Рубль пишут – два в уме…
Дата: 17/01/2018
Тема: Социальная политика


Анатолий Мамаев, руководитель «Гражданского Центра ядерного нераспространения ЗАТО Железногорск»

Нынешняя ситуация, сложившаяся в экономической сфере ЗАТО, сродни той, которая существует в России.  Разнятся они только в одном: государство в основном за счёт ренты на природные ресурсы живёт, а ЗАТО на дотации из государственного бюджета. Собственно говоря, за счёт той же ренты, только извлекаемой не из недр природной среды, а из закромов государственного бюджета.



Почему ЗАТО не могут своё финансовое состояние улучшить и жить не за счёт дотаций, а за счёт налогов тех предприятий и организаций, которые расположены на территории ЗАТО, – разбирающемуся мало-мальски в экономике ответить не трудно.

Во-первых, воруют, как и по всей России.

Во-вторых, финансовые потоки из ЗАТО уводятся.

В-третьих,  низкая заработная плата на тех же атомных предприятиях (у рабочих) и, соответственно, небольшие налоговые отчисления в казну ЗАТО.

В-четвёртых, непомерно раздутые административные штаты на предприятиях и в местной администрации. И, самое основное, не созданы условия для малого  и среднего бизнеса, которому администрация ЗАТО не то что не помогает, а всячески от него избавляется, ежели ей он чем-то начинает мешать.

Вот, недавний пример. В 90-е годы власть, согласно закона «О малом предпринимательстве», определило здание бывшего кинотеатра «Спартак» для нужд малого предпринимательства. Притом сделала это с радостью, так как кинотеатр зачах, обшарпался и стал походить на нищего бомжа стоящего на паперти. 

Получившие в пользование этого доходягу, предприниматели здание отремонтировали и создали в нём торговый центр, который просуществовал более десяти лет. Но в 2012 году пришедшая к власти в ЗАТО очередная бестолочь, кстати, из среды атомщиков, где-то в крае хлестанулась на счёт того, что сварганит в ЗАТО молодёжный центр, которому равного в крае не будет. После чего предпринимателей из торгового центра администрация стала выселять, а здание отбирать. Притом поспособствовали этому депутаты-олухи, которые своим решением изменили назначение этого здания, тем самым нарушив Закон «О поддержки малого предпринимательства». Оно и понятно: с малого предпринимателя ничего не сдерёшь, так как с него государство семь шкур уже содрало, а содействие главе администрации может какой-либо приятностью  обернуться.

Прошло более пяти лет. Все те, кого из «Спартака» выселили, в основном, зачахли и обанкротились. А из молодежного центра пшик получился: ходят в него «три калеки», как говорится, а деньги на его содержание местный глава администрации миллионные расходует.

В общем, дурацкая прихоть главы администрации миллионными убытками обернулась, за которые, кстати, с него никто из депутатов, отвечающих за бюджет ЗАТО, спрос не учиняет.

Окромя депутатов  и краевые ревизоры (КРУ) при проверках не озадачиваются расходами тех средств, которые без толку «молодёжный центр» профукивает. В данном случае работникам КРУ или всё «до фени», или администрация ЗАТО такую лапшу на уши проверяющим навешивает, от которой глаза ревизорские застит.

В общем, финансовая ситуация в ЗАТО Железногорск зеркальное отражение той экономики, которая существует по всей России. 

Вкратце её можно охарактеризовать  составляющими, существующими в экономической науке, согласно которых в мире существуют два источника основных доходов: прибыль, создаваемая в результате производства и продажи товаров, и рента от продажи ресурсов, созданных природой.

Правила налогообложения настроенные на первый источник доходов должны охватывать и учитывать все случаи возникновения прибыли, а сборщики налогов должны контролировать всех потенциальных её производителей. Однако в силу множественности последних, а также разнообразия способов уклонения от налогов, реализация таких правил сопряжена с большими усилиями и требует постоянной заботы о том, чтобы рынок хорошо работал, чтобы вводимые правила способствовали росту числа производителей, чтобы производитель богател сам и добровольно делился частью своей прибыли с соответствующим бюджетом.

Кроме всего прочего, чтобы собирать много налогов, надо заботиться о росте массы прибыли и не только хорошо специфицировать все права собственности, но и вырабатывать и защищать правила, которые способствовали бы росту числа  производителей, при этом учитывая, что чрезмерное  налогообложение снижает стимулы к росту производства. 

Собственно говоря, так действуют те, у кого нет иного источника пополнения бюджета, кроме как части прибыли, создаваемой хорошо работающим рынком. В таких местностях: что хорошо для производителя – хорошо и для той власти, которая существует на данной территории.

Однако альтернатива нормальному хозяйствованию есть у тех, кто прикормился на дотационной халяве, так как в данном случае нет нужды заботиться о развитие рынка и конкуренции, нет необходимости устанавливать законы и правила, умножающие число производителей. Более того, нет смысла хорошо специфицировать все права собственности: достаточно четко защищать лишь источник ренты (дотаций), а в остальном каждый заботится сам о себе. Так сказать, «заплати налоги – и спи спокойно», государство тебе больше ничего не должно…».

Вот, собственно говоря, те различия, в которых коренятся причины парадокса бедности нынешних российских ЗАТО.  И пока дотаций будет хватать для более или мене нормального существования сменяемых друг друга административных кланов ЗАТО, у каждого из которых не было нужды заботиться о том, чтобы устанавливать и защищать такие правила хозяйствования, которые  бы помогали производить и создавать прибыль, достаточную для безбедного существования ЗАТО, административная власть в этих анклавах никоим образом менять что-то в системе хозяйствования не будет. Притом ежели какой-либо глава ЗАТО озадачиться поменять существующую систему хозяйствования ему этого сделать «отцы города» (руководители основных градообразующих предприятий) не дадут, по причине  того, что наполнение бюджета ЗАТО тогда придётся изыскивать из средств предприятий, основные финансовые потоки которых уводятся в Москву.

Многолетняя дотационная халява напрочь развратила административных руководителей ЗАТО, которых подбирают не по достоинствам, а по их отношению  к Росатому.  И такое будет продолжаться до тех пор, пока дотации будут поступать в достаточных, для безбедного существования ЗАТО количествах. И только когда этот источник по каким-то причинам иссякнет или перестанет устраивать ЗАТОшных руководителей, они всерьез озаботятся созданием правил, помогающих, а не мешающих работать производителям  прибыли. 

В общем, правительству нужно всерьёз озаботиться той ситуацией, которые сложились в наших ЗАТО и принять меры к наведению финансового порядка. Иначе ЗАТО, как чёрные дыры Вселенной, будут постоянно пожирать дотационные бюджетные средства, без всяких намёток на то, что это когда-нибудь прекратится.

Я бы, например, в данном случае, посоветовал президенту учредить в основных атомных ЗАТО своих представителей, по образу парторгов ЦК, через которых бы ситуацию в ЗАТО отслеживал. Глядишь,   уменьшилось бы разбазаривание выделяемых государственных средств  на жизнедеятельность ЗАТО. А затраты, на представителей, как мне кажется, с лихвой окупятся.

Кстати, губернаторский представитель по ЗАТО в Красноярском крае был до недавнего времени. Правда, толку от него не было, так как он явно был назначен для того, чтобы помогать Росатому в осуществлении своих замыслов по расширению.

В общем, идея есть и президенту над ней надо бы покумекать, как мне кажется…







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=7829