Улла Клётцер (Ulla. Klotzer), финское движение
«Женщины против ядерной энергетики»
Финляндия
рискует своей репутацией технологически развитой страны, продолжая
финансировать ядерно-энергетические проекты, которые представляют собой
устаревшую технологию, явно неконкурентоспособную и чрезвычайно рискованную. Еще до начала
строительства АЭС «Ханхикиви-1» у госкорпорации «Росатом»
возникли
проблемы.
АЭС «Олкулиото-3»
(Olkiluoto-3), которую по первоначальным планам хотели ввести в эксплуатацию в 2009 г., все еще не
работает. Ее стоимость под ключ в размере 3,2 млрд евро, согласованная с
французской компанией «Арева» (Areva), к настоящему
времени превышает 11 млрд. Дополнительные расходы в той или иной форме
будут покрыты гражданами Франции и Финляндии.
Уже есть
явные признаки того, что финско-российский проект АЭС «Ханхикиви-1»
(Фенновойма/Росатом) развивается по такому же сценарию – задержки и перерасход
средств еще до начала строительных работ на станции. Дополнительные расходы в
этом случае также будут оплачиваться гражданами России и Финляндии.
Учитывая
крайне негативное международное внимание, которое получил скандальный проект
АЭС «Олкилуото-3», удивительно и более
чем странно, что финские власти и политики не призывают остановить проект «Ханхикиви-1». Поскольку
возобновляемые источники энергии, несомненно, дешевле ядерных, поскольку АЭС
строятся слишком медленно, чтобы вносить значительный вклад в сокращение
выбросов CO2, и поскольку ядерная энергетика подвержена огромным
рискам аварий, в том числе из-за изменения климата (наводнения, штормы, засуха
и т. д), должна быть какая-то скрытая политическая причина для продолжения
этого проекта. Неужели политики во власти боятся ухудшения отношений с Россией?
Есть ли какое-то секретное соглашение, которое нельзя нарушить?
Учитывая
тенденции развития ядерной энергетики в мире, как Россия, так и Финляндия могли
бы получить огромную выгоду как на национальном, так и на международном
уровнях, если вместо строительства АЭС на мысе Ханхикиви создали совместный
центр возобновляемой энергетики, специализирующийся на энергии ветра, солнца и
биомассы. Инфраструктура, уже созданная на этом мысе, может быть использована
для такого проекта развития дружественных отношений. Это создаст как для
России, так и для Финляндии репутацию ответственных и ориентированных на
будущее стран, способных сотрудничать в области технологий, имеющих решающее
значение для всего мира.
По оценкам
МАГАТЭ доля ядерной энергетики в производстве электроэнергии может сократиться
с 10 до 6% к 2050
г., если сохранятся нынешние тенденции на рынке,
технологиях и ресурсах.
Однако,
глобальный прирост мощностей по возобновляемым источникам энергии уже в 2020 г. превзошел
ранее сделанные оценки и побил все предыдущие рекорды, несмотря на замедление
экономического роста, вызванное пандемией COVID-19. Согласно данным,
опубликованным 5 апреля 2021
г. Международным агентством по возобновляемым
источникам энергии (IRENA), в прошлом году мировой прирост мощности
возобновляемых источников энергии составил 260 ГВт, что почти на 50% выше прироста
за 2019 год.
В Европе
Германия, Бельгия, Швейцария, Испания постепенно отказываются от атомной
энергетики. Швеция закрыла 6 из 12 энергоблоков АЭС, а
Франция сокращает производство ядерной энергии.
В Западной
Европе наблюдаются явные признаки отхода от ядерной энергетики в пользу
устойчивых методов производства энергии. Прежде всего в Германии, самой сильной
экономике Европы, были сделаны решительные заявления против ядерной энергетики.
В марте 2021 г. Инге Паулини
(Inge Paulini), глава Управления радиационной защиты Германии (Bundesamt für
Strahlenschutz), призвала к поэтапному отказу от ядерной энергетики по всей
Европе. Фукусима показала, что для ядерной энергетики нет гарантии
безопасности.
В добавок к
этому, в марте 2021 г. Министерство
окружающей среды Германии (BMU) опубликовало план из 12 пунктов по поэтапному
отказу от ядерной энергетики [1]. В нем подчеркивается, что "риски,
связанные с ядерной энергетикой, требуют решительных действий в Германии,
Европе и во всем мире". Эти риски не могут сдерживаться государственными
границами. Ядерная энергетика слишком дорога по сравнению с возобновляемыми
источниками энергии. Её доля в мировом потреблении первичной энергии не
составляет и 5%, что означает, что это не решение проблемы изменения климата.
Ядерные отходы — это проблема, которую не решила ни одна страна, и будущие
расходы на ее решение огромны и станут тяжелым бременем для будущих поколений. Поэтому,
финансирование Евросоюзом должно способствовать развитию только возобновляемых
технологий. Согласно BMU, ядерная энергетика не может рассматриваться по
классификации ЕС как устойчивая энергетика. В рамках продолжающейся реформы
системы поддержки ЕС Министерство окружающей среды Германии будет защищать
интересы тех государств-членов ЕС, которые постепенно отказываются/намерены
постепенно отказаться от ядерной энергетики.
По информации
Еврактив (EURACTIVE), общеевропейской независимой медиа-сети (8 сентября 2021 г.),
финансирование проектов в области атомной энергетики будет исключено из списка
фонда поддержки зеленых технологий ЕС. Исключение из этого списка может также
снизить шансы на включение ядерной энергетики в классификацию ЕС, которая будет
обсуждаться осенью, и в которой перечислены критерии для
инвестиций, чтобы
считаться экологически устойчивыми. Компании должны
отчитываться о своей финансовой деятельности, чтобы подтвердить соответствие их
инвестиций критериям устойчивости по классификации
Евросоюза.
Из
онлайн-новостей «Скотиш Феррет» (Scottish Ferret) от 19
августа 2021 г. следует, что
ядерная промышленность исключена из состава участников 26-й Конференции Сторон
ООН по изменению климата, которая будет проходить в Глазго с 1 по12 ноября 2021 г. Все заявки, поданные
ядерными группами на установку экспонатов на конференции в так называемой
“зеленой зоне” для продвижения устойчивых решений, были отклонены.
Ядерная
промышленность привела к образованию сотен тысяч тонн высокорадиоактивных
отходов по всему миру. Нигде в мире еще нет окончательного хранилища для этих
самых опасных материалов на Земле.
Начиная с 1981 г., ядерное
топливо с двух российских энергоблоков ВВЭР-440 на финской АЭС «Ловиса» (Loviisa)
почти ежегодно экспортировалось наземным и железнодорожным транспортом на
российский завод в Челябинской области по переработке отработавшего ядерного
топлива – одно из самых радиоактивно-загрязненных мест на Земле.
Однако в 1994 г. Финляндия
приняла закон, запрещающий экспорт отработавшего ядерного топлива с финских
АЭС. В результате прекратились перевозки отработавшего топлива в Россию, и
Финляндия перестала быть частью грязного российского бизнеса по его
переработке.
В 1996 г. финская
компания по ядерным отходам «Посива» (POSIVA)
начала сотрудничать со шведской компанией СКБ (SKB), занимающейся ядерными
отходами, для решения проблемы изоляции отработавшего ядерного топлива. В этом
партнерстве был представлен метод KBS-3, как способ решения данной проблемы.
Он включает капсулирование отработавшего топлива в медные контейнеры, которые
затем помещаются, окруженные буфером из бентонитовой глины, в специальные
каналы в системе туннелей в коренных породах на глубине 400–700 м
(рис.1).
Рис.1.
Шведско-финский проект KBS-3 долговременной
изоляции отработавшего ядерного топлива в горных породах
В Швеции
строительство хранилища еще не началось из-за продолжающихся дискуссий о
безопасности этого метода. В Финляндии хранилище «Онкало» построена на
глубине 450 м
в скальной породе. Это первое в мире хранилище отработавшего топлива будет
введено в эксплуатацию примерно в 2025 г.
Метод KBS-3
для долговременной изоляции отработавшего ядерного топлива подвергся критике со
стороны шведских, а также международных экспертов, согласно мнению
которых медные
капсулы, окружающие отработавшее топливо, скорее всего, будут подвержены
коррозии, а бентонитовая глина, окружающая капсулы, не отвечает необходимым
требованиям.
Библиография:
1. План из
12 пунктов по завершению поэтапного отказа от ядерной энергетики - позиция
Федерального министерства окружающей среды Германии, 11 марта 2021, англ.
(12-point plan to complete the nuclear phase-out – the position of the Federal
Environment Ministry.