Радиационный мониторинг
Дата: 06/12/2017
Тема: Экология


В. А. Шепель, вед.инженер

Заявление о повышении концентрации рутения-106 в Европе привлекло внимание к проблеме радиационной безопасности. Россию обвинили в сокрытии аварии на Южном Урале. Причем заявления делались противоречивые. То концентрация превышена почти в 1000 раз, но она совсем не опасна, то нужно принимать препараты йода, то йод принимать поздно. Но затем все быстро затихло и стало совсем непонятно, что все-таки это было? Информационный вброс, или элемент конкурентной борьбы?



Попробую, насколько это возможно, прояснить ситуацию для неискушенного жителя. При этом попытаюсь вести изложение, избегая сложных научных терминов.

Начинать нужно с организации процесса мониторинга. Коммунистический подход к производственным вопросам заключался в лозунге: «Совесть - лучший контролер». Отдельные рабочие имели свое клеймо и лично отвечали за качество продукции.

Капиталистический подход к данному вопросу заключается в правиле «Двух персон». Один производит, другой его контролирует.

В России в решении проблем ядерной безопасности участвуют: Росатом, Минобороны, МЧС, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Минприроды (Росгидромет).

Росатом и Минобороны однозначно используют ядерные вещества в своих целях. МЧС контактирует с источниками излучения только в случае аварии. Роспотребнадзор следит за использованием ядерных веществ в бытовых целях. Ростехнадзор осуществляет контроль при использовании в технических целях.

Следует отметить, что все выше перечисленные организации используют информацию о радиационной обстановке от Росгидромета.

А Минприроды имеет двойственность. Если почитать положение о Минприроде, то в лице Росгидромета оно контролирует состояние окружающей среды, а в лице практически всех своих функций ведет разработку полезных ископаемых и других природных ресурсов. Проще говоря, оно само себя контролирует.

Теперь о системе контроля радиационной обстановки. В СССР была создана радиометрическая сеть, которая осуществляла контроль радиационной обстановки в стране. Далее была создана Единая государственная автоматизированная система контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО). С помощью территориальных и локальных подсистем она должна была контролировать санкционированное и несанкционированное перемещение источников ионизирующего излучения, а также все объекты, которые могут быть использованы для радиационного терроризма.

Затем система была переименована в Единую государственную систему мониторинга радиоактивной обстановки (ЕГАСМРО). Проще говоря, мониторинг - это непрерывное наблюдение. Мониторинг–наблюдение и контроль - эти понятия отличаются друг от друга. В результате имеем только наблюдение Росгидромета за радиационной обстановкой.

Теперь нужно понять, что наблюдает Росгидромет. Система контроля радиационной обстановки появилась в результате испытаний ядерного оружия. Соответственно она была ориентирована на выявление искусственных источников ионизирующих излучений.

Однако естественное радиационное излучение всегда присутствует в окружающей среде. Его называют фоновым или природным. Обычно в нашей местности оно в районе 0,1 мкЗв/ч. Но в горах, где есть гранитные залежи и выходы урановых руд, фон может достигать 0,5 мкЗв/ч. Люди там, как правило, не живут.

Поэтому, когда говорят: в пределах естественного (природного) фона, то создается впечатление безопасности.

Хотя есть работы, которые утверждают, что даже малые дозы превышения радиации могут вредно воздействовать на отдельных людей.

Есть попытки уточнить понятие: естественный радиационный фон. Для этого пытаются развивать радиационную географию.

Радиационная география - новое междисциплинарное направление в системе научных знаний, сравнительно молодая, окончательно ещё не сформировавшаяся, как отдельная научная дисциплина, возникновение которой связано с изучением радиационного загрязнения территорий (акваторий) после испытаний ядерного оружия, радиационных инцидентов, аварий и катастроф, а также выпадений из атмосферы радиоактивных осадков. Радиационная география – это новая междисциплинарная отрасль медицинской географии и радиационной медицины.Такое определение дают приверженцы этого направления науки1.

Новое всегда с трудом пробивает себе дорогу. Если использовать термины радиационной географии, то получится, что население проживало на территории, где был фон 0,1 мкЗв/час, а стало 0,3 мкЗв/час, хотя и в пределах естественного фона, но уже вызывает тревогу и требует принятия каких-то мер. И в этой ситуации необходима медицинская география, которая определяла бы требуемые действия со стороны населения и властей.

Еще более интересно понятие - радиационная медицина. Не многие знают, что просветленная оптика в прицелах и фотоаппаратах может быть радиоактивна, могут быть радиоактивны также «лечебные» матрасы, обереги, кулоны. Сейчас в медицине стали широко применяться для лечения короткоживущие изотопы. Но люди, на которых применялись такие методики лечения, могут оказаться среди нас. Эти люди были выявлены среди болельщиков на олимпиаде в Сочи. И нет гарантии, что таких болельщиков не будет на чемпионате мира в 2018 году.

Теперь нужно поговорить о метрологии. Есть «Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии» РОССТАНДАРТ. Оно имеет технические комитеты, которые определяют политику в области тех или иных измерений. По гидрометеорологии технического комитета нет. Есть близкие по тематике: Метрологическое обеспечение измерений физических полей в околоземном космическом пространстве, магнитосфере, ионосфере и атмосфере, Охрана окружающей природной среды, Метрологическое обеспечение систем экологического управления и контроля.

Похоже, гидрометеорологию «оптимизировали». А ведь там есть такая специфика как сельскохозяйственная метеорология, активные воздействия на облака и туманы. И самое главное, сетевые наблюдения. В гидрометеорологических измерениях не рассматриваются сетевые наблюдения как отдельная измерительная величина. Если сеть была 1000 постов наблюдения, а осталось 500, как изменились характеристики наблюдаемого природного явления, как это сказалось на качестве прогнозов и много других вопросов возникает при рассмотрении работы сети наблюдений.

Есть еще Федеральный закон от 26 июня 2008 г. №102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (с изменениями и дополнениями). Для выполнения Закона о единстве измерений требуется не только однотипное оборудование, имеющее одинаковую погрешность измерения, но и достаточное количества поверенных приборов для всех пунктов наблюдения.

В результате отсутствия централизованного финансирования на закупку и обслуживание сложилась ситуация, а также участия УГМС в различных ФЦП, обеспеченность оборудованием носит разнородный характер.

Так, например, для автоматического измерения ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» имеет три типа детекторов:ИРТ-М, ИРФ-03, УДРГ-50 НТЦ «Рион». Аналогичная ситуация в ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС»два вида детекторов: ИРТ-М и УДРГ-50.

Это не говоря о дозиметрах. Выпускаются они сейчас самых различных вариантов исполнения. И методики поверки у каждого свои. Это вызвано тем, что поверочные установки, содержащие образцовые источники ионизирующего излученияизготавливаются в малых количествах и стоят дорого, требуют особых помещений, и соответственно дороги в эксплуатации. А есть еще Постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2010г.№ 250 "О перечне средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии". Но Постановление не выполняется. И поверку средств измерения ионизирующих излучений осуществляют все, кто хочет.

Несколько слов об оборудовании. На 2014 год могу сказать, что порядка 40% дозиметров, находящихся в эксплуатации, требуют замены. Эти дозиметры эксплуатируются 8 - 15 лет (согласно принятой в Росгидромете методике учета средств измерений). В результате нельзя гарантировать требуемую точность измерений в межповерочный интервал.

Далее несколько слов об оперативности наблюдения. Для определения конкретного изотопа в источнике ионизирующего излучения используются воздухо-фильтрующие установки. Воздух прокачивается через фильтр, изотоп накапливается, и затем на спектрометре определяют вид изотопа. Процесс это не быстрый. Есть спектрометры, позволяющие определять изотоп в автоматическом режиме и достаточно быстро, но они не получили широкого распространения. Поэтому информация о радиационном загрязнении конкретными изотопами выдается с запозданием.

Следующий этап радиационного мониторинга - это определение источника загрязнения. Здесь я должен наших граждан огорчить. Все методики по радиационному мониторингу рассчитаны на то, что место источника известно. Либо это ядерный взрыв, либо это авария на объекте, использующем ядерные материалы.

Методик, позволяющих определить место источника радиационного загрязнения, нет.

Зафиксировать загрязнение можно, но для точного определения места, нужно к этому месту подойти как можно ближе. То есть попасть на территорию, откуда произошло заражение. В условиях частной собственности это проблематично. Все понимают, что виновный должен отвечать, а платить никому не хочется. Такова природа капиталистического общества.(Достаточно вспомнить ситуацию в Москве в районе Капотни.Источник загрязнения определить не удалось.)

Теперь несколько слов о реализации ЕГАСМРО. Советский вариант функционирования ЕГАСКРО предполагал централизованное финансирование для планомерного развития. В условиях капиталистической демократии каждый выживает сам.

В ФГБУ «Камчатском управлении по гидpометеоpологиии монитоpингу окружающей среды» функционирует комплекс, созданный на базе действующих систем мониторинга РО МЧС России и системы радиационного мониторинга Росгидромета на территории ДФО, ведомственной системы связи Росгидромета и узла ведомственной системы связи Росгидромета в ФГБУ «Камчатское УГМС».

В Мурманской области ФГБУ «Мурманское УГМС» (управление гидрометслужбы) получила целевое финансирование от области, и посты наблюдения принадлежат областной администрации.

В «Центрально-Черноземном УГМС» действуют две системы:АСКРО принадлежат ОАО «Концерн Росэнергоатом» и АСКРО по заказу администрации Курской области.

В итоге можно сказать, кому как повезло: кто попал в целевые программы - оснащенность лучше, кто нет…

Еще один интересный вопрос: куда поступает информация?

ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» - центр сбора и обработки информации (ЦСОИ) г. Северска расположен непосредственно в здании Администрации г. Северска, где он размещен в единой дежурно-диспетчерской службе (ЕДДС) города.

В 2010 году система КрасАСКРО была интегрирована в состав РИАЦ  ЕГАСКРО в Красноярском крае, созданном в ФГБУ «Среднесибирское УГМС». Результаты наблюдений за МЭД, полученные системой КрасАСКРО, представляют собой выборку из непрерывных наблюдений, соответствующих ближайшему синоптическому сроку, осреднённых за 7-минутный интервал времени.В соответствии с «Регламентом сбора и предоставления данных и информации в Единой автоматизированной системе контроля радиационной обстановки», согласованным с Росгидрометом, результаты наблюдений через Интернет ежедневно по VPN-каналу передаются на сервер FTP ФГБУ «Среднесибирское  УГМС», с которого через сервер САСПД результаты наблюдений за срок 06 ч. по ВСВ ежедневно передаются в ФИАЦ Росгидромета.

В 2011 году по заказу администрации Курской области создана и принята в эксплуатацию Курская территориальная автоматизированная система контроля радиационной обстановки (КТ АСКРО). Информация с пунктов контроля поступает начальнику смены ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС РФ по Курской области».

ФГБУ “Колымское УГМС” информация о МАЭД с автоматических датчиков поступает на сервер в АСПД управления в коде EURDEP с последующей отправкой на ПЭВМ в лабораторию мониторинга загрязнения и радиоактивности атмосферы ЦМС и одновременно в ФГБУ «НПО«Тайфун» (ФИАЦ Росгидромета) с интервалом - каждые три часа, в синоптические сроки.

Ежедневно информация о радиационной обстановки на территории Мурманской области представляется на сайте Мурманского УГМС  http://www.kolgimet.ru/.

Оперативная информация в режиме удаленных пользователей передается в МЧС России по Мурманской области, ГОКУ «Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области», Росатом, ТИАЦ ЕГАСМРО.

Задачи по сбору, обработке и анализу данных, поступающих с автоматических датчиков АТ АСКРО, выполняет Центр сбора и обработки информации радиационного мониторинга (ЦСОИ), созданный на базе лаборатории радиометрии ЦМС ФГБУ «Северное УГМС».

В 2008 году лаборатория совместно со связистами перешла на новый вид приема информации в лаборатории радиометрии ЦМС, а именно: передача данных стала осуществляться и по электронной почте, и через внутренний сайт ФГБУ «Северо-Западное УГМС». Отправка телеграмм в адрес Росгидромета и ФИАЦ’а - также через внутренний сайт. В настоящий момент данные о радиационной обстановке оказались доступной любому сотруднику ФГБУ «Северо-Западное УГМС», в том числе и дежурному синоптику.

В конечном счете, информация должна аккумулироваться в ФГБУ «НПО«Тайфун» (ФИАЦ Росгидромета), но от разных источников она приходит в разное время. И это не лучшим образом сказывается на интерпретации полученных данных.

Для приведения сети наблюдения к единому виду в современном состоянии необходимо:

1.Организовать взаимодействие с другими ведомствами – Минобороны, МЧС, Росатом, Роспотребнадзор, администрациями областей, администрациями ЗАТО, нефтяными компаниями, которые могут оставлять после проведения геологоразведочных работ образцы радиационного грунта.

2.Провести:

- Сравнимость результатов показаний детекторов ИИ от различных производителей.

- Сравнимость методик выполнения измерений.

- Сравнимость методик поверки.

- Оценка работоспособности детекторов разных производителей.

- Совместимость программных продуктов.

3.Сформулировать требования к автоматизации работ при отправке результатов измерений потребителю.

4.Определить законодательно взаимодействие с МЧС, Росатом и другими ведомствами в случае возникновения ЧС.

5.Разработать документ, регламентирующий допуск и технические требования к оборудованию для радиометрической сети.

6.Разработать единые требования к программному обеспечению для автоматизированного измерения дозиметрических данных на сети.

7.Согласовать с Роспотребнадзором разработку санитарных норм для сотрудников гидрометслужбы, работающих зоне РОО (радиационно-опасных объектов).

8.Утвердить правила работы сотрудников гидрометслужбы в случае возникновения ЧС.

9.Согласовать нормы и правила при работе с использованием ИИ и проведением исследований проб, содержащих радиоактивные материалы.

10.Законодательно оформить разрешение на внеплановое посещение частных предприятий для контроля состояния окружающей среды и выявления возможного источника загрязнения.

11.Рассмотреть возможность создания единой сети Росгидромета для сбора и передачи информации о состоянии окружающей среды.

12.Решить вопрос метрологического обеспечения сети требуемой аппаратурой.

13.Разработать правила централизованного финансирования работ по поддержанию сети в рабочем состоянии.

Сразу хочу отметить, что на местном уровне существуют гласные и негласные правила и договоренности о взаимодействии. Это позволяет поддерживать систему мониторинга в более-менее рабочем состоянии при нормальных условиях эксплуатации.

Поскольку конечным продуктом Росгидромета является информация, следует обратить внимание на конечных пользователей.

Прежде всего, для руководителей административных образований. Они должны получить информацию в полном объеме и своевременно. Это позволит им принять правильные решения и максимально обезопасить население в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Как показала ситуация с рутением-106: надлежащего доведения информации до пользователей нет. Такая ситуация возникла из-за отсутствия отдельной сети связи для Росгидромета. Для передачи используются все доступные средства связи, конечные пункты сбора информации расположены в разных местах. Конечные пользователи - различные должностные лица с разными уровнями полномочий. Поэтому комментарии сотрудников Росгидромета противоречивы, а обсуждение началось только после получения информации, опять же предположительной из-за рубежа. МАГАТЭ очень быстро закончило расследование, поэтому можно предположить, что источник рутения-106 может находиться в Европе, или произошло событие, о котором власти решили не информировать население. Вообще в данной ситуации важно не количественное содержание рутения-106, а сам факт его появления. Изотоп рукотворный. Появление его на площади от Атлантики до Урала вызывает много вопросов. Прежде всего об эффективности сетевого наблюдения. Достаточно ли постов наблюдения для принятия своевременного решения?

Для густонаселенной Европы увеличить число наблюдательных постов трудности не вызывает. А в России будут трудности из-за большой площади и наличия безлюдных территорий. Ведь помимо количества большую роль играет место расположения поста наблюдения. Возможно, для России нужно использовать нетрадиционные места расположения постов наблюдения: монастыри, охотничьи базы, привлекать к наблюдениям оленеводов. И самое главное: разработать методику наблюдения, позволяющую определять место источника радиационного загрязнения с достаточной точностью. Потому что наблюдаются гамма всплески неизвестного происхождения, место образования которых неизвестно.

Отдельно стоит вопрос о различных общественных и так называемых независимых экологических организациях, которые, не разобравшись с ситуацией, могут создать панику среди населения. Это в лучшем случае. В Калужской области такого рода «экологи» были привлечены к суду за вымогательство. Конечно, данное происшествие можно трактовать как частный случай, но отсутствие единой системы сбора и распространенияинформации позволит использовать экологические проблемы для нагнетания нездоровой обстановки среди населения.

В заключение хочу сказать о политическом аспекте радиационного мониторинга. Сейчас все внимание приковано к Ближнему Востоку. Слова «международный терроризм» в центре внимания всех СМИ. И все забыли о Пакистане. Так же, как мало кто знает об американском исследователе этого явления Йозефе Бодански. Он интенсивно изучает его более 25 лет. И в своих книгах он говорит, что международный терроризм - это практически синоним коранической войны, концепцию которой сформулировал пакистанский бригадный генерал С.К. Малик в своей книге «Кораническая концепция войны».

«Согласно Малику, коранический путь ведения войны «бесконечно лучше и эффективнее» любой другой формы военных действий, потому что «в исламе война ведется за дело Аллаха» и, следовательно, все средства и методы оправданны и справедливы. Терроризм, доказывает Малик, является сущностью исламской военной стратегии: «Ужас, поражающий сердца врагов, — это не только средство, но и цель сама по себе. Когда в сердце противника поселяется ужас, больше уже почти ничего делать не нужно. В этом случае средства сливаются с целью. Террор — это не средство заставить врага принять наши решения; это и есть решение, которое мы хотим применить в отношении к нему».

После такой цитаты доказывать необходимость пересмотра нашего отношения к системе радиационного мониторинга не имеет смысла. Вот только в Минприроде, да и в Правительстве об этом не хотят задуматься. Тем более, что контроля деятельности ЕГАСМРО нет. Верят на слово.

Напомню, что Пакистан обладает ядерным оружием и активно сотрудничает с Китаем в области ядерных технологий.

 

 

1.      Радиационная география - междисциплинарная наука. М.Н.Тихонов, с.н.с., ФГУП «НИИ промышленной и морской медицины ФМБА России», Санкт-Петербург http://www.antiatom.ru/2010_6-9.php

2.     Йозеф Бодански «Талибы, международный терроризм и человек, объявивший войну Америке»







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=7775