Чей флот сильнее
Дата: 23/07/2020
Тема: Геополитика


Борьба за мировое технологическое лидерство вступила в острейшую фазу. Все развитие мировой экономики проходило как стремление одной технологической зоны расширится за счет другой. После второй мировой войны на карте мира осталось всего две технологических зоны: американская и советская. В конце XX в. произошло слияние всех зон в единую, главной страной в которой стали США.



Борьба за рынки сбыта, технологические зоны стала причиной двух мировых войн. Для укрепления американской зоны была вброшена идея создания общества потребления путем стимулирование конечного спроса, государственного и частного. Самой привлекательной страной для американских инвестиций стал Китай, который под обещания получения передовых технологий должен был отказаться от создания собственной технологической зоны и встроиться в американскую технологическую зону в качестве основного производителя продуктов для неё.

Спор за технологическое доминирование

Рубежным в китайско-американских отношениях в XXI в. стал 2009 год, когда президент Барак Обама предложил Китаю (на американских условиях) проект «группы двух» - создание системы привилегированного американо-китайского партнерства по ключевым вопросам мировой экономики. Китай от него отказался, и с весны 2010 г. Соединенные Штаты перешли к политике «сдерживания Китая». Эта стратегия осуществлялась по четырем направлениям:

– возрождение созданного в 1951 г. военного союза АНЗЮС (США, Австралия и Новая Зеландия). В Веллингтонской декларации 2010 г. зашла речь о расширении военного партнерства. Для Пекина Австралия и Новую Зеландия традиционно недружественные государства.

– выстраивание системы нового присутствия в Индокитае. Процесс нормализации американо-вьетнамских отношений, начавшийся в 1995 г., ускорился после визита в Ханой госсекретаря Х. Клинтон в 2010 г. После посещения Вьетнама министром обороны США Леоном Панетты речь зашла о взаимодействии в военной сфере.

Спираль китайско-американского конфликта стала раскручиваться всё сильней с приходом к власти в США Д. Трампа, критиковавшего экономическую политику Китая, которая якобы наносит ущерб экономике США, ещё в ходе своей предвыборной кампании.

Главной причиной торгово-технологической войны США с КНР стал продолжающийся рост экономики Китая, продолжающей расти темпами, превышающими темпы роста США.В 2015 г. правительство КНР утвердило долгосрочный план развития, нацеленный на превращение Китая в мирового лидера в области производства информационных технологий, авиации, автомобилей, робототехники, что позволит ему потеснить США и занять место крупнейшей экономики в мире. В марте 2018 г.Д. Трамп подписал меморандум "О борьбе с экономической агрессией Китая",позволяющий ввести ограничения в отношении китайской продукции.

Сегодня соперничество между двумя крупнейшими экономиками мира вышло далеко за пределы пошлин и торгового дефицита — оно вызвано спором за технологическое доминирование в XXI веке. В Белом доме понимают, что новейшие технологии, передовые материалы способны изменить традиционное соотношение сил. Экспортные ограничения, повышенные пошлины, контроль над китайскими инвестициями и давление на третьи страны — лишь некоторые свидетельства развернувшейся технологической войны.

Глубокая экономическая взаимозависимость между Соединенными Штатами и Китаем, накопленная за последние десятилетия, заметно снижается. Расцепление в торговой и в технологической областях происходит за счет сокращения объемов торговли между двумя странами, снижения зависимости рынков друг от друга. Трамп последовательно проводит политику вывода американских промышленных мощностей из Китая обратно в США, дабы избежать чрезмерной зависимости от китайской промышленности и сократить риски кражи американских ноу-хау. Данный процесс ведет к сокращению двусторонних инвестиций, связанных с технологиями и научно-исследовательской деятельностью, к созданию барьеров в обмене знаниями и сворачиванию сотрудничества между научными сообществами. Все это говорит о начале технологической войны между двумя странами, в которой «расцепление» экономик и технологического сектора — лишь первый этап. Кроме того, что Китай включён в производственный процесс, он является огромным рынком сбыта для транснациональных компаний.

С потерей Соединенными Штатами роли центральной страны единой мировой технологической зоны мир должен распасться на ряд частей. Появятся несколько валютных зон, внутри которых начнут формироваться свои технологические зоны. Из них Китай и Юго-Восточная Азия на основе юаня могут стать самой большой зоной с самой сильной экономикой.

Тот факт, что Вашингтон взял курс на разрушение сложившихся взаимовыгодных отношений, говорит о наличии более глубоких причин, нежели только коммерческие интересы. Политическая элита США рассматривает успехи Китая в искусственном интеллекте как вопрос национальной безопасности, то есть угрозы самого высокого уровня. Китайские национальные программы, такие как «MadeinChina2025», рассматриваются как прямой вызов нынешнему доминирующему положению США на международной арене и как желание изменить мировой порядок. Идет соперничество технико-экономических парадигм.

Ответной мерой Вашингтона на «недобросовестное поведение» Пекина стала целенаправленная политика сдерживания амбиций Китая и создание препятствий для его технологического прогресса. Ограничительные меры в виде торговых санкций и повышенных пошлин, контроля над инвестициями и экспортом, а также сокращения масштабов передачи знаний и академических обменов должны заставить Китай отказаться или пересмотреть свою государственную промышленную политику.

Целью американского закона «О модернизации оценки рисков иностранных инвестиций» (2018 г.) стал более жесткий контроль над сделками с участием «стран, вызывающих особую обеспокоенность» и направленных на приобретение критических технологий или инфраструктуры США. В том же 2018 г. был принят закон «О реформе контроля над экспортом», в рамках которого Бюро промышленности и безопасности США ограничило экспорт по 14 категориям технологий, имеющих большое значение для национальной безопасности США. В список вошли важные в промышленном планировании Китая технологии, такие как искусственный интеллект, квантовые компьютеры и3Dпечать.

Причины американской политики сдерживания кроются не в промышленной стратегии Китая, а в осознании американским руководством постепенного сокращения влияния самих США и паникой от появления на международной арене равного соперника.

Стратегия Дональда Трампа по сдерживанию КНР только способствует становлению Китая как независимого технологического центра. Пекин под предлогом национальной безопасности теперь может ускорить этот процесс. Председатель КНР Си Цзиньпин в своих выступлениях стал все чаще подчеркивать важность принципа «опоры на собственные силы», признавая опасность чрезмерной зависимости от другой страны в вопросах ключевых технологий, призывая укреплять независимый инновационный потенциал Китая. Эта идея сегодня официально заложена в основу промышленных программ КНР.

Заметное место развития науки и технологий в планах КНР можно проследить по масштабным инвестициям в данный сектор. Китай значительно увеличил затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, которые в 2017 г. составили 24% мировых расходов (по сравнению с 2,6% в 1996 г.). Идея достижения технологической независимости представлена во всех крупных промышленных программах. Самым значительным планом стала генеральная промышленная стратегия развития «Сделано в Китае 2025», направленная на превращение страны в «научную и технологичную сверхдержаву», в значительной степени независимую от иностранных технологий. «То, что основные технологии контролируются другими странами, является нашей самой большой скрытой опасностью» [Си Цзиньпин].

Искажая в политических целях прогресс Китая в передовых технологиях, рассматривая Китай как «гипотетического врага», администрация Трампа оправдывает увеличение инвестиций в национальную оборону и строительство новых типов вооружений. Конфликт в области китайско-американских отношений может привести к новому витку гонки вооружений. По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), общий объем мировых военных расходов в 2019 г. достиг 1, 9 трлн долл.- самый значительный рост за десятилетие (3,6%), на что повлияло заметное увеличение военных расходов КНР и США.

Самым разрушительным последствием технологической войны может стать формирование двух технологических систем, которые окажутся несовместимыми и конкурирующими между собой. По соображениям безопасности чужаков в такие техноэкономические блоки не пускают. Это может стать предпосылкой для новой биполярности, которая разделит мир на две части.

Угрозы национальной безопасности Китая

Внешнеполитические угрозы национальной безопасности Китая обусловлены как тенденциями изменения современного мироустройства, так и рядом традиционных территориальных споров в регионе. Экспортная ориентация китайской экономики и зависимость Китая от внешних поставок нефтепродуктов лежат в основе угроз макроэкономического характера для его народного хозяйства. Возросшая активность Китая и быстрый рост его военного потенциала вызвали противодействие со стороны США и местных держав. В ноябре 2017 г.на полях Восточноазиатского саммита (ВАС) в Маниле прошла рабочая встреча дипломатов США, Японии, Индии и Австралии, которые по их заявлению должны взять на себя больше ответственности за балансирование Китая, выстроить систему его сдерживания.

Усиливающееся китайско-американское противостояние из области торговли, технологий постепенно смещается в военно-политическую сферу. С антикитайской политикой США связано обострение ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), где присутствуют сразу нескольких крупных держав, определяющих мировой баланс сил - США, России, Японии, Китая. Военно-силовое присутствие США в АТР представлено несколькими группировками. В Японии постоянно базируются АУГ, эскадра эсминцев, амфибийная группа дивизион МТК (ВМБ Йокосука и Сасебо) и несколько патрульных и разведывательных авиаэскадрилий (ВВБ Мисава и Кадена). На ВМБ на о. Гуам дислоцирована 15-я эскадра АПЛ, в состав которой входят три МЦАПЛ типа "Лос-Анжелос" с плавбазой, и соединение транспортов Командования морских перевозок.

Группировка ВС США в Японии, Южной Корее и в ряде других стран АТР, военных баз в Центральной Азии обеспечивают Америке контроль с континентальной части Азиатского материка, а также со стороны Тихого и Индийского океанов над основными стратегическими объектами почти всех азиатских стран. В случае обострения военно-политической обстановки они могут стать реальным фактором военного давления на Россию, Китай, Иран, Пакистан, Индию.

Китай, занимающий в АТР лидирующее положение, все решительнее отстаивает свои интересы, в том числе, территориальные. Растущая экономическая и военная мощь Пекина беспокоит соседние страны. Противостояние с КНР побуждает их искать политической и военной поддержки у США, что может привести к осложнению ситуации в регионе. Основные территориальные споры современного Китая локализованы в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях.

Угроза торговому судоходству КНР может быть реализована не только в прибрежных морях Китая, но и в районах Мирового океана. Наиболее серьезна она в акваториях Индийского океана, учитывая стратегическую зависимость КНР от поставок энергоресурсов из этого региона. Через геостратегическую артерию в Малаккском архипелаге проходят основные артерии нефтяного снабжения стран региона. Постоянное военно-морское присутствие Китая в Индийском океане становится не только необходимым, но и обоснованным, и является реализацией права Китайской Народной Республики на защиту своей безопасности. Конечной целью военно-морского строительства любой страны является создание сил, способных обеспечить защиту национальных интересов государства в морях и океанах, осуществлять предупреждение внешних угроз не только с помощью международно-правовых мер, но и посредством проявления военно-морской мощи.

Пересечение в этом регионе геополитических интересов США, России, Китая, Японии, сплетение в тугой клубок острых межгосударственных противоречий, рост амбиций ряда государств региона, наличие взаимных претензий, "старых обид" позволяет говорить о нем как о конфликтогенной зоне. Тлеющие территориальные конфликты в АТР в перспективе могут выйти за пределы локального театра военных действий и привести к вооруженному конфликту в масштабах отдельного крупного тихоокеанского субрегиона. Угрозу военных конфликтов порождают также территориальные споры КНР со странами Восточной Азии.

Поэтому Военно-морским силам Народно-освободительнаяармияКитая (ВМС НОАК) придается столь важное значение в деле защиты национальных интересов Китая, безопасности его судоходства, обеспечивающего позитивное экономическое развитие страны.

Индо-китайские территориальные споры

Первоначально развивались вокруг районов в Гималаях и на Тибете, что привело к вооруженному конфликту между странами в 1960-х гг. Существенный диссонанс в индо-китайские отношения вносило также пакистано-китайское военное сотрудничество, особенно в области реализации Исламабадом ядерных программ.

Китайская и индийская экономики являются крупнейшими импортерами нефти, получая из стран Среднего Востока ~40% и 70% этого ресурса, соответственно. Географическое и военно-морское преимущество Индии в индо-океанском регионе позволяют ей напрямую контролировать китайские поставки нефти из этого региона.

На рубеже веков отношения между странами начали нормализоваться. В 2006 г. Индия и Китай подписали меморандум о взаимопонимании в области разработки и совместного использования нефтяных и газовых месторождений. В августе 2006 г. индийская нефтегазовая корпорация "ONGC Videsh Ltd" и китайская "Sinopec" выиграли тендер на совместную покупку 50% акций колумбийского месторождения "Omimex de Colombia". Таким образом, Китай дипломатическим путем обеспечил безопасность своих морских поставок нефти из стран Среднего Востока. Но данные политические соглашения накладывают ограничения на военно-морское присутствие Китая в индо-океанском регионе. Наличие китайских ВМС в Индийском океане будет расценено Индией как недружественный акт, равно как и усиление военного присутствия в Мьянме.

Японо-китайские территориальные противоречия

Восточно-Китайское море (ВКМ) является стратегическим районом не только для Китая и Японии, но и для Соединенных Штатов. На севере море охраняет вход в Цусимский пролив, который ведет к Японскому морю. Южная часть моря омывает Тайвань - одну из главных причин противоречий между Китаем и США. Более того, политику США в отношении Японии КНР рассматривает как попытку сдерживания Соединенными Штатами Китая. Пекин возмущает предоставление Японии материально-технической и разведывательной поддержки со стороны США. Рост внимания КНР и Японии к спорным территориям обусловило обнаружение в 1969 г. запасов нефти, залегающей глубоко под водой в ВКМ.

Основные споры ведутся вокруг пространства территориальных вод у о-в Сенкаку, группы мелких необитаемых островов и рифов, расположенных в южной части ВКМ в 200 км от о. Тайвань. Острова контролируются японской стороной, которая "прибрала их" вместе с о. Тайвань в 1895 г. По окончании второй мировой войны Токио отказался от прав на Тайвань. Но необитаемые о-ва Сенкаку остались в пределах префектуры Окинава, долгое время оккупированной американцами. В 1972 г. Вашингтон вернул эти территории Японии, а затем о правах на них вспомнили и в Пекине, особенно после сообщений о том, что под океанским дном здесь могут быть большие запасы нефти и природного газа.

Южно-Китайское море

По числу вовлеченных сторон наиболее масштабной являетсяконфликтная зона в Южно-Китайском море (ЮКМ). Оно является главным судоходным путем, связывающим Тихий океан с Индийским. Здесь проходят морские пути из Европы, Африки, Ближнего Востока, Южной Азии на Дальний Восток и Америку. Еще одним предметом спора в ЮКМ являются потенциальные запасы нефти, газа и минеральных ресурсов в островных и шельфовых зонах. К тому же эти воды богаты рыбой и другими ценными морепродуктами.

По окончании холодной войны и ухода России из базы Камрань (Вьетнам), а США - из базы Субик-Бей (Филиппины), в регионе создался силовой вакуум. Спорящие стороны продолжили курс на закрепление своего военного присутствия. Объектами спора в ЮКМ являются три архипелага: Парасельские о-ва, о-ва Спратли и Пратас, обширная отмель Макклесфилд-бэнк и ряд более мелких островных образований.

Основные перевозимые через Южно-Китайское море грузы – нефть и нефтепродукты (~ половина объема морских перевозок), промышленное сырье, машины и оборудование. Крупнейший район вывоза - Персидский залив. В 1988 г. Китай объявил, что континентальный шельф только в районе о-вов Спратли скрывает 105 млрд баррелей нефти, а общие запасы нефти в ЮКМ оцениваются 213 млрд баррелей. В сентябре 1992 г. Китай заявил о намерении превратить шельф Южно-Китайского моря в "главную базу по добыче энергетических ресурсов". В феврале 1992 г. был принят "Закон о территориальных водах и прилегающих к ним районах", относящий острова Парасельские и Спратли к территории КНР; в мае того же года Пекин подписал контракт с фирмой "Крестоун энерджи" (США), предоставив ей в концессию участок шельфа в 250 км от побережья Вьетнама, гарантировав силовое обеспечение.
Приняв в 1994 г. резолюцию о ратификации Конвенции ООН 1982 г. по морскому праву, в которой был вновь подтвержден суверенитет Вьетнама над Парасельскими островами и Спратли, и Вьетнам подписал контракт с международным консорциумом (американский "Мобил ойл", три японских фирмы и российская "Зарубежнефть"), на разработку месторождения "Тханьлонг" на континентальном шельфе Южного Вьетнама.

США заявили о том, что ситуация в Южно-Китайском море находится в пределах их национальных интересов. Для Китая предложение об интернационализации данной проблематики неприемлемо, тем более вмешательство третьих участников в процесс урегулирования противоречий в ЮКМ.

На архипелаг Спратли претендуют шесть стран - Бруней, Вьетнам, Китай, Малайзия, Филиппины и Тайвань. Китай на Спратли контролирует более 20 небольших островов и рифов. На шести из них размещены военные гарнизоны с казармами, складами, причалами, РЛС и ЗРК. Осуществляется постоянное патрулирование боевыми кораблями и катерами ВМС КНР.

Вьетнам контролирует 21 остров. На 20 из них размещены армейские части общей численностью до 1 тыс. человек. На 7 островах построены береговые укрепления, причалы для катеров, вертолетные площадки.
Манила претендует на 53 острова, атолла и рифа у берегов провинции Палаван. На 8 островах размещены войска численностью до 2,5 тыс. человек.
Тайвань содержит на самом крупном острове архипелага Иту-Аба военную базу с гарнизоном около 500 чел. Последние 20 лет Тайвань не проявляет активности в расширении сферы контроля в этом районе.
Малайзия подчинила себе о. Сенглу и восемь рифов. На острове имеется станции обнаружения и оповещения.

Бруней претендует на о. Луиза, который периодически затопляется водой.

Современную ситуацию территориальных споров вокруг островов можно охарактеризовать как вялотекущий конфликт. Но в него вовлечены страны, реализующие сегодня важные этапы в национальном военном строительстве.
Так, Япония находится в поиске новой формулы обеспечения национальной безопасности, но пока предпочитает оставаться в американской зоне военно-силового влияния. Это дает Японии серьезные гарантии безопасности перед лицом растущей военной мощи Китая. Японской стороне удалось закрепить в географической зоне действия американо-японского договора безопасности о-ва Сенкаку. Вьетнам, как основной соперник Китая в споре за Парасельские о-ва и архипелаг Спратли, мало что может противопоставить Пекину, и может рассчитывать только на поддержку со стороны других стран АСЕАН. Филиппины не раз пользовались американской помощью для противостояния китайским притязаниям.

Большинство стран Юго-Восточной Азии ощущают недостаток мощи своих ВМС, которые способны только к выполнению задач береговой охраны. Однако если в связи с кризисом они вынуждены сворачивать свои программы перевооружения, то КНР от долгосрочных планов реорганизации своих ВМС не отказывается. Размещение военной базы на о. Вуди группы Парасельских о-вов и возведение искусственного намывного острова на рифе Файери Кросс (архипелаг Спратли) с сооружением на нем портовых сооружений и взлетно-посадочной полосы создают условия для реализации Пекином силовых вариантов.

Территориальные проблемы в АТР, связанные с вопросами контроля над морскими акваториями, далеки от окончательного разрешения. США планомерно оспаривают притязания Поднебесной на целую серию островных образований в ЮКМ и распространение его суверенитета на прилежащие к ним акватории. В ходе Азиатского саммита по безопасности в мае-июне 2019 г. США заручились поддержкой своих союзников. Великобритания и Франция заявили, что корабли их государств присоединятся к своим американским коллегам в оспаривании правопритязаний Пекина на острова и акватории ЮКМ. В ответ министр обороны Китая заявил: «Пекин никому не угрожает; не ограничивает свободу судоходства в ЮКМ, в то время как другие внерегиональные страны пришли сюда для того, чтобы «поиграть мускулами»; вопросы обеспечения стабильности здесь должны решаться исключительно странами региона; строительство военных объектов на островах и рифах производится только в целях самообороны, а любая милитаризация спорных островов ЮКМ является «законным правом суверенного государства по осуществлению строительства на собственной территории».

КНР традиционно настаивает на разрешительном порядке прохода иностранных военных кораблей через своё территориальное море и старается ограничивать любые виды иностранной военно-морской деятельности в пределах собственной исключительной экономической зоны (ИЭЗ), в том числе и вокруг спорных Парасельских островов.

Помощник министра обороны США по вопросам безопасности в Тихоокеанском регионе Рэндаллом Шриверомзаявил: «Индо-Пацифика окончательно стала приоритетным регионом для Америки. Целью же морской политики США в ЮКМ будет являться сдерживание КНР, не допущение дополнительного развертывания китайских боевых систем, расположенных на искусственно созданных островах». В мае 2019 г. американский формат присутствия в регионе приобрел еще более коллективный характер: США, Филиппины, Индия и Япония провели совместные четырехсторонние учения в заливе Чанги, расположенном на пути из Малаккского пролива в ЮКМ. В ответ КНР вдвое увеличила свое военное присутствие в районе ЮКМ.

Присутствие надводных и подводных кораблей ВМС США и их союзников остается главным раздражающим фактором для Пекина. Вводимые КНР ограничения связаны с осуществлением военно-морской деятельности, и не касаются торгового судоходства. «Различие между КНР и США состоит в том, что США используют свободу судоходства как оправдание того, что их корабли и самолеты занимаются разведывательной деятельностью вблизи китайского побережья, островов и рифов». Поднебесная считает международное право продуктом западной цивилизации, которое нацелено в первую очередь на обслуживание интересов наиболее сильных и влиятельных государств. Ставя американские интересы во главу угла, США используют программу FON («Свобода мореплавания» (Freedom of Navigation) для сохранения за собой роли глобального лидера в масштабах всего Мирового океана. Многие эксперты задаются вопросом: почему США, а не международные институты как ООН, призывают к соблюдению международного правопорядка в Мировом океане? Почему большая часть мер в рамках программы FON осуществляется с помощью привлечения военно-морского потенциала США, а не дипломатическими средствами?

Усиление военно-морского присутствия в регионе внерегиональных государств (Великобритания, Франция и другие) может привести к тому, что Пекин в ответ качественно и количественно расширит группировку ВМФ НОАК в ЮКМ. Сегодняшнее американо-китайское противостояние на море несет в себе риск если не полномасштабного, то локального боестолкновения между флотами двух крупнейших мировых держав, что подрывает устои безопасности региона в целом.

ВМС Народно-освободительной армии Китая

С 1950 г. до середины 1970-ых гг. Военно-морская доктрина Китая в качестве первоочередной задачи предусматривала защиту морских границ, поэтому ВМС были ориентированы на боевые действия в прибрежных районах прилегающих морей. Строительство ВМС сводилось к экстенсивному развитию подводных сил и легких сил прибрежной обороны. После разрыва с СССР к середине 1960-ых гг. в Китае начался период строительства ВМС с "опорой на собственные силы".

С конца 1980-ых гг. начала разрабатываться новая Военно-морская доктрина ВМС НОАК, которая официально была провозглашена в 1995 г. В ее основу положена "Стратегия активной обороны", предусматривающая создание ВМС и поддерживающих их ВВС, способных не только отразить агрессию со стороны моря, но и нанести превентивные удары, в т.ч. на океанском ТВД. Было заявлено:

- на первом этапе, до начала XXI в., реализуется создание группировок, способных поддерживать благоприятный операционный режим в пределах зоны, ограниченной "первой цепью островов" - о-ва Рюкю и Филиппинские, и в акватории Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей;

- на втором этапе (до 2020 г.) планируется усилить ВМС таким образом, чтобы они могли осуществлять оперативные действия в пределах "второй цепи островов" - Курильские о-ва, о. Хоккайдо, о-ва Нампо, Марианские, Каролинские и о. Новая Гвинея, включая акватории Японского и Филиппинского морей, а так же морей Индонезийского архипелага;

- на третьем этапе (до 2050 г.) предполагается создать мощный флот, способный решать задачи в любом районе Мирового океана.

В современном Китае привлечение НОАК для решения территориальных проблем закреплено законодательно. В феврале 1992 г. был принят закон о территориальных водах страны, в котором провозглашены права Пекина на захваченные территории, НОАК дано право на применение силы для защиты национальных территориальных вод, в т.ч. и спорных участков.

Одновременно перед ВМС КНР поставлены задачи обеспечения интересов государства на море, связанных с разработкой природных ресурсов океана и безопасностью судоходства.
Для защиты своих интересов при расширяющейся интеграции в мировую экономику Китай нуждается в реформации ВМС НОАК. Современное состояние китайского флота не соответствует требованиям данной интеграции.

Строительство ВМС НОАК осуществляется в рамках долгосрочных программ, основанных на реализации концепции "защиты стратегических границ и жизненно важного пространства", согласно которой Китай должен иметь вооруженные силы, способные одержать победу в войне любой продолжительности и масштаба. Активация военно-морского строительства в КНР вызвана также рядом таких важных событий, как: включение Соединенными Штатами территории восточного Китая и его акватории в операционную зону Тихоокеанского объединенного командования ВС США, создание США системы ПРО с привлечением ВМС Японии, Республики Корея, Австралии и Тайваня, наличие "тайваньской проблемы".

Организационная структура ВМС НОАК состоит из надводных и подводных сил, морской авиации, морской пехоты и войск береговой обороны и оперативных формирований. ВМФ НОАК насчитывает 240 тыс. человек и организован в три флота: Флот Северного Моря, Флот Восточного Моря и Флот Южного Моря. Каждый из них включает в себя надводные корабли, подводные лодки, военно-морскую авиацию и подразделения береговой обороны.

В табл.1 приведен сравнительный анализ ВМС Китая и восточно-азиатских стран.

В данном регионе сопоставимых с китайским ВМС военно-морских сил, не много.

Табл. 1 Сопоставление надводных и подводных сил стран АТР


Количественное сопоставление надводных и подводных сил этих стран свидетельствует о явном превосходстве ВМС НОАК. Боевой потенциал морской авиации этих стран в принципе не сопоставим. Если морская авиация ВМС НОАК является масштабным оперативным формированием, то авиация ВМС Тайваня ориентирована на патрульно-противолодочную службу в прибрежной и ближнеморской зонах острова, и представлена 32 самолетами БПА и 29 противолодочными вертолетами. ВМС НОАК в состоянии как блокировать морские коммуникации Тайваня за пределами эффективной дальности его ВМС, так и обеспечить боевую устойчивость своих блокирующих сил.

Военно-морские силы Республики Кореяадаптированы для решения задач обороны своего побережья. Количественное сопоставление военно-морских сил Китая и Южной Кореи также свидетельствует о превосходстве КНР. Южнокорейским ВМС без помощи союзников будет затруднительно воздействовать на морские коммуникации КНР, хотя 76.5 % их корабельного состава составляют корабли с оперативным радиусом более 1.5 тыс. миль.
Китайские ВМС во взаимодействии с сухопутными и воздушными силами НОАК в состоянии парировать потенциальные угрозы безопасности для своего государства со стороны южнокорейских военно-морских сил.

Морские силы самообороны (МССО) Япониипредназначены для решения задач по защите морских коммуникаций, своих портов, ВМБ и пунктов базирования, блокаде проливных зон в районе Японских о-вов, организации морских перевозок в интересах вооруженных сил как самостоятельно, так и с ВС США.

Сопоставление числа боевых надводных кораблей данных государств, способных к продолжительному действию в морской операционной зоне, говорит о равенстве этого показателя. Но разделение их по классам говорит о преимуществе японской стороны, а противовоздушный потенциал японских БНК очевидно выше китайских кораблей. Аналогичным образом можно сказать и о подводных силах. При очевидном количественном преимуществе китайского флота, ВМС НОАК смогут задействовать в конфликте 16-20 подводных лодок, что обусловлено временными потерями, необходимыми для скрытного размещения ПЛ на позициях, удаленных от своих баз.

Существенным преимуществом Японии в подводной войне является наличие системы освещения подводной обстановки, большого числа противолодочных самолетов и "вынесения" передовых баз на о-ва Окинава и Иводзима.
Авиация ВМС НОАК представлена значимыми силами - 64 самолета с совокупным ударным потенциалом 238 противокорабельных ракет, которые могут быть задействованы одновременно. Но характер воздействия этих сил будет кратковременным. Присутствие на передовой базе Наха (Окинава) истребителей ПВО с оперативным радиусом 300-500 миль, делает боевую устойчивость ударной воздушной группы ВМС НОАК сомнительной. Несмотря на количественное превосходство ВМС НОАК в целом, в морской операционной зоне МССО Японии будут иметь преимущества.

Основу боевой службы китайского флота в угрожаемый период составят 10-12 ДЭПЛ, размещенных восточнее о. Тайвань, и 2-3 корабельных ударных группы (по 2-3 эсминца и фрегата в каждой) для непосредственного слежения за АУГ. Воздушный компонент противоавианосной операции может быть представлен ударной группой 24 истребителей-бомбардировщиков "Су-30МК2". Сложно решаемой задачей является незаметное преодоление воздушной ударной группировкой ВМС НОАК радиолокационных рубежей на линии "Южно-японские о-ва - о. Тайвань - о. Лусон".

Обладая одними из сильнейших в регионе военно-морскими силами, Китай в состоянии парировать небольшие угрозы и оказывать силовое давление при решении территориальных споров. При эскалации же боевых действий, современные военно-морские силы Китая самостоятельно вряд ли смогут обеспечить безопасность своего государства с морских направлений.

При современной военно-политической ситуации в регионе ВМС Китая являются недостаточными. Но Поднебесная не перестает удивлять мир темпами экономического роста. За первые десятилетия XXI в. национальный ВВП увеличился в два с лишним раза. За это же время Китай практически создал новый флот, построив и приобретя 8 эсминцев, 6 фрегатов, 22 подводные лодки и 9 больших десантных кораблей.
От этой количественной динамики отстает важная составляющая – качественные структурные изменения военно-морских сил. Декларируемые Китаем стратегические этапы развития своих ВМС от "Флота желтой воды" (прибрежного) до "Флота голубой воды" (океанского), будут успешными в случае трансформации китайского экономического количества в качество, а также создания соответствующих геополитических условий.

В докладе американских аналитиков 2019 г. было указано, что военный флот Китая в 2019 г. количественно превзошел американский флот. Китай имеет около трех сотен действующих военных кораблей, Соединенные Штаты - 287. Впечатляют масштабы введения в строй новых кораблей. Ведется строительство мощных эсминцев пр. 055 водоизмещением 12 тыс. т с возможностью несения на борту 128 ракет вертикального взлета. Четыре этих корабля уже спущены на воду, ввод их в строй планируется до 2020 г. Всего будет построено 16 эсминцев этого проекта.

С 2013 по 2016 г. Китай построил 36 корветов пр. 056. Флот КНР имеет один авианосец. Этот корабль начинал строиться на Николаевском судостроительном заводе под именем «Варяг», но был продан Украиной Китаю. Авианосец «Ляонин» отличается от классического авианосца меньшим числом размещаемых самолетов и вертолетов и наличием ракетного ударного и зенитного оружия. Второй авианосец данного типа проходит испытания.

Корабли с управляемым ракетным оружием (УРО) представлены эсминцами разного типа. Всего их 36. Это строящиеся эсминцы пр. 055. Самыми современными кораблями этого класса являются эсминцы пр. 052D типа «Куньмин». Всего их десять и еще несколько в стадии строительства. Они могут нести 32 ракеты разных типов.


Эсминец проекта 052D "Хэфэй"

Кроме эсминцев, ударные силы ВМС Китая входят 49 фрегатов и89 ракетных катеров. Сверхзвуковые ракеты "Москит" соскоростью полета около 3М ивозможностью маневрирования приперегрузках свыше 10g представляют собой непростую цель даже для кораблей, оборудованных системой "Иджис" сракетами SM-3.

Китайский флот имеет в своем составе около 70 фрегатов разных типов. Самые современные из них - фрегаты пр. 054 типа «Цзянкай». С 2002 г. введено в строй 32 таких фрегата. Фрегаты «Цзянкай» водоизмещением около 4 тыс. т несут на своем борту противокорабельные зенитные управляемые ракеты.

Корветы пр. 056 насчитывают 42 единицы и продолжают строиться. В зависимости от поставленных задач на них могут устанавливаться ударные ракеты, зенитно-ракетное или противолодочное вооружение. Также эти корабли выполняют функцию несения патрульной службы.

Китайский флот имеет в своём составе пять универсальных десантных кораблей пр. 071. УДК водоизмещением 19 тыс. т могут перевозить около тысячи десантников и 20 бронемашин. На борту может находиться авиагруппа в составе 4 вертолетов. Кроме УДК имеется несколько десятков больших десантных кораблей разных типов, а также ракетные катера, тральщики, суда обеспечения и пр.

По убеждению Генштаба НОАК, главная угроза безопасности Китая исходит с моря. Генерал Вен Цонгрен (АВН НОАК) заявил: "Китай должен прорвать блокаду со стороны международных сил против своей морской безопасности. Только тогда сможем вести речь о подъёме Китая. Чтобы подъём был стремительным, Китай должен пройти через океаны и выйти из океанов в своем будущем развитии".

Подводный флот Китая крупнейший в мире. В его составе около 70 дизельных и атомных подлодок. Основной упор китайцы сделали на развитии дизельного подводного флота.


Боевой потенциал подводных сил ВМС НОАК составляет 12 БРПЛ (порядка 1,1% стратегического ракетно-ядерного потенциала Китая), 146 противокорабельных крылатых ракет (9.9% ПКР китайского флота), 1182 торпеды (82.4 % торпедного потенциала) и 2608 мин (31.5% минного боезапаса).

В последние десятилетия Китай сумел построить собственные стратегические ядерные силы, включающие все необходимые компоненты. В состав ПФ КНР входят пять стратегических подводных ракетоносцев двух проектов и восемь многоцелевых АПЛ. Морские стратегические ядерные силы Китая представлены ПЛАРБ "Ся" и перспективными ПЛАРБ пр. 094.

Первая китайская ПЛАРБ "Ся" пр. 092, созданная на базе АПЛ типа "Хань", была заложена в 1978 г. на судостроительной верфи г. Хулудао. Спуск на воду произошёл 30 апреля 1981 г., в строй её удалось ввести только в 1987 г. ПЛАРБ «Ся» была вооружена 12 шахтами для хранения и запуска двухступенчатых твердотопливных баллистических ракет JL-1, с дальностью пуска более 1700 км. Ракеты оснащены моноблочной БЧ мощностью 200-300 Кт. В дальнейшем АПЛ была перестроена для испытаний новых ракет JL-2 (дальность 8000 км, до 4 РГЧ ИН, испытания с 2001 г.), в настоящее время находится в строю в качестве опытовой и учебной лодки.

Следующим шагом стали ПЛАРБ пр. 094 «Цзинь». ПЛАРБ «094» похожи на увеличенный вариант предыдущей ПЛ «092». При длине 135 м они имеют водоизмещение 11 тыс. т. Используется та же архитектура энергоустановки. Подводная скорость достигает 26 узлов, рабочая глубина 300 м. Экипаж увеличен до 120 человек.

Проект 094 сохранил шесть носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм. За рубкой на корпусе вновь помещается «горб», под которым находятся 12 пусковых установок. Они несут по 12 баллистических ракет типа Цзюйлан-2 (JL-2). Первая субмарина вошла в строй в 2004 г. В марте 2010 г. на воду была спущена 6-я подлодка данного типа.

В настоящее время в КНР идет разработка ПЛАРБ пр. 096 «Тэнг». Они будут значительно крупнее и тяжелее предшественников, что позволит им нести большее число баллистических ракет. Ожидается, что первые корабли этого типа войдут в строй не ранее 2020 г. В дальнейшем может быть налажено их серийное строительство, по результатам которого «Тэнги» станут самыми массовыми ПЛАРБ в ВМС Китая.

Пр. 096 представляет собой ПЛ длиной до 150 м водоизмещением до 18-20 тыс. т. Ожидается рост скорости хода и рабочих глубин. За счет увеличения размеров ПЛАРБ они смогут нести до 20-24 пусковых установок под БРПЛ JL-2 или JL-3. Учитывая экономический рост Китая, можно предполагать, что к 2020 г. ВМС страны будут иметь в своем составе не менее 6 ПЛАРБ пр. 094 и 096, с 80 БРПЛ межконтинентальной дальности (250-300 БЧ), что примерно соответствует нынешним показателям России.
ВМС НОАК в конце апреля 2020 г. приняли в состав флота две атомные подводные лодки типа 094А. Следующее поколение китайских стратегических подводных лодок (SSBN) пр. 096 будет способно нести 24 БРПЛ JL-3.

К созданию баллистических ракет подводных лодок Китай приступил в середине 1960-х гг., полномасштабное развитие проект получил в 1968 г., в конце 1970-ых гг. проект был признан приоритетным в масштабах страны. Подводные пуски макета БРПЛ "JL-1" состоялись в октябре 1970 г. в Желтом море с погружаемого понтона, а успешные наземные испытания БРПЛ "JL-1" были проведены в 1981-1982 гг. Первый подводный пуск с борта опытовой ПЛ (пр. 629, борт. № 200) 01.10.1982 г. прошел неудачно. Но уже на следующий день 02.10.1982 г. состоялся успешный подводный пуск "JL-1" с борта той же лодки.

БРПЛ "JL-1" (код НАТО "SS-N-3") представляет собой двухступенчатую твердотопливную ракету, с последовательным расположением основных элементов: МГЧ, приборный отсек, первая и вторая ступени. Техническая надежность БРПЛ "JL-1", определена как КТН=0.9.

Дальнейшим развитием морского баллистического ракетостроения Китая является БРПЛ "JL-2", разрабатываемая для оснащения ПЛАРБ пр. 094. ПЛАРБ пр. 094 - улучшенный вариант "Ся" с уменьшенным уровнем шумности, улучшенным показателем надежности ЯЭУ и новыми системами РЭВ.

Она будет нести 12-16 новых БРПЛ "JL-2" с дальностью стрельбы 8000 км. Это позволит поражать отдельные цели на территории США с помощью ПЛАРБ, развернутых вблизи побережья Китая. А при размещении ПЛАРБ к северо-востоку от Курильских о-вов, достигается поражение 75% территории США.

Пуск БРПЛ "JL-2" был осуществлен в июле 2004 г. Дальность стрельбы "JL-2" составила порядка 13 тыс. км.

В декабре 2019 г. прошло очередное успешное испытание БРПЛ «Цзюйлан-3» (JL-3). С позиции в Желтом море ракета стартовала с ПЛАРБ типа 094, район цели находился на северо-западе пустыни Гоби. Первое испытание произошло в ноябре 2018 г. Разработка JL-3 полностью завершится к 2025 г., ракету разместят на новой ПЛАРБ типа 096. Для ускорения темпа строительство ракеты ведется отдельно от работ над АПЛ. По заявлению главного редактора «Global Times» (англоязычная китайская ежедневная газета) 8 мая 2020 г.: «Для эффективного противодействия запугиванию американцев страна должна иметь за относительно короткий промежуток времени более тысячи ядерных боеголовок». По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), Китай в 2019 г. имел 290 ядерных боеголовок (июнь 2019 г.).

Для обслуживания и базирования ПЛАРБ имеется три основных объекта - Циндао, Санья (недалеко от г. Далянь) и Юлин (о. Хайнань, ЮКМ).В ВМБ Санья оборудованы капитальные укрытия для подводных лодок, что позволяет им выжить даже в случае ядерного удара.

Атомные подводные лодки "Хань" (пр. 091, код НАТО -SSN "Xan-class")– первые серийные многоцелевые АПЛ ВМС Китая являются одновальными, с турбоэлектрической ЯЭУ, как французские многоцелевые АПЛ типа "Rubis". Работы над данным проектом начались в конце 1960-х гг. Первая АПЛ (№ 401) была заложена в 1967 г., введена в строй в 1980 г. Последующие четыре АПЛ были поэтапно сданы к 1990 г. Строительство велось на верфи г. Хулудао, при технической помощи Франции. Всего в составе ВМС КНР состоят четыре АПЛ постройки 1980-1990 гг. У трех последних АПЛ прочный корпус был удлинен на 8 м., что позволило разместить на них ТА для стрельбы ПКР "YJ-1", но только с надводного положения, что существенно повышало риск обнаружения и уничтожения АПЛ. В 2005 г. первый корпус данного проекта был выведен из состава флота. Помимо низкой надежности ЯЭУ, общей отрицательной чертой АПЛ Китая является их высокая шумность. Тем не менее, АПЛ данного типа достаточно активно эксплуатировались китайскими ВМС.

В настоящее время в боевом составе ВМС имеется одна ПЛАРБ пр. 092 и не более восьми субмарин пр. 094. Перспективные корабли пр. 096 еще не принимались в боевой состав. Наличные силы позволяют ВМС НОАК единовременно развернуть до 12 БРПЛ средней дальности JL-1 или JL-1A, а также не более 96 более новых ракет «Цзюйлан-2». О выходе на дежурство ПЛАРБ с новейшими JL-3 речи пока не идет. Развернутые ракеты суммарно могут нести 108 ядерных боевых блоков мощностью до 500-1000 кт и доставлять и на дальности до 2,5 или до 8-10 тыс. км.

ПЛАРБ пр. 094 с БРПЛ «Цзюйлан-2» имеют ограниченный потенциал.
Будущее перевооружение на ПЛАРБ пр. 096 с ракетами JL-3 позволят повысить потенциал морской компоненты СЯС Китая. В ближайшем будущем китайские ВМС будут представлены на постоянно-ротационной основе на арене военно-морской дипломатии в Мировом океане.

Военное кораблестроение Китая

Для военного кораблестроения Китая характерно широкое привлечение иностранных технологий. Фактически "чисто китайскими" являются корпусостроение, вспомогательная энергетика и электроэнергетические системы БНК или ПЛ.

В период до 1996 г. Китай в основном занимался экспортом вооружений, входя в пятерку мировых лидеров. В качестве предмета экспорта морских ВиВТ в основном выступали малые БНК (фрегаты типа "Цзянху", ПКА типа "Шанхай", типа РКА "Хоку" и др.) и ДЭПЛ пр.033.

Среди китайского импорта морских ВиВТ этого периода следует отметить французские образцы оружия и вооружения (ГАК "DUUX-5", БИУС "TAVITAC", ЗРК "Crotale", 100-мм АУ и вертолет "Dauphin"), и технологий морского баллистического ракетостроения, ЯЭУ для подводных лодок и морской радиоэлектроники - станций РТР "DR-200S" и постановки активных помех "Alligator".

В современности в качествеосновного импорта морских ВиВТследует отметить: российские поставки – два эсминца пр. 956Э (с комплектом сопутствующего оружия и вооружения) с перспективой поставки еще двух кораблей данного типа, четыре ДЭПЛ пр. 636/877 (с комплектом сопутствующего оружия и вооружения) с перспективой поставки восьми аналогичных ПЛ, адаптированных под применение ПКР "Club-S", 30-40 истребителей "Су-30МКК", адаптированных для применения ПКР "Х-31А", ЗРК "С-300Ф", палубный вертолет "К-28", радиолокационно-навигационное оборудование и т.д.,

украинские поставки газотурбинных двигателей ГТД-59 для новых и строящихся эсминцев.

Среди ВиВТ, могущих быть использованными в военно-морской обороне, следует отметить приобретение Китаем в России трех ТАКР пр. 1143 (как предмет для копирования или восстановления), большого числа самолетов семейства "Су-27", самолетов ДРЛО "А-50", 10 самолетов-заправщиков "Ил-78", на Украине – ТАКР "Варяг" (порядка 75% готовности), станции пассивной РТР "Кольчуга" и КРВБ "Х-55". Китай заинтересован в приобретении перехватчиков "МиГ-31", бомбардировщиков "Ту-22М3" с крылатыми ракетами "Гранат", ПЛАРК пр. 949, ТАРКР пр. 1144 и систем ДРЛО.

Военные базы ВМС НОАК

Для обеспечения бесперебойных поставок нефти Китай активно наращивает мощь ВМС и пункты обеспечения их деятельности в Тихом и Индийском океанах.Большая часть импорта нефти из Ближнего Востока происходит по морю, через Индийский океан и Малаккский пролив, далее мимо Камрани (Вьетнам). Доля импортируемой нефти в 2016 г. достигла 2/3 от потребляемой. Любое обострение отношений, например, с США, может привести к нарушению поставок этого стратегического энергоносителя. Для обеспечения присутствия кораблей КНР в Мировом океане были созданы (или арендованы) военно-морские базы, пункты всестороннего снабжения, радиоэлектронной разведки и навигационного обеспечения.

В Тихом океане:

Пункт Вуди(Парасельские острова) с причалами для крупных НК и ПЛ. А также аэродром с взлётно-посадочной полосой 2350 м.

Пункт Фаери Кросс (в составе архипелага Спратли), искусственно созданный атолл с аэродромом, причалами для крупных НК, метеостанцией, складами ГСМ и боеприпасов. В 2018 г. на трёх спорных островах были размещены ракеты большой дальности, способные уничтожать корабли на расстоянии до 545 км и воздушные цели на расстоянии до 300 км.

В Индийском океане (в северной части):

Порт Чаупхью(о. Рамри, Мьянма) - конечный пункт нефте- и газопроводов из КНР с целью разгрузки морских перевозок. Обеспечивает корабли ВМС НОАК водой, продовольствием, топливом.

Порт Читтагонг (Бангладеш) - для размещения боевых и торговых кораблей, обеспечивает контейнерные перевозки.

Порт Хамбантота (Шри-Ланка) - контейнерный порт, обеспечивает корабли, несущие дежурство в Индийском океане.

Порт Янгон (Мьянма) - транспортный узел для дозаправки кораблей.

Порт Гвадар (Пакистан) – ВМБ с оборудованием для навигационного обеспечения ПЛ; размещена китайская станция радиоперехвата.

- Западная часть океана:

Порт Салала (Оман) - для дозаправки кораблей ВМС НОАК.

Порт Аден (Йемен) - плавучие доки и слипы для ремонта кораблей типа эсминец.

Порт Джибути (Джибути )- базирование кораблей для снабжения водой, топливом и продовольствием. Заключен договор о строительстве ВМБ.

Порт Дар-эс-Салам (Танзания) - склады и нефтехранилища, аэродром с двумя ВПП.
Порт Момбаса (Кения) - склады, нефтехранилища, сухой док, слипы, аэродром.

- Южная часть океана:
Порт Виктория (Сейшельские острова) - снабжение китайских судов топливом.

Порт Анциранана (Мадагаскар) - для дозаправки.

Правительство КНР заключает двусторонние договоры для использования иностранных портов для обеспечения присутствия своих ВМС в районах Мирового океана, значительно удалённых от материкового Китая.
Однако из-за значительных отличий состава ВМС КНР и США, перспективы гарантированного безопасного подвоза нефти морским путём в ближайшее время не предвидится. Проблема могла бы быть решена при установлении полного контроля над такими нефтеносными районами, поставки из которых трудноуязвимы для ударов с моря. Поэтому правительство КНР проявляет интерес к участию в освоении Дальнего Востока и Сибири, среднеазиатских государств, усиливает внимание к освоению Северного морского пути (строятся ледоколы) и добыче углеводородов в этом регионе.

Российско?китайское военное сотрудничество
Военные связи СССР и КНР были установлены еще в 1949 г., но в 1969 г. из-за ухудшения советско-китайских отношений были приостановлены. С 1949 г. По 1969 г. Китаю было поставлено вооружения и военной техники на сумму ~ 4,1 млрд долл. Передано безвозмездно 650 лицензий на производство вооружения и военной техники.

Корабли, полученные от СССР единиц
Ракетная ПЛ пр.629 1
Эскадренные миноносцы пр.7 4
ПЛ типа «С» 4
ПЛ типа «Щ» 4
ПЛ типа «М» VI-бис серии 5
ПЛ типа «М» XII серии 1
Сторожевые корабли пр. 122Б 8
Ракетные катера пр. 183Р 20
Торпедные катера пр. 183Т 12
Торпедные катера пр.123 90
Морские тральщики пр.254 6
Сторожевые корабли (б. японские СКР) 2
Тральщики (б. американ. типаYMS) 5

В 1990 г. военно-техническое сотрудничество между Россией и Китаем возобновилось. Оно основывается на положениях межправительственного Соглашения о военно-техническом сотрудничестве, подписанном 24 ноября 1992 г., и Меморандуме о понимании между правительствами России и КНР о военно-техническом сотрудничестве. Наиболее плодотворно оно развивалось с 1992 года по 2004 г. Россией было поставлено Китаю большое количество боевой техники и вооружения. В их числе более ста боевых самолетов и вертолетов различных типов. Благодаря полученной из России конструкторской документации на истребитель Су-27СК, в г. Шеньяне с 1998 г. организовано лицензионное производство Су-27СК под обозначением F/J-11. Эта документация в сочетании с полученным с Украины опытным экземпляром самолета Т-10К (Су-33) облегчила КНР создание палубного истребителя J-15. В 2010 г. Россия выполнила контракт на поставку Китаю 15 дивизионов зенитных ракетных систем С-300.

Во второй половине 2000 гг. в Китае, пережившем научно-техническую революцию, вызванную бурным освоением западных и российских технологий, решили, что в состоянии самостоятельно справиться с оснащением НОАК современным вооружением и техникой. Однако полностью от импорта вооружений Китай не отказался. В 2009 г. объем поставок вооружений и военной техники в КНР составлял 9% российского экспорта вооружений, в 2012 г. — 12%. Россия соглашается на кооперацию, совместную разработку, передачу технологий, что позволяет наращивать объемы сотрудничества. КНР интересуется технологиями и самой новой техникой — той, которая только начинает поступать на вооружение в России. В 1990-2000 гг. КНР закупила в России четыре эсминца типа «Современный». В марте 2013 г. Россия и Китай подписали рамочное соглашение о поставке 24 самолетов Су-35 и четырех подводных лодок класса "Лада".

Военное сотрудничество между Китаем и РФ развивается по многим направлениям, включая подготовку китайских военных специалистов: в российских вузах обучаются военнослужащие Китая, в российских учебных центрах проходят обучение экипажи подводных лодок и надводных кораблей, а также летчики и расчеты противовоздушной обороны.

Свидетельством укрепляющихся связей по военной линии являются проводимые на регулярной основе совместные учения. Совместные российско-китайские учения проводятся в Тихом океане с 2012 г. В 2013 г. прошли совместные российско-китайские военные учения: "Морское взаимодействие 2013" в акватории залива Петра Великого в Японском море и антитеррористическое учение "Мирная миссия 2013" на территории Чебаркульского полигона в России. Второй этап совместных маневров ВМФ России и ВМС Китая "Морское взаимодействие - 2015" в Японском море был призван понизить геополитическую турбулентность в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В маневрах были задействованы более 20 боевых кораблей и судов обеспечения, морская авиация и морская пехота. Во Владивосток прибыл отряд из 7 кораблей ВМС КНР во главе с эсминцем "Шеньян". Группировку российских кораблей возглавил ракетный крейсер "Варяг". Состав боевых кораблей ВМС КНР во Владивостоке — два эсминца, два сторожевых корабля и два десантных позволили решать широкий спектр задач в составе корабельных ударных групп. В 2015 г. китайские корабли приняли участие в параде ВМФ РФ в Кронштадте.

Эсминец "Шеньян" с противокорабельными крылатыми ракетами на борту представляет ударные надводные силы ВМС Китая. Это наиболее крупные надводные корабли китайского флота. Модернизированный ЭМ "Шеньян" пр. 051С имеет боевую информационно-управляющую систему (БИУС) национального производства, развитое ракетное вооружение (в том числе зенитный ракетный комплекс коллективной ПВО С-300Ф), российскую РЛС обнаружения воздушных и надводных целей "Фрегат", гидроакустические средства для поиска и сопровождения подводных лодок, вертолет Z-9С.

В 2014 г. началась жесткая военно?политическая конфронтация между Россией и Западом во главе с США, после чего у Москвы появилась заинтересованность в реальном союзе с Пекином. Москва инициировала принятие «дорожной карты» военного сотрудничества. В первые три года российско-американской конфронтации Пекин никакой практической поддержки Москве не оказал, сохраняя нейтралитет в ее конфликте с Вашингтоном. Но с 2017 г., после прихода к власти Д. Трампа, американо-китайские отношения стали резко ухудшаться. У КНР возник интерес к военно-политическому союзу с Россией. России и Китаю предстоит вырабатывать специальную конфигурацию военного сотрудничества, направленную против США и Японии, но не против других европейских и азиатских стран. Одной из форм сотрудничества становится совместное патрулирование боевых самолетов на Дальнем Востоке.

Зарубежные эксперты бьют тревогу: Россия и Китай формируют новый центр силы в пику блоку НАТО под руководством США. Совместное воздушное патрулирование российских и китайских самолетов над Южно?Китайским морем теоретически возможно, но менее вероятно, чем облет Тайваня. В отличие от маневров «Морское взаимодействие – 2016», такое патрулирование означало бы, что Москва занимает сторону Пекина в споре за принадлежность акватории ЮКМ. Гораздо более вероятно совместное морское боевое патрулирование кораблей ВМС НОАК и ВМФ РФ. Наиболее подходящей акваторией для такого патрулирования является Индийский океан, особенно его западная часть. Уже сейчас ВМС НОАК и ВМФ РФ осуществляют там постоянные антипиратские миссии, но по отдельности. Патрулирование в этой акватории может стать сдерживающим фактором в связи с обострением обстановки в Ормузском проливе.

Как воздушное, так и морское российско?китайское патрулирование имеет не военный, а чисто политический характер. В 2017 г. было проведено совместное учение флотов на Балтике. Ничто не мешает и полетам китайских бомбардировщиков совместно с российскими над Атлантикой. Стороны провели военно-морские учения, совместное патрулирование бомбардировщиков и серию совместных военных соревнований. Объявлено о предстоящих учениях сил ПРО на ТВД в виде компьютерной симуляции. Китай принял участие в российских стратегических командно-штабных учениях «Центр-2019».

Ускорившееся сближение опирается на долгосрочные движущие силы. Причины американо-китайского конфликта глубже, чем американо-российского (Россия не может оспаривать мировое лидерство у США). Россия и Китай находятся в системном конфликте с США, охватывающем все аспекты отношений и не имеющим никаких перспектив его быстрого разрешения. На протяжении почти 15 лет Россия и Китай проводят учения, планомерно повышая оперативную совместимость своих войск.

Россия заинтересована в сохранении своих позиций стратегического игрока в АТР. Китай остается здесь основным стратегическим и экономическим партнером России. Вместе с тем в национальных интересах России – диверсификация этого партнерства в русле развития взаимовыгодных отношений с другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона и, соответственно, многофакторное усиление своего влияния в регионе. Также России необходимо развивать традиционные направления сотрудничества со странами АТР, такие как энергетическое партнерство, сотрудничество в аэрокосмической отрасли и т.д. Большое значение имеет взаимодействие России с международными объединениями в регионе, такими как АСЕАН, Транстихоокеанское партнерство (ТТП), а также в двухсторонних форматах международного стратегического и экономического сотрудничества. Основной стратегической задачей для России является баланс между существующими в регионе противоречиями на стратегическом уровне, прежде всего между США и Китаем.

Дональд Трамп стремится добиться смещения баланса сил в противостоянии с Россией и Китаем в свою пользу. Он наращивает военное присутствие США в странах, граничащих с Китаем. В апреле-мае 2020 г. ВМС США развернули несколько военных кораблей в Южно-Китайском море. Рассматривается возможность размещения баллистических ракет в АТР для изменения баланса сил в пользу США. Вашингтон активно инвестируют в новые военные технологии, включая системы противоракетной обороны, чтобы противостоять развитию ракетного потенциала Китая и России.
Базой для партнерства России и Китая является их отношение к США и возглавляемому ими миропорядку. Отказ от однополярного миропорядка Россия анонсировала Мюнхенской речью 2007 г. «Момент однополярности», абсолютной гегемонии США на мировой арене, остался в прошлом». В 2014 г. это стало очевидным для США. Для Китая «момент истины» настал в июне 2018 г. с началом экономической войны с США. В этот период 2018-2019 гг. произошел качественный сдвиг в российско-китайских отношениях в военно-политической сфере. В перспективе может произойти окончательная формализация союзнических отношений.

Пускай на сегодняшний день флоты Поднебесной и её заокеанского соперника находятся в разных весовых категориях, но «Красный дракон» умеет ждать. Никакие показательные выступления «Рейганов» и «Нимицев» в ЮКМ, заигрывания с Тайванем и Гонконгом и прочие американские «находки» не заставят его отказаться от поставленной цели мирового технологического лидерства. Политика не бизнес, в ней не место для экзальтированных персонажей. На этом поле побеждает мудрейший. Как учил китайский философ Лао-цзы: «Если кто-то причинил тебе зло, не мсти. Сядь на берегу реки, и вскоре увидишь, как мимо проплывет труп твоего врага».

В статье использованы материалы из публикации Ю.В. Ведерникова «Красный дракон: современные военно-морские силы Китая».
Подготовила Т.А.Девятова







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=9284