Александр Хроленко,
обозреватель МИА "Россия сегодня"
В этот
день 32 года назад — 10 августа 1985-го — на судоремонтном
заводе в бухте Чажма (Приморский край) взрыв на атомной подводной
лодке К-431 Тихоокеанского флота унес жизни 10 военных моряков, еще сотни людей
пострадали от радиации. Это своего рода "предупреждение свыше"
скрыли от охваченной перестройкой страны, и похожая катастрофа,
но уже совсем иного масштаба, вскоре произошла в Чернобыле.
Удивительно, что во многом поучительная история К-431 остается
малоизвестной даже через 32 года.
Субмарина К-431
проекта 675 (с крылатыми ракетами) была построена в Комсомольске-на-Амуре
в 1965 году. За два десятилетия совершила семь автономных походов,
оставила за кормой более 180 тысяч миль. Обычная боевая судьба. У пирса
судоремонтного завода в бухте Чажма на субмарине К-431
квалифицированные специалисты-атомщики, офицеры береговой технической базы
производили плановую перезарядку активных зон двух реакторов типа
"ВМ-А" (мощностью 72 МВт).
Собственно,
перезарядку завершили 9 августа, но тяжелая верхняя крышка реактора легла
негерметично, и при гидравлических испытаниях начала пропускать
теплоноситель (причиной оказался забытый под прокладкой огарок электрода).
В субботу 10 августа ее начали переустанавливать — с нарушением ряда
технологических требований. При подъеме на стропах крана реакторная крышка
немного перекосилась и зацепила компенсирующую решетку реактора, потянула
вместе с ней тепловыделяющие элементы. А тут еще мимо прошел
на скорости в 12 узлов катер-торпедолов — волной качнуло
плавмастерскую с краном, крышка на стропах пошла вверх, в реакторе
началась самопроизвольная реакция деления урана (пусковой режим). Тепловой
взрыв с уровнем радиации в эпицентре около 90 тысяч рентген
в час отбросил многотонную реакторную крышку. Находившиеся
в реакторном отсеке восемь офицеров и два матроса погибли мгновенно.
На подводной лодке начался пожар с мощными выбросами радиоактивных пыли
и пара. В образовавшуюся трещину прочного корпуса стала поступать
забортная вода, К-431 осела на корму.
Ликвидаторы
Тушение пожара
и спасение лодки от затопления заняло несколько часов. Кроме аварийной
К-431, пострадали стоявшие рядом атомная субмарина К-42 "Ростовский
комсомолец" (проекта 627А) и плавмастерская (ПМ-133).
"Ростовский
комсомолец" так и не вернулся в строй, однако его экипаж первым
приступил к ликвидации последствий аварии. Вокруг были разбросаны взрывом
останки погибших, росло огромное облако черно-желтого дыма, и все же ликвидаторы
не до конца понимали опасность происходящего. После замеров радиации
морякам запретили приближаться к лодке, пожар тушили брандспойтами
издалека. К месту аварии в Чажме подтягивались силы личного состава
береговой базы, соединения подводных лодок, военно-строительных отрядов. Две тысячи
человек противостояли разрушительной радиации в течение нескольких дней.
Уцелевших членов
экипажа подлодки К-431 эвакуировали в соседнюю бухту Конюшкова. Всех
ликвидаторов проверили на степень облучения. Серьезно пострадавших
отправили на лечение в госпиталь. Значительные дозы радиации получили 290 человек,
у десяти из них зафиксировали острую лучевую болезнь, у 39 —
лучевую реакцию. Тогда всех удалось спасти, но к середине 1990-х число
официально выявленных пострадавших превысило 950 человек.
Ядерную
аварию на восемь лет просто засекретили, а затем она
"проходила" только по линии Министерства обороны. Это означает,
что компенсацию за подорванное радиацией здоровье смогли получить
не все ликвидаторы. Установить причинно-следственную связь заболевания с переоблучением в августе 1985 года можно лишь после
получения удостоверения участника действий подразделения особого риска.
Впрочем, для местных жителей причинно-следственная связь очевидна,
на эту тему много информации в местных СМИ. Часть рабочих и служащих
судоремонтного завода после трагедии в Чажме навсегда уехали из тех
мест и, наверное, правильно сделали.
Локальные аномалии
Авария произошла
с новыми, а не старыми топливными стержнями. Это уберегло
от значительного выброса особо опасных изотопов, генерируемых в ходе
длительной эксплуатации ядерных установок — стронция-90
и цезия-137. И все же практически вся активная часть реактора была
выброшена за пределы субмарины. По оценкам специалистов, около 75
процентов радиоактивного выброса осталось на дне бухты Чажма.
В день
аварии склоны окрестных сопок локализовали распространение радиации,
а вечером прошел почти тропический ливень, пыль прибило. Расположенный
в 2 километрах от места трагедии прибрежный поселок Дунай (с
населением около 10 тысяч человек) и другие населенные пункты
от взрыва реактора пострадали в меньшей степени, чем могли бы. На
побережье были выявлены лишь локальные пятна с опасными для людей
радиоактивными аномалиями. Кстати, мой дом тогда находился в 8 километрах
по прямой от бухты Чажма.
Через 2 месяца после
аварии содержание радионуклидов в морской воде снизилось
до нормальных фоновых значений. Через 7 месяцев радиационная обстановка
была нормализована на всей территории судоремонтного завода.
Высокорадиоактивные
останки погибших моряков захоронили на мысе Сысоева, на большой
глубине, под толстым слоем бетона. Аварийную субмарину отбуксировали
в бухту Павловского (предварительно реактор залили бетоном). И лишь
через четверть века, в 2016 году подводный ракетоносец К-431 отправили
на утилизацию.
Расследованием
катастрофы занималась комиссия Главного технического управления ВМФ, которая
пришла к выводу, что причиной трагедии стало нарушение руководящих
документов и отсутствие должного контроля за проведением перегрузки.
Многие
специалисты-атомщики считают: чажминская и чернобыльская катастрофы имеют
общую причину — опасное привыкание высококвалифицированных специалистов
к реакторам и нарушение инструкций. Непредвиденная цепь событий никогда
не бывает случайной. И если бы после радиационной аварии на субмарине
К-431 приняли жесткие меры на уровне правительства (проверили все ядерные
объекты страны), возможно, катастрофы в Чернобыле удалось бы избежать.
Однако и сегодня
специалистам-атомщикам расслабляться не стоит.
РИА Новости, 10.08.2017