А.Ю. Гагаринский, НИЦ «Курчатовский институт»
Европейская комиссия представила
государствам-членам проект дополнительного акта к регламенту по таксономии
(«финансированию устойчивого роста») ЕС, касающемуся газовой и ядерной
деятельности. В январе 2022 года состоялась встреча 27 министров и
госсекретарей, отвечающих за экологическую тематику,для обсуждения проекта
Еврокомиссии, по которому атомная энергия определяется как «климатически
дружественная», а природному газу также присваивается «зелёный» статус (с
оговоркой: «на ограниченный переходный период»).
Справедливости ради надо заметить, что наделение
ядерной энергетики «зелёным» статусом сопровождается целым рядом условий,
иногда довольно странных, как, например, требование не только к новым, но и к
действующим реакторам использовать «аварийно-устойчивое (толерантное) топливо»,
хотя ему ещё далеко до состояния коммерческого продукта на рынке. По мнению
Комиссии, «необходимо признать, что секторы природного газа и ядерной
энергетики могут способствовать декарбонизации экономики Союза». После принятия
Комиссией «Дополнительного делегированного закона», в котором признаётся
фундаментальная устойчивость ядерной энергетики, у Европарламента и Совета
будет четыре месяца на рассмотрение документа.
Отношение
к атомной энергии – пожалуй, одно из самых впечатляющих противоречий в Западной
Европе. Его история берёт начало с того времени, когда в конце 1950-х годов две
участвовавшие в создании ядерного оружия западноевропейские страны – Великобритания
и Франция присоединились к СССР и США в практической реализации идеи «атома для
мира». В 1960-е годы началось буквально «соревнование» стран по вводу своих
первых АЭС, начиная с Италии (1964
г.). Далее последовали АЭС ГДР, ФРГ, Швейцарии, Испании,
Нидерландов, Швеции. Продолжалось это и в последующие два десятилетия. Даже
Австрия, сегодняшний главный борец с ядерной энергетикой, в 1978 году имела
полностью построенную АЭС – правда, так и не ввела её в эксплуатацию. Кстати,
решение было принято большинством в 30 тыс. голосов на референдуме, в котором
участвовали 3 млн. человек. Фактически, в Западной Европе, кроме стран, которые
природа исключительно щедро одарила энергетическими ресурсами (Норвегия,
Исландия), из имеющих экономический потенциал для атомного строительства в
стороне остались только Португалия, Дания и Ирландия, а в бывшем
социалистическом содружестве – Польша, не успевшая на «атомный поезд»
(строительство АЭС Жарновец было прервано) и собирающаяся сделать это уже в
новом веке.
Обратный
процесс падения привлекательности ядерной энергетики, активизированный тяжёлыми
авариями, привёл даже к отказам от АЭС в Европе, хотя и был слабее предыдущего
этапа «коллективного энтузиазма». Драматична судьба ядерной энергетики Италии.
Будучи в авангарде строительства АЭС, страна уже успела, после аварий в
Чернобыле и на Фукусиме, дважды закрыть свою ядерную энергетику. Последний –
построенный, как и три предыдущих, по американским проектам, блок Caorso был остановлен в
1990 году. Анонсированное правительством строительство новых АЭС было
остановлено в результате референдума 2011 года. Ряд стран объявили поэтапный
отказ от ядерной энергетики либо к определённому сроку (Германия, Бельгия),
либо по мере выработки ресурса АЭС (Испания, Швейцария).
К
началу 2022 года на 103 ядерных энергетических реактора (100 ГВт), работающие в
13 из 27 стран-членов ЕС, приходится около четверти вырабатываемой
электроэнергии и примерно половина низкоуглеродной электрогенерации. Стоит при этом заметить, что ЕС является
крупнейшим импортёром энергии в мире, заимствуя 60% от полного потребления с
ежегодными затратами, превышающими 350 млрд. евро.
Строительство
АЭС ведётся в трёх странах-членах ЕС – Финляндии, Франции и Словакии. Готовится
к расширению своей АЭС Пакш Венгрия, уверенно заявляет о большой
ядерно-энергетической программе Польша. Форсировать строительство АЭС намерены
Чехия и Нидерланды. Всемирная ядерная ассоциация добавляет в перечень
европейских стран, обсуждающих ядерные планы как вариант своей энергетической
политики, Албанию, Сербию, Хорватию, Эстонию и Латвию.
Когда
весной 2018 года ЕК запустила свой «план действий по финансированию устойчивого
роста», ядерная энергия «не была включена из-за отсутствия информации». Тогда
ЕК обратилась к независимой научно-технической службе – Объединённому
исследовательскому центру с просьбой провести углублённый анализ устойчивой
ядерной энергетики. Его вердикт, что «ядерная энергия наносит не больше вреда
человеку и окружающей среде, чем другие технологии производства энергии, считающиеся
устойчивыми», и является источником, способным внести значительный вклад в
смягчение последствий изменений климата, вызвал негодование противников ядерной
энергетики, однако дело было сделано. Произошла явная консолидация «проядерной»
Европы, вынужденной на различных площадках Евросоюза отбиваться от
«антиатомных» стран во главе с Германией, Австрией и Люксембургом, под
давлением которых в марте 2019
г. Европарламент вычеркнул атомную энергию из списка
«зелёных» технологий. В этой связи заметным фактом стало обращение в марте 2021 г. президентов и
премьер-министров семи стран – Чехии, Франции, Венгрии, Польши, Румынии,
Словакии и Словении к президенту ЕС, которое можно считать «манифестом» в
защиту независимой политики стран Евросоюза в области мирного атома.
«Все
государства-члены выбирают свою энергетическую политику в полном соответствии с
законодательством ЕС, включая Договор о Евратоме. Это – аргумент в пользу
нашего настоятельного призыва обеспечить действительно равные условия для
ядерной энергетики в ЕС, не исключая ее из политики и стимулов ЕС в области
климата и энергетики, и принимая во внимание, что половина стран ЕС используют
или развивают ядерную энергетику. Мы призываем Европейскую комиссию обеспечить
в энергетической и климатической политике ЕС учёт всех путей к климатической
нейтральности. В этом контексте ко всем имеющимся и будущим технологиям с
нулевым и низким уровнем выбросов следует относиться одинаково во всех
стратегиях, включая таксономию устойчивых инвестиций, направленных на
достижение климатической нейтральности к 2050 году».
На
этот «меморандум» есть ответ пяти стран (Австрии, Дании, Германии, Люксембурга
и Испании) с призывом к Европейской комиссии исключить ядерную энергетику из
«зелёной таксономии» – так называют систему финансирования задач в сфере
климата и экономической устойчивости.
Тем
не менее, включение ядерной энергетики в таксономию ЕС вышло на финишную
прямую. Уже двенадцать стран ЕС заявили о своём намерении включить атом в планы
перехода на чистую энергию (кроме ранее упомянутых, это Финляндия, Болгария,
Хорватия, Нидерланды и Швеция). Нельзя сказать, что противники ядерной энергии
сложили оружие. Австрия и Люксембург намереваются подать жалобы в Европейский
суд, чтобы предотвратить её попадание в «зелёную» квалификацию ЕС. Опыт судебных
исков против строительства АЭС в Чехии и Великобритании у них уже есть, правда,
негативный. Того же требуют от своего правительства немецкие «зелёные». Однако
мало кто сомневается, что окончательное положительное решение по «озеленению»
ядерной энергетики произойдёт, и новый статус сделает её более привлекательной
для инвесторов, что обещает миллиардные капиталовложения.