Светлана
Бурмистрова, Алина Фадеева, РБК
Индийский госзаказчик АЭС «Куданкулам» столкнулся с проблемами в работе
турбинного оборудования, поставленного «Силовыми машинами» Алексея Мордашова.
На новом объекте «Росатома» в Индии могут быть использованы японские агрегаты.
Корпорация по атомной энергии Индии (NPCIL), заказчик
строительства атомной электростанции, возводимого российской стороной,
обсуждает возможную замену турбинного оборудования от «Силовых машин» Алексея
Мордашова. Нью-Дели предлагает «Росатому» заменить его на продукцию японских
производителей. Об этом РБК сообщили два источника, близких к участникам
переговоров между странами.
Индийская сторона высказывала недовольство качеством поставленных «Силовыми
машинами» турбоустановок и генераторов для турбинного отделения уже построенных
блоков АЭС «Куданкулам», говорит один из собеседников. Но речь не идет о замене
поставщика турбин для строящихся блоков «Куданкулама» (всего должно быть
построено шесть блоков, сейчас готовы два), поскольку все оборудование для них
уже законтрактовано. Требование касается новой АЭС с шестью блоками,
строительство которой также предусмотрено межправительственным соглашением и
должно завершиться до 2034 года.
Индия пока не выбрала площадку для новой атомной станции, этот вопрос планируется
обсудить на Восточном экономическом форуме (ВЭФ), который состоится в сентябре
во Владивостоке. Об этом недавно сообщал вице-премьер Юрий Борисов.
На площадке АЭС «Куданкулам» все шесть блоков будут укомплектованы
оборудованием производства «Силовых машин». Третий и четвертый блоки АЭС
«Куданкулам» «Росатом» планирует сдать в гарантийную эксплуатацию в 2023–2024
годах, а начать строить пятый и шестой — в 2019–2020 годах. Проекты всех шести
блоков станции идентичны, на строительство последних двух блоков Россия
предоставит Индии кредит на десять лет в размере $4,2 млрд.
«Росатом» готов рассмотреть варианты
Для «Росатома» удовлетворенность заказчика является приоритетом, сообщили
РБК в пресс-службе инжиниринговой «дочки» «Росатома» «Атомстройэкспорт» (АСЭ).
«Компетенции «Росатома» в разработке и поставке ключевого для атомных станций
оборудования ядерного острова являются лидирующими в мире, а что касается
других систем, в частности турбинного оборудования, возможны разные варианты,
если наш заказчик выскажет свои пожелания», — пояснил собеседник РБК.
В пресс-службе «Росатома» не ответили на вопрос РБК, ведутся ли переговоры с
японскими предприятиями о заказе турбин. Однако во время визита в Россию премьер-министра
Японии Синдзо Абэ в январе 2019 года на совещании у президента Владимира Путина
обсуждалось совместное строительство АЭС в Индии на новой площадке, сообщал РБК
источник, знакомый с ходом переговоров.
В «Силовых машинах» РБК сказали, что решение о выборе поставщиков основного
оборудования принимает «Росатом». «Силовые машины» готовы предложить для
данного проекта как быстроходные турбоустановки, в производстве которых
являются мировым лидером, так и тихоходные, головной проект которых в настоящее
время реализуется. «Силовые машины» примут участие в тендерных процедурах,
когда они будут объявлены», — отметил собеседник РБК.
Представитель NPCIL на момент публикации материала не ответил на запрос РБК.
Какие
проблемы возникли на АЭС «Куданкулам»
«Росатом» строит АЭС «Куданкулам» в штате Тамилнад
с 2002 года, первые два энергоблока с реакторами ВВЭР-1000 общей мощностью 2000
МВт были сданы в эксплуатацию в 2014–2017 годах. При этом, по данным сайта
NPCIL, в 2018–2019 годах эти блоки были загружены лишь на треть своей мощности.
Индийская газета Hindu в ноябре 2018 года писала о приостановках работы из-за
технических проблем в турбинном отделении, а также о сверхнормативных
остановках на перезагрузку топлива. Источник РБК, близкий к одному из
участников проекта, уточнил, что у индийцев были претензии к качеству оборудования,
поставленного «Силовыми машинами».
Исходя из данных сайта «Силовых машин», компания принимает участие в реализации
проектов в сфере тепловой, атомной и гидроэнергетики Индии с 1960-х годов.
Помимо АЭС «Куданкулам» она поставляла оборудование на АЭС «Мадрас», а также на
гидроэлектростанции «Тери», «Балимела» и «Локтак» и теплоэлектростанции «Обра»
и «Кахалгон».
Для первых двух блоков АЭС «Куданкулам» «Силовые машины» поставили в 2004–2005
годах две быстроходные паровые турбины мощностью по 1000 МВт, два
турбогенератора аналогичной мощности, а также вспомогательное оборудование.
Сумма контракта не раскрывалась. В 2015 году «Силовые машины» получили контракт
на поставку оборудования для АЭС «Куданкулам» за $523,9 млн, сообщали
«Ведомости». Тогда же компания Мордашова заключила соглашение о поставке турбин
для Курской АЭС-2 и для АЭС «Бушер» в Иране, их общая стоимость составила 122
млрд руб.
«Силовые машины» — крупнейший поставщик оборудования для российских
энергообъектов, входит в пятерку мировых лидеров отрасли по объему
установленного оборудования, реализуя проекты в СНГ, Восточной Европе, Индии,
Вьетнаме, Китае, странах Латинской Америки и Африки.
В январе 2018 года компания попала в санкционный список Управления по контролю
над иностранными активами (OFAC) Минфина США за поставку турбин Siemens в Крым.
В марте 2019 года аналогичное решение приняло правительство Канады.
Какие отзывы у российских турбин
Представитель «Росэнергоатома» («дочка» «Росатома») сообщил РБК, что при
эксплуатации российских АЭС, турбинное оборудование для которых поставляли
«Силовые машины», трудностей с ним не возникало. Публичных сообщений, в которых
фигурировала бы авария, поломка или какая-то неисправность, в России и за
рубежом в последние годы не фиксировалось, говорит директор Фонда
энергетического развития Сергей Пикин. Возможно, индийские партнеры, предъявляя
претензии, пытаются сбить цену на оборудование для новой АЭС, допускает он.
У эксплуатантов время от времени возникают нарекания по поводу работы
российских паровых турбин — и генераторной части, и тепломеханической,
рассказал РБК топ-менеджер инжиниринговой компании. Проблема в том, что
российские предприятия используют слишком мягкий металл для лопаток, возникают
проблемы с напылением; еще одним слабым местом является качество уплотнения
между роторами и статорами, отмечает он, добавляя, что, тем не менее,
отечественные заводы постоянно совершенствуют технологии.
РБК,
26.08.2019