''Десять негритят'' Росатома
Дата: 20/12/2018
Тема: Реформы и диалог с обществом


Надежда Попова

Государственная корпорация все больше напоминает многорукого Шиву: топ-менеджеры гребут под себя все, без особого разбора. Северный морской путь уже отошел госкорпорации "Росатом". Теперь атомное ведомство переписывает на себя и гидрографию: отгребает у Министерства транспорта и Росморречфлота ФГУП "Гидрографическое предприятие". В его составе - 8 гидрографических баз, арктическая гидрографическая экспедиция, картографическое производство, арктическая лоцманская служба и 12 судов.



Еще Росатом обещает к 2020 году построить 3 ветропарка по голландской технологии. Госкорпорация собирается заниматься утилизацией батареек. И решать мусорные проблемы.

Напомним, что все тот же Росатом обещал к 2010 году сдать плавучую атомную станцию "Академик Ломоносов", к 2014 году построить 26 новых энергоблоков, к 2018 году - сдать 3 новых атомных ледокола, а также замариновать 11 реакторов "чернобыльского" типа (РБМК), которые все еще крутятся на Ленинградской, Курской и Смоленской АЭС.

И пока - все мимо цели: "Академик Ломоносов" строится 12 лет, из 26 заявленных новых энергоблоков сданы 5 (и все они проблемные). Огромная головная боль - новые ледоколы "Арктика", "Сибирь", "Урал". По сути, изготовлены только корпуса атомоходов. И вряд ли атомные исполины смогут выйти из эллингов в ближайшие 2-3 года. Но почему же Росатом занимается ветрогенерацией, подгребает под себя Северный морской путь, "отжимает" гидрографию?

Ведь "10 негритят" Росатома - 10 российских атомных станций постоянно требуют пристального внимания, тем более НС (нештатные ситуации) на АЭС стали возникать подозрительно часто, особенно на новых, захваленных блоках, в частности на Ростовской АЭС, Ленинградской АЭС-2, Курской АЭС-2. Об этом в редакцию The Moscow Post приходят сигналы и от ядерщиков. Так может быть недалеко и до атомной аварии. Об этом сообщает корреспондент The Moscow Post.

Северным путем идете, товарищ!

Тем не менее, Государственная Дума РФ приняла законопроект об управлении Северным морским путем. И объявила Росатом инфраструктурным оператором. Документ закрепляет принцип двух ключей: за Министерством транспорта РФ остается выдача разрешений на плавание по согласованию с госкорпорацией "Росатом". Порядок утверждает Правительство РФ.

На встрече с журналистами новая "метла" Росатома Алексей Лихачев заявил, что сложная дискуссия по Северному морскому пути, наконец, завершилась. И в первом квартале, нового 2019 года, Росатом внесет проекты актов по распределению обязанностей между Министерством транспорта и атомным ведомством.

-Нынешнее руководство Министерства транспорта здраво смотрит на жизнь и понимает, что Росатом будет претендовать не на роль регулятора и контролера, а инфраструктурного оператора, - резюмировал Лихачев. - На базе ледокольных мощностей Росатом готов заниматься и другими вопросами развития Арктики, исходя из поставленной президентом задачи по обеспечению не менее 80 млн. тонн перевозок по Северному морскому пути к 2024 году. Нам нужна навигация нового уровня.

Напомним, однако же, что в бюджете 2019 - 2021 гг. объем финансов на инфраструктуру Северного морского пути был снижен с 37 млрд. рублей на 24 млрд. рублей по решению Правительства РФ строить еще два новых мощных атомных ледокола модификации ЛК-60.

Но Росатом пока никак не может справиться с прежним заданием - достроить атомоходы "Арктика", "Сибирь" и "Урал". Неужели будет повторение истории с атомным ледоколом "50 лет Победы", который мусолили 18 лет? В итоге "50 лет Победы" превратились в 70!

К слову, глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин выступил резко против передачи Росатому бизнеса по утилизации батареек:

-Без детальной проработки и оценки существующей потребности в переработке действительно опасных и токсичных отходов реализация проекта по назначению Росатома федеральным оператором приведет к неэффективному расходованию средств бюджетов всех уровней, а также к повышению тарифов. Комплексы по утилизации химоружия не приспособлены для утилизации кислот и щелочей, а перевозка таких отходов заметно увеличит стоимость обезвреживания. Никакого смысла нет ни в назначении Росатома федеральным оператором, ни в инвестициях - а это 36 млрд. рублей - в создание 7 комплексов.

Правильно, каждый должен заниматься своим делом, а Росатом - атомными делами, поскольку ситуация в отрасли неоднозначная, а на некоторых ядерных объектах - вопиющая, только об этом не пишут российский СМИ.

Фанфары гремят и гремят

На страницах российских СМИ, даже если ползать с лупой или микроскопом, материалов об истинном положении дел в атомной отрасли не найти! Зато материалов о небывалых достижениях государственной корпорации "Росатом"- пруд-пруди! Вот, к примеру Сергей Пикин, глава Фонда энергетического развития сообщает о громких победах Росатома в 2018 году.

-Одно из самых главных событий года - пуск в промышленную эксплуатацию новых блоков на атомных станциях - четвертого на Ростовской и первого на Ленинградской АЭС-2. Далее - сотрудничество с Турцией и договоренности в области "мирного" атома на уровне президентов. Развитие атомного ледокольного флота – тоже яркий результат этого года. Для него, кстати, давно ничего не строили, поэтому швартовные испытания "Арктики"– отличная новость. Кроме того, будет расширена до 5 линейка универсальных атомных ледоколов. Плюс год запомнится физпуском и энергопуском плавучей атомной станции "Академик Ломоносов".

И эта "жвачка" кочует из СМИ в СМИ. Заметим сразу: четвертый блок на Ростовской АЭС сдавался с большим сложностями. Новый ядерный реактор на блоке заглох через 24 часа после включения в "сеть". И также стало известно, что этот "новый" энергоблок строится по чертежам 19729 года. Об этом подробно писала газета "Версия".

А чего голову ломать? Взяли старые лекала, нарисовали новый энергоблок. А потом еще и премию получили.

Такая же непотребная ситуация с первым блоком Ленинградской АЭС-2. Сегодня Росатом всячески скрывает, почему прозвучал сигнал оповещения о ЧП в конце октября 2018 года? Почему энергоблок постоянно "искрит"? Почему на блоке уменьшают мощность? А правду рассказать могут только ядерщики, те, кто трудится рядом с аварийным ядерным реактором или работает на стройке новой АЭС.

И несколько дней назад в редакцию The Moscow Post обратился ядерщик из атомграда Курчатов. Это Дмитрий Сергеевич Симахин. На объектах Росатома работает более 18 лет. Строил атомную станцию "Бушер" в Иране. Сегодня сооружает новый энергоблок на Курской АЭС-2. А рассказ Дмитрия Симахина еще раз доказывает, что на объектах Росатома сам чёрт ногу сломит.

Из жизни "сигнальщика" Симахина

Таких людей в атомной отрасли, как Дмитрий Симахин, называют "сигнальщики". К сожалению, движение "сигнальщиков" не приживается в нашей стране, достаточно вспомнить события, которые предшествовали взрыву на четвертом блоке Чернобыльской атомной станции. Сигналы о том, что на четвертом блоке не все ладно, поступали "куда надо", но реакции не было. В итоге сегодня весь мир все еще расхлебывает последствия страшнК слову, тревожные письма из города Курчатов наша редакция начала получать не вчера, а несколько месяцев назад. И было понятно, что пишет атомщик-профи, который находится в эпицентре неких событий. Редакция The Moscow Post отправляла копии этих писем не только в Администрацию президента, дежурному в пресс-службу Правительства РФ (есть и такая связь для нашего брата -журналиста). Ставили мы в известность также СЭБ ФСБ и Следственный комитет России. Как итог, после серьезных проверок по сигналам из города Курчатов, был снят с руководящей должности начальник строительства Курской АЭС-2 Сергей Генералов. Но тревожные письма идти в редакцию The Moscow Post не перестали.

Но, наконец, человек, который отправлял все эти письма, в последнем послании в редакцию, снял свою "маску", назвав истинное имя - Дмитрий Сергеевич Симахин. Оказывается, атомщику понадобилась помощь, поскольку накануне к нему в квартиру в Курчатове ворвались трое в погонах.

Цитируем письмо Симахина: "Я вам писал под вымышленными именами. И еще и с другого электронного ящика о том, что творится на строительстве Курской АЭС-2. Вспомните, пожалуйста, мои сообщения уже по бывшему начальнику строительства Сергею Генералову . Я прошу у вас помощи. 24 ноября, в субботу, ко мне, в арендованную квартиру по адресу г. Курчатов, Коммунистический проспект , д. 9, кв. (...) без судебного постановления и санкции прокурора, вломились трое сотрудников ОВД "Курчатовский". И насильно отобрали у меня ноутбук и мобильный телефон.

Уходя, один из сотрудников, который представился как майор Черепанов, сказал мне "меньше гадостей будешь про АСЭ (Атомстройэкспорт -ред.) писать". Решился к вам обратиться от безысходности. Я - неместный в Курчатове. Офицеры - начальник ОРЧ ОСБ Курской области и начальник розыска ОВД г.Курчатов хамили мне и говорили, что съемное жилье не считается жильем, а изъятие ест изъятие, хотя я такого следственного действия не знаю. Они оставили меня без связи и возможности работать. Я уверен это заказная акция руководства службы безопасности АО "Атомстройэкспорт". Если это возможно, помогите мне. Я с 1997 года работаю на строительстве атомных станций. Четыре года проработал на стройке в Иране, когда возводили АЭС "Бушер". Трудились в жутких условиях (летом в Иране температура на объекте достигала плюс 50 С). С уважением, Д.С. Симахин".

Забегая вперед, скажем, свой ноутбук и мобильный телефон Дмитрий Симахин получил через несколько дней после того, как редакция The Moscow Post поставила на уши пресс-службу губернатора Курской области Романа Старовойта, а также пресс-службу областного прокурора Алексея Цуканова.

Обращение редакции было направлено в приемную руководителя СКР, генерала юстиции А.И.Бастрыкина. И именно от следователей СКР и пришла помощь атомщику Симахину. Перед Дмитрием Сергеевичем извинились. И обещали больше не прессинговать. Поэтому Дмитрий Симахин выражает благодарность редакции The Moscow Post за оперативную помощь: " Вы - маги, волшебники. Мне уже все вернули. Спасибо вам за помощь. И теперь я буду писать вам под своей настоящей фамилией. С огромным уважением!"

И вот, еще одна новость от Дмитрия Симахина. По всей видимости, из-за того, что на строительной площадке Курской АЭС-2 заливали бетон сразу с 5 заводов (видимо, искали, где "дешевле"), в гермоплите появились трещины. А гермоплита - это то основание, тот "фундамент", на который ставится энергоблок с ядерным реактором. И теперь, понятное дело, на фундамент в трещинах ядерный "котел" не поставишь. Сколько миллиардов Росатом опять выплюнул в "космос"?

Кстати, пока расследование готовилось к печати, из госкорпорации "Росатом" пришла интересная бумага. Хотя редакция The Moscow Post в госкорпорацию не обращалась! Некие вопросы о ситуации на объектах Росатома были заданы в Администрации президента РФ, поскольку атомная тема - тема государственной важности. Администрация президента потребовала от ГК "Росатом" ответить редакции.

Остается добавить, что атомщик Симахин - не единственный "сигнальщик" нашего издания. Тревожные письма приходят из города Сосновый Бор, где строится Ленинградская АЭС-2. Редакция продолжает получать "сигналы" из Волгодонска, где работает Ростовская АЭС. Еще раньше мы, журналисты, помогали сотруднику госкорпорации "Росатом", инженеру Александру Журавлеву в его противостоянии с топ-менеджерами Росатома.

Журавлев был уволен из Дирекции строящихся плавучих АЭС, но после вмешательства журналистов восстановлен в своей должности. И еще один пример - очень яркий пример, как может измениться судьба человека, ученого-атомщика, который оказался в тюрьме. после вмешательства прессы.

Мы, журналисты, приняли самое активное участие в освобождении из-под ареста доктора технических наук, заместителя директора Физико-энергетического института имени А.И.Лейпунского Сергея Калякина, который попал за решетку по оговору. Сегодня атомщик Калякин уже дома, но в тюрьме ему довелось провести несколько тягостных месяцев.

Так правомерно ли то, что госкорпорация "Росатом" вместо того, чтобы тщательным образом отслеживать работу таких важных объектов, как российские атомные станции - а на каждой из них есть свои проблемы, и проблемы нешуточные, начинает заниматься "ветряными" мельницами, утилизацией батареек, прочерчиванием новой "кардиограммы" Севморпути? Может быть, надо остановиться? Оглянуться?

Закончить проблемное строительство новых атомных ледоколов ? По нашим данным, атомный ледокол "Урал" сегодня готов на 18 %, "Сибирь" - на 32 %, атомоход "Арктика - на 56%. До сих пор остается мутным будущее плавучей атомной станции "Академик Ломоносов", которую от греха подальше отогнали из центра Санкт-Петербурга в Мурманск. И на привязи в Кольском заливе ядерный объект с полными" стаканами" ядерного топлива стоит уже более 6 месяцев! Это почти 2 тонны оружейного урана.

10 российских атомных станций - это 36 ядерных реакторов, 11 из которых - напоминаем, "чернобыльского" типа, под названием РБМК.

Еще 2 новых реактора ВВЭР-1200 - из поколения 3+, в конструкции которых выявлены недостатки. Но только Росатом опять наводит тень на плетень, поскольку именно ВВЭР -1200 уже наобещали построить не только в Белоруссии, но и в Турции, Египте, Венгрии, Финляндии, Бангладеш. И про аварию с ВВЭР-1200 на шестом блоке Нововоронежской атомной станции в ноябре 2016 года упорно молчим. Об этом инциденте писала "Версия". Хорошо, что есть такие честные атомщики, как Дмитрий Симахин: они в силах остановить "на ходу" и ядерный реактор. Другое дело - не на всех российских АЭС встречаются симахины.

Иллюстрированный текст – на The Moscow Post, 20.12.2018







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=8360