Правительство не дает «Росатому» денег на науку
Правительство не нашло средств на финансирование отдельного
нацпроекта «Росатома» по атомной науке и технологиям. Минфин заложил в
бюджет на ее выполнение до 2024 года только 24 млрд руб. из требуемых
339,6 млрд руб. Общая же стоимость программы, которая предполагает
финансирование научных исследований в области создания новых типов
реакторов, термоядерного синтеза и замкнутого топливного цикла, по
данным “Ъ”, оценена в 732,6 млрд руб. Эксперты считают, что отсутствие
финансирования может сдвинуть сроки создания новых типов реакторов либо
заставит госкорпорацию увеличивать собственные расходы.
Отдельно создаваемый под «Росатом» нацпроект (программа) по
технологиям и исследованиям в области атомной энергии до 2024 года
оценен в 732,6 млрд руб., говорят источники “Ъ”, знакомые с планами
компании. Из них 339,6 млрд руб. «Росатом» просил предоставить из
бюджета, тогда как остальные 393 млрд руб.— это треть бюджета
госкорпорации по гражданской части за 2019 год — готов профинансировать
самостоятельно.
Владимир Путин в апреле 2020 года подписал указ, согласно которому правительство за три месяца должно разработать и согласовать федеральную программу развития научных исследований в области использования атомной энергии
до 2024 года. По сути, эта нацпрограмма воспринималась как аналог
нацпроекта по атомной науке, хотя формально ее статус был ниже. В июле
правительство опубликовало постановление, по которому положения о
проектной деятельности, действующие в отношении нацпроектов,
распространяются и на программу по атомной науке и технологиям.
В число относящихся к научно-технологической сфере направлений «Росатом» включил исследования в сфере технологии двухкомпонентной атомной энергетики с замкнутым ядерным топливным циклом (проект «Прорыв»), на которую до 2024 года планируется направить до 166,5 млрд руб., плюс 75,6 млрд руб.—
на создание экспериментально-стендовой базы. Технология предполагает
повторное использование ядерного топлива и дает возможность сжигать в
быстрых реакторах наиболее распространенный в мире изотоп урана U-238 (в
существующих реакторах на тепловых нейтронах распадается только редкий
U-235). Но быстрые реакторы дорого стоят, сделать их дешевле и
конкурентоспособнее пока не получается. Первые реакторы на быстрых
нейтронах БН-600 и БН-800 работают на Белоярской АЭС, на ней же только к
2035 году планируется установить блок БН-1200.
Кроме того, «Росатом» хочет направить до 152,7 млрд руб. на технологии управляемого термоядерного синтеза.
Вероятно, речь идет о разработке собственных технологий для
строительства термоядерной АЭС. Россия участвует в международном
консорциуме ITER, который строит первую в мире демонстрационную
термоядерную установку промышленного масштаба в Кадараше на юге Франции.
Токамак мощностью 500 МВт должен быть запущен в 2025 году. В случае
успеха будет доказано, что термоядерный синтез может работать в
промышленных масштабах, но пока перспектива технологии выглядит
отдаленной.
Еще 58,8 млрд руб. «Росатом» планирует направить на разработку новых материалов и технологий для перспективных энергетических систем.
Здесь речь может идти о разработке технологий для создания
высокотемпературных газоохлаждаемых реакторов. Теплоносителем в них
выступает гелий, который способен работать при более высоких
температурах, чем в водоохлаждаемых реакторах. Доступ к технологии даст
«Росатому» возможность создавать в том числе мощные ядерные установки
для космических полетов.
Наконец, на проектирование и строительство референтных энергоблоков
АЭС, в том числе малой мощности, «Росатом» готов потратить до 279 млрд
руб.
Все больше потенциальных клиентов «Росатома» стремятся уйти
от строительства дорогостоящих гигаваттных АЭС в сторону модульных
реакторов мощностью по 150–200 МВт. Сейчас Россия ставит малые реакторы
на новые атомные ледоколы (ЛК-60) и ПАТЭС на Чукотке, но наземных
референтных блоков не существует. Предполагается, что в первую очередь
они могут появиться в удаленных энергосистемах: в конце октября
«Росатом» сообщал, что завершил полевой этап изысканий на потенциальной
площадке близ Усть-Куйги в Якутии.
Однако, утверждают источники “Ъ”, в Минфине, несмотря на указ
президента, исходно сопротивлялись включению столь крупных расходов в
бюджет из-за его дефицита. Дискуссия в правительстве завершилась тем,
что министерство включило в проект бюджета на реализацию программы лишь
8,17 млрд руб. на 2021 год, 9,46 млрд руб.— на 2022 год и 6,35 млрд
руб.— на 2023 год.
Судя по проекту бюджета, Минфин предложил учесть в новой программе
финансирование профильных исследований в рамках других госпрограмм
атомной отрасли, уже утвержденных.
В «Росатоме», аппарате
вице-премьеров Юрия Борисова и первого вице-премьера Андрея Белоусова от
комментариев отказались. В Минфине “Ъ” не ответили.
Сокращение финансирования может затормозить развитие части инициатив,
а также, возможно, приведет к увеличению доли «Росатома» в
финансировании программы, считает руководитель направления
«Электроэнергетика» Центра энергетики МШУ «Сколково» Алексей Хохлов. В
результате реализации программы, как полагает эксперт, должны появиться
конкретные пилотные объекты и коммерческие решения, но горизонт
большинства из них лежит за пределами 2024 года.
Например, в рамках развития двухкомпонентной атомной энергетики с
замкнутым циклом должен быть построен демонстрационный комплекс,
включающий реактор БРЕСТ-ОД-300 со свинцовым теплоносителем, завод по
переработке облученного смешанного уран-плутониевого топлива, модуль
фабрикации / рефабрикации. Проект разрабатывался с конца 1980-х годов, а
завершить строительство энергоблока планируется только в 2026 году.
Татьяна Дятел, Олег Сапожков