Концепция
подготовлена рабочей группой с учетом решений Форума, про веденного в мае 2019 г. Российской академией
наук совместно с Вольным эко номическим обществом. Руководили работой академик
РАН Р.И.Нигматулин, д.т.н. Б.И.Нигматулин. В рабочей группе работали академики
РАН А.Г.Аганбегян, В.И.Осипов, Г.А.Папцов, А.В.Петриков, И.Г.Ушачев,
П.А.Чекмарев, члены-кореспонденты
РАН А.Р.Бахтизин, В.А.Цветков,
д.э.н. Е.Б.Ленчук, д.э.н.
В.В.Локосов, д.э.н. С.В.Чернявский, к.ф.-м.н. К.Х.Зоидов, к.э.н. Е.В.Моргунов,
к.г.н. Ю.А.Симагин, а также сотрудники
неакадемических учреждений: к.т.н. М.Д.Абрамов, д.э.н. В.А.Кашин, д.э.н.
В.М.Симчера.
Первый вариант
концепции в январе 2021 г.
был разослан всем академикам и членам-корреспондентам РАН. В ответ было
получено 234 отклика, из которых 210 (90%) были однозначно положительными, в
23 (10%) было сказано, что материал получен, и только 1 был отрицательным. В
некоторых были высказаны ряд предложений и замечаний. С учетом всех предложений
был подготовлен тот вариант, кото- рый в виде брошюры рассылается всем членам
РАН.
Концепция была
доложена на V Международном политэкономическом конгрес- се (МПЭК-2021)
«Глобальные социально-экономические трансформации: будущее России» (Москва, 27
мая 2021 г.)
и Казанском международном конгрессе евразийской интеграции – 2021 (Казань,
10–11 июня 2021 г.).
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономический ущерб от пандемии отодвинул на
второй план обсуждение перспектив достижения целей, поставленных в Указах
Президента РФ от 7 мая 2018 г.
№ 204 и от 21 июля 2020 г.
№ 474 «О национальных целях развития России до 2030 года». Эти цели имеют
фундаментальное значение для развития России в ближайшее десятилетие. Все чаще
стали говорить об их невыполнимости, тем более что не выполнены аналогичные
задачи, поставленные в таких же Указах еще в 2012 г., а в Указе 2020 г. выполнение многих
целей отодвинуто с 2024 г.
на 2030 г.
В нашем экономическом порядке не построен внутренний механизм
выхода из кризиса со значимым экономическим ростом, для чего необходимо
создать условия для развития производительных сил, улучшить предпринимательский
климат, развить кадровый потенциал, развивать новые технологии, увеличить
ресурсную поддержку науки, образования, здравоохранения и других социальных
нужд. Это необходимый этап для перехода на новый высокотехнологичный уклад, на
который уже активно переходят экономически развитые страны[1].
I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
СОСТОЯНИЕ РОССИИ
Доля России в мировом ВВП, рассчитанном в долларах по
паритету покупательной способности ($ППС ~ 26 руб.), составляет всего 3%, и
она не растет, а в долларах по банковскому курсу ($ЦБ ~ 75 руб.) национальных
валют всего 1,3%, и эта доля падает. С 2013 г. наша экономика в стагнации. ВВП России
в 2019 г.
был равен 110 трлн руб., что в месяц на душу населения равно 60 тыс. руб. (2300
$ППС), из которых денежные доходы населения 33 тыс. руб. Это мало, а за 7
последних лет среднегодовой темп роста ВВП был незначительным — около 1% в год
(по Росстату), а мир прирастал с темпом 3,5%. Китай убегает от нас с темпом
7%. ВВП России на душу населения по ППС меньше, чем в бывших соцстранах
(Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Румынии) и в Литве, Латвии и Эстонии.
О незначимости роста ВВП по Росстату, в частности, говорит
то, что только для амортизации и восстановления экономики после природных и
техногенных катастроф необходимо тратить более 1% ВВП, тем более что износ основных
фондов[2] в
некоторых отраслях, включая ЖКХ, составляет более 60%.
О незначимости роста ВВП свидетельствует и то, что в России
с 2013 по 2020 г.
реальные доходы населения сократились на 10%, а с учетом роста безработицы и
падения доходов самозанятых[3] — на
15%. Об этом же свидетельствует и обесценивание накоплений пенсионного фонда,
что подтолкнуло правительство к непопулярной пенсионной реформе.
Падение доходов народа снижает двигатель экономического роста
— спрос, и из-за этого, низкого качества продукции и нехватки экономической
воли не загружены многие предприятия. Надвигается критический дефицит инженеров
и квалифицированных рабочих.
Коэффициент использования мощностей (КИМ) в обрабатывающей
промышленности составляет около 60%, в том числе в производстве машин,
оборудования, электротехники и транспортных средств около 35%[4].
Экономический рост в сельском хозяйстве, наблюдаемый с
начала 2000-х годов, позволил обеспечить основу продовольственной независимости
страны, но не привел к независимости от зарубежных поставок семян и других
высокотехнологических компонентов. Не привел он и к решению социальных проблем
российского села.
Зарплата в сельском хозяйстве составляет всего 60% к
средней по экономике. Поэтому происходит миграция сельского населения в город,
особенно молодежи (несмотря на нехватку квалифицированных механизаторов,
животноводов и др.), что приводит к социальному опустыниванию сельских
территорий и перенаселяет города. Развитие сельского хозяйства зависит от
импортных средств производства и технологий, доступных крупнейшим хозяйствам,
потребляющим львиную долю аграрного бюджета. Это вместе с диспропорцией доходов
и диспаритетом закупочных цен в ущерб селу усиливает технологическую
зависимость АПК от импортных поставок и создает риски продовольственной
безопасности, ведет к монополизации агропродовольственного рынка, чрезмерным
антропогенным нагрузкам на агробиоценозы, деградации почв. Более 52%
российской пашни имеют дефицит гумуса.
Рост экспорта природных ресурсов обостряет проблемы их
истощения, загрязнения окружающей среды и катастроф, а система экологического
и метеорологического мониторинга в том числе в океанах и в Арктике не развивается.
Это тем более важно, что импортеры нашего сырья начинают строить
низкоуглеродную экономику с уменьшением потребления угля и нефти.
Не улучшается
положение наших «тяжелых» территорий (нечерноземный центр, Сибирь, Дальний
Восток и др.). Несмотря на госбюджетные льготы, доля в ВВП имеющего особое геополитическое
значение Дальнего Востока застыла на уровне 4%, а отток населения оттуда не
прекращается. Уже 30 лет страна не может преодолеть бедность. Она охватывает
около 30% населения, а половина из них крайне бедные[5].
При этом обеспеченный средний класс[6] составляет всего 20%, в то время как в
странах ЕС его доля составляет 60% и более. Малочисленность обеспеченного среднего
класса, определяющего устойчивость
государства и главный двигатель экономики, которым является платежеспособный спрос на основную массу производимых в стране
товаров и услуг, не позволяет обеспечивать благополучие страны.
Отсутствие
экономического роста обостряет проблемы в демографии. После 2018 г. возобновилось
растущее с каждым годом сокращение населения с падением рождаемости и
сохранением высокой смертности.
В 2019 г. смертность[7]
в РФ была равной 12,3, что означает, что число смертей в год в РФ было больше
на 400 тыс., чем по нынешней норме смертности в странах ЕС (где смертность
9,6), и больше на 220 тыс., чем по норме смертности в РСФСР в 1980-1990 гг.
(когда среднегодовая смертность была 10,9).
В 2020 г. у нас из-за коронавирусной пандемии произошел
аномальный прирост смертности на 2,3[8].
Этот прирост существенно больше, чем в США и в новых странах ЕС (1,5), а в
старых странах ЕС — 1,0. Причем у нас около 60% прироста смертности связано не
с коронавирусом, а с другими болезнями. Это значит, что ослабленное
разрушительными реформами российское здравоохранение из-за перегрузки
коронавирусом не смогло обеспечить лечение других болезней.
Расчеты[9]
показывают, что за 5 лет для уменьшения смертности только до упомянутого
уровня РСФСР необходимо ежегодно добавлять в государственное здравоохранение
400 млрд руб. ежегодно, а для уменьшения смертности до уровня Западной Европы
добавлять надо в 2 раза больше. Правительство РФ намерено финансирование
здравоохранения даже сокращать, что категорически недопустимо.
Помимо высокой смертности, из-за ухудшения
уровня жизни после 2015 г.
катастрофически упала рождаемость с 13,3 до 10,1 в 2019 г. (уменьшение числа
родившихся на 470 тыс.) и до 9,8 в 2020 г. (уменьшение числа родившихся еще на 45
тыс.).
В результате естественная убыль населения
России (число умерших минус число родившихся) в 2019 г. составила 317 тыс.
человек, а в 2020 г.
достигла 702 тыс.[10]
Расчеты Института социально-экономических проблем народонаселения РАН показывают,
что даже без коронавируса в настоящем десятилетии наше население будет
устрашающе сокращаться на 0,5 млн в год.
Всемирный банк (ВБ) использует метод оценки человеческого
капитала в денежном выражении[11].
По оценке ВБ, в 2020 г.
потеря человеческого капитала России с учетом ущерба от негативных последствий
для тех, кто серьезно переболел коронавирусной инфекцией, равна 8 трлн руб.,
что в 2,5 раза больше недополученной в 2020 г. суммы ВВП, равной по Росстату 3,3 трлн
руб.
За 30 лет число научных работников сократилось в 3 раза, и
это сокращение продолжается. По их числу, приходящемуся на душу населения, мы
во втором десятке, т.е. уступаем всем передовым странам мира. С 2012 г. в 2 раза сократилось
число защищаемых диссертаций. Только 12% заканчивающих аспирантуру защищают
диссертации, так как большинство аспирантов не могут прожить на аспирантскую
стипендию и вынуждены подрабатывать на стороне.
Большие объемы скупки иностранной валюты и вывоза
капиталов, офшоры, криминал с участием губернаторов и правоохранительных
органов, пропаганда приукрашиваемых данных дополняют описание нашего
состояния.
Преодоление перечисленных проблем необходимо не только для
повышения благосостояния народа, но и для сохранения устойчивости нашей
страны, предотвращения социальных конфликтов и повышения обороноспособности. А
для этого требуются кардинальные изменения в социально-экономической
сфере, в распределении доходов и расходов.
Наступает переломное время. Преодоление кризиса начинается
с «отскока от дна» производства товаров и доходов населения. Перед нами два
пути. Первый — «в гору», если отскок превратить в устойчивый рост. Второй —
«под гору», что более вероятно, если следовать по пути, предлагаемому
Минэкономразвития с малыми приростами инвестиций (5-6% в год) и доходов
населения (2-3% в год). На этом «осторожном» пути бедность основной части населения, высокая смертность и низкая
рождаемость, ослабление образования, науки и культуры будут продолжаться и в
этом десятилетии. В стране будет продолжаться стагнация с перемежающимися
рецессиями, что приведет к глубокому социально-экономическому кризису и потере
устойчивости через несколько лет.
II. НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Для обеспечения экономического роста необходим рост
инвестиций. В России после 2003
г. рост инвестиций на 1% приводил к приросту ВВП на
0,5%, а в среднем по миру — в 2 раза больше. Это объясняется большой долей
производства сырья в нашем ВВП и низкой эффективностью нынешнего руководства
финансово-экономическим блоком и производственными предприятиями. Эта низкая
эффективность стала экономической силой, тормозящей развитие страны.
Отсюда и призыв Президента РФ, что «не следует забрасывать
деньгами не готовые к этому отрасли экономики»[12].
А таких «неготовых» у нас большинство из-за многолетней неэффективности управляющего
класса и пороков экономического порядка. Но без инвестиций не будет реального
экономического роста. И этот порочный круг мы должны разорвать.
Сохранение малой инвестиционной доли ВВП, равной 17% (при
валовом накоплении основного капитала 21%)[13], малых вложений в
«экономику знаний»[14]
(12% ВВП[15]), в
том числе в науку (1% ВВП[16]),
не дает шансов на экономический рост, рост производительности труда и не может
обеспечить социально-экономический, демографический и гуманитарный прогресс.
В связи с этим необходимы новые руководители — специалисты,
способные эффективно реализовывать инвестиции, необходима реформа экономического
и государственного порядка с научной проработкой деталей.
Таким образом, для обеспечения роста ВВП выше 5% в год
необходимо, во-первых, создать условия для роста инвестиций на 10% в год с
одновременным повышением их эффективности, меняя кадровую политику при подборе
руководителей финансово-экономического блока и производственных предприятий.
Особое внимание следует уделить созданию условий для ввоза передовых зарубежных
технологий, контролю и ограничению импорта товаров, которые можно производить
в нашей стране.
Препятствуют инвестициям в нашу экономику две силы — слабый
покупательский спрос и высокие налоги
с предприятий, из-за чего в России производить невыгодно. Поэтому в
соответствии с мировым опытом необходимо поднимать доходы бедного и среднего
класса и снижать налоги на предприятия, перемещая налоги
на сверхдоходы физических лиц и их дорогую
собственность.
Показательно сравнение налоговой нагрузки на рабочую силу и
предприятия в России и в США. У них прогрессивная шкала подоходного налога
ранжируется от 0 до 37%, при этом зарплата работников менее 1 тыс. долл. в
месяц налогом не облагается. У них социальные сборы составляют 13%, а у нас —
30%. У них налог с продаж в разных штатах — от 6 до 9%, а у нас НДС — 20%. У
них нет налога на имущество предприятий, а у нас он — 2,2%. У них часть
расходов на приобретение оборудования уменьшают налоговую базу прибыли, у нас
— нет. В результате налоговая нагрузка на предприятия у нас в 3 раза тяжелее,
чем в США.
Тормозит рост экономики, снижая
покупательский спрос, и вопиющее социальное неравенство
с бедностью основной части населения и аномальной роскошью 0,5% его богатейшей
части. Помимо ослабления экономики, несправедливость такого неравенства
разъедает государство и грозит потерей устойчивости
страны.
Россия занимает 50-е место в мире по величине ВВП на душу
населения, еще ниже по величине минимальной зарплаты[17]
и 1-е место — по числу миллиардеров, отнесенному к ВВП в $ЦБ (именно по $ЦБ,
так как долларовые миллиардеры — субъекты мировой экономики). У нас их больше
в 2,2 раза, чем в США, в 3 раза, чем в странах ЕС, и в 13 раз, чем в Японии.
Еще одна причина отсутствия экономического роста — высокие внутренние цены на наше же сырье и полусырье (топливо,
электроэнергию, металлы, удобрения).
По сравнению с США, имеющими, как и РФ, собственные нефть,
газ и уголь, у нас цена на бензин, электроэнергию и металлы в $ППС в 2 раза
выше[18]. В 2 раза у нас выше
и доля ВВП на оплату электроэнергии, хотя затраты электроэнергии (кВт • час на
1000 $ППС ВВП) у нас выше всего на 20%. К сожалению, это важное обстоятельство
не осознается правительством.
И наконец, монополизм, коррупция, некомпетентность управленцев,
незащищенность прав собственности, офшоры, несправедливые суды стали мощным
фактором деградации производительных сил и ослабления государства.
Поэтому необходимы новые руководители — специалисты,
способные эффективно реализовывать инвестиции, необходима реформа экономического
и государственного порядка с научной проработкой деталей. Необходима также
консолидация государства и общества. Иначе экономическая ситуация и
устойчивость государства будут ухудшаться.
III. НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОРЯДКА
Экономический порядок определяют предпринимательский
климат (налоговая, финансово-кредитная и судебная системы), инвестиции, спрос, балансы, профессиональный и моральный уровень народа и руководящего класса.
Инвестиции реализуются кредитами, но в конечном счете они
оплачиваются покупателем. Поэтому главным инвестором может быть только платежеспособный народ, для чего его зарплата должна быть сбалансирована с издержками и ценами.
В большинстве стран мира минимальная
месячная зарплата примерно равна цене 1000 л бензина (а не 250 л, как у нас), а средняя
— в 2 раза больше. Это и должно быть ориентиром для сбалансированного
обеспечения платежеспособного спроса.
Ориентир для инвестиций в основной капитал —
они должны составлять не 17% ВВП, а в 1,5 раза больше, т.е. не менее 25% ВВП.
Ориентир для баланса цен на народные товары
и энергоресурсы — цена 1 кг
простого хлеба должна быть примерно равна цене 3 л бензина (а не 1 л, как у нас).
Сложившиеся диспропорции между отраслями ведут к несбалансированному
распределению доходов и расходов, что сдерживает экономический рост.
Перечисленные ориентиры характерны для всех
развитых и развивающихся стран. Они обеспечивают сбалансированность
экономики и ее рост. К ним необходимо приближаться в течение нескольких лет,
шаг за шагом повышая оплату труда, параллельно снижая цены на энергоресурсы и
сырье на внутреннем рынке и приводя к балансам зарплаты,
издержки и цены на народные товары. Тем самым через оплату труда и
сбалансированные цены будет повышена инвестиционная компонента в цене народных
товаров.
Этому же способствует государственная поддержка наименее
защищенных групп населения — обеспечение гораздо большими, чем сейчас,
пособиями по беременности и родам, по уходу за ребенком (особенно для семей с
двумя и более детьми), по временной нетрудоспособности, и она должна быть
государственным приоритетом для преодоления острейшей проблемы демографического
кризиса.
Для формирования профессионального и морального уровня
руководящих кадров нужны смена нынешней порочной кадровой политики, сокращение
управленческого персонала, в том числе госслужащих, а вместо «менеджеров»
необходимо привлечь специалистов, прошедших основные
ступени профессионального роста и созидания — ученых, инженеров, специалистов
аграрного сектора, врачей и т.д. Огромный ущерб приносит продвижение на
ключевые места в руководстве некомпетентных людей. Примером такой
некомпетентности являются Федеральные законы № 44 и 233 о тендерах, которые
препятствуют реальной конкуренции и установлению производственных связей между
предприятиями.
Необходимо создать условия для реальной политической,
кадровой и экономической конкуренции. Без этого вложения
в экономику приведут только к инфляции.
И конечно, параллельно с решением перечисленных проблем следует
использовать имеющиеся резервы:
- для мобилизации
инвестиционного потенциала (раздел IV);
- для мобилизации
финансовой и кредитной систем (раздел V);
- путем
совершенствования налоговой и таможенной систем (раздел VI);
- путем повышения
эффективности изъятия природной ренты (раздел VII);
- путем деофшоризации
России (раздел VIII).
IV. МОБИЛИЗАЦИЯ
ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
Наша страна имеет значительный инвестиционный потенциал,
который растрачивается и уходит из страны. Государство, опираясь на научные проработки,
должно, шаг за шагом корректируя реформы, мобилизовать инвестиционный
потенциал, чтобы он работал на развитие производительных сил.
В ближайшие 3-5 лет особое внимание следует уделить малому
и среднему бизнесу, производящему услуги и относительно простые товары, в частности
ныне импортируемые.
Для государственной поддержки более крупных проектов
главным механизмом следует использовать государственно-частное партнерство,
при котором на один рубль, вложенный государством, привлекается не менее двух
рублей частного бизнеса. При этом безопасность вложений
бизнеса должна неукоснительно гарантироваться государством с контролем
целевого использования ресурсов.
Какие
же меры и ресурсы может использовать государство?
1.
Необходимо обеспечить защиту
всех видов собственности, в том числе и частной, всеми
государственными силами.
2.
Развить конкурентную
среду во всех отраслях, борясь с государственной и олигархической монополизацией.
3.
Активней развивать страхование, паевые фонды,
ипотеку, рынок земли, венчурный капитал, фондовую биржу, биржевую торговлю.
Следует развить рынок капитала как двигатель
экономического роста.
4.
В АПК необходимо перераспределять
государственные дотации в сторону развития малого и среднего бизнеса,
вертикальной сельскохозяйственной кооперации; сельскохозяйственных науки и
образования, включая систему внедрения результатов НИР в производство;
несельскохозяйственных видов занятости сельского населения; сельской социальной,
инженерной и цифровой инфраструктуры.
5.
Ввести льготы (земельные,
налоговые, таможенные и административные) для инвестирования в основные фонды
и вложения в человеческий капитал, экономический рост, импортозамещение и ввод
высокотехнологичных производств.
6.
Разработать закон «Об обороте основного
капитала», в котором, в частности, должно быть предусмотрено создание на
предприятиях амортизационных фондов, средства которых
могут расходоваться лишь на покупку новых и восстановление изношенных основных
средств.
7.
Использовать Фонд национального благосостояния
(ФНБ, составляющего около 14 трлн руб.) и часть из золотовалютных
резервов (составляющих сегодня 590 млрд долл.). Для этого за 3-5 лет
(по мере накопления опыта их целевого использования) довести заимствования до 2
трлн руб. в год на выдачу целевых инвестиционных кредитов для обновления действующего
производства и ввода новых мощностей.
8.
Активней использовать средства
банков[19],
привлекая средства населения. Последние составляют 32 трлн руб. в
российских и 1 трлн долл. в офшорах и зарубежных банках[20]. То же относится и к
средствам от осмысленной и осторожной приватизации.
9.
С учетом опыта развитых и развивающихся стран
надо научиться использовать дефицитный госбюджет[21]
(это даст около 3 трлн руб. в год) и долги государства.
Долги надо начать с доведения их до 25% ВВП, а позднее по мере накопления опыта
в течение 7 лет довести их до 30-40% ВВП[22], занимая 40-50 млрд
долл. ежегодно. Все эти средства нужно возмещать ценными бумагами, дающими
доход за счет экономического роста. Ресурсы, перечисленные в пунктах 7-9 «спят»
из-за отсутствия выгодных проектов, условий для их реализации,
правоохранительных гарантий и дефицита квалифицированных кадров. Их необходимо
оживлять, создавая бюджет развития.
V. МОБИЛИЗАЦИЯ
ФИНАНСОВОЙ И КРЕДИТНОЙ СИСТЕМ
Необходимо преобразовать финансовую систему, ориентировав банковскую систему не только на предотвращение
инфляции, но и на развитие производительных сил, создавая систему «длинных»
денег по следующим программам.
1.
Трехлетняя программа снижения ключевой ставки
ЦБ до 3% и ниже для целевых инвестиционных кредитов в
рамках государственно-частного партнерства и для стимулирования малого бизнеса.
2.
Целевые инвестиционные кредиты госбанков с
низкими процентными ставками и проектное финансирование вместо залога,
сопровождаемые жестким контролем расходов.
3.
Бюджетное финансирование компенсаций банкам
затрат на часть ставки для целевых инвестиционных проектов.
VI. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМ
Необходима коренная реформа системы налогов и
государственных сборов.
1.
Следует поэтапно увеличивать долю региональных
бюджетов в консолидированном бюджете с поэтапной передачей регионам части
функций.
2.
Необходим не только контроль, но и повышенное
налогообложение некоторых видов трансграничного перемещения
капитала (в том числе и в офшоры).
Это уже наметили Президент РФ и Председатель Правительства,
и это соответствует решениям международной финансовой конференции в
Бреттон-Вудсе (1944 г.),
направленным на обеспечение стабильности национальных валют.
3.
Прогрессивная шкала налогообложения доходов и
имущества — обязательное условие роста рыночной
экономики. Только она, смягчая аномальное экономическое неравенство, позволяет сбалансировать
экономику, поддерживать покупательский спрос и инвестиционный потенциал. Об
этом свидетельствует опыт всех развитых и развивающихся
стран.
Для обсуждения в качестве первого
приближения мы предлагаем прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц
(НДФЛ) со следующими ставками по четырем уровням.
Уровень 1 — доходы до 15 тыс. руб./мес[23] и ставкой 0%.
Уровень 2 — доходы от 15 тыс. до 250 тыс.
руб./мес и ставкой 13%.
Уровень 3 — доходы от 250 тыс. до 1 млн
руб./мес и ставкой 25% от той части дохода, которая свыше 250 тыс. руб./мес.
Уровень 4 — доходы свыше 1 млн руб./мес и
ставкой 40%[24]
от той части дохода, которая свыше 1 млн руб./мес.
Введение для 25% от 70 млн российских
налогоплательщиков необлагаемого минимума в размере 15 тыс. руб./мес повлечет
за собой потерю госбюджета регионов в размере 0,3 трлн руб.
Число налогоплательщиков, получающих доходы
свыше 250 тыс. руб./мес (3-й уровень), составляет 560 тыс. человек[25] (около 0,8% от всех
налогоплательщиков) со средним доходом около 500 тыс. руб./мес. Они внесут в
госбюджет дополнительно 0,5 трлн руб. в год.
Число налогоплательщиков с доходами,
превышающими 1 млн руб./мес3 (4-й уровень), по нашим оценкам,
примерно равно числу долларовых миллионеров, которых в России около 250 тыс.
человек[26] со средним доходом
около 3 млн руб./мес. Тогда при ставке подоходного налога 40% с той части
дохода, которая превышает 1 млн руб./ мес, с 250 тыс. долларовых миллионеров
будет собран НДФЛ в сумме 2,5 трлн руб.
Таким образом, в сумме 3-й и 4-й уровни
налогоплательщиков внесут в госбюджет 3 трлн руб. в год, что покрывает потерю
из-за необлагаемого минимума и добавит 2,7 трлн руб. Это позволит повысить
зарплаты и поддержать программы в здравоохранении, образовании, науке и
культуре, начать преодолевать ценовые диспаритеты, отмеченные в разделе III. А
в целом на эту сумму повысится покупательский спрос на товары народного
потребления.
При этом поэтапно от подоходного налога
освободятся около 15% налогоплательщиков, сохранят ставку 13% практически вся
остальная часть, за исключением 0,8% налогоплательщиков с большими доходами
(более 250 тыс. руб./мес).
Новую шкалу НДФЛ следует вводить поэтапно, в
течение 3-5 лет понижая ставки для 1-го уровня с 13 до 0% и повышая ставки для
3-го и 4-го уровней с 13 до 25% и 40% соответственно, а также снижая верхние
границы 3-го уровня с 250 до 100 тыс. руб./мес и 4-го уровня с 1 млн до 500
тыс. руб./мес.
Такой же подход должен быть и к налогам на
богатое имущество, на богатое наследство и на доходы от финансовых спекуляций.
НДФЛ целесообразно, как в других странах, брать только с
доходов, которые используются на цели личного потребления, освободив от них
расходы на здравоохранение и образование. А с личных доходов, которые граждане
будут использовать для вложения в производство товаров и услуг, для
приобретения облигаций и других ценных бумаг, при вложении в совместные фонды
потребления и т.п., налоги не взимать или взимать в минимальном размере. Это
соответствует опыту многих стран, где налог носит не чисто фискальный характер,
а выполняет также функции стимулирования инвестиций и сокращения социального
неравенства.
4.
Мы предлагаем в течение 3-5 лет снижать ставку НДС до 10%. За налоговую базу налога на добавленную
стоимость следует принять «добавленную стоимость», а не «реализацию» (как это
предписано Налоговым кодексом) и считать НДС «прямым» способом как произведение
добавленной стоимости и ставки налога. А потери госбюджета компенсировать за
счет более полного сбора и отмены возмещения[27] НДС экспортерам сырья,
сохранив возмещение только экспортерам продукции с высокой долей добавленной
стоимости на основе представляемых калькуляций. Тогда бюджет РФ получит
дополнительно около 1 трлн руб. в год.
При этом 50% НДС
следует оставлять регионам.
Сегодня собираемость НДС не превышает 30%. Например, в 2018 г., согласно данным ФНС
(форма 1-НОМ) и Росстата, с отраслей, облагаемых НДС, был собран НДС в сумме 3,4
трлн руб., а валовая добавленная стоимость этих отраслей составила 64 трлн руб.
Эффективная ставка НДС составила не 18%, а 5,3%, т.е. собираемость НДС в 2018 г. составила 29%. Кроме
того, большие потери несет бюджет из-за незаконного возмещения НДС экспортерам,
которые этим налогом не облагаются. Например, в период 2000-2012 гг. экспорт
России вырос в 5,2 раза, а возмещение НДС — в 16 раз[28].
Это значит, что значительная доля НДС возмещалась незаконно, а именно: (1 -
5,2/16) х 100% = 67%. Примерно такая же доля НДС незаконно возмещается и
сегодня. Речь идет о ежегодных потерях бюджета более 2 трлн руб. Повышение
налоговой нагрузки за счет НДС коснется в основном экспортеров сырья.
Абсолютное большинство предпринимателей вздохнут с облегчением.
5.
Необходимо в течение 3-5 лет снизить ставку социальных взносов с 30 до 15%, потери Пенсионного Фонда и
Фонда социального страхования компенсировать, отменив предельные
ставки для взносов.
6.
Необходимо уменьшать налогооблагаемую базу
налога на прибыль, если она инвестируется в производство
в объеме до 50 млн руб. в год. При этом соответствующая потеря региональных
бюджетов должна быть компенсирована из федерального бюджета.
7.
Надо упростить налоговый
отчет по примеру европейских стран.
8.
Данные Федеральной таможенной службы об
экспорте и импорте России существенно отличаются от данных стран-партнеров
соответственно об их импорте из России и их экспорте в Россию в 2 раза и более[29],
что приводит к потерям бюджета из-за недополученных таможенных пошлин, акцизов
и НДС при экспорте и импорте, исчисляемым миллиардами долларов.
Необходимо обязать Федеральную таможенную службу выявлять разницу своих данных и данных, представляемых странами-партнерами.
При наличии существенных расхождений принимать соответствующие меры.
9.
Выделять квоту на экспорт зерна только при
условии выполнения регламента по восстановлению плодородия пашни и соблюдения
интересов потребителей на внутреннем рынке.
Окончание следует
[1]Глазьев С.Ю.
Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах.
М.: Книжный мир, 2018. 768 с.
[2] https://fedstat.ru/indicator/58545
[3] Число
самозанятых россиян составляет около 17 млн человек, или почти четверть всех
работающих граждан России (https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5d66f3ac9a794780e015e739, 29.08.19). Из этого числа только 2,4 млн зарегистрированы в Федеральной
налоговой службе и платят налоги [Татьяна Бочкарева. Троекратный рост за три
года // РБК. 23.06.2021. № 94 (3383)].
[5] Согласно опросу
ВЦИОМ, граждане России считают бедной семью, доход которой менее 15 тыс. руб. в
месяц на человека. В связи с этим тех, чей доход на уровне прожиточного
минимума около 10 тыс. руб. в месяц, следует считать крайне бедными. А подушный
доход, который граждане считают нормальным 40 тыс. руб. в месяц, имеют только
20% населения.
[6] Ключевая
европейская норма отнесения домашних хозяйств (семьи) к обеспеченному среднему
классу — это возможность за 30% своего ежемесячного дохода за 20 лет оплатить
по ипотеке стоимость квартиры эконом-класса, в которой на одного члена семьи
приходится средняя подушевая жилая площадь в стране.
[7] Под смертностью
и рождаемостью в демографии имеют в виду число смертей и число родившихся,
отнесенных на 1000 человек населения страны.
[8] Естественное
движение населения РФ за 2020 год. Росстат. 11.06.2021.
По последним данным Росстата, когда в России начался прирост смертности
из-за коронавирусной инфекции, с мая 2020 г. по апрель 2021 г. (12 месяцев) прирост
числа смертей равен 481 тыс., или на 1000 человек населения (146 млн), это
равно 3,3, что в несколько раз больше, чем в Европе (за исключением Польши) и в
два раза больше, чем в США. И этот прирост смертности в России интенсивно
продолжается в отличие от большинства европейских стран и США.
[10] Коронавирус
поднял смертность до середины 1990-х // РБК. № 88 от 15.06.2021.
Эта убыль населения, соответствующая данным Росстата, показывает
ложность распространяемого утверждения о том, что мы благополучней, чем Запад,
пережили коронавирусный год. Удивительно, но этот факт не осознают даже многие
политики, критикующие правительство.
[13] В развитых
странах инвестиционная доля равна 21% ВВП, в развивающиеся странах — 33%, в
Китае — 44%.
[14] «Экономика
знаний» включает научные и опытные разработки (НИОКР), образование,
информационные технологии (ИКТ, или «цифровая экономика»), здравоохранение,
культуру.
[15] Вложения в
«экономику знаний» в Европе — 30% ВВП, в США — 40%, в Китае — 22%.
[16] Затраты на
науку в долях ВВП в Китае 2,2%, в США, Германии и Японии — 3%, в Южной Корее —
4,6%.
[17] Минимальный
размер оплаты труда (МРОТ) в РФ меньше в 1,5 раза, чем в Прибалтике, в 2 раза,
чем в Болгарии, и от 3 до 14 раз, чем в других странах ЕС.
[18] Именно по
паритету покупательной способности (ППС) должны сравниваться цены на базисные
товары и в целом ВВП в разных странах, а не по курсу ЦБ, как это делают правительственные
чиновники, убеждая Президента РФ, что у нас цены на бензин, электроэнергию и
металлы самые низкие. См. также ориентиры для баланса цен на народные товары и
энергоресурсы (раздел III).
[19] Активы банков
составляют 90 трлн руб.
[20] Данные Росстата и Boston Consulting Group.
[21] Безопасный
размер дефицита госбюджета считается равным до 3% ВВП.
[22] В Евросоюзе эти
долги составляют 80%, в США — 110% ВВП.
[23] В США, Европе,
Израиле, Японии и др. необлагаемый налогом доход равен 1 тыс. долл. в месяц, в
Китае 750 долл. в месяц.
[24] В США, Европе,
Израиле, Японии и др. максимальная ставка НДФЛ от 37 до 57%.
[26] Из 250 тыс.
долларовых миллионеров 7% обладают богатством от 10 до 100 млн долл., а число
долларовых миллиардеров 110 человек (0,005%). См. https://www.forbes.ru/newsroom/
milliardery/385853-v-rossii-za-god-stalo-na-43-bolshe-dollarovyh-millionerov
[27] Отсутствие
возмещений существенно усложнит возможности уклонений от уплаты НДС.