Цифровизация
электросетевого комплекса на территории всей Российской Федерации потребует до
4 трлн рублей инвестиций, а сроки окупаемости составят от 8 до 14 лет. По
мнению Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), для реализации столь
масштабного инвестиционного проекта необходимо внедрение долгосрочного и
стимулирующего тарифного регулирования, которое позволит ПАО
"Россети" развивать электросетевой комплекс за счет инвестиционных
средств, высвобождаемых в результате повышения эффективности.
Данную позицию
представил генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян на круглом столе
"Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике",
прошедшем 20 апреля в Совете Федерации РФ. Мероприятие прошло под
председательством заместителя председателя Комитета Совета Федерации по
экономической политике Юрия Липатова. В дискуссии приняли участие руководители
федеральных органов исполнительной власти и компаний электросетевого комплекса,
включая заместителя Министра экономического развития РФ Михаила Расстригина,
заместителя Министра энергетики РФ Вячеслава Кравченко и генерального директора
ПАО "Россети" Павла Ливинского.
Предполагаемый
объем затрат на цифровизацию электросетевого комплекса России, по мнению ИПЕМ,
соотносится с мировым опытом: так, в странах Евросоюза уже реализовано более
600 проектов интеллектуальных электросетей стоимостью более 2,8 млрд евро, а в
США с 2009 года реализуется программа по государственному софинансированию
проектов SmartGrid объемом 8 млрд
долларов.
По
оценкам ИПЕМ, у ПАО "Россети" на данный момент существует три
возможных источника финансирования цифровизации электросетевого комплекса -
бюджетные средства (включая Фонд национального благосостояния (ФНБ)), тарифная
выручка и заемные средства. Так, из ФНБ на развитие интеллектуальных сетей уже
было выделено 1,1 млрд рублей, при этом перспективы
дополнительныхгосударственныхассигнований осложняются конкуренцией с другими
аналогичными проектами и направлениями бюджетных расходов. Использование для
инвестиций тарифной выручки осложнено действующим ограничением темпов роста цен
на электроэнергию на уровне инфляции, а также планируемыми значительными
программами по модернизации тепловой
генерации, внедрению генерации на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ),
строительству новых блоков АЭС и мусоросжигательных заводов.
В
таких условиях, по мнению Института, приоритетным источником инвестиций в
цифровизацию электросетевого комплекса остается привлечение заемных средств. На
данный момент закредитованность электросетевых компаний в России относительно
невысока, однако проценты по кредитам будут также включаться в тарифную
выручку. В связи с этим требуется модернизация тарифного регулирования, которая
позволит обеспечить инвестиционные ресурсы для программы цифровизации
электросетевого комплекса без чрезмерного влияния на тарифы электросетей.
Как
считает ИПЕМ, указанная модернизация предполагает внедрение в тарифное
регулирование принципов долгосрочности и стимулирования повышения
эффективности. На данный момент в электросетевом комплексе России долгосрочное
тарифное регулирование действует формально, а тарифные решения регулярно
пересматриваются. Более того, окупаемость проектов по цифровизации находится за
горизонтом текущих параметров регулирования, которые вводятся сроком на 5 лет.
ФАС
России разработан проект ФЗ «Об основах государственного регулирования цен
(тарифов)». По мнению Института, законопроект предусматривает ряд полезных
изменений (вводятся понятия регуляторного контракта и стимулирующего
регулирования), однако описаны они чрезмерно кратко и неоднозначно.
"Остаётся неясным, будет ли разрешено сохранение экономии у регулируемых организаций в рамках других методов тарифного
регулирования?, - указал на круглом столе в Совете Федерации РФглава ИПЕМ Юрий
Саакян. - Также из законопроекта следует, что регуляторный контракт может
включать обязательства региональных властей. Этозначит, что мы фактически
получаем аналог механизма ГЧП, но не согласованный с соответствующей
нормативно-правовой базой".
По
мнению ИПЕМ, для обеспечения цифровизации электросетевого комплекса система
регулирования должна быть дополнена следующими возможностями:
Установление
параметров тарифного регулирования на срок свыше 5 лет.
Заключение
регуляторных соглашений между сетевыми компаниями и региональными властями.
Осуществление
частным бизнесом совместно с государством и сетевыми компаниями развития
электросетевой инфраструктуры на условиях ГЧП.
Сохранение
части средств, полученных в результате повышения эффективности, для
использования на инвестиционные нужды.
"Проект цифровизации
электросетевого комплекса также возвращает нас к вопросу о том, что есть
естественные монополии - бизнес
или "собес"?, -
резюмировал Юрий Саакян. -Эффект
масштаба естественной монополии позволит минимизировать затраты на цифровизацию
электросетевого комплекса, однако регулирование должно предполагать
заинтересованность самой компании в максимально эффективной реализации
проекта".
###
Об
организации:
Институт проблем
естественных монополий (ИПЕМ) – независимый научно-исследовательский центр,
основанный в 2005 году. Деятельность Института проблем естественных монополий
направлена на исследование состояния естественно-монопольных секторов
российской экономики (электроэнергетика, газовая промышленность,
железнодорожный и трубопроводный транспорт) и взаимосвязанных с ними отраслей
промышленности (транспортное и энергетическое машиностроение, угольная отрасль
и другие). Институт активно участвует в процессах формирования промышленной
политики России, определения инструментов её реализации в отраслевом и
региональном аспектах. Дополнительную информацию об Институте можно найти на
сайте http://www.ipem.ru/