Российское образование: неуслышанные голоса. Окончание
Дата: 12/10/2020
Тема: Кадровая политика


Н. Н. Григорьев, проф. каф. Технические средства судовождения им. Е.Л.Смирнова Гос. университет морского и речного флота им. адм. С.О.Макарова

Начало

Американский предприниматель Джон Рокфеллер говорил: «Диплом очень коварная вещь. Он создает иллюзию, что у тебя вообще нет проблем, внушая ложное чувство превосходства над людьми без высшего образования и лишая чувства реальности. Начинает казаться, что все получается, что завтра ты пойдешь в гору и сможешь решить любую проблему, но это только иллюзия».


Пользу от наличия диплома доходчиво разъяснила одна из участниц телешоу «Мужское и женское» (ведущие А.Гордон и Ю. Барановская) выпускница Юридической академии (на уровне ПТУ), задумавшая получить ещё и высшее образование: «Диплом о высшем образовании – это как дорогое нижнее белье, которое никто не видит, но чувствуешь себя увереннее». Никакого прока государству от чиновников, «упакованных» дипломами, нет, но сами они при этом чувствуют себя более уверенно и беззастенчиво.  

Про учителей замолвите слово

В результате перманентных реформ в образовании профессия учителя перестала быть творческой, и, следовательно, популярной. Самоустранение родителей от воспитания детей при одновременном предъявлении завышенных требований к учителям, обилие отчетности,  бесконечные проверки отбивают «вкус» к профессии. Учитель сегодня всеми силами должен доказывать неукоснительное выполнение требований стандарта образования. Самый простой способ для этого – тестирование, что и внедряется повсеместно. Развитие мышления учащихся в стандартах не прописано. Более того, сам учитель (в соответствии с ФЗ №273) должен соответствовать стандарту. Такое образование напоминает выращивание бройлеров. Учеников пичкают информацией, которую нужно запомнить, но необязательно понимать. Ограниченность порождает ограниченность. Круг замкнулся. Чтобы перестать быть порочным, круг образования должен размыкаться, превращаясь в спираль восхождения. Задача учебного заведения – это рост, как ученика, так и учителя. Подлинное образование строится на глубоких обратных связях между учителем и учеником. В противном случае происходит «штамповка» посредственностей.  

Ноу-хау – дистанционное обучение и лидерство

К модному ноу-хау  последнего времени следует отнести дистанционное обучение, лишенное необходимых для становления человека как личности и гражданина качеств. Социальное обучение способствует проявлению отличительных качеств личности на общем фоне. Индивидуальность становится зримой, прежде всего, для самого ученика. Он должен понимать, что при всей своей одаренности, у других людей есть качества, которых лишен он сам. Ценность личности проявляется через ее индивидуальность.  

Не будучи лидерами ни по природе, ни по образованию, чиновникам выгодно управлять необразованной толпой. Но толпа может стать неуправляемой, потому что ей не свойственен порядок: стихия толпы – хаос.

Из письма древнеримского философа Гай Плиния Секунд: «Наши предки поучались не только ушами, но и глазами. Младшие, глядя на старших, научались тому, что им предстоит в скором времени делать самим, чему придется учить своих преемников».  Молодые римляне в лагерях «приучались повелевать, повинуясь».

В пользу общественного обучения приводил аргументы римский учитель риторики, автор «Наставлений оратору» Марк Фабий Квинтилиан. Его доказательства считает неотразимыми французский историк античности Г. Буассье [7]. Оплата частных учителей обходилась очень дорого, позволить их могли только богатые люди. В государстве, где правители озабочены процветанием, образование должно быть доступно широким массам.

Процесс образования требует дисциплины

В условиях общественного обучения формируется дисциплина, без которой качественного образования быть не может. Древнеримский историк Светоний в труде «О знаменитых людях» приводит описание старых школьных педагогов: «Дисциплина сурово насаждалась в первые века Римской республики, поэтому раздражительные и жестокие школьные педагоги более позднего времени могли поддерживать эти старинные традиции без каких бы то ни было угрызений совести. Они могли цитировать мудрейшего из греков, поскольку, как говорил Аристотель, учение, определенно, нельзя сделать наслаждением, ведь молодые люди не развлекаются, когда учатся, поскольку учение всегда болезненно. «Учение есть труд, а не наслаждение», – вторит ему Цицерон». А римский поэт Квинт Эней уверен, что: «На древних нравах покоится величие Рима» [7]. Древние нравы – это дисциплина.

Внучка Шолом-Алейхема Бел Кауфман написала книгу с красноречивым названием «Вверх по лестнице, ведущей вниз» [8]. Для обеспечения порядка в американских школах лестницы подразделяются на те, по которым поднимаются на верхний этаж, и по которым спускаются на нижний этаж. Дежурный преподаватель, задержав ученика, нарушившего это правило, написал в докладной, что нарушитель «поднимался по лестнице, ведущей вниз». Осмысливая это символичное название, применительно ко дню сегодняшнему, напрашивается аналогия: современная школа – это место, где, получая образование, ученики опускаются вниз.  И еще: преподаватель, написавший докладную, либо человек неграмотный, либо затюканный условностями школьных порядков. 

Закон учительства – следование главному принципу: «Нести знание через мост над бездной, в которой притаились невежество, нетерпимость, тьма». Вот как выглядит восхваляемая у нас американская система образования глазами президентов США.

Дональд Трамп: «Мы двадцать шестые в мире по уровню образования. Двадцать пять стран обогнали нас. И некоторые из них - страны третьего мира. Но в образовании именно мы - страна третьего мира». На своей странице в Facebookе, Дональд Трамп пообещал отменить федеральный образовательный стандарт Common Core, который характеризуется четкими результатами обучения по каждой предметной категории, а также формализованным тестированием (аналогом нашего ЕГЭ). Common Core не один год является объектом полемики в образовательной среде США.

Барак Обама: «Наука нужна как никогда раньше. … Наши школы отстают от других развитых стран, а в некоторых случаях и от развивающихся стран. Наших школьников обгоняют в математике и точных науках школьники из Сингапура, Японии, Англии, Нидерландов, Гонконга, Кореи, других стран. … пятнадцатилетние американцы находятся на 25 месте по математике и на 21 месте по точным наукам в сравнении со сверстниками из других стран.  … Я считаю, что это не в нашем, американском, характере быть ведомыми. В нашем характере - быть впереди. И для нас пришло время снова стать лидерами. Поэтому сегодня я здесь, чтобы поставить такую цель: мы будем выделять более 3% ВВП на исследования и разработки. Мы не просто достигнем, мы превысим уровень времен космической гонки, вкладывая средства в фундаментальные и прикладные исследования, создавая новые стимулы для частных инноваций, поддерживая прорывы в энергетике и медицине, улучшая математическое и естественнонаучное образование».

В 1961 г. Джон Кеннеди произнес знаменитую фразу:
«Космос мы проиграли русским за школьной партой». В том же году в США и в странах Запада были созданы специальные комиссии по изучению феномена советского образования, прорабатывались советские учебники и система преподавания в советских школах. Английский профессор Артер С. Трейс-младший в статье «Что знает Ваня, и не знает Джонни» проанализировал факторы, определяющие преимущество советской системы образования. Вскоре в США была проведена реформа образования с целью «подтянуть» американскую систему к «русскому образцу». Какие же шаги в этом направлении предприняли США? При создании атомного подводного флота США при  Массачусетском технологическом институте была создана специальная школа для подготовки офицеров-подводников. Понимая значимость подготовки грамотных кадров Х. Риковер, «отец американского подводного флота», оправляется в составе делегации (во главе с  вице-президентом Р. Никсоном) в СССР изучать систему образования. В докладе по итогам поездки на заседании специальной Комиссии Конгресса, Х. Риковер заявил: «Будущее принадлежит хорошо образованным нациям, так пусть это будет наша нация».

Если следовать стандартом, диктуемым пресловутым ЕГЭ, образование сведется к ретрансляции информации. Но и «попугаи могут произносить слова самого высокого значения». Уже сегодня учащиеся не способны мыслить логически, анализировать. Вопросы, требующие включения мышления и анализа, ставят в тупик тех кто, выражаясь языком героя Ф.М. Достоевского, «вытвердил урок». Качество образования можно повышать только путем развития способностей мышления. Механическое запоминание – это тупик для государства, в котором реформаторы не способны отступить от убогих стандартов, направленных на взращивание человека-ретранслятора.

Следуя примеру США

Пресыщение информацией (не путать со знаниями) приводит к тому, что человек перестает изумляться чудесам, которые ему дарует «просвещенья мир». Бессистемное потребление информации приводит к истощению энергопотенциала. В этом легко убедиться, вспомнив любую длительную экскурсию. Внимание сосредоточено только в начале экскурсии. В конце осмотра экспозиции человек уже не способен воспринимать информацию, его энергопотенциал исчерпан. То же самое происходит при погружении в интернет-пространство. Цель, ради которой вы заходили в интернет, размывается. Здесь нужен самоконтроль, который необходимо в себе воспитывать.   

Призыв А.Фурсенко взращивать потребителей напоминает цель инкубатора бройлерных кур, непрерывно клюющих зерно (в образовании – информацию), находясь в замкнутом пространстве клеток. «Птички» вырастают большими, но бестолковыми. А ведь бурные дебаты по поводу ЕГЭ проходили и ранее. Выступая в Дубне перед докладом Института современного развития (ИНПРО) «Россия XXI века. Образ желаемого завтра», зам. директора ИПМ им. Келдыша Г.Г. Малинацкий высказал мнение миллионов: «Господин Ясин! Сколько же наглости надо иметь в проведении ЕГЭ, когда более 40 млн родителей категорически против введения этого подхода?». Но ответа на этот вопрос нет уже почти двадцать лет. Чиновники делают вид, что никакого вопроса и не было.

О российских реформах

Характерными признаками реформ в России являются их болезненная изощренность и продолжительность. Это было подмечено ещё писателем-сатириком  М.Е.Салтыковым-Щедриным и другими российскими мыслителями. Земельную реформу, намеченную Петром Столыпиным, сегодня представляют как новаторскую, полагая, что если бы она завершилась, Россия пошла бы путём благополучия. Но, завершиться ей было не суждено, чему помешали гибель самого реформатора, геополитические факторы и национальный характер, занимающий особое место в российских реформах. Как подметил Оскар Уайльд: «В России удается всё, кроме реформ».   Потрясения, вызванные сменой власти в стране, коснулись самой системы реформирования. В новом государстве реформы проводились жестко и в сжатые сроки: «Сталин принял Россию с сохой,  а сдал с атомной бомбой» [У. Черчилль, премьер-министр Великобритании].

К вопросу повышения качества образования в новой России возвращаются снова и снова, но как-то изощренно-уродливо. «Как жить нельзя» наставлял россиян на страницах журнала «Огонек» Владимир Путин: «К сожалению, в истории нашей страны ценность отдельной человеческой жизни часто была невелика. Слишком часто люди оставались лишь средством, а не целью и миссией развития. У нас больше нет не только права, но и возможности бросать в топку развития миллионы людей. Нужно беречь каждого. Именно образованные, творческие, физически и духовно здоровые люди, а не природные ресурсы или ядерное оружие, будут главной силой России этого и последующего веков» [ж.  «Огонёк», №38 (5298), 30.09.2013]. Это было сказано в 2013 г., но ведь прожили же семь лет. Советское образование, признанное одним из лучших в мире, министром образования и науки РФ А.Фурсенко  было объявлено «косным», из-за попытки «формировать человека-творца», а не «квалифицированного потребителя». Прозвучало, а потом начались открещивания: не так поняли, не то имелось в виду.

Стремительным успехам советского государства во многом способствовали реформы в области образования. Со сменой общественно-экономической формации (только нет ясности, какова она на сегодня) в России вернулись к неспешности процессов реформирования. В области образования процесс затянулся, и конца ему не видно. Что касается морского образования, то здесь требуется скорее не реформа, а осознание его роли в экономике государства, значимости морского образования и места конкретного человека – моряка.        

В поисках панацеи

Пандемия COVID-19 дала толчок дистанционному обучению. И тут «прорывные технологии» забуксовали. Причин этому много, но главное – отсутствие мотивации, прежде всего, у учащихся. И сама технология дистанционного обучения требует специфического подхода, особенно при проведении лабораторных занятий. Невозможность кинестетического восприятия минимизирует усилия, как учителя, так и учащегося. И уж, конечно, настоящему Учителю для его профессионального роста нужны ученики, но не любые, а жаждущие знаний. Для успешного дистанционного обучения требуются мотивация и самодисциплина. Ни того, ни другого у молодого поколения нет, хотя бывают и исключения. В российской системе образования нужна массовость. Для успешного образования нужны не пассивные слушатели, а любознательные ученики, у которых непрерывно должны возникать вопросы. Только вопросы – рождают знания. Дипломы становятся внушительнее и «весомее», опять же мантия, шапочка с кисточкой. «Шик-блеск» в терминологии Эллочки-людоедки. А знания? Знаний-то и нет. В лучшем случае, демонстрация способностей памяти. Невольно вспоминаются трогательные советские киножурналы «Хочу все знать!». Скольким школьникам они открыли дорогу в большую науку. 

В качестве инновации преподносится тестирование взамен полноценного экзамена. Французский психолог Альфред Бине (1857  -1911) разработал первый тест интеллекта не для того чтобы распознавать подрастающих гениев, высокий IQ которых «сулит блестящее будущее»,  а для выявления интеллектуальных отставаний у детей в раннем возрасте с целью коррекции. Давно подмечено, что различные нововведения в школах оказывают лишь временный эффект, причем не всегда положительный.

Как показывает практика, наибольших успехов добиваются в закрытых учебных заведениях. В России - это Царскосельский лицей, Морской кадетский корпус, Нахимовские и Суворовские училища. На Западе - закрытые учебные заведения в Англии, в США («Лига плюща», Вое́нная акаде́мия Вест-Пойнт), во Франции с её дуалистическим походом, когда в элитные учебные заведения нужно сдавать вступительные экзамены.

Кроме того, образование обязательно должно сочетаться с воспитанием. Это многовекторный процесс, требующий огромных усилий. Одно без другого ведет к стагнации государства. Расхожее выражение: «В здоровом теле – здоровый дух» не работает. Цитата приводится в усеченном виде. Подлинное выражение, принадлежащее римскому поэту-сатирику Дециме Юнию  Ювеналу выглядит так: «Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом». Древние это понимали, и после физических упражнений (гимнасий) шли в Академии.

Сегодняшние «звезды» шоу-бизнеса, кичащиеся неспособностью к усвоению школьных знаний, заявляют: «мне школьные знания не потребовались. Но вот он я - богатый и преуспевающий». А  такими их делает невежество толпы. Вынося свою неприглядную жизнь на публичное обозрение,  они стараются добиться признания. В торжественные для страны дни воспевают подвиги народа «со слезою на глазах». И на следующий день возвращаются на исходные позиции. Власти только разводят руками: «мы же живем в правом государстве». Нужно совершенствовать законы, да вот «слуги народа» с этим не спешат.

О чем все это говорит? Власти забыли про школу. Нет определяющего принципа существования государства. Н.В. Гоголь вопрошал: «Тройка-Русь, куда ты несешься? Дай ответ. Не дает ответа». Нет ответа и поныне. Вот и несемся по бездорожью в неведомые дали. Конечно, не упадем, Земля-то круглая. Не упадем, но нахлебаемся…

В качестве заключения

Ф.И. Тютчев:

«Умом Россию не понять,

 Аршином общим не измерить.

У  ней особенная стать,

В Россию можно только верить».

Да вот беда, в вихре перемен  верующих становится все меньше. А это опасно. Николай Бердяев писал, что Достоевский рисует мрачную картину бытия, но оставляет надежду на лучшее, в отличие от Гоголя, у которого нет просвета. Но это не совсем так. Н.В. Гоголь был уверен, что: «если от России останется только один хутор, Россия - возродится». Его оптимизм заходит слишком далеко. Может, не будем больше экспериментировать? Довольно уже того, что натворили.

В 1983 г. в докладе о состоянии образования в США Р.Рейган говорил: «Если бы хоть одно иностранное государство предприняло попытку навязать нам ту убогую систему образования, которая у нас предполагается, мы должны были бы расценивать это как объявление войны». По его мнению: «Самое мощное оружие русских - это их образование». Так почему с такой легкостью мы отказываемся от самого мощного оружия, которым обладали многие годы?

Аналогичные сетования высказывает американский философ, автор книги «Квантовая психология" [9] Роберт А. Уилсон: «Век Тупости не может продолжаться очень долго. … Сейчас уже многие знают, что хорошие телевизоры или видеомагнитофоны делают только в Японии, хорошие автомобили - в Японии или Германии и т. д. Чтобы мы не опустились до уровня стран третьего мира, элита просто вынуждена будет разрешить более качественное образование для американской молодежи».

Дело осталось за малым – требуется создать элиту, но она создается не на подмостках шоу-бизнеса. Элита – это Школа, где работают Учителя.

P.S. (от редак.) Возвращаясь к началу

В упомянутом в начале статьи 137-м выпуске «Бесогона» было продемонстрирована видеозапись фрагмента выступления Г.О. Грефа на ПМЭФ-2012. По словам Н.Михалкова, председатель правления «Сбербанка России», в прошлом (2000—2007) министр экономического развития и торговли РФ, высказывал мысль, что нельзя управлять таким обществом, где все имеют равный доступ к информации. Герман Оскарович же позднее пояснил, что это заявление он сделал, будучи модератором панели «Выход из управленческого тупика: мудрость толпы или авторитарный гений?», и провокационной репликой попытался оживить дискуссию: «Вы говорите страшные вещи. Вы предлагаете передать власть фактически в руки населения... Любое массовое управление подразумевает элемент манипуляции» и далее: «Как только люди поймут основу своего я, самоидентифицируются, управлять, т.е. манипулировать ими будет чрезвычайно тяжело. Люди не хотят быть манипулируемыми, когда у них есть знания. В иудейской культуре  Каббала (оккультное, эзотерическое течение в иудаизме, ред.), которая давала науку о жизни, три тысячи лет была секретным учением. Потому что люди понимали, что такое снять пелену с глаз миллионов людей и сделать их самодостаточными. Как управлять ими? Любое массовое управление подразумевает элемент манипуляции. Как жить? Как управлять таким обществом, где все имеют равный доступ к информации, все имеют возможность судить напрямую, не препарируя получать информацию через обученных правительственных аналитиков, политологов. Огромные машины, спущенные на голову населения - средства массовой информации, как бы независимы, а на самом деле мы понимаем, что все средства массовой информации заняты сохранением страт. Как в таком обществе жить? И мне от ваших рассуждений становится страшновато, честно говоря».

Надо отдать должное таланту модератора - провокация удалась. Присутствующие в зале (экономисты с высшим образованием) были явно обескуражены. Особенно после озвучивания цифры в 6 млрд человек (из 7 млрд проживающих на Земле), которым образование вовсе не нужно. Напомним, что данное заявление прозвучало на площадке международного экономического форума.

Источники:

1.                      Вербер Б. Добро пожаловать в Рай М.: РИПОЛ классик, 2015. - 220 с.;

2.                      Саган К. Мир, полный демонов: Наука как свеча во тьме. М.:– Альпина нон-фикшн, 2018. - 668 с.;

3.                      Каку М. Физика будущего. М.:– Альпина нон-фикшн, 2018. - 736 с.;

4.                      Мэндэрс. Научно-техническое образование и кадровые резервы в СССР.  Интернет ресурс http://statehistory.ru/4316/Analiticheskaya-zapiska-NATO-ob-obrazovanii-v-SSSR-1959-g-/;

5.                      Вардан Багдасарян  «Российское образование: Каков образ человека, которого мы формируем?». Интернет ресурс https://www.youtube.com/watch?v=L82XkjbUcwY ;

6.                      Сталин И.В. Между Октябрьской революцией и Великой Отечественной войной, 1931-1935. М.: - Государственное издательство политической литературы, Сочинения. 13, 29-42. – 1951;

7.                      Буассье Г. Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на Западе в IV веке. Книги I – III. СПб, - ТОО ТК «Петрополис»., 1998, 400 с.;

8.                      Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз. М.: «Радуга», - 1989. – 288 с.;

Уилсон Роберт Антон. Квантовая психология. – К.: «Янус», 1998. -224с.







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=9401