработки атомной энергии сократились в этом (2017) году почти на 3% по сравнению с тем же периодом в 2016 году. (Bloomberg ATOMINFO.RU)

По данным аналитика Криса Недлера[1], «среднее время строительства 34 реакторов в мире от 2003 года к настоящему моменту составляет 9,4 года. Система издержек производства за последнее десятилетие выросла с $1 тыс. до $7 тыс. за проектный кВт». Это находится в соответствии с «законом Гроша», согласно которому, «если техническая система  совершенствуется  на  базе  неизменного  научно-технического принципа,  то  с  достижением  некоторого  уровня  ее развития стоимость новых ее моделей растет как квадрат ее эффективности». [1] Это мы видим как раз на примере новых проектов АЭС – издержки капвложений которых растут нелинейно.  К этому надо прибавить издержки на вывод из эксплуатации, примерно равные  капвложениям, а также расходы на хранение и утилизацию отработанного ядерного топлива и радиоактивных отходов. Иными словами, нельзя без смены научно-технического принципа «примочками» и «нашлепками» на старый проект создать конкурентоспособные новые энергоблоки АЭС [5].  Без технологического прорыва атомной отрасли угрожает смерть, подобно паровой машине.

Компания Westinghouse и ее материнская фирма Toshiba находятся в процессе добровольного контролируемого банкротства. Как пишет автор работы [6]: «Не является секретом и то, что основные проблемы Westinghouse получил в результате реализации проектов строительства своих новых реакторов АР-1000, все остальные структуры были и остаются прибыльными, а вот новое строительство год за годом приносило компании все новые и новые убытки. В качестве примера рассмотрим строительство третьего и четвертого блоков АЭС Vogtle на территории США».

Во-первых, по сути, это был старый проект AP-600, в котором увеличили мощность для снижения удельных затрат на строительство. Ни о каком-либо  прорыве речи не шло. Во- вторых, компания столкнулась с удорожанием строительства: «назывались суммы от шести до девяти миллиардов долларов вместо первоначально планировавшихся трех» [6]. То есть, первоначальные затраты увеличились в три раза. В-третьих, 5-летнее ожидание решения NRC по лицензированию привело к срыву сроков ввода в эксплуатацию.  В-четвертых, длительный период, когда АЭС не строились в США, привел к потере индустрии машиностроения по производству оборудования длительного цикла изготовления (реактора, парогенераторов, КД), производство которых пришлось искать на стороне. Далее, можно перечислить косяки при строительстве: NRC заставила в течение трех месяцев перевязывать заново арматуру, во время перевозки реактора платформа с реактором сильно перекосилась и накренилась вбок, почти достав землю, срок сдачи объекта передвинули на 18 месяцев (месяц задержки – это 40 млн. долларов, 18 месяцев – 720 миллионов). В итоге получилась трёхлетняя задержка с пусками по отношению к первоначальным планам.[6]

К июню 2016 года общая смета двух реакторов доросла до 14,79 миллиарда долларов, из которых на саму стройку и оборудование приходилось 8,1. До начала банкротства сроки сдачи были установлены на декабрь 2019 года для блока №3 и на сентябрь 2020 для блока №4, но в самом конце февраля, буквально за пару недель до подачи Westinghouse документов на добровольное банкротство, появились сообщения о том, что и эти сроки будут перенесены. Причина – некачественный, не соответствующий спецификации бетон на некоем неназываемом объекте, который «не критичен для поддержания уровня безопасности станции» [6]. Вот такие пляски с компанией  № 1 атомной индустрии.

На 12 июля 2017 года в мире в работоспособном состоянии было 391 ГВт атомных станций (https://www.iaea.org/pris/ ). В 2016 году введено в строй 10 реакторов (см. рис. 4, примерно 10-12 ГВт). 

Рис. 4 Число реакторов, подключенных к сети (https://www.iaea.org/pris/ )

В это же самое время совокупная мощность ВИЭ-электростанций, введенных в строй в 2016 году, составила 161 ГВт (71 ГВт – новые солнечные электростанции, ветрогенерация – 51 ГВт , ГЭС – 30 ГВт, биоэнергетические станции – 9 ГВт). Как видите, разрыв между ВИЭ и атомной генерацией растет год от года, и не видно никаких причин,  по которым он не будет увеличиваться еще более интенсивно. Атомной генерации теперь придется соревноваться только с биогазом.

В последние 10 лет общая мощность мировой возобновляемой энергетики выросла с 989 МВт в 2007 году до 2 000 ГВт в 2017-м (в 2000 раз!!!). Причем, в 2016 году больше половины введенных во всем мире ВИЭ-мощностей пришлось на долю Азии – 58%.

Таким образом, на данный момент азиатская «зеленая» энергетика производит 812 ГВт или около 41% глобальной мощности в мире. Для сравнения, Африка – 4,1 ГВт при общей мощности 38 ГВт ВИЭ). Факты – упрямая вещь, и рынок голосует за более эффективные технологии.

В 2016 году две компании Элона Маска, Tesla Motors и Solar City объединились, и возникла вертикально-интегрированная компания, объединяющая технологии возобновляемой энергетики, выпуск электромобилей и аккумуляторных батарей, а также информационные технологии и новые бизнес-модели.

Маск и Solar City представили новый продукт: интегрированные модульные конструкции солнечных панелей на крыше, которые перестают быть дополнительной нагрузкой,  а сами становятся кровельным материалом. При этом цена солнечной крыши будет ниже, чем стоимость обычной крыши из черепицы плюс счета за электроэнергию из сети. (https://ecotechnica.com.ua/stati/1890-ilon-mask-prikhodit-na-smenu-genri-fordu-na-poroge-postindustrialnoj-energeticheskoj-revolyutsii.html )

Что выберет рынок? Химеру гигантского ИТЭРа  (см. рис. 5) или солнечную панель Элона Маска? Или теплогенератор Е-Сат Андреа Росси? Что проще и эффективнее, то и выберет. Кстати, пришло сообщение, что судебный спор между А. Росси и фирмой «Industrial Heat» урегулирован, и теперь ничто не мешает А.Росси вплотную заняться энергоустановкой E-Cat XQ, вырабатывающей не только тепло, но и электричество.

В скором будущем изменится технология производства энергии, которая позволит на два порядка уменьшить количество обслуживающего персонала, более того, основными источниками энергии будут необслуживаемые установки, заменяемые при отказе на новые или отремонтированные. Источник энергии будет приближен к потребителю, что уменьшит систему распределения энергии и издержки на ее эксплуатацию. В употребление войдут индивидуальные (на одно домовладение, здание) системы аккумуляции электроэнергии, объединенные в SMART сети.[5]

Концепция Тони Себа о том, что в ближайшем будущем автомобильная и энергетическая отрасли объединятся, и о которых он писал в среднесрочной перспективе  на 2020-е годы, уже сегодня реализуется компанией «Ниссан». В компании работают над проектами «vehicle-to-grid» и «energy stationary storage» и подписан договор о стратегическом партнерстве с 3-ей мировой энергетической компанией Enel.  (http://mbachi.livejournal.com/206557.html)

Рис. 5 Общий вид строительной площадки ИТЭР

Автор работы [3] пишет: «Всем хорошо известны картинки, иллюстрирующие прогресс – экспонента или даже гипербола от первых каменных скребков миллион лет назад, до айфонов и марсоходов в наши дни. Понятно, что на самом-то деле это не совсем экспонента, а скорее последовательность S-образных кривых – медленный рост/взрыв/затухание и опять медленный рост/взрыв. Последний взрывной рост, который мы наблюдали – это цифровые технологии: компьютеры, затем персоналки, интернет, цифровое аудио, мобильная связь, цифровое видео, соцсети, мобильный интернет, смартфоны. Эта история уже вышла на насыщение. И понятно в общих чертах, что будет следующим прорывом – робототехника и новая энергетика. Вопрос только в сроках». [3]

Заключение

Уповать на ограничение потребления ресурсов человечеством бесполезно [1]. Заставить человека ограничить свои потребности невозможно. Это может осуществиться только на уровне собственной убежденности при высоком уровне образования и морали. Сможет ли человечество достичь такого уровня при существующей дифференциации, когда кто-то еще пашет деревянной сохой, а другой управляет марсоходом?

Качественные технологические прорывы позволяют переходить на совершенно иные уровни использования ресурсов, то есть экономить ресурсы не на проценты, а в разы, а то и на порядок [2]. Экспоненциальный рост не остановить, однако, необходимо, чтобы этот рост осуществлялся за счет технологических прорывов, а не механического роста количества произведенной продукции на базе устаревших технологий. Никто сейчас не станет производить телевизор с электронно-лучевой трубкой, но производить проекты АЭС прошлого века почему-то считается нормальным.

Каждый раз перед технологическими «прорывами» авторитетнейшие ученые и специалисты утверждали, что этого события не будет, так как не может быть никогда. Даже знаменитый Эдисон осуждал увлечение Теслы переменным током. Как он ошибался! Однако технический прогресс был неумолим и выметал на помойку, как старые отрасли, так и авторитетных ученых. История почему-то мало кого учит своими примерами. И современные ученые повторяют путь своих знаменитых предшественников, когда отметают все, что не поддается на данный момент их разумению.

Казалось бы, грядущий переход на электромобили практически должен удвоить потребности в электричестве и открыть перспективы для АЭС. Однако, рынок, скорее всего, проголосует за ВИЭ и оставит атомную отрасль мирно доживать на обочине технологического прогресса, если внутри отрасли не произойдет технологический прорыв. И этот прорыв нужен как воздух, полумерами уже не обойтись.

К сожалению, период между прорывами все время уменьшается, скорость технологического прогресса растет нелинейно, и скоро придет эпоха  ежегодных прорывов. Не будет традиционной индустрии, выживать будут только фирмы, использующие инновационные методы ведения бизнеса и технологий, фирмы технологических прорывов.

Литература

1.      Деннис Медоуз, «Пределы роста»,  Доклад Римскому клубу, опубликованный в 1972 году. В написании доклада принимали участие Донелла Медоуз, Денниc Медоуз, Йорген Рандерс и Уильям Беренс III.

2.      Вайцзеккер Э., Ловинс Э., Ловинс Л. «ФАКТОР ЧЕТЫРЕ. Затрат — половина, отдача — двойная.» Новый доклад Римскому клубу. Перевод А. П. Заварницына и В. Д. Новикова под ред. академика Г. А. Месяца. М.: Academia, 2000. 400 с.

3.      Виктория Мучник, «АНДРЕЙ ПОЗДНЯКОВ: БУДУЩЕЕ УЖЕ НАСТУПИЛО», 03.12.2016, http://tv2.today/TV2Old/Budushchee-uzhe-nastupilo-lekciya-andreya-pozdnyakova-0

4.      В.Н.Нуждин, А.А.Просвирнов, «Новая жизнь центрифуги или аккумулирование энергии», Атомная стратегия, 01.02.2007, http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=811

5.      Александр Просвирнов, «Тренды и тенденции технологической революции», «Атомная стратегия», 28.03.2016, https://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=6645

6.      Борис Марцинкевич, «Путь к банкротству Westinghouse. Взгляд на АЭС в США со строительной площадки»,  аналитический журнал Геоэнергетика.ru, 30.06.2017, http://geoenergetics.ru/2017/07/05/put-k-bankrotstvu-westinghouse/



[1] Крис Недлер – калифорнийский аналитик в области энергетики, корреспондент CBS News, футурист в области энергетики, появлялся в таких СМИ, как BBC TV, Fox Business, CNN national radio, Australian Broadcasting Corp., CBS radio and France,  автор книг -  "Инвестиции в возобновляемую энергию"(Investing in renewable energy) и "Извлечение выгоды из пика экономики"(Profit from the Peak).







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=7576