Как мы отстали. Часть 5
Дата: 09/07/2021
Тема: Экономика


Начало, Часть 2, Часть 3, Часть 4

Б.И.Нигматулин, д.т.н., профессор; Р.И. Нигматулин, академик РАН

VI. Демографические показатели в России, Польше новых и старых стран ЕС в период 1980-2020 гг.

К базовым демографическим показателям любой страны за определенный период времени (обычно год) относятся: рост или снижение численности населения, общий коэффициент смертности (ОКС) - смертность от всех причин на 1000 человек населения, общий коэффициент рождаемости (ОКР) - число детей, родившихся живыми, на 1000 человек населения, суммарный коэффициент рождаемости (коэффициент фертильности) – среднее число детей, приходящихся на одну женщину репродуктивного возраста (15-49 лет), ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) (определение см. ниже § 6.3).



Динамика демографических показателей любой страны, с одной стороны, является отражением гендерной и возрастной структуры населения, включая его средний возраст, с другой - динамики макроэкономических показателей: ВВП и уровня ВВП на душу населения в $ППС, общих доходов населения в постоянных ценах какого-либо года, в долях ВВП и в $ППС, распределение этих доходов между отдельными группами, расходов на социальные нужды и отдельно здравоохранение в постоянных ценах, в долях ВВП и в $ППС и т.д.

Ниже демографические показатели России будут сравниваться с аналогичными показателями Польши, новых и старых стран ЕС.

На 1 января 2020 г. численность населения Польши составила - 37,9 млн, ВВП на душу населения – 34,1 тыс. $ППС (2020 г.). Суммарная численность населения новых стран ЕС составила - 71,9 млн чел., ВВП на душу населения – 35,1 тыс. $ППС (2020 г.). Суммарная численность старых стран ЕС (без Великобритании) составила 339,3 млн чел., ВВП на душу населения – 47,5 тыс. $ППС (2020 г.). Для сравнения, в России на 1 января 2020 г. численность населения составляла 146,8 млн чел., а на 1 января 2021 г. – 146,2 млн. чел.; ВВП на душу населения – 29,2 тыс. $ППС (2019 г.), в 2020 г. он снизился до 27,9 тыс. $ППС (см. рис. 3).

6.1. Динамика численности населения России по годам, в период 1980-2020 гг. (по данным Росстата).

По состоянию на 01.01.2021 г. численность населения России составила 146,15 млн. человек и за 2020 г. сократилась на 595,9 тыс.  человек. При этом естественная убыль составила огромную величину -702,4 тыс. чел.: родилось 1436,5 тыс. чел., умерло 2138,9 тыс. чел., миграционный прирост 106,5 тыс. чел. В России такое значительное сокращение населения произошло впервые за последние 15 лет. [1]

На рис. 41 показана динамика численности населения России в период 1980-2020 гг.

Рис. 41 Динамика численности населения России (на 1 января каждого года)

Видно, что до распада Советского Союза, в период 1980-1991 гг. (11 лет), численность населения России (РСФСР) постоянно росла и увеличилась на 10,5 млн чел. (со 138,1 до 148,6 млн чел.), или на 7,6%. Наоборот, в «новой» России, сначала, в период 1992-1995 гг. (4 года), численность населения практически оставалась на одном уровне – 148,5 млн. чел., а далее начала непрерывно снижаться до 142,8 млн. чел. (2006 г.) а в период 2006-2014 гг., практически стабилизировалась на уровне 142,8-143,7 млн. чел., а по сравнению с 1992-1995 гг. - снизилась на 5,2 млн. чел. (минус 3,5%). После присоединения Республики Крым и г. Севастополя в 2014 г. численность населения России сразу выросла со 143,7 до 146,3 млн чел. и к 2018 г. достигла 146,9 млн. чел., а после 2018 года началось снижение численности населения России.

Демографическая ситуация в «новой» России характеризуется повышенным уровнем смертности и сокращением рождаемости. Поэтому за 30 лет население России существенно постарело. В 1989 г. средний возраст населения России равнялся 35 лет[2], а в 2020 г. - 40,2 года[3]. В 2019 г. по сравнению с 1989 г. доля детей (от 0 до 15 лет) стала на 5,8% меньше (18,7% и 24,5%, соответственно), а доля лиц старше трудоспособного возраста (мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет) на 7,4% больше (25,9% и 18,5%, соответственно).

§6.2. Общий коэффициент смертности (ОКС) в России, в Польше, новых и старых странах ЕС по годам, в период 1980-2020гг.

По определению, общий коэффициент смертности (ОКС) в стране в конкретном году представляет собой количество умерших от всех причин на 1000 человек населения в этом году, обозначим его (km).

На рис. 42 показана динамика (km) в России, в новых и старых странах ЕС по годам, в период 1980-2020 гг. (по данным Г.Э. Улумбековой[4], [5]).

Рис. 42. Динамика общего коэффициента смертности (km) в России, новых и старых странах ЕС по годам, в период 1980-2020 гг.

Видно, что весь период 1980-2020 гг. можно разделить на пять этапов в соответствии с изменением km. При этом эти изменения достаточно точно коррелируются с изменениями ВВП в стране (см. рис.4):

первый этап (1980 - 1991 гг., 11 лет). Видно, что в РСФСР и новых странах ЕС, значение km практически совпадали между собой (в среднем km = 10,9 и 11,0, соответственно), в старых странах ЕС эта величина была несколько меньше km = 10,3. В РСФСР в 1986-1989 гг., локальное снижение km было вызвано положительным эффектом от антиалкогольной кампании.

второй этап (1992 – 1994 гг.), распад СССР, образование «новой» России. После распада СССР (декабрь 1991 г.) ситуация со смертностью в России катастрофически ухудшилась. Величина km сразу существенно выросла с km =11,4 (1991 г.) до 15,7 (1994 г.), или почти в 1,4 раза. Выше уже отмечалось, что в 1992 году ВПЕРВЫЕ после Великой Отечественной войны, была зафиксирована естественная убыль населения в стране.

третий этап (с 1995 до 2002-2004 гг.). Величина km сначала заметно снизилась с km = 15,7 (1994 г.) до 13,6 (1998 г.) или на 13%. Далее возросла до 16,1-16,4 (2002-2004 гг.) или на 20%.

четвертый этап (2005-2019 гг.). 01.01.2006 г. – начало реализации национального проекта «Здоровье». Величина km стала монотонно снижаться с km= 16,1 (2005 г.) до 12,4 (2017 г.), в последние годы (2017-2019 гг.) оставалась примерно на одном уровне km= 12,3-12,4, т.е. находилась значительно выше, чем km =10,9 – среднего уровня в РСФСР в период 1980-1991 гг. или в новых странах ЕС в период 1996-2017 гг.

После 1991 г. в и Польше и новых странах ЕС, в отличии от России, НЕ ПРОИЗОШЕЛ катастрофический рост смертности, и она выросла всего до km =11,2-11,4 (1991-1994 гг.), далее непрерывно снижалась до km = 10,7 (1997 г.), оставалась примерно на том же уровне последующие годы, т.е. оказалась несколько ниже среднего значения km = 11,0, которой соответствовало России и новым странам ЕС в период 1980-1991 гг. - до распада СССР и Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), куда входили все новые страны ЕС.

Это показывает, что в Польше и новых странах ЕС социально-экономические реформы 90-х годов были проведены эффективно, щадяще по отношению к своему населению и только незначительно ухудшили социально-экономическое положение в этих странах. Наоборот, в России экономические реформы 90-х годов (шоковые реформы Ельцина-Гайдара-Чубайса, залоговые аукционы, распродажа государственной собственности за бесценок и т.д.) были проведены тогдашним ВЫСШИМ РУКОВОДСТВОМ И ПРАВЯЩЕЙ ЭЛИТОЙ РОССИИ ВАРВАРСКИ, БЕЗМОЗГЛО И ИЗУВЕРСКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВОЕМУ НАРОДУ.

В результате эти реформы привели в 1992-1998 годах к социально-экономической катастрофе в стране, характеризующейся сверхвысокой смертностью, резким снижением ожидаемой продолжительности жизни (см. ниже §6.3) и рождаемости (§6.4), аномально высоким неравенством по доходам между узкой группы сверхбогатых (1%-3%) и основной массы населения, низкой долей «обеспеченного» среднего класса (~20%), а в последнее десятилетие и к низкому экономическому росту. В стране продолжает оставаться значительная доля бедного населения (13%) (см. рис. 40). На это также наложилось недостаточное государственное финансирование социальных расходов, включая здравоохранение. В последнее десятилетие расходы на здравоохранение в России находились в диапазоне 2,9-3,5% ВВП, в Польше - 4,7-5,0%, в новых странах ЕС - 5,5-5,9%, а в старых странах - 7,0-7,3% (см. рис. 29).

Если бы экономические реформы в России прошли бы по тому же сценарию, что в Польше и новых странах ЕС, а уровень государственного управления был бы аналогичным этим странам, то в России не было бы такой аномально высокой смертности, существенно выше km = 10,9 умерших на 1000 человек населения (1980-1991 гг.).

На рис. 42 заштрихованная площадь между кривой ОКС и уровнем ОКС равным 10,9 соответствует дополнительному количеству умерших из-за сверхсмертности в России в период 1992-2020 гг. (28 лет). Получается, что во время правления Б.Н. Ельцина (1992-1998 гг.) дополнительное количество умерших равнялось 3,6 млн, а в период правления В.В.Путина и Д.А. Медведева (1999-2020 гг.) еще 10,4 млн. Всего в «новой» России в период 1992 – 2020 гг. из-за сверхсмертности ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО УМЕРШИХ СОСТАВИЛО 14 МЛН ЧЕЛОВЕК.

Для справки: в РСФСР за 4 года Великой Отечественного войны, из-за сверхсмертности только гражданского населения относительно мирного времени (1940-1941гг.), дополнительное количество умерших равнялось 8,7 млн. человек.[6]

6.3. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (ОПЖ) в России, в Польше, новых и старых странах ЕС в период 1980-2020 гг.

По определению, ОПЖ при рождении в стране в конкретном году — это количество лет, которое в среднем предстоит прожить человеку из поколения, рожденному в данной стране в этом году, если на протяжении его жизни повозрастные коэффициенты смертности в этой стране останутся такими же, как в год, когда вычисляется этот показатель. По сути, ОПЖ при рождении – это показатель средней продолжительности предстоящей жизни поколения людей в данной стране при рождении в конкретном году. ОПЖ является важнейшим интегральным демографическим показателем в стране, определяющимся уровнем смертности населения в разных возрастных группах в конкретном году. Соответственно, ОПЖ является также важнейшим интегральным показателем оценки состояния здоровья населения в стране в конкретном году.

На рис. 43 показаны значения ОПЖ при рождении в России, в Польше, новых и старых странах ЕС по годам, в период 1980-2020 гг., [7],[8]с прогнозом на 2021 г.

Рис. 43 Динамика ОПЖ при рождении в России, Польше, в новых и старых странах ЕС по годам, в период 1980-2020 гг., с прогнозом на 2021 г.

Видно, что весь период 1980-2020 гг. можно разделить на пять этапов в соответствии с изменением ОПЖ. При этом эти изменения достаточно точно коррелируются с изменениями ВВП и ОКС в стране (см. рис. 4 и 42):

первый этап (1980 - 1985 гг., 5 лет). Видно, что в РСФСР в доперестроечный период 1980 - 1985 гг. ОПЖ находилась, в среднем, на уровне 67,9 лет. В Польше и новых странах ЕС эта величина равнялась70,8 и 70,4 года, соответственно, или на 2,9 и 2,5 лет больше. В старых странах ЕС она равнялась 74,0 года или на 6,1 лет больше.

второй этап (1986 – 1991 гг., перестройка, 5 лет). Видно, что в РСФСР, благодаря антиалкогольной кампании во время перестройки, ОПЖ увеличилась, в среднем, до 69,5 года (на 1,6 года по сравнению с первым этапом). В Польше и новых странах ЕС эта величина равнялась 70,9 года или всего на 1,4 года больше. В разгар антиалкогольной кампании (1986-1987 г.) эта разница сократилась до 0,9-1,0 года. В старых странах ЕС величина ОПЖ равнялась 75,3 года или на 5,8 лет больше.

третий этап (1992 – 1994 гг.), распад СССР, образование «новой» России. Глубокий экономический кризис привёл к тому, что ОПЖ катастрофически упала с 68,9 (1991 г.) до 63,9 лет (1994 г.), или на 5 лет за 3 года. Ранее такое падение ОПЖ происходило только во время Великой Отечественной войны. Это была демографическая катастрофа.

четвертый этап (1995-2005 гг.). Продолжение экономического кризиса до 1998 г., а далее восстановительный рост экономики, который в значительной степени влиял на изменения ОПЖ. Сначала она выросла до 67,1 года в 1998г. (на 3,2 года), потом опять упала до 64,9 лет (2003 г.), а далее начался постоянный рост ОПЖ.

пятый этап (2006-2019 гг.). На этом этапе, ОПЖ постоянно росло, однако достичь среднего уровня в 69,5 лет в РСФСР (1986-1991 гг.) удалось только в 2011 г., а уровень 69,9 лет (1987 г.) – в 2012 г., или через 25 ЛЕТ!! К 2019 г. значение ОПЖ в России выросло до 73,3 года. Для сравнения в Польше и новых странах ЕС в 2019 г. она равнялась 78 лет, или на 4,7 года больше, чем в России (в 1987 г. разница была всего 1 год), а в старых странах ЕС – 82,1 года, или на 8,8 года больше.

Президент России В.В. Путин в майских указах 2018 г. поставил цель: к 2024 г. достичь ОПЖ 78 лет, то есть значению, которое было в Польше и «новых» странах ЕС в 2019 г. Однако, в 2020 г. без всякого обсуждения этот срок был перенесен на 2030 г.,

В мартовской версии правительственного плана 2021 года прогнозируется, что Россия к значению ОПЖ в 2019 г. сможет вернуться только через три года – в 2024 г. Прогнозируется, что в 2021 году этот показатель будет равняться 71,7 года, в 2022-м — 72,3 года, в 2023-м — 72,9 года, в 2024-м — 73,6 года[9], а в 2030 году должен составить 78 лет. А ведь в начале 2020 г. руководство страны рассчитывало уже в 2024 г. довести ОПЖ до 75,2 года. Сегодня эта цель представляется чересчур амбициозной и недостижимой. Для этого необходимо существенно улучшить благосостояние основной массы населения страны до уровня «новых» стран ЕС, а также увеличить государственное финансирование здравоохранения до 5% ВВП, т.е. в 1,5 раза больше в долях ВВП или в 2 раза в сопоставимых ценах, как сегодня это имеет место в Польше и «новых» странах ЕС (см. рис. 29 и 30).

В Высшей школе по организации и управлению в здравоохранении (ВШОУЗ, Г.Э. Улумбекова, А.Б. Гиноян, Б.И. Нигматулин) для регионов России в период 2011-2018 гг. был проведен регрессионный анализ влияния различных параметров на ОПЖ (обозначим L - Live, а ежегодный темп изменений l). Среди множества факторов демографического и социально-экономического характера, в том числе образа жизни населения, выбраны три главных фактора: ВВП, или связанные с ним валовой региональный продукт (ВРП, обозначим GR , а ежегодный темп изменений gR), или доходов населения, государственное финансирование здравоохранения в постоянных ценах (обозначим H - Healthcare, а ежегодный темп изменений h) и потребления крепких алкогольных напитков (обозначим Al - Alcohol, а ежегодный темп изменений al). В выборке были включены данные всех 85 субъектов РФ, использовалось 669 наблюдение.

Уравнение регрессии, которое оценивало влияние выбранных независимых переменных на ОПЖ при рождении, имеет следующий вид:

Уравнение (14) описывает влияние выбранных независимых переменных с коэффициентом детерминации R2=0,95.

По соотношению (14) можно рассчитать прогноз ОПЖ при рождении на период 2021-2030 гг. в зависимости от рассмотренных независимых переменных. Выше было показано, что в России при существующем экономическом порядке темпы роста ВВП будут находится на уровне 1,5-2,0 %. Аналогичный прогноз для России даёт и МВФ: в восстановительные 2021 и 2022 годы – по 3,8%, а далее – 2%.[10]

В базовом прогнозе роста ОПЖ в России на период 2021-2030 г. принимается: ежегодный темп роста ВВП по прогнозу МВФ, потребление алкоголя сохраняется на уровне 2019 г., так как в последние годы (2017-2019 гг.) стабилизировались продажи алкогольных напитков, включая пиво, а также сигарет и папиросов.[11] Было рассмотрено три сценария с различными ежегодными темпами роста государственного финансирования здравоохранения: h = 2,0%, 4,0% и 8,0%. В 2030 г. это соответствует государственным расходам на здравоохранение: H=3,5%, 4,0% и 5,2% ВВП.

На рис. 44 показана динамика ОПЖ в России в период 2013-2020 гг. (факт) и на период 2021-2030 гг. (рассчитанные прогнозы) 

Рис. 44 Динамика ОПЖ в России в период 2013-2020 гг. (факт) и на период 2021-2030 гг. (рассчитанные прогнозы)

Видно, что ОПЖ в России в период 2023-2030 гг. по базовому прогнозу (темп роста ВВП равен 2%), для всех трех сценариев: h=2%; 4%; 8%, растет линейно и равняется, соответственно, 74,3; 74,8 и 75,9 лет.

Когда темпы роста государственного финансирования здравоохранения (h=2%) и ВВП совпадают, то есть сохраняется уровень государственных расходов на здравоохранение – H=3,5% ВВП, такой же как в 2019 г., то к 2030 г. ОПЖ должно вырасти только до 74,3 года, или увеличится всего на один год по сравнению с 2019 г.

Когда темп роста государственного финансирования здравоохранения равен h=4% или в 2 раза выше, чем темп роста ВВП (2%) – тогда в 2030 г. H = 4% ВВП, а ОПЖ должно вырасти до 74,8 года, или на 1,5 года выше, чем в 2019 г.

Когда темп роста государственного финансирования здравоохранения равен h=8% или в 4 раза выше, чем темп роста ВВП (2%) – тогда в 2030 г. H = 5,2% ВВП, а ОПЖ должна вырасти до 75,9 года, или на 2,6 года выше, чем в 2019 г.

Это значит, что при сохранении темпов роста ВВП и потребления крепких алкогольных напитков на уровне предыдущего периода (2017- 2019 гг.), то даже при опережающем в 4 раза темпе роста государственного финансирования здравоохранения, по сравнению с темпом роста ВВП, невозможно достичь ОПЖ при рождении, равную 78 лет - национальная цель, поставленная Президентом РФ В.В. Путиным, которую Польша и новые страны ЕС уже достигли в 2019 г. (см. рис. 43).

Теперь рассмотрим условия, при которых в России ОПЖ при рождении может достичь 78 лет в 2030 г. Принимается:

- темпы роста ВРП в 2021 и 2022 гг. - gR = 3,8% (как в прогнозе МВФ), а на период 2023-2030 гг. - gR = 3,5%, или выше среднемировых - также национальная цель, поставленная Президентом РФ В.В. Путиным.

- среднегодовой темп роста государственного финансирования - h=8%, только тогда оно достигнет H=4,7% ВВП в 2030 г. - уровня Польши в 2019 г. (см. рис. 29). В период 2023-2030 гг. это соответствует ежегодному увеличению H в среднем на 420 млрд. руб. (в ценах 2019 г.).

- потребление крепких алкогольных напитков на душу населения (водка, коньяк и ликёро-водочные изделия с содержанием этилового спирта свыше 25%) в субъектах РФ экспоненциально снижается с тем же среднегодовым темпом, как в 2011-2017 гг., но не ниже минимального уровня – 3,2 л. Для всей страны это соответствует снижению потребления крепких алкогольных напитков на душу населения с 6,4 л. (2020 г.) до 3.5 л. (2030 г.), или на 45%.

Только при таких условиях в России в 2030 г. ОПЖ при рождении может достичь 78 лет. (см. рис. 44)

§6.4. Общий коэффициент рождаемости (ОКР) и коэффициент фертильности в России по годам, в период 1980-2020 гг.

По определению, общий коэффициент рождаемости (ОКР) в стране в конкретном году — это число детей, родившихся живыми, приходящихся на 1000 человек населения страны в этом году, обозначим его (kb). Суммарный коэффициент рождаемости или коэффициент фертильности (КФ) в стране в конкретном году – это среднее число детей, приходящихся на одну женщину репродуктивного возраста (15-49 лет)[12], обозначим его (kf).

На рис. 45 показана динамика общего коэффициента рождаемости (kb) и коэффициента фертильности (kf) в России по годам, в период 1980-2020 гг.

Рис. 45. Динамика общего коэффициента рождаемости (kb), коэффициента фертильности (kf) в России по годам, в период 1980-2020 гг.

Видно, что весь период 1980-2020 гг. можно разделить на пять этапов в соответствии с изменением kb и kf. При этом эти изменения определенно коррелируются с изменением доходов населения в стране (см. рис.31 и 32):

первый этап (РСФСР, 1980 - 1988 гг., 8 лет). Общий коэффициент рождаемости увеличился c kb = 15,9 (1980 г.) до 17,2 ÷ 17,5 (1983, 1986-1987 гг.), а в среднем kb = 16,7. Коэффициент фертильности вырос с kf =1,89 (1980 г.) до 2,19 (1987 г.), или на 16%, а в среднем kf = 2,04. В период 1980-1988 гг. на одну российскую женщину репродуктивного возраста (15-49 лет) приходилось в среднем 2,04 ребенка.

Рост рождаемости в 1985-1987 гг., был связан с краткосрочным эффектом от антиалкогольной кампании и общим социальным оптимизмом на начальном этапе правления М.С. Горбачева;

второй этап (1988 – 1993 гг.), распад СССР, образование «новой» России. Время губительных экономических реформ 90-х годов. Произошло резкое снижение рождаемости: kb = 16,0 (1988 г.) до 9,4 (1993 г.) и с kf = 2,13 (1988 г.) до 1,37 (1993 г.), или на 41% и 36%, соответственно. При этом ВВП, отнесенный к уровню 1970 г., снизился с 2,13 (1988 г.) до 1,64 (1993 г.) или на 23%; (см. рис. 4)

третий этап (1993 – 1999 гг.), продолжение экономического кризиса. Рождаемость продолжала снижаться: kb = 9,4 (1993 г.) до 8,3 (1999 г.) и kf =1,37 (1993 г.) до минимум 1,16 (1999 г.), или на 12,0% и 15,0%, соответственно. При этом ВВП, отнесенный к уровню 1970 г., снизился с 1,64 (1993 г.) до минимум 1,11 (1998 г.) или на 32%.

Из рис. 4 и 45 видно, что минимумы kb, kf были достигнуты в 1999 г., а минимум ВВП – в 1998 г., аналогично, максимумы kb, kf - в 2015 г., а ВВП – в 2014 г. С одной стороны, это показывает существенное влияние на динамику kb и kf соответствующих изменений ВВП и связанных с ними доходов населения, а с другой стороны, сдвиг минимумов и максимумов kb, kf по отношению к минимуму и максимуму ВВП на один год. Это как раз показывает запаздывание семей в принятии решения о рождении ребенка на один год в зависимости от уровня ВВП (средних доходов населения).

Таким образом, в период экономического кризиса (1989-1999гг., второй и третий этап), когда и ВВП упало почти в 2 раза (см. рис. 4) – коэффициенты kb и kf также упали почти в 2 раза (с 16,0 до 8,3 и с 2,0 до 1,16, соответственно);

Аналогичная ситуация произошла во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). По данным А. Блюма и С. Захарова[13], А.Вишневского[14], можно рассчитать коэффициенты kb и kf для Советского Союза и России во время Великой Отечественной войны. На рис. 46 показаны результаты этого расчета.

Рис. 46 Динамика общего коэффициента рождаемости (kb) в Советском Союзе и коэффициента фертильности (kf) в России по годам, в период 1940-1947 гг.

Видно, что во время Великой Отечественной войны (1941-1943 гг.) коэффициенты kb и kf снизились: с 28,7 до 13,5 и с 4,6 до 1,7, или в 2,1 и 2,7 раза, соответственно, а далее до конца войны менялись не сильно. При этом ВНП Советского Союза в период 1940-1942 гг. снизился в 1,3 раза (см. рис. 5). По данным на рис. 45 можно рассчитать количество нерожденных детей в Советском Союзе в период (1941-1945 гг.). Оно равняется около 10 млн. чел. (средняя численность населения Советского Союза во время Великой Отечественной войны составила 185 млн. чел.).

четвертый этап (1999-2004 гг.), начало восстановительного роста экономики. kb и kf увеличились: kb = 8,3 (1999 г.) до 10,4 (2004 г.) и с kf =1,16 (1999 г.) до 1,34 (2004 г.), или на 25% и 16% соответственно. При этом ВВП увеличилось с 1,18 (1999 г.) до 1,65 (2004 г.) на 40%;

пятый этап (2004-2015 гг.), продолжение восстановительного роста экономики, экономический кризис 2008 г. kb и kf увеличились с kb = 10,4 (2004 г.) до 13,3 (2015 г.) и с kf = 1,34 (2004 г.) до 1,78 (2015 г.) (приблизились к уровню 1,89 в 1990 г.), или на 28% и 33% соответственно, при этом ВВП увеличилось с 1,65 (2004 г.) до 2,49 (2014 г.) или на 51%.

Таким образом, в период восстановительного роста экономики (1999-2014 гг.),. когда ВВП выросло в 2,1 раза – kb и kf выросли приблизительно в 1,6 и 1,5 раза соответственно. Это значит, что рост рождаемости в стране отставал от роста ВВП приблизительно на 30%.

шестой этап (2015-2020 гг.), экономический кризис (2014-2016 гг.) и слабый экономический рост (2017-2019 гг.) (см. рис.4), kb и kf снизились с kb =13,3 (2015 г.) до 9,8 (2020 г.) и с kf =1,78 (2015 г.) до 1,50 (2020 г.), или на 26% и 16%, соответственно. Так, в 2020 г., по сравнению с 2015 г., в России родилось на 515 тыс. детей меньше (1,94 и 1,43 млн. чел. соответственно), или на 26%. При этом ВВП увеличился незначительно всего на 1,6%, а доходы населения снизились почти на 10%.

Можно оценить потенциальное количество нерождённых детей в России в период 1992-2020 гг. из предположения, что не было бы такого драматического изменения числа женщин активного детородного возраста. (см. рис. 48) и уровень жизни основной массы населения в стране на всём этом периоде не падал бы ниже его уровня в 2012-2015 гг.

Последнее условие с запасом могло быть выполнено, если бы доля «обеспеченного» (небедного) среднего класса в России была бы такой же, как в Польше или новых и старых странах ЕС, то есть в 3 раза больше (см. рис. 39). Тогда kb и kf снизились бы только до значений 13,3 и 1,8 соответственно. На рис. 45 это соответствует заштрихованной площади между кривой kb и уровнем kb= 13,3. В период 1992-2015 гг. эта площадь соответствует 10 млн. детей и дополнительно в период 2016-2020 гг. - еще 1,4 млн. детей. Это значит, что на всем периоде существования «новой» России (1992-2020 гг.) потенциальное количество рожденных детей могло бы быть больше фактического на 11,4 млн. или на 25%. Это количество нерожденных детей в России даже больше аналогичного количества во всем Советском Союзе за время Великой Отечественной войны ( 10 млн. чел.).

Таким образом, распад Советского Союза, губительные экономические реформы, проводимые все 28 лет в «новой» России, неэффективное государственное управление, существующий социально-экономический порядок и отсутствие гражданского общества привели к демографической катастрофе в стране. Общая потеря населения из-за сверхсмертности и потенциально нерожденных детей равняется 25,4 МЛН. ЧЕЛОВЕК = 14 млн. + 11,4 млн. Это близко к потере населения ВСЕГО Советского Союза во время Великой Отечественной войны – 26,6 МЛН. ЧЕЛОВЕК (из них РСФСР – 14,6 млн. человек[15]).

После войны, всего за 10 лет (1946-1955гг.), численность населения Советского Союза (РСФСР) была восстановлена за счет сверхвысокой рождаемости. Так в РСФСР в этот период коэффициент фертильности был около kf = 3,0, то есть, на одну женщину репродуктивного возраста приходилось более 3-х детей[16]. Безусловно, это было вызвано не только естественным (отложенным) послевоенным всплеском рождаемости, оптимизмом от победы, но и постоянно растущим уровнем благосостояния советского народа и уверенностью в будущем страны.

На рис. 47 показана динамика коэффициента фертильности kf и доходов населения в постоянных ценах, отнесенных к уровню 1999 г., в России по годам, в период 1980-2020 гг.

Рис. 47 Динамика коэффициента фертильности kf и доходов населения в постоянных ценах, отнесенных к уровню 1999 года, в России по годам, в период 1980-2020 гг.

В Росстате имеются данные о доходах населения в постоянных ценах только начиная с 1994 года. Они были отнесены к уровню 1999 г.

На первом этапе (1994-1999 г.) коэффициент фертильности снизился с kf =1,39 (1994 г.) до 1,16 (1999 г.), или на 16,5%, при этом доходы населения упали с 1,5 (1994 г.) до 1,0 (1999 г.), или на 33%. Это значит, что в среднем на 1% падения доходов населения приходилось 0,5% (16,5%/33%) снижения kf.

На втором этапе (1999-2014 гг.) коэффициент фертильности увеличился с kf =1,16 (1999 г.) до 1,78 (2015 г.), или на 53%, при этом доходы населения увеличились с 1,0 (1999 г.) до 2,95 (2014 г.), или на 195%. На этапе роста доходов населения, в среднем на 1% их роста приходилось 0,27% (53%/195%) роста kf.

На третьем этапе (2015-2020 гг.) коэффициент фертильности снизился с kf =1,78 (2015 г.) до 1,5 (2020 г.), или на 16%, при этом доходы населения снизились с 2,95 (2014 г.) до 2,67 (2020 г.), или на 8,0%. На этом этапе при снижении доходов населения на 1% коэффициент фертильности в среднем снижался на 2,0%. По сравнению с первым этапом (1994-1999 гг.) чувствительность коэффициента фертильности к снижению доходов населения увеличилась почти в 4 раза! (2,0%/0,5%). Однако, это без учета различной возрастной структуры женщин фертильного возраста на первом и третьем этапах. Таким образом, для того чтобы поднять рождаемость в стране, необходимо в первую очередь обеспечить рост доходов населения, как это было на втором этапе (1999-2014 гг.).

§6.5. Количество женщин детородного возраста (15-49 лет) и активного детородного возраста (20-34 года) в России в период 1960-2020 гг. (факт.) и в период 2021-2050 гг. (прогноз ООН).

Динамика общего коэффициента рождаемости kb и коэффициента фертильности kf существенно зависит от изменения количества женщин детородного возраста по годам на всем рассматриваемом периоде.

В соответствии с критериями ВОЗ детородный возраст женщины считается в диапазоне 15-49 лет. В нашей стране наиболее активный детородный возраст женщин находится в диапазоне 20-34 года. В период 2000-2018 гг. именно на женщин этого возраста приходилось около 80% рожденных детей в год.[17]

На рис. 48 показана динамика численности населения, количества женщин детородного возраста (15-49 лет, обозначим В) и женщин наиболее активного детородного возраста (20-34 лет, обозначим А) в России в период 1960-2020 гг. (факт) и в период 2021-2050 гг. (базовый прогноз ООН)[18]

Рис. 48. Динамика численности населения России, количества женщин детородного возраста (15-49 лет) (В), женщин наиболее активного детородного возраста (20-34 лет) (А) по годам, в период 1960-2020 гг. (факт) и в период 2021-2050 гг. (базовый прогноз ООН).

Видно, что по характеру изменения численность населения России весь период 1960-2050 гг. можно разделить на 3 этапа:

- первый этап, советский, 1960-1991 гг. (РСФСР). практически линейный рост численности с 119,9 до 148,4 млн. чел., или на 28,5 млн. чел. в среднем 0,92 млн. в год

- второй этап, новая Россия, 1992-2019 гг. сначала падение численности населения со 148,5 (1992 г.) до 142,7 млн. чел. (2008 г.), или на 5,8 млн. чел., в среднем 0,36 млн. в год. Далее рост до 146,8 млн. (2019 г.) с учетом присоединения Крыма и г. Севастополя в 2014 г.

- третий этап 2020-2050 гг. (базовый прогноз ООН) снижение численности населения со 146,2 (2020 г.) до 135,9 (2050 г.), или на 10,3 млн. чел. в среднем 0,34 млн. в год.

Параметр В - количество женщин детородного возраста (15-49 лет), достиг максимума в 2004 г. и до 2043 г. (почти 40 лет) непрерывно снижается: с 40 до 27,5 млн. чел. (на 31%), а далее будет оставаться на одном уровне (27,5-27,7 млн. чел.). В период 2020-2030 гг. он будет снижаться с 33,6 до 31,5 млн. чел., или в среднем 0,21 млн. чел. в год.
Параметр А - количество женщин наиболее активного детородного возраста (20-34 года) на всем периоде 1960-2050 гг. меняется волнообразно. В период 2011-2028 гг. (17 лет) он снижается с 17,5 до 10,6 млн. чел., или на 39%, далее предполагается некоторый рост - максимум до 13,3 млн. чел (2043 г.) с последующим снижением до 12,2 млн. чел. (2050 г.). В период 2020-2030 гг. он будет снижаться с 13,75 до 10,75 млн. чел., или в среднем 0,3 млн. чел. в год. Особенно сильно параметр А будет снижаться в период 2020-2025 гг.: с 13,75 до 11,07 млн. чел., или в среднем 0,54 млн. чел. в год.

Именно динамика количества женщин детородного возраста (15-49 лет) – параметр В, их доля в общей численности населения (обозначим b), а так же количество женщин наиболее активного детородного возраста (20-34 года) - параметр А, их доля в общей численности женщин детородного возраста (обозначим а) существенно влияют на динамику количества рожденных детей и, соответственно, на динамику численности населения в стране.

На рис. 49 показана динамика параметров b и a в России в период 1960-2050 гг.

Рис. 49 Динамика доли женщин детородного возраста (15-49 лет) в общей численности населения (b) и доли женщин наиболее активного детородного возраста (20-34 года) в общей численности женщин детородного возраста (15-49 лет) (а) в России в период 1960-2050 гг.

Видно, что в России в период 1960-2021 гг. (61 год) параметр b -  доля женщин детородного возраста (15-49 лет) в общей численности населения изменялся волнообразно с периодом 30 лет (по максимуму) и 26 лет (по минимуму). С 2004 г. до 2021 г. он снизился с 27,6% до 22,8%, или на 4,8%, а далее до 2042 г. он снижается до 20% с последующим выходом на плато. В период 2021-2030 гг. параметр (b) снижается с 22,8% до 21,9% или на 0,9%

 Параметр а - доля женщин наиболее активного детородного возраста (20-34 года), на всем периоде 1960-2050 гг. (90 лет) изменяется тоже волнообразно с периодами 25, 27 и 31 год (по максимуму). При этом сами максимумы параметра (a) находятся в диапазоне 48-51%. Первые два минимума параметра (а) ровнялись около 38%, а последний в 2027 г. должен снизиться до 33,2% или на 5,3% по сравнению с предыдущим в 1999 г. Амплитуда предпоследней волны изменения параметра (а) ровнялась 10,6%, а последней 14,6%, т.е. глубина падения параметра (а) увеличилась на 4%. Это связано с тем, что в России в этот период в самый активный репродуктивный возраст вступает самая малочисленная за весь послевоенный период когорта женщин, родившихся в 1993-2006 гг. (см. рис. 45).

В период 2020-2025 гг. параметр (а) будет снижаться особенно существенно с 41 до 34,2%, или на 6,8% со среднегодовым темпом 1,4%. Это безусловно будет существенно снижать общий коэффициент рождаемости kb и коэффициент фертильности kf. Снижение будет происходить вплоть до 2027г., когда параметр (а) достигнет минимума.

§6.6. Прогнозные значения коэффициента фертильности (kf) в России на период 2021-2030 гг. (по данным А.Б. Гинояна, Г.Э. Улумбековой и Б.И. Нигматулина[19])

В экспертных кругах и в научной литературе широко обсуждаются меры, направленные на повышение рождаемости в России, ведётся дискуссия о роли социально-экономических, демографических и ряда других факторов. В настоящем регрессионном анализе в качестве независимых параметров, влияющих на коэффициент фертильности ), (обозначим его ежегодные темпы изменения ) были выбраны:

· среднедушевые доходы населения (обозначим — In (income), а ежегодные темпы изменения  ;

· доля женщин в возрасте 20-34 лет в общей численности женщин репродуктивного возраста (15-49 лет)), а ежегодные темпы изменения этой доли обозначим ;

· материнский капитал (C- capital).

В выборку наблюдения (1715) были включены данные 77 субъектов России, кроме субъектов Северокавказского федерального округа (СКФО), за исключением Ставропольского края. Демографические показатели остальных субъектов СКФО существенно отличаются от других регионов страны.

Уравнение регрессии, которое оценивало влияние выбранных независимых переменных на , имеет следующий вид:

(15)

где ii-тый субъект РФ, i = 1,2…77; а tгод, в диапазоне 1996-2019 гг; µi – фиксированный фактор конкретного i-ого региона, а εit – остаточный член. Ежегодный темп изменения среднедушевых доходов взят с лагом (запаздыванием) в один год, поскольку, как правило, от планирования до рождения ребенка, проходит год. Соответствующие коэффициенты эластичности равны: =0,15; =0.37; и константа = 2,44. Материнский капитал был введен в 2007 г., поэтому в период 1990-2006 гг., принималось 3 = 0, а начиная с 2007 г. - 3 = 1,0.

Было получено, что коэффициенты эластичности , , от всех трех принятых переменных являются статистически значимыми на 1%-ом уровне, а коэффициент детерминации равен 0,89 (89%). Это показывает, что ежегодные темпы изменения коэффициента фертильности kf достаточно точно описываются соотношением (15) с принятыми тремя независимыми переменными.

Согласно полученным результатам, увеличение на 10% среднедушевых доходов населения (In)  и доли женщин в возрасте 20-34 лет в общей численности женщин репродуктивного возраста ) приводит к увеличению kf на 1,5% и 3,7% соответственно.

По полученной зависимости (15) можно рассчитать: значение в период 2007-2020 гг., если бы отсутствовала программа материнского капитала, а так же прогноз kf по годам на среднесрочный период 2021-2030 гг.

При этом в качестве базовых условий принимается:

· действие программы материнского капитала продлевается до 2030 года[20];

· доля женщин в возрасте 20-34 лет в общей численности женщин репродуктивного возраста (15-49 лет) принимается по данным[21] (см. рис. 48). 

Были рассчитаны три сценария в зависимости от темпов роста среднедушевых доходов населения (In):

· In остаются на уровне 2020 г.;

· In растут на 2% ежегодно. Этому соответствует ежегодный темп роста ВВП также 2%, так как доля доходов населения в ВВП мало меняется (см. рис. 31);

· In растут на 4% ежегодно. Соответственно, ежегодный темп роста ВВП должен быть также 4%.

На рис. 50 показана динамика коэффициента фертильности kf в период 1990-2020 гг. (факт.), расчетные значения kf в период 2007-2020 гг. при отсутствии программы материнского капитала и прогноз kf на период 2021-2030 гг. по трем рассмотренным сценариям.

Рис. 50 Динамика коэффициента фертильности kf в период 1990-2020 гг. (факт.), расчетные значения kf при отсутствии программы материнского капитала в период 2007-2020 гг. и прогноз kf по трем сценариям в период 2021-2030 гг.

На рис. 50 синяя пунктирная кривая соответствует расчетным значениям kf по годам, в период 2007-2020 гг. при отсутствии программы материнского капитала. Из него следует, что при прочих равных условиях, реализация программы материнского капитала, заметно увеличила kf  - в среднем на 8%.

Видно, что в период 2021-2030 гг. для трех прогнозных сценариев расчетные значения kf не сильно отличаются друг от друга. Даже при наиболее благоприятных условиях, при росте среднедушевых доходов населения на 4% в год (зеленая пунктирная линия), коэффициент фертильности будет снижаться с kf =1,50 (2020 г.) до kf =1,44 (2026 г.). И только начиная с 2027 г. наблюдается некоторый рост этого показателя до kf= 1,48 (2030 г.). Это значит, что при существующих условиях, невозможно к 2024 г. (и ни к каким другим срокам до 2030 г.) достичь значение kf=1,75 - цель, поставленная в Указе Президента РФ В.В. Путина от 7 мая 2018 г. № 204 [22]. К 2024 г. на одну женщину детородного возраста будет приходится максимум kf = 1,45 ребенка, а к 2030 г. - kf = 1,48.

Для достижения kf =1,75 необходимы комплексные меры, которые должны быть направлены на ускоренное увеличение средних доходов населения, а не только семьей с детьми, которые находятся в сложной ситуации. Необходимо также продлить срок действия программы материнского капитала до 2030 года и далее, а также увеличить сумму выплат по этой программе не менее чем в два раза, а также ввести ежемесячные выплаты матерям 2-х и более детей в возрасте до 7 лет хотя бы на уровне половины от средней медианной оплаты в регионе.

Можно оценить сколько потребуется в год финансовых средств для выполнения этой программы в параметрах 2020 года. В том году коэффициент фертильности kf =1,5, при этом число рожденных детей равнялось 1,44 млн., материнский капитал за первого ребенка – 470 тыс. руб., за второго - дополнительно 150 тыс. руб. При удвоении материнского капитала за первого и оплаты за второго и последующих детей также как и за первого ребенка потребуется дополнительно 680 млрд. руб. в год. По данным Росстата в 2020 году число семей с двумя маленькими детьми равнялось 6,7 млн., средняя медианная зарплата составляла 35 тыс. руб. в месяц. При оплате одному неработающему родителю (матери) половины среднемесячной медианной зарплаты в регионе потребуется 1,4 трлн. руб. в год. Итого, всего на эту программу потребуется дополнительно 2,1 трлн. руб. в год в параметрах 2020 года или 2% ВВП. В период 2022-2030 гг. это позволит увеличить число рожденных детей на 250 – 300 тыс. в год. Дополнительно потребуется увеличение социальных расходов на дошкольное и школьное образование, детский досуг, физкультуру и спорт. По состоянию на 1 мая 2021 г. объем ФНБ составил 13,83 трлн рублей. (рис. 25)

§6.7 Естественное движение населения России в период 1990-2020 гг. (факт.) и 2021-2030 гг. (прогноз).

Естественный прирост населения в стране за определенный промежуток времени (обычный год) - абсолютная величина разности между числами родившихся и умерших в этот промежуток времени. Его величина может быть как положительной (прирост), так и отрицательной (убыль).

Общий прирост населения в стране за определенный промежуток времени (обычно год) равен естественному приросту, плюс количество людей, прибывших из других стран и получивших гражданство (миграция), и минус иммиграция с потерей гражданства в этот промежуток времени.

На рис. 51 показано естественный и общий прирост (убыль) населения в России по годам, в период 1990-2020 гг. (факт.) и 2021-2022 гг (прогноз авторов), в период 2023-2030 гг. (средний прогноз Росстата)[23].

Рис. 51 Естественный и общий прирост (убыль) населения в России по годам, в период 1990-2020 гг. (факт.) и в период 2023-2030 гг. (средний прогноз Росстата).

Видно, что естественная убыль населения России пришлась на период 1992-2011 гг., далее в период 2012-2016 гг. она стала практически нулевой - смертность компенсировалась рождаемостью, а в период 2017-2020 гг. возобновилась и в 2020 г. достигла максимума 702 тыс. чел., как в 2006 г., 1998 г., 1993 г.). По среднему прогнозу Росстата естественная убыль достигнет максимума 583 тыс. чел. в 2026 году, а в среднем будет находиться на уровне 540 тыс. в год и сохраняться за 2030 г.

Общая убыль населения в России пришлась на период 1993-2008 гг., далее в период 2009-2017 гг. рост населения страны происходил только за счет миграции. В 2018-2020 гг. естественная убыль возобновилась и достигла 596 тыс.  чел. в 2020 году. По среднему прогнозу Росстата в России в период 2023 – 2030 гг. миграция будет находиться на уровне 255 тыс. чел. в год (по низкому - 34 тыс. чел.). Тогда в этот период общая убыль населения России будет составлять около 290 тыс. чел. в год. Итого, к 2030 г. численность населения России должна снизиться на 2,9 млн. чел. (оценка снизу).

Однако ситуация с общей убылью населения России, скорее всего, будет хуже. Если принять уровень миграции в стране равную среднеарифметической от среднего и низкого прогнозов получается около 145 тыс. чел. Это близко к 132 тыс. чел. в год - прогноз среднегодовой чистой миграции в Россию из стран СНГ в период 2018-2023 гг. [24] Тогда общая убыль населения будет равняться около 400 тыс. чел. в год. и к 2030 г. население России сократится на 4 млн. чел.

При существующей социально-экономической политике в России естественная и общая убыль населения России будет продолжаться длительное время: все следующее десятилетие и в последующие годы.

[1] Федеральная служба государственной статистики. https://rosstat.gov.ru/

[2] http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0235/barom03.php

[4] Улумбекова Г.Э. «Здравоохранение России. Что надо делать». – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – С.21; Г.Э. Улумбекова «Необходимые финансовые ресурсы и приоритеты развития здравоохранения для выполнения национальных целей России» IX научный конгресс «ОргЗдрав» 2021 от 26.05.2021 г. https://orgzdrav2021.vshouz.ru/online/TDJueEhQOHRDNndCUktFNFZoK21ZUT09%c2%a0; Росстат https://www.gks.ru/

[5] Базы данных ВОЗ. https://www.euro.who.int/ru/data-and-evidence/databases 

[6] Нигматулин Б.И. «Великая Отечественная война. Битва экономик и финансовых систем Советского Союза и Германии. Глава «Жертвы народов». Не опубликованная работа.

[7] Улумбекова Г.Э. «Здравоохранение России. Что надо делать». – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – С.21; Улумбекова Г.Э. «Здравоохранение России. Что надо делать». – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – С.21; Г.Э. Улумбекова «Необходимые финансовые ресурсы и приоритеты развития здравоохранения для выполнения национальных целей России» IX научный конгресс «ОргЗдрав» 2021 от 26.05.2021 г. https://orgzdrav2021.vshouz.ru/online/TDJueEhQOHRDNndCUktFNFZoK21ZUT09%c2%a0; Росстат https://www.gks.ru/; Росстат https://www.gks.ru/.

[9]Ожидаемая продолжительность жизни в России в пандемию снизилась на 2 года. Показатель вернется к доковидному уровню только к 2024 году. – Экономика, 11.03.2021, РБК. https://www.rbc.ru/economics/11/03/2021/604a3c099a7947c4afb996b7

[10] International Monetary Fund. World economic outlook 2021

[11] Российский статистический сборник. 2020: стат. сб./Росстат.-Р76 М., 2020 – 700 с. табл. 20.19; 20.20, стр. 450

[12] «Социологический энциклопедический словарь» Редактор-координатор — академик РАН Г, В. Осипов. — М.: Издательская группа ИНФРА М — НОРМА, 1998. — 488 с.

[13] А. Блюм, С. Захаров. «Демографическая история СССР и России в зеркале поколений». - Население и общество № 70, Март-Апрель 2003 г. https://www.infran.ru/vovenko/60years_ww2/demogr1.htm

[14] А. Вишневский. «Демография сталинской эпохи». – Население и общество № 70, Март-Апрель 2003 г. Рис. 2 https://www.infran.ru/vovenko/60years_ww2/demogr5.htm

[15] В. Эрихман «Потери народонаселения в ХХ веке. – М.: Русская панорама, 2004. – 176 с.

[16] А. Вишневский. «Демография сталинской эпохи». – Население и общество № 70, Март-Апрель 2003 г. Рис. 2 https://www.infran.ru/vovenko/60years_ww2/demogr5.htm

[17]Росстат «Здравоохранение в России» 2013 г., 2019 г. таб. 1.4.

[18] «Мировые демографические прогнозы: редакция 2019 года» (World Population Prospects: The 2019 Revision). Опубликованной Отделом народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН.

[19] А.Б. Гиноян, Г.Э. Улумбекова и Б.И. Нигматулин «Факторы, влияющие на рождаемость в регионах РФ» IX научный конгресс «ОргЗдрав» 2021 от 26.05.2021 г. https://orgzdrav2021.vshouz.ru/online/TDJueEhQOHRDNndCUktFNFZoK21ZUT09%c2%a0

[20] Президент РФ Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию заявил, что программа материнского капитала в стране будет продлена, как минимум, на 5 лет, то есть до конца 2026 года.

[21] «Мировые демографические прогнозы: редакция 2019 года» (World Population Prospects: The 2019 Revision). Опубликованной Отделом народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН.

[23] Предположительная численность населения Российской Федерации до 2035 года. Росстат. 2020 г. https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13285

[24] Ткаченко А.А., Гиноян А.Б. Оценка миграционного потенциала стран СНГ на основе модели между-

народной миграции. Вопросы статистики. 2018;25(11):46-56.







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=9703